Тема проекта | «Минутки безопасности» |
Автор | Авторы: Никифорова Анна Викторовна, воспитатель
|
Вид и тип проекта | Социально значимый. Информационно – игровой, групповой. |
Сроки реализации | 01.09.2022 -31.03.2023г. |
Участники проекта | Воспитатель, дети второй младшей группы, родители (законные представители). |
Образовательная область | Познавательное развитие |
Актуальность | Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания, которая в свою очередь наполнена большим количеством опасностей. Проблема безопасности жизнедеятельности признается во всем мире, и считается одной из наиболее важных проблем требующих решения. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью. В Российской Федерации от социальных, техногенных, природных и иных катастроф ежегодно погибают более 300 тысяч человек, 100 тысяч человек становятся инвалидами, еще больше людей теряют здоровье, подвергаются насилию. Защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности — первостепенные задачи нашей страны. «Стратегический приоритет политики в сфере детства – это формирование и развитие ценностей здорового образа жизни», — подчеркнуто Президентом РФ в послании Федеральному Собранию.
Техногенные и экологические катастрофы, террористические акты, военные конфликты, рост преступности, социальная и экономическая нестабильность особенно остро сказываются на детях. Такие особенности дошкольника, как доверчивость, внушаемость, открытость в общении и любознательность, обусловливают поведение в опасной ситуации и способствуют его наибольшей уязвимости, поэтому то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой, так как ребёнок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. На пороге третьего тысячелетия актуализировалась необходимость поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности из-за отсутствия навыков правильного поведения в различных ситуациях. Специалистами разных научных направлений отмечается, что формирование ответственного отношения человека к своей безопасности должно проходить на всех этапах его жизни, а начинать ее необходимо именно с дошкольного возраста. Дошкольный возраст — важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности и здорового образа жизни в целом. И поэтому задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Под безопасностью большинство исследователей понимают такое состояние человека, которое с определенной вероятностью обеспечивает невозможность причинения вреда его существованию, как другим, так и им самим, благодаря имеющимся знаниям, умениям и навыкам, как это сделать. Такое определение дают О.Н. Русак близкие к нему определения безопасности дают С.К. Шойгу, Н.Н. Авдеева. Как отмечает С.К. Шойгу, обеспечение безопасности жизнедеятельности — это, по существу, создание таких условий в системе, при которых действие детерминированных или случайных факторов, вызывающих появление опасности, ограничивается и в итоге приводит к снижению опасности до приемлемого уровня. |
Цель | Сформировать у дошкольников знания, представления, устойчивые навыки по основам безопасности и жизнедеятельности. |
Задачи | 1.Знакомить детей с правилами безопасного поведения дома, в детском саду, на улице, на дороге, в транспорте. 2.Развивать собственный познавательный опыт. 3.Поддерживать у детей инициативу, самостоятельность, сообразительность. 4.Поощрять дружеские отношения во время ситуативных игр. 5.Формировать знания, умения и навыки безопасного поведения в обществе, проявление интереса и желания расширять свой кругозор.
|
Практическая значимость | Дети с самого раннего возраста для собственной безопасности должны чётко знать правила безопасности. Это касается всех сфер жизни и деятельности ребёнка – быта, игры, движения. Прямой обязанностью взрослого является обучение ребёнка основам безопасного поведения. Ребёнок может оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, дома, природе, на дороге, поэтому главная задача взрослых – стимулировать развитие самостоятельности и ответственности. Чтобы дети знали, как правильно вести себя в разных ситуациях и умели применять полученные знания в реальной жизни.
Современный мир таит в себе множество опасностей. Знание правил безопасности жизнедеятельности, пожарной безопасности, ПДД, ОБЖ поможет предотвратить беду, а правильное поведение в той или иной ситуации может спасти жизнь. Детская безопасность всегда была и будет общей заботой педагогов и родителей. Жизнь ребёнка – это самое дорогое, что есть на свете. Задача взрослых научить маленького человечка обойти беду стороной. |
Основные этапы реализации проекта. | Подготовительный этап: 1.Формулирование проблемы. 2.Определение актуальности цели задач. 3.Подбор методической и художественной литературы. 4.Подготовка бесед по данному возрасту. 5.Подготовка и разработка игр и игровых ситуаций по теме.
|
Основной этап: 1.Организация предметно-развивающей среды. 2.Проведение ситуативных игр в группе и на прогулке. 3.Индивидуальная работа с детьми. 4.Подвижные игры. 5.Чтение художественной литературы. 6.Беседы. 7.Продуктивная деятельность детей совместно с воспитателем (аппликация). 8.Продуктивная деятельность родителей (рисование, оформление уголка безопасности).
|
Заключительный этап: - Оформление уголка безопасности.
- Выставка рисунков.
