Конспект «Животные жарких стран»
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Наталья Огородникова

Конспект

«Животные жарких стран»

Цель – закреплять и расширять знания детей о животных жарких стран, отражая собственные впечатления в художественной деятельности.

Задачи:

*образовательная:

- уточнять и расширять кругозор детей о жизни животных жарких стран;

-формировать представления о взаимосвязях живых организмов со средой обитания;

- совершенствовать диалогическую форму речи;

- продолжать учить высказывать собственные суждения;

- продолжать учить угадывать животного по загадкам;

- познакомить с толковым словарем;

- закреплять умение строить общую композицию.

* развивающая:

- развивать интерес к представителям живой природы;

- расширять активный понятийный словарь воспитанников;

- развивать внимание при решении игровых и творческих заданий;

 - поощрять   оригинальность образов воображения;

- создавать условия для формирования наглядно-действенного мышления в процессе познания и творчества;

- развивать коммуникативные качества дошкольников в ходе общения и выполнения общего творческого задания;

*воспитательная:

- воспитывать интерес к окружающему миру и умение разговаривать о его объектах со взрослыми и сверстниками, внимательно выслушивать и дополнять ответы друг друга.

Словарь. Существительные: слон, жираф, бегемот, лев, львица, саванна, Африка, пустыня, опасность, хищник, водопой.

Прилагательные: темнокожие, горячее, жгучее, пламенное, неторопливы, ленивы, полноват, сыт, могучее.

Глаголы: охотиться, нападать, сливаются, следит, переносит, поливать, защищаются.

Оборудование и материалы:

Глобус; видеопрезентация по ходу занятия; «Толковый словарь»; запись песни- упражнения «У жирафов…»; разрезные картинки для каждого ребенка с животным о котором говорилось на занятии; клей, картон.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx836.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

«Животные жарких стран»

Цель – закреплять и расширять знания детей о животных жарких стран, отражая собственные впечатления в художественной деятельности.

Задачи:

*образовательная:

- уточнять и расширять кругозор детей о жизни животных жарких стран;

-формировать представления о взаимосвязях живых организмов со средой обитания;

- совершенствовать диалогическую форму речи;

- продолжать учить высказывать собственные суждения;

- продолжать учить угадывать животного по загадкам;

- познакомить с толковым словарем;

- закреплять умение строить общую композицию.

* развивающая:

- развивать интерес к представителям живой природы;

- расширять активный понятийный словарь воспитанников;

- развивать внимание при решении игровых и творческих заданий;

- поощрять оригинальность образов воображения;

- создавать условия для формирования наглядно-действенного мышления в процессе познания и творчества;

- развивать коммуникативные качества дошкольников в ходе общения и выполнения общего творческого задания;

*воспитательная:

- воспитывать интерес к окружающему миру и умение разговаривать о его объектах со взрослыми и сверстниками, внимательно выслушивать и дополнять ответы друг друга.

Словарь. Существительные: слон, жираф, бегемот, лев, львица, саванна, Африка, пустыня, опасность, хищник, водопой.

Прилагательные: темнокожие, горячее, жгучее, пламенное, неторопливы, ленивы, полноват, сыт, могучее.

Глаголы: охотиться, нападать, сливаются, следит, переносит, поливать, защищаются.

Оборудование и материалы:

Глобус; видеопрезентация по ходу занятия; «Толковый словарь»; запись песни- упражнения «У жирафов…»; разрезные картинки для каждого ребенка с животным о котором говорилось на занятии; клей, картон.

Ход.

Орг.момент.

- Ребята, давайте вспомним, что такое глобус? Что каким цветом на нем обозначено? Что обозначает желтый цвет? (пустыню, песок)

- На прошлой недели мы с вами побывали на севере и познакомились со многими его обитателями. Что есть похожего у всех животных севера? (толстый слой жира под кожей, густой, пушистый мех, шерсть, подшерсток).

- Как вы думаете, для животных жарких стран необходимы толстый слой жира, густой и пушистый мех? Почему? (дети отвечают).

- Я предлагаю вам отправится в путешествие в жаркие страны к друзьям нашего Нанайки чернокожему мальчику Чио и его сестренки Ичо. В Африке, а это страна, где всегда очень-очень жарко, никогда не бывает снега, мороза, всегда днем светит яркое, пламенное, жгучее солнышко, горячий песок у людей кожа темного цвета, даже, можно сказать, черного. (презентация). Про Африку говорят:

«Самый жаркий материк. Он красив и так велик.
Тут живёт среди саванн много львов и обезьян».

- Давайте сегодня все новые слова посмотрим в очень важной и умной книге «Толковый словарь». Итак, мы услышали незнакомое слово саванна.

