Проект «Вместе с ребёнком!» кармашек идей с детьми второй младшей группы №3
проект по аппликации, лепке (младшая группа)
Мне удалось разработать план занятий родителей с детьми в выходные дни с учетом интересов и возможностей детей дошкольного возраста. В основу творческих занятий легли нетрадиционные техники рисования, которые привлекают детей своей необычностью, доступностью исполнения, возможностью отойти от стереотипов и максимально использовать творческий потенциал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_karmashek_idey_2_mladshaya_gruppa.docx | 117.33 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 20 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»
«Вместе с ребёнком!» кармашек идей
с детьми второй младшей группы №3
Подготовила: Субботкина Ольга Александровна,
воспитатель высшей квалификационной категории
г.о. Саранск, 2022 г.
ВВЕДЕНИЕ
...Это правда! Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать!
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне…
Э. Успенский
Все дети любят рисовать. Творчество для них - это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки - инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание «остановить прекрасное мгновение», отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги.
Формирование личности человека может быть эффективным лишь в том случае, если в этом процессе будут актуализированы творческие возможности человека в различных видах деятельности. Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребенок под руководством взрослого начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественными. Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и прежде всего рисование. В процессе рисования у ребенка развиваются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Занятия рисованием развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства.
Наш детский сад работает в инновационном режиме «Художественно-эстетическое образование детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности».
Уже давно доказано, что процесс развития речи тесно связан с движением пальцев рук. Поэтому кисть руки наравне с артикуляционным аппаратом является органом речи. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить.
Думая о том, как организовать дополнительную работу, я пришла к выводу, что наиболее интересная и эффективная деятельность как для детей, так и для родителей – изобразительная, так как является важным средством развития мелкой моторики пальцев рук, развития воображения, творческой активности, инициативности ребенка.
Мне удалось разработать план занятий родителей с детьми в выходные дни с учетом интересов и возможностей детей дошкольного возраста. В основу творческих занятий легли нетрадиционные техники рисования, которые привлекают детей своей необычностью, доступностью исполнения, возможностью отойти от стереотипов и максимально использовать творческий потенциал. Одного совместного занятия детей и родителей в две недели оказалось достаточно, чтобы научить детей рисованию нетрадиционными способами, а также решить поставленную задачу – развитие мелкой моторики, а через нее – развитие речи ребенка. Поэтому представилось возможным разработать проект, где мы знакомим с нетрадиционными техниками с самых простых способов, усложняя, по мере накопления детьми опыта. При выполнении заданий по рисованию, в работу включаются все мышцы пальцев рук. В процессе такой работы ребенок не утомляется, а, наоборот, стремится выполнить задание и увидеть конечный результат. А он, при грамотном подходе, никогда не бывает отрицательным.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношении: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.
В изобразительной деятельности 6-летних детей находят отражение такие специфические особенности их мышления, как конкретность, образность. Изобразительная деятельность ребенка теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением), но и с личностью в целом. В ней проявляются интересы ребенка, темперамент.
В процессе изобразительной деятельности развивается ручная умелость, зрительно-двигательная координация, необходимые для подготовки ребенка к письму. В процессе рисования предметов различной формы, величины и пропорций формируются умения удерживать определенное направление. Знакомство детей с основными формами, близкими к геометрическими фигурам, как плоскими, так и объемными, умение выделить их из окружающей действительности, сравнить их по величине, длине, ширине, высоте, соотносить величину частей изображаемого предмета и их пространственное положение на занятиях по декоративному рисованию способствуют овладению элементарными математическими понятиями.
На занятиях мир искусства осуществляются и задачи всестороннего развития личности ребенка: умственное развитие и эстетическое отношение к действительности, нравственное воспитание. В настоящее время воспитателями, педагогами при планировании занятий отбираются современные и инновационные формы работы, способствующие более эффективному и целенаправленному процессу подготовки к школьному обучению. В совместной деятельности детей и родителей необходимо добиваться решения задач, направленных на творческое развитие дошкольников.
Вышесказанное обусловило актуальность и выбор темы работы с родителями.
