Конспект образовательной деятельности "А вот и весна!"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Гусева Нина Викторовна

Данный конспект направлен на формирование активной речи старших дошкольников (5-7 лет) и закрепление знаний детей о признаках весны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnaya_deyatelnost.docx21.86 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная деятельность «А вот и весна!» (Март)

Цель: закрепить представления детей о весне и признаках наступления весны, активизация речи детей.

Задачи:

 способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни растений и животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время;

совершенствовать умение связно и последовательно излагать свои мысли, полно отвечать на поставленные вопросы;

формировать реалистическое представление об окружающей нас природе.

воспитывать бережное отношение к природе, чувство гордости за родную природу;

воспитывать умение слушать товарищей, не перебивать.

Материал: картинки с явлениями природы, презентация к образовательной деятельности;  аудиозапись «Музыка весеннего леса».

Предварительная работа:  наблюдение за весенними изменениями в природе на прогулке; рассматривание иллюстраций по теме; чтение рассказов В. Бианки «Синичкин календарь», Н. Сладкова «Весенние радости»,  стихотворения А. Плещеева «Весна»,  знакомство со стихотворением Ф. Тютчева «Зима недаром злится…», сбор информации с родителями и подготовка кратких сообщений.

Ход образовательной деятельности:

В.: Сегодня я приготовила для вас несколько интересных заданий. Но справиться с ними смогут только самые внимательные, наблюдательные. Вы готовы проверить себя?(ответ детей)

Воспитатель подходит к радиопульту и включает радио.

Радио: Отгадайте мою загадку, и вы узнаете, о чём мы с вами сегодня поговорим. (Звучит  тихо «Музыка весеннего леса»)

Зеленоглаза, весела,

Девица-красавица.

Нам в подарок принесла,

То, что всем понравится:

Зелень – листьям, нам – тепло,

Волшебство – чтоб всё цвело.

Вслед ей прилетели птицы –

Песни петь все мастерицы.

Догадались, кто она?

Эта девица …

Дети: Весна.

В.: Вот какие молодцы! Сегодня мы поговорим о весне.

В.: Уважаемое радио, а не расскажите ли вы нам приметы весны?

К микрофону подходит ребенок, у которого было такое задание и рассказывает.

Алина: Весной природа просыпается; солнышко ярко светит и начинает пригревать; тает снег, бегут ручьи, появляются проталинки; на крышах появились сосульки; дни становятся длиннее, а ночи короче; на деревьях набухли почки и проклюнулись листочки; появилась первая травка; расцвели подснежники; скоро прилетят первые перелётные птицы из жарких стран; проснулись насекомые; поднялись после зимней спячки дикие животные; люди сняли тёплую зимнюю одежду.

В.: Ребята, а кто может назвать весенние месяцы?

Ответ детей: Март, Апрель, Май.

В.: Какой сейчас месяц? (Март)

Воспитатель снова обращается к радио: «Уважаемое радио, а что еще вы приготовили для наших ребят?»

(К микрофону подходит следующий ребенок и загадывает детям загадки, а воспитатель на презентации выводит картинки с правильными ответами)

Висит за окошком кулёк ледяной,

Он полон капели и пахнет весной. (Сосулька.)

Синяя сосулька плачет, но от солнца нос не прячет.

И весь день под птичью трель: КАП-КАП-КАП – звенит … (Капель.)

В дверь, в окно стучать не будет,

А взойдёт и всех разбудит. (Солнце.)

Снежок растаял и с полей

Бежит проворливый … (Ручей.)

Солнце пригревает,

Лёд на речке треснул.

Речка зашумела,

Льдины подгоняет.

Как это явление

Весною называют? (Ледоход.)

        В.: молодцы ребята, все загадки отгадали правильно.

В.: А сейчас мы проверим, какие вы внимательные. Я прочитаю вам предложение, а вы должны найти в нём ошибку и исправить предложение.

Пригрело солнце, потому что тает снег.

Стало тепло, потому что с юга прилетели птицы.

Оттаяла земля, потому что сажают деревья.

Наступила весна, потому что прилетели грачи.

Пришла весна, потому что пробудился медведь.

- Молодцы! А теперь найдите лишнее слово и объясните, почему вы так считаете?

Капель, проталина, урожай, сосулька.

Подснежник, весна, листопад, грач.

Таять, капать, набухать, заготавливать.        

Март, апрель, декабрь, май.

В.: Скажите, кто помнит, как одним словом назвать растения, цветущие весной? (ответ детей: Первоцветы) Уважаемое радио, а не расскажите ли вы нам, что такое первоцветы? ( снова к микрофону подходит реенок, которому было дано задание)

Ангелина: Первоцветы - это многолетние  растения, т.е. такие, которые по многу лет растут и цветут. Они сохраняются под снегом зимой, а с наступлением тепла пробуждаются.  Отгадайте загадки о весенних цветах.

У занесённых снегом кочек,

Под белой шапкой снеговой

Нашли мы маленький цветочек,

Полузамёрзший, чуть живой. (Подснежник.)

Белые горошки на зелёной ножке. (Ландыш.)

Он цветочный принц-поэт,

В шляпу жёлтую одет.

Про весну сонет на бис

Прочитает нам. (Нарцисс.)

Замечательный цветок,

Словно яркий огонёк.

Пышный, важный, словно пан

Нежный, бархатный. (Тюльпан.)

Я шариком пушистым

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок –

Остался стебелёк. (Одуванчик)

 В.:  Какие птицы возвращаются весной? Как назвать этих птиц одним словом? Чем заняты птицы весной? Для чего им нужны гнёзда?