- Саванна – это такое место на земле, которое покрыто жесткой травой и там редко-редко растут деревья и кустарники. (повторить)

- В Африке есть песчаная пустыня. Кто знает, что такое пустыня? (ровное большое место, покрытое песком, где не растут никакие растения и очень редко встречаются животные, потому что там очень-очень жарко).

- Ну вот мы, ребята, и в Африке. Чио и Ичо очень рады нас видеть и хотят, как и Нанайка познакомить вас с животными своей страны.

- Я сейчас вам буду загадывать загадки, вы их отгадаете и мы увидим животных:

Царь зверей – большая кошка

Порычит со зла немножко,

Спит он в логове, поев

Носит гриву, грозный… (лев)

(показ иллюстрации, беседа на уточнение знаний о животном)

- Почему очень сложно увидеть льва ? (цвет шерсти позволяет быть незаметным среди желтой сухой травы).

- Зачем льву важно быть незаметным? (он хищник, выслеживает добычу).

- На охоту ходят, как правило, львицы. Они более подвижные, ловкие, более удачливы в охоте. Львы тяжелы, неторопливы, ленивы. Добытое львицами мясо сначала отведывает хозяин. Поэтому он всегда полноват, сыт и сам не охотится.

- Чем внешне отличаются львы от львицы? (у льва большая пушистая грива, а у львицы ее нет).

- На кого охотятся львицы? (их добычей становятся жирафы, антилопы, зебры).

- Какую пользу приносят хищники? (Львы не дают травоядным животным (антилопам, зебрам, жирафам) размножаться в больших количествах, спасая растительный мир от полного уничтожения, а также уничтожают больных животных).

- Следующая загадка:

Вот лошадки, все в полосках,
Может быть они в матросках?
Нет, они такого цвета.
Угадайте, кто же это? (
зебра)

(показ иллюстрации, беседа на уточнение знаний о животном)

- Зебра - это черная лошадка в белую полоску или белая лошадка в черную полоску?

- Каждая зебра покрыта полосками, и они не повторяются. По рисунку детеныш зебры узнает свою мать. А также их окрас позволяет им сбить с толку хищников, они не могут выделить одну зебру. Их много и они сливаются в одно большое полосатое пятно.

- Послушайте о ком следующая загадка?

Вот живой подъёмный кран,
Обитатель жарких стран.
Со стволов многоэтажных
Рвёт и листья, и банан. (
жираф)

(показ иллюстрации, беседа на уточнение знаний о животном)

- Высота жирафа 6 метров, он ростом с 2-этажный дом, половина высоты приходится на шею.

- Зачем ему такая шея? (легко достает до самых верхушек высоких деревьев, срывая листья).

- Рядом с жирафом пасутся зебры, антилопы, страусы, косули. Как вы думаете, почему? (высокий рост, чуткие уши и зоркие глаза помогают ему увидеть хищника и объявить всем тревогу. Глаза у жирафа так посажены, что, не поворачивая головы, он видит все вокруг.)

- О ком же следующая загадка?

Носом – шлангом великан

Моется, как в душе.

Это житель жарких стран

Всех крупней на суше.

Какое самое большое животное в Африке? СЛОН

(показ иллюстрации, беседа на уточнение знаний о животном)

- Как вы думаете, осмелится лев напасть на слона? (нет, слон – могучее, очень сильное животное, льву с ним не справится).

- Самое удивительное у слона – хобот. Что делает им слон? (с помощью хобота слон срывает листья с деревьев, рвет траву, пьет. Он переносит очень толстые деревья. Хоботом слон защищается от врагов, выражает нежность, поглаживает с любовью своих детенышей.)

- Кто может принести вред слону? (Мышь, когда слон спит, забирается в хобот и прогрызает всё; а муравей, во время сна слона, прогрызает подошвы ног, и слон не может ходить).

Физкультминутка. Дети встают в круг. Воспитатель включает музыкальное сопровождение.( Е.Железнова)

У жирафов – пятна, пятна, пятна, пятнышки везде – 2р. (Похлопывают себя).

На лбу, ушах, на шее, на локтях. Есть на носу, на животах, коленях и носках. (Показать).

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде – 2р. (Пощипывают себя).

На лбу, ушах, на шее, на локтях. Есть на носу, на животах, коленях и носках.(Показать).

У котят есть шерстка, шерстка, шерстка, шерсточка везде -2р. (Стряхивать).

На лбу, ушах, на шее, на локтях. Есть на носу, на животах, коленях и носках. (Показать).

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде -2р. (Показывают полоски).