3. Показ презентации о проделанной работе: «Минутки безопасности». - Выступление на РМО.
|
Практическая деятельность | Образовательная работа в рамках проекта Месяц | Образовательная деятельность | Непосредственная образовательная деятельность | Задачи | Сентябрь | Познавательная, социально-коммуникативная деятельность | Беседа о ОБЖ. Рассматривание иллюстраций. Отгадывание загадок по теме. | Через различные виды деятельности формировать у детей младшего возраста основы безопасной жизни, создавать условия для формирования черт характера отвечающих за умение быть внимательным и осторожным. | Октябрь Водители и пешеходы. | Познавательная, социально-коммуникативная, художественно-эстетическая, физическая деятельность | Беседа: «Правила для пешеходов» Дидактическая игра: « Что лишнее?» Загадывание загадок. Рассматривание иллюстраций, книг по ПДД. Чтение художественной литературы: С.Михалков «Светофор», «Зайка велосипедист». Аппликация «Светофор» Игровое упражнение: «Красный-зеленый» Трафареты, альбом, карандаши. Просмотр мультфильма: «Улица полна неожиданностей» | Развивать навык ориентировки в окружающем пространстве. Учить использовать свои знания правил дорожного движения на практике. Закреплять умение наблюдать за движением транспорта по дороге. | Ноябрь «Пожароопасные предметы, спички» | Познавательная, социально-коммуникативная, физическая, художественно-эстетическая деятельность. | Беседа: « Это не игрушки, это опасно», «Если случится пожар» (с использованием произведения С.Я.Маршака «Кошкин дом» Дидактическая игра: «Что лишнее?» Подвижная игра: «Огонь» Рассматривание иллюстраций по теме. Рисование: « Огонь» Чтение К.Чуковский «Путаница» | Закрепить у детей представление о предметах, которые могут угрожать жизни и здоровью детей, с которыми они встречаются дома. О правилах пользования ими. | Декабрь « Где живут витамины» | Познавательная, социально-коммуникативная, художественно-эстетическая деятельность | Беседа: «Что вредно, что полезно для здоровья» Дидактическая игра: «Научим Неумейку мыть руки» Чтение А.Барто « Девочка чумазая» Рассматривание иллюстраций об овощах и фруктах. Коллективная аппликация: «Осенний урожай». | Закреплять знания о пользе витаминов, выяснять где они содержатся. | Январь «Осторожно, гололед!!!» | Познавательная, социально-коммуникативная, физическая деятельность | Беседа: « Правила поведения на льду» Эксперимент с водой: «Замерзание жидкости» Игра-упражнение: «Сделаем из кружков снеговика» Рассматривание иллюстраций по теме. Подвижная игра: «Пройди не упади» | Объяснить детям о том, чем опасен гололед. Воспитывать привычку безопасного поведения. Учить видеть моменты неоправданного риска в повседневности. | Февраль «В дверь звонок? Смотри в глазок!» | Познавательная, социально-коммуникативная деятельность. | Беседа: «Если в дверь позвонили?», «Когда мамы нет дома». Дидактическая игра: «Я один дома», «Опасные ситуации» Рассматривание иллюстраций: «Незнакомец, наши действия» Загадки | Учить детей узнавать ситуации, которые могут быть опасны, правила поведения в таких ситуациях. Формировать у детей положительное отношение к правилам безопасного поведения. | Март «Опасные предметы дома». | Познавательная, социально-коммуникативная, художественно-эстетическая деятельность | Беседа об опасных предметах. «Правила обращения с электроприборами». Рассматривание картинок: «В мире опасных предметов» Дидактическая игра: «Опасные предметы», « Нарисуй отгадку» Альбомы, карандаши. Просмотр мультфильма: «Аркадий Паровозов» | Закреплять основные правила безопасного поведения в быту: самостоятельно не включать электроприборы, не поливать их водой; не трогать руками провода. Объяснить, что без присмотра взрослых нельзя использовать колющие и режущие предметы; закрепление номеров телефонов служб безопасности 01, 02, 03. |
Работа с родителями Дата | Мероприятие | Форма работы | Сентябрь | Знакомство с тематикой и задачами проектной деятельности. | Консультация: « Родитель должен знать». Заочная консультация. | Октябрь | Индивидуальные беседы и рекомендации. | Консультация: « Что должен знать ваш ребенок…». Оформление уголка по ПДД. | Ноябрь | Индивидуальные беседы и рекомендации. | Папка передвижка. «Памятка по электробезопасности». Рисунки и поделки совместно с родителями и детьми по пожарной безопасности. | Декабрь | Индивидуальные беседы и рекомендации. | Организация совместной творческой деятельности детей и родителей в подготовке рисунков и поделок к празднованию Нового года. | Январь | Индивидуальные беседы и рекомендации. | Консультация: « Осторожно гололед» Заочная консультация. | Февраль | Индивидуальные беседы и рекомендации. | Консультация: « Обучение детей безопасному поведению дома» | Март | Индивидуальные беседы и рекомендации. | Папка-передвижка: « Опасные предметы» |
|
Полученные результаты проекта. | Дети - осознают отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
- проявляют дисциплинированность, выдержку, самостоятельность в соблюдении правил поведения;
- умеют предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее;
- знают правила безопасного поведения на улицахпоелка;
- умеют заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности;
- умеют выбирать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях;
- умеют организовать деятельность в соответствии с правилами безопасного для себя и окружающих поведения в «типичных» ситуациях;
- могут действовать в экстремальных ситуациях в соответствии с усвоенными правилами на дороге;
- имеют представления о возможных негативных последствиях для других людей своими неосторожными действиями.
Родители: осознают причастность к воспитанию личности безопасного типа. У педагога: сформирована ориентация на реализацию компетентностного подхода к развитию ценностей здорового и безопасного образа жизни.
|
Продукт проектной деятельности | Продукт проектной деятельности: 1 Уголок безопасности. 2. Выставка детских работ: «Не шути с огнем», «Осторожно, тонкий лед». 3. Презентация: Минутки безопасности». |
Транслирование | Все проведенные мероприятия по реализации проекта «Минутки безопасности» опубликованы на сайте воспитателя, некоторая работа в ВК, Одноклассниках, Вайбер МКДОУ Новобирюсинский детский сад "Солнышко", МААМ. |
Презентация | Представление проекта на Районном методическом объединении.
|