Цель проекта
Развивать художественно – творческие способности дошкольников в совместной деятельности с родителями в процессе создания работ в нетрадиционной технике изобразительной деятельности.
Задачи
1. Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования в совместной деятельности с родителями.
2. Научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках, используя различные техники рисования.
3. Создавать условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
4. Поощрять инициативность и самостоятельность при выборе материала и техники изображения, помочь детям почувствовать радость творчества. 5.Развивать у дошкольников творческие способности, через нетрадиционные техники рисования.
6. Привлечь родителей к сотрудничеству в развитии творчества детей.
Гипотеза
Творческие способности детей будут эффективно развиваться при условии, если будет работать система совместной деятельности детей и родителей по изо с использованием разнообразного художественного материала.
Порядок и форма организации деятельности
Совместная работа «Вместе с ребёнком!» кармашек идей проводится два раза в месяц в выходные дни родителями. Воспитатель предлагает тему и инструкцию по выполнению задания.
Механизм реализации
Участники проекта: дети, педагог и родители группы.
Срок реализации проекта: 1 год обучения – вторая младшая группа (3-4 года).
Ожидаемые результаты
Для детей:
1. Желание и умение детей принимать участие в творческой деятельности, переживая радость творчества.
2. Умения детей использовать в изобразительной продуктивной деятельности нетрадиционные способы рисования.
3. Развитие у детей мелкой моторики рук, творческого воображения, композиционных умений цветовосприятия и зрительно-двигательной координации.
Для родителей:
1. Овладение детьми соответствующими техническими умениями и навыками рисования.
2. Развитие духовно-богатой личности ребенка.
3. Выработка устойчивой мотивации к творческой самореализации.
4. Приобретение навыков творческой деятельности.
Для педагогов:
1. Создание системы работы с детьми по изобразительной деятельности с
использованием разнообразного художественного материала.
2. Повышение профессионального мастерства педагогов, самообразование,
саморазвитие.
3. Поиск, развитие педагогического сотрудничества с семьями воспитанников в вопросах художественно-эстетического воспитания детей.
Программно-методическое обеспечение
Система методического обеспечения проекта включает в себя разработанный мною и систематизированный методический, дидактический и практический материал:
- Концептуальные основы деятельности: теоретическое обоснование выбора темы, этапы реализации проекта, ресурсное обеспечение проекта, целеполагающие аспекты для всех участников реализации проекта (педагогов, детей, родителей), предполагаемые результаты.
- Перспективный план работы на один учебный год, который включает несколько блоков, обеспечивающих постепенность развития изобразительных навыков и умений, освоения техники нового вида деятельности. Содержание плана работы предполагает обучение детей основам изобразительного искусства (цветоведения, композиции, формообразования, изобразительным навыкам и умениям) и обучению нетрадиционным способам рисования в процессе рисования на бумаге.
- Конспекты занятий по ознакомлению детей с нетрадиционными способами рисования, помогающие детям почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунка.
- Литературно-художественные подборки: «Сказки про краски», «Маленькие истории из жизни красок», способствующие развитию эмоционального восприятия и активизации внимания детей дошкольного возраста.
- Подборка дидактических игр и упражнений «Игры с цветом», способствующие развитию творческого мышления и воображения для детей дошкольного возраста
Список использованной литературы
1. Афанасьева С. Чудеса чародея цвета // Дошкольное воспитание № 2 / 2006,
стр. 53.
2. Вдовиченко С. Дети светлой краской красят мир: Мини-хрестоматия методов и приемов работы с детьми дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельностью / Светлана Вдовиченко. - М.: Чистые пруды, 2009. - 32 с.
3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 80 с.
4. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. - 72 с.
5. Дубровская Н.В. Игры с цветом. Знакомство дошкольников в 5-7 лет с
основами цветоведения: Методическое пособие. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. - 48 с.
6. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. - М.: Гном и Дом,
2004.
7. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. - М., 1985.
8. Комарова Т.С. Игра и изобразительное творчество // Дошкольное
воспитание № 4 / 2005.
9. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М., 1982.
10. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. - М.: АО «СТОЛЕТИЕ», 1994.
11. Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном
творчестве дошкольников. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 144 с.
12. Кудейко М., Туфкрео Р. Коллекция идей. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2004.
13. Лыкова И.А.. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа. ФГОС ДО. ИД Цветной мир, 2017 г.
14. Лыкова И.А. Программа воспитания, обучения и развития детей 2- 7 лет. «Цветные ладошки», - М. : «КАРАПУЗ- ДИДАКТИКА», 2007.
15. Ребенок любит рисовать: Как способствовать художественному развитию
детей / Александр Мелик-Пашаев, Зинаида Новлянская. - М.: Чистые пруды, 2007. - 32 с.
16. Утробина К., Утробин Г. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. - М.: ТЦ «Сфера», 2004.
17. Юзбекова Е.А. Ступеньки творчества (Место игры в интеллектуальном
развитии дошкольника). Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей. - М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. - 128 с.
Этапы реализации проекта
I этап - Организационно-подготовительный (изучение литературы, диагностика способностей детей, введение родителей в тему).
II этап – Основной (совместная деятельность детей и родителей, консультации, взаимодействие с родителями и педагогами, участие в конкурсах).
III этап – Заключительный (диагностирование детей, анализ результатов, обобщение опыта работы).
План работы на 2021-2022 учебный год
№ п\п | Название этапа | Содержание работы | Сроки реализации | Ожидаемый результат |
1 | Подготовительный этап | 1.Определение проблемы, постановка цели, задач, определение методов работы по реализации проектной деятельности. 2.Анкетирование родителей по художественно-эстетическому развитию дошкольников. Цель: определить степень осведомленности родителей о том, какую роль играет художественно – эстетическое развитие в воспитании дошкольника. Выявить представления по проблеме художественно-эстетического развития дошкольниками. 3. Подбор и изучение методической, научно-популярной и художественной литературы. Выявление новых форм и методов взаимодействия детского сада и семьи по охране и укреплению здоровья детей. | Сентябрь 2021 | 1.Определение темы и названия методической разработки формы организации работы с родителями. Результаты проведенного анкетирования позволили сделать выводы о необходимости совместной работы по художественно – эстетическому развитию в воспитании дошкольника. 3. Составлен список методической, научно-популярной и художественной литературы. |
2 | Практический этап (основной) | 1.Разработка перспективно-тематического плана совместной работы детей и родителей по художественно-эстетическому развитию. 2.Оформление папки «Копилка идей» 3.Индивидуальная работа с детьми и родителями. 4. Консультации для родителей по теме. | Сентябрь 2021 –май 2022 | 1.Разработан перспективно-тематический план совместной работы детей и родителей по художественно-эстетическому развитию. 2.Собран материал для копилки идей. 3.Индивидуальная работа ведется на протяжении года. 4. Подобран материал (консультации, памятки, рекомендации, советы и т.д.) для родителей направленные на взаимосотрудничество в вопросе художественно-эстетеческого развития детей. |
3 | Заключительный этап | Оформление копилки идей «Вместе с ребёнком!» | Май 2022 | Копилка идей совместной работы детей и родителей «Вместе с ребёнком!» |
Анкета для родителей по художественно-эстетическому развитию дошкольников.
Цель: Определить степень осведомленности родителей о том, какую роль играет художественно – эстетическое развитие в воспитании дошкольника. Выявить представления по проблеме художественно-эстетического развития дошкольниками.
Уважаемые родители!
Просим Вас ответить на предоставленные вопросы анкеты. Ваши искренние ответы помогут наиболее глубоко, изучить проблему и наметить пути совершенствования педагогического процесса нашей группы.
- Как вы считаете, с какого возраста необходимо целенаправленное художественно-эстетическое развитие ребенка?
__________________________________________________________________
- Какие виды детской продуктивной деятельности, больше всего интересны Вашему ребенку?
__________________________________________________________________
- Вы считаете обязательным для посещения в дошкольном возрасте: рисования, лепки, аппликации, художественный труд, конструирование?