 Дидактическая игра «Прилетели птицы»

В.: Давайте немного поиграем. Вставайте свободно. Я буду произносить названия птиц, а вы, если назову что-то другое, хлопните в ладоши. Будьте внимательны!

Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и слоны.

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

Прилетели птицы: голуби, куницы, зайцы и лисицы.

Прилетели птицы: голуби, синицы, ласточки, кукушки, лебеди и мушки.

Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи.

Аисты, кукушки, совы и ватрушки.

Лебеди и утки. Спасибо шутке!

В.: Молодцы! Рассаживайтесь по своим местам. И ответьте на мои вопросы. А что происходит у зверей весной?(Ответ детей:Рождаются детёныши.)        

 Игра «Назови детёнышей»

В.: Давайте назовём детёнышей животных.

Кто детёныш у волчицы? (волчонок). У ежихи? (ежонок). У лисицы? У медведицы? У зайчихи? У белки? У мышки? У бобрихи? У барсучихи? У лосихи?

- Отлично справились. А теперь давайте немного отдохнём.

 Задание «Так или не так?»

В.: Послушайте маленькие рассказы о том, что произошло с ребятами. И скажите, правильно ли они поступили? Если так нельзя, то как надо поступить?

1 ситуация.        

Гуляли девочки в лесу ранним весенним утром.

- Ой, посмотри, что я нашла. Гнёздышко!

- А в нём яичко!

- Может возьмём его домой и у нас будет птенчик.

- Мы будем заботиться о нём.

 Девочки взяли яичко с собой.

Правильно ли девочки поступили?(ответы детей)

2 ситуация.

Две сестрёнки гуляли по лесу.

- Какой красивый цветок! Интересно как он называется?

- Я знаю, это ландыш. Он так хорошо пахнет!

- Давай сорвём его и отнесём маме!

Девочки сорвали цветок и пошли домой.

Правильно ли поступили девочки? (ответы детей)

3 ситуация.

Мальчик шёл по лесной тропинке, увидел ёжика и решил взять его домой.

Правильно ли поступил мальчик?(ответы детей)

4 ситуация.

После дождя дети пошли гулять во двор.

- Посмотри, сколько червячков!

- Давай соберём их и девчонок испугаем!

Собирают червяков в банку, закрывают банку крышкой.

- Пойдём, посмотрим, где девчонки!

Оставляют банку с червями закрытой.

Правильно ли поступили ребята? (ответы детей)

Задание «Назови одним словом»

В.: Ну, что же вы молодцы! Осталось последнее задание. Ответьте на вопросы одним словом.

Каким словом называют птиц, которые у нас зимуют? (Зимующие.)

Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей - кто это? (Насекомые.)

Ворона, скворец, воробей, ласточка – кто это?  (Птицы.)

У какого дерева белый ствол? (Берёзы.)

Как называется дом муравьёв? (Муравейник.)

Сколько ног у жука? (Шесть.)

Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнёзда? (Кукушка.)

Кто носит свой дом на спине? (Улитка.)

У какого зверя есть иголки? (У ежа.)

Какого зверя можно назвать длинноухим? (Зайца.)

Сколько ног у паука? (Восемь.)

Чем в основном питаются перелётные птицы? (Насекомыми.)

Какая птица лечит деревья? (Дятел.)

Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (Скворечник.)

Какое растение помогает вылечить рану? (Подорожник.)

У какого насекомого крылышки красные с чёрными точками? (У божьей коровки.)

Как одним словом называются животные, которые живут в лесу?  (Дикие.)

Воспитатель подводит итог и анализирует деятельность детей.

Радио: Молодцы! Со всеми заданиями вы замечательно справились.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности "Как куколки весну увидели"

познакомить детей с характерными признаками весны. Развивать наблюдательность, любознательность, чувствительность. Учить осознанно  понимать, через какие органы чувств мы знакомимся с окружающим ...

Конспект образовательной деятельности на тему " Весна. Путешествие за волшебным цветком" в старшей логопедической группе для родителей .

Занятие на тему " Весна. Путешествие за волшенбным цветком" было проведено , как итоговое. Цель: обобщить знания детей по лексическим темам "Весна",  "Насекомые" ; р...

Конспект образовательной деятельности на тему : "Весна" ( итоговое занятие для родителей и воспитателей). ( в подготовительной логопедической группе)

Занятие проводилось в подготовительной логопедической группе на тему" Весна". Цель: обобщить знания детей по лексической теме " Весна" и " Насекомые"; закреплять навыки з...

конспект образовательной деятельности по ФЭМП Весна пришла

Конспект ОД по ФЭМП в старшей группе Задачи ОД:1) Закреплять знания и упражняться в счёте в пределах 10, прямом и обратном2) Упражнять в названии цветов и геометрических форм3) Называть соседние ...

Конспект образовательной деятельности «Как солнце Весне помогало» Возрастная группа: дети старшей группы, 5-6 лет.

Закрепить знания детей о птицах, диких животных, времени года «Весна».Обогатить и активизировать словарь детей на основе углубления знаний об окружающем природном мире.Формировать умение о...

Конспект образовательной деятельности «К нам весна шагает быстрыми шагами»

Поможет  Развивать гибкость, пластику при выполнении общеразвивающих упражнениях• Совершенствовать двигательные навыки и физические качества,• Развивать познавательный интерес к св...

Конспект образовательной деятельности рисование Тема: «Весна пришла» Старшая группа.

Занятие в старшей группе по рисованию, где дети знакомятся с пейзажной живописью и сами рисуют на тему "Ранняя весна"....