На лбу, ушах, на шее, на локтях. Есть на носу, на животах, коленях и носках.(Показать).

- Ребята, если эти животные живут в очень жаркой стране, чего им хочется постоянно? (пить). Что делают животные, когда хотят пить? Они пьют воду. Место, где пьют воду, называют ВОДОПОЙ. Итак, животные идут к водопою. Зачастую, там же животные и купаются, охлаждаются. Кто может прийти к водопою? (Жираф, зебра, лев).

- Вдруг из воды показались глаза, уши и ноздри огромного зверя. Он целыми днями сидит в воде, чтобы догадаться, кто это, надо отгадать загадку.

В Африке толстяк живёт, у него огромный рот,

В зной весь день сидит в воде, думает лишь о еде,

Травку тоннами жуёт ненасытный… (бегемот)

(показ иллюстрации, беседа на уточнение знаний о животном)

- У большого бегемота есть маленькие друзья. Кто это? (Бегемот дружит с птицами).

Они ему помогают? (Птичка сидит на голове у бегемота, когда он сидит в воде, так она ловит рыбу для себя; птица бегемоту чистит от насекомых шкуру, лечит ранки).

- Посмотрите, со сколькими животными мы сегодня познакомились. Сколько интересного узнали.

- Теперь вам нужно выполнить задание. Сложить и склеить разрезную картинку с изображением животного. А когда вы сделаете это, рассказать о своем животном.

Мы с вами еще встретимся с чернокожими братиком и сестренкой.

Самостоятельная работа детей.

Итог. Выходит ребенок, показывает своего животного и рассказывает, что о нем узнал на занятии.

Ребята, сегодня нам с вами предстоит необыкновенное путешествие. Но прежде, чем путешествие совершать я вам предлагаю континенты назвать: Антарктида, Северная Америка, Южная Америка, Евразия, Африка, Австралия.

(Логопед показывает континенты на карте)

- Воздушные шары возьмите, над собою поднимите.

Представим, что мы над Землёй взлетаем,

Все континенты разглядываем и рассуждаем:

Куда же нам приземлиться? Где остановиться?

- Посмотрите, к шарам привязана карта. За шнурочек потяните и на карту посмотрите, узнаёте что это? (Африка и Австралия). Туда мы с вами отправимся.

(Слайд 3: Песня Бармалея «Я кровожадный, я беспощадный…»)

Стук в дверь. Телеграмма от гиппопотама.

Логопед: Ребята, скорее сюда, случилась большая беда. Злодей Бармалей cпрятал куда-то детенышей всех африканских зверей. Папы с мамами рыдают, Бармалея умоляют, чтоб вернул им поскорей этих маленьких зверей. Но непреклонен злодей. Не говорит, куда спрятал детей. Чтоб детенышей спасти опасный путь вы должны пройти.

- Вы готовы? Тогда, поспешим, друзья!

Логопед: Давайте посмотрим карту. Цифру 1 надо найти – это будет начало пути. (Стрелка указывает на пальму, под ней конверт с заданием)

Задание №1. Собери картинки. Подбери признаки, действия.

(Слайд 4: Африка, пустыня)

Логопед: Вокруг желтые, мелкие, нежные, как пудра, пески. Знойное небо дышит жарой. Ни воды, ни кустика зелени. Это Африка. А рядом тропический лес: деревья, кусты, лианы. Листья на них толстые и сочные. Здесь всегда влажно. Слышится рёв хищников и визг обезьян. Это тоже Африка. А какие животные там обитают, вы узнаете, собрав разрезные картинки. (Дети выполняют задание)

Логопед достаёт из конверта задание, зачитывает:

- На животных посмотрите, какие они, опишите и что делают скажите?

Задание № 2. Дидактическая игра с мячом «Скажи, какой?». Цель: Развитие навыков словообразования

Логопед: Давайте посмотрим карту. Цифру 2 надо найти – это будет продолжение пути. (Стрелка указывает на кусты, под ними мяч)

Логопед: Мячик мне верните и какое животное мне скажите, если …

У крокодила острые зубы – значит он какой…(острозубый)

У слона большие уши – значит он какой.. .(лопоухий)

У жирафа длинная шея – значит он какой…(длинношеий)

У тигра есть полоски – значит он какой…(полосатый)

У носорога толстая кожа – значит он какой…(толстокожий)

У обезьяны длинный хвост – значит она какая…(длиннохвостая)

Задание № 3. Найди сходства и различия у африканских животных.

(Слайд 5: Тигр и лев. Слайд 6: Зебра и жираф. Слайд 7: Слон и носорог)

Логопед: Стрелка № 3 указывает на песок. (Возле песочницы конверт с заданием.)