__________________________________________________________________
- Часто ли Ваш ребенок рисует, лепит, конструирует, делает аппликацию?
__________________________________________________________________
- Часто ли Ваш ребенок обращает внимание на «красоту» окружающего мира (природа, красивые мелочи быта и т. д.?)
__________________________________________________________________
- Как обычно ведет себя ребенок, когда замечает что-нибудь красивое?
__________________________________________________________________
- В чем проявляется стремление Вашего ребенка к красоте?
__________________________________________________________________
- Задает ли Ваш ребенок вопросы об искусстве? Просит ли объяснить некоторые слова (например: что такое искусство, пейзаж, скульптура и т.д.)
____________________________________________________________________________________________________________________________________
- Просит ли Ваш ребенок купить новые краски, карандаши, пластилин, фломастеры?
__________________________________________________________________
- Когда Ваш ребенок приносит работы из детского сада, кому он стремится их показать, в чем проявляется его желание или не желание, показывать свою работу?
__________________________________________________________________
- Занимаетесь ли Вы какой либо художественной деятельностью, ремеслом?
__________________________________________________________________
- Привлекаете ли Вы вашего ребенка к Вашей деятельности, в какой форме?
__________________________________________________________________
- Назовите, трудности, возникающие в процессе (рисования, лепки, аппликации или конструирования) у Вашего ребенка?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
- Готовы ли Вы принимать участие в каких – либо мероприятиях, организованных в детском саду в направлении художественно-эстетического развития детей (совместное с детьми, изготовление костюмов, рисунков в творческих конкурсах)? Каких?
__________________________________________________________________
15. Сформулируйте пожелания к педагогам ДОУ в аспекте организации, проведения, содержания работы по художественно-эстетическому развитию детей? Спасибо!
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В анкетировании приняло 100% родителей. Выводы: В результате первичного анкетирования выявлено, что родители в основном осведомлены, что такое художественно-эстетическое развитие. 95% родители знают, что это такое. 3% родители затрудняются ответить на данный вопрос. 2% не знают. На вопрос «Пожелания к педагогам в аспекте проведения организации, содержания работы по художественно-эстетическому развитию детей». Большинство родителей ответили, что хотели бы дополнительные занятия по художественно-эстетическому развитию детей (такие как нетрадиционные техники рисования, пластилинография, тестопластика и т.д.), а также побольше проводить мастер-классов совместно с детьми и родителями. Поучаствовать в мероприятиях ДОУ по художественно-эстетической деятельности, готовы 85% остальные затрудняются ответить. 90% родителей высказали пожелание узнать больше нового и познавательного по художественно – продуктивной деятельности и обозначили интересующие их вопросы. По данным анкетирования по работе с родителями намечена следующая работа – консультации о различных нетрадиционных художественных техниках, мастер – классы, родительское собрание на тему «Развитие творчества у детей».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Ребёнок имеет право жить и воспитываться в семье» с детьми второй младшей группы
В наше время в силу сильной загруженности родителей уделяется мало внимания совместной деятельности детей и родителей. Многие родители, в силу своей не заинтересованности, не просвещенности, не знают ...
ИНФОРМАЦИОННО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ» С ДЕТЬМИ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ
ИНФОРМАЦИОННО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ» С ДЕТЬМИ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫАктуальностьЭкологическое воспитание детей дошкольного возраста, имеет важное значен...
«Вместе с ребёнком!» кармашек идей
Все дети любят рисовать. Творчество для них - это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки - инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, извед...
Примеры работ по проекту «Вместе с ребенком! Кармашек идей»
Примеры работ по проекту «Вместе с ребенком! Кармашек идей»...
План работы по проекту «Вместе с ребенком! Кармашек идей»
План работы по проекту «Вместе с ребенком! Кармашек идей»...
Презентация по проекту "Вместо кисточки - рука!" (нетрадиционное рисование) для детей второй младшей группы
Проектная деятельность по художественно - эстетическому развитию во второй младшей группе. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные ...
Педагогический проект "Вместе с ребёнком.Кармашек идей" подготовительная к школе группа
Все дети любят рисовать. Творчество для них - это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки - инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, извед...