В песочнице закопаны животные, составить из них пары и сравнить: тигра и льва, зебру и жирафа, слона и носорога.

Логопед: - Чем отличаются и чем похожи эти животные?

1. Сходства тигра и льва: Это африканские дикие животные. У них есть когти, клыки, усы. Они хищники из семейства кошачьих, питаются другими животными.

Отличия: шерсть льва жёлтого цвета, а у тигра полосатая. У льва есть грива, у тигра её нет. На конце хвоста у льва есть кисточка, у тигра нет.

2. Сходства зебры и жирафа: Это африканские дикие животные. У них есть длинные ноги с копытами, чтобы быстро убегать от хищников и хвосты с кисточками, чтобы отгонять насекомых.

Отличия: шерсть у жирафа жёлтая пятнистая, а у зебры чёрно-белая полосатая. У жирафа длинная шея, а у зебры есть грива. Питаются они растениями. Значит это травоядные животные.

3. Сходства слона и носорога: Это очень крупные африканские дикие животные серого цвета. Они млекопитающие, потому что вскармливают своих детёнышей молоком. Это тяжёлые толстокожие животные любят валяться и пачкаться в грязи. Питаются растениями, они травоядные.

Отличия: слон высокий, а носорог низкий. У слона есть хобот, бивни и большие уши, а у носорога есть огромный рог.

Задание № 4. Развитие слухового и зрительного внимания. Развитие глагольного словаря и тренировка употребления предложно-падежных конструкций.

Логопед: - Стрелка № 4 указывает на кактус, под ним конверт с заданием. (Нарисованы картинки: уши и глаза)

(Слайд 8: Джунгли в которых прячутся животные. По щелчку звучат звуковые файлы с голосами африканских животных)

- Голоса каких животных вы слышали? (Трубил слон, рычал тигр или лев, кричала обезьяна, ревел верблюд, мычал буйвол, шипела змея, мяукала пантера, хрюкал носорог).

(Слайд 9: Животные в тропическом лесу.)

- На картинку посмотрите, где находятся животные, скажите.

Задание № 5. Логоритмика. Развитие мелкой и общей моторики.

Логопед: - Ребята, смотрите, стрелка № 5 указывает на лиану, на ней конверт с заданием. (Нарисованы пальцы и танцы, написано слово «разминка»)


Физкультминутка: «В жарких странах»

Если в жаркую страну, я случайно попаду,

(Руки двигаются к себе – от себя. Пальцы сжимаются, разжимаются.)

То увижу там шакала,

(Руки образуют «бинокль». Повороты туловища из стороны в сторону.)

Кенгуру, гиппопотама, обезьяну, тигра, льва.

(Имитация движений животных)

Крокодила и слона.

(Показ вытянутыми руками пасти крокодила, ушей слона)

Хорошо живётся им -

(Приседания с разведёнными в сторону руками)

Не бывает снежных зим!

(Потирания руками предплечий. Хлопки в ладоши.)


Задание № 6. Определение слов различной слоговой структуры.

Логопед: Стрелка № 6 показывает на обезьяну. (В кустах сидит игрушечная обезьянка)

(Слайд 10: На экране обезьяна. Голос за кадром.)

-Уха-ха, уха-ха! Это, что за детвора?

- Пропадете, пропадете, вы утонете в болоте! Уходите поскорей, ведь в болоте много змей!

- Дорогая обезьяна, ты ребятам подскажи, как зверят быстрей спасти.

- Пропущу вас лишь тогда, когда разложите слова. Сколько слогов в каждом слове определите и в обручи разложите.

(Дети раскладывают в обручи с цифрами: 1, 2, 3, картинки с животными)

1-лев, тигр, слон; 2-зебра, буйвол, жираф; 3-крокодил, бегемот, носорог.

Задание № 7. Развитие лексико-грамматических категорий: согласования существительных с числительными и словообразования названий детёнышей африканских животных.

Логопед: Стрелка № 7 показывает на пиратский флаг, что бы это значило?

(Слайд 11: На экране Бармалей. Голос за кадром.)

- "Я кровожадный, я беспощадный,
Я злой разбойник Бармалей!
И мне не надо ни мармелада, ни шоколада,
А только маленьких,
да, очень маленьких детей!"

- С чем пожаловали, дорогие мои детишечки?

Логопед: Здравствуйте, Бармалей, мы пришли к вам неспроста. Дорога к вам была трудна. Просьба есть у нас одна:
«Ну, пожалуйста, наш милый, наш любезный Бармалей,
Отпустите поскорее всех детенышей зверей!"

Бармалей: Про каких это детенышей вы говорите?

Логопед: Про детенышей африканских животных, им очень плохо без своих мам, отпусти их, пожалуйста.

Бармалей: Плохо, говорите, ну, что же, может я и отпущу их, но только сначала выполните мои задания, если сделаете все правильно, ваша взяла, отпущу их всех к своим мамочкам.

- А задания непростые, а задания вот какие:

Нужно всех зверей назвать, а потом их посчитать и детенышей назвать. Готовы? Тогда смотрите.

(Демонстрация слайдов животных в разном количестве. Затем слайд с животными и их детёнышами)

У слона - слонёнок

У бегемота - бегемотик

У льва – львёнок

У тигра – тигрёнок

У зебры – жеребёнок

У жирафа – жирафёнок

Логопед: - Вот, видишь, Бармалей, наши ребята все знают, на все вопросы ответили правильно. Теперь выполни свое обещание и отпусти детенышей зверей к их мамам.

- Вот и вернулись зверята к своим мамам.


Музыкальная физкультминутка «Африка»

(Слайды с песенкой по тексту.)

Вышли дети погулять, порезвиться, поиграть.

По саванне мы идём жарким африканским днём. (Дети шагают по кругу)

Гордо голову задрав, на ребят глядит жираф. (Вытягивают руки над головой)

Как жираф мы пойдём жарким африканским днём. (Шагают на носочках)

Носорог-рог-рог идёт, (Ноги на ширине плеч)

Бегемот-мот-мот бредёт. («Переваливаются» с ноги на ногу)

Как они, мы пойдём жарким африканским днём.

Антилопы лёгкий бег поразил сегодня всех, (Бегут по кругу)

Побежим мы бегом жарким африканским днём.

Утомила нас жара, возвращаться нам пора. (Останавливаются)

Песню мы допоём и учиться вновь пойдём. (Руки вверх вдох, вниз – выдох)

Итоговая беседа.

Логопед: Ребята, о каких животных мы с вами говорили?

Мы много интересного о них узнали. А где ещё вы можете встретить животных жарких стран?

Дети: Мы можем встретить их в зоопарке.

Логопед: Верно. В зоопарке животные живут в клетках. Это дом для животных и животное свой дом будет всегда охранять. Какие правила вы должны соблюдать, посещая зоопарк.

(Дети отвечают, логопед дополняет)

ЗАПРЕЩАЕТСЯ!!

Пролезать через ограждения.

Прислоняться и наваливаться на ограждение, клетки и заборчики.

Кормить животных продуктами, принесенными с собой.

Дразнить и пугать животных.

Проводить фото и видео съёмки без разрешения.

Фотографировать животных с фотовспышкой.

Ломать конструкции ограждений, засовывать пальцы к животным.


Сюрпризный момент.

- Ребята, животные очень вам благодарны за то, что вы отыскали их детёнышей и за это прислали вам сладкие подарки со своими любимыми фруктовыми начинками.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект:" Животные жарких стран и севера". Старшая группа.

Продолжать знакомить детей с животными жарких стран и севера. Употреблять названия животных в правильном падеже,числе, роде. Делить на слоги....

Конспект НОД по развитию логического мышления детей старшей группы. Тема : « Животные: домашние, дикие, животные жарких стран».2014 г.

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию логического мышления детей старшей группы.Тема : « Животные: домашние, дикие, животные жарких стран»...

Конспект "Животные жарких стран"

Лексическая тема "Животные жарких стран.Путешествие"...

Календарно-тематическое планирование в средней группе "Дикие животные жарких стран и их детёныши, где живут, чем питаются, как передвигаются, как приспосабливаются к жаркому климату"

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ АПРЕЛЬ 2020Тема III недели: Дикие животные жарких стран и их детёныши, где живут, чем питаются, как передвигаются, как приспосабливаются к жаркому...

Конспект "Животные жарких стран"

В джунглях звон везде летит,Если слон во всю трубит.А у жирафа шея длинная,И все видать ему вокруг.У зебры грива лошадиная,Она для всех хороший друг.А по пустыне поутруЛегко скакала кенгуру....

Конспект ООД с детьми 6-7 лет «Комфортная температура воды в жизни животных» (Лексическая тема: «Животные севера», «Животные жарких стран»)

Целью образовательной деятельности на тему «Комфортная температура воды в жизни животных» является формирование представлений о том, какая температура воды является комфортной для животных...

Загадки о животных нашей страны, о животных жарких стран и морских обитателях для подготовительной группы

Отгадывая загадки дети развивают логоическое мышление,память,внимание и воображение.Это занятие способствует изложению своих мыслей,воспитываеит интерес к окружающей среде....