Методическая разработка. Конспект занятия по познавательному развитию на тему "Животные Африки" для детей подготовительной группы
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Конспект занятия по формированию целостной картины миры на тему "Животные Африки" для детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Конспект занятия по познавательному развитию
в подготовительной группе
на тему «Животные Африки»
Цель: закрепить и расширить знания детей о животных жарких стран.
Задачи
Образовательные:
- расширять представления детей о внешнем виде, жизни, повадках африканских животных;
-формировать представления о взаимосвязях животных со средой обитания;
- закрепить обобщающее понятие «животные жарких стран»;
- вызвать интерес к дальнейшему изучению материала;
Развивающие:
- развивать мыслительные операции, внимание, память, логическое мышление.
Воспитательные:
- воспитывать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества на занятии.
Необходимый материал, оборудование: глобус, средства ИКТ, аудиозаписи и видеозаписи, фигурки и изображения животных, волчки,
Ход занятия
Организационный момент (дети встают в круг)
Воспитатель: Дети, сегодня к нам в сад принесли посылку. Давайте узнаем что в ней. ( В посылке коробка с песком и записка: «Помогите животным вернуться домой. Доктор Айболит»). Дети достают из песка животных Африки). Догадайтесь, куда мы с вами отправимся?
Вот наша планета, наш родной дом – она огромна (рассматриваем глобус). На ней места с разными климатическими условиями.
Воспитатель: Самый жаркий материк живописен и велик.
Тут живёт среди саванн много львов и обезьян».
Что же это за страна? Очень жаркая она.
Солнце, лето круглый год, Море, пальмы и песок.
Тут пустыни жаркие, Звёзды ночью яркие.
Есть леса дремучие, Растения колючие.
Что же это за страна? Очень жаркая она.
(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно ребята вы догадались. Это Африка
Слайд №1. Карта Африки Действительно, мы отправимся с вами на самый жаркий континент. Африка – царство самого жгучего в мире солнца и горячего песка. Давайте найдем Африку на глобусе.
(Ребенок показывает)
А как называются дремучие леса, о которых я сказала. Верно – это джунгли. Мы будем изучать с вами животный мир Африки. Внешний вид животных, приспособление к природной среде. И так джунгли нас зовут!
( На экране панорама джунглей и животных джунглей)
Воспитатель: Ах, какая здесь жара, прямо с самого утра. Солнце яркое палит, речка синяя блестит. Леса - джунгли - расположены, далеко от нас в местах с жарким и влажным климатом. Здесь почти каждый день выпадает дождь, поэтому травы и деревья растут в джунглях быстро, пышно и достигают огромных размеров. Летают птицы похожие на волшебные цветы. Слышится рев хищников и визг обезьян.
Как вы думаете, животные, с какими особенностями внешнего вида, приспособления к природной среде будут здесь находиться?
(Ответы детей: яркая окраска, много крупных животных, сильных и ловких)
Воспитатель: Давайте отгадаем, какие животные обитают в джунглях?
Игра «Отгадай загадки»
Очень вкусные бананы
На обед у (Обезьяны)
Спит зелёное бревно.
В ил запуталось оно.
У бревна большая пасть.
Зубы в пасти — просто страсть (крокодил)
(Ответы детей)
Зрительная гимнастика.
Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре - вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Мы увидим все в округе,
Убедитесь вы сейчас
Воспитатель: следующая часть материка ( на экране панорама пустыни и животных пустыни )
Животные, для которых пустыня является домом, должны приспособиться к сложным условиям: здесь очень редко встречаются водоемы, и воды в них немного. Большие колебания температуры которая меняется: днем невыносимая жара, а ночью бывают даже заморозки. Почему? Т.к. на небе не бывает практически туч, и нет травы и деревьев, а песок очень быстро ночью остывает и к утру холодно. Люди надевают даже куртки и шапки. Поэтому животные в основном не большие, чтобы днем в жару зарываться в песок, а ночью выходить на охоту.
Рассматриваем, каких животных можно встретить в африканской пустыне. (Дети отвечают)
Мы в африканской пустыне. Как здесь жарко, Дует горячий ветер, долго не бывает дождей. Очень редко встречаются растения и еще реже водоемы с водой. Кажется, здесь не может быть животных.
Слайд № 4 Какое животное называют кораблём пустыни. Почему? (ответы детей ) Как большой корабль он перевозит грузы и людей по пустыне набольшие расстояния. Питаются верблюды растениями, которых очень мало. Как же он преодолевает большие расстояния без воды и еды. Запас пищи находится в горбах. Скажите, верблюд хищное или травоядное животное? Посмотрите, какая у верблюда длинная и густая шерсть. Зачем ему такая шерсть? Верблюда называют кораблем пустыни. Почему, как вы думаете? (движения плавные, как у корабля). Верблюды перевозят тяжелые грузы, людей. Это очень сильные и выносливые животные. Почему им не жарко в пустыне? (Ответы детей). (Длинная густая шерсть защищает тело верблюда от палящих солнечных лучей). Песок очень горячий, что обжигает ноги. Чем защищены они у верблюда? (копытами). Какие они у верблюда? (На ногах толстые мозоли, чтобы верблюду было удобно ходить по песку)
Они должны быть широкими, чтобы “корабль пустыни” не проваливался в песок. Когда ветер в Сахаре поднимает песок, становится трудно дышать, ноздри могут закрываться с помощью специальных мускулов. И уши устроены так, что песок не набивается в них. Они маленькие и заросшие волосками.
Физминутка
У жирафа пятна, пятнышки везде: на лбу, на ушах, на шее, на локтях, есть на висках, на животах, коленях и носках (дети хлопают себя по телу, изображая пятнышки).
У слона есть складки, складочки везде: на лбу, на ушах, на шее, на локтях, есть на висках, на животах, коленях и носках (дети щипают себя, изображая складки).
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде: на лбу, на ушах, на шее, на локтях, и на ногах, на животах, коленях и носках (дети ребром ладони показывают полоски)
(Дети садятся)
Воспитатель: ( на экране панорама саванн с животными)
Воспитатель: Но Африка очень большой материк. Кроме джунглей и пустыни в ней есть саванны. Здесь лето очень длинное, жаркое и засушливое, и только зимой наступает короткий сезон дождей. Если в джунглях огромные леса, Саванна представляет собой огромное пространство, покрытое высокой дикорастущей травой, среди которой попадаются островки деревьев; это место где много различных животных.
Воспитатель предлагает фотоаппараты:(спичечные коробки, дети “фотографируют”, открывают коробки и называют, кого они сфотографировали перечисляют воспитатель кратко добавляет информацию о животных.
Каждое животное приспосабливается по- разному
Что любит делать обезьяны? (Ответы детей)
(лазить по лианам, прыгать, кувыркаться)
А чей это грозный рык раздаётся среди саванны? (Ответы детей)
(рычание тигра и ягуара).
Это царь зверей лев. Почему мы его не видим? Посмотрите, какого цвета шерсть у льва? Почему льву важно быть незаметным?
(Ответы детей)
Да, он хищник, выслеживает добычу, а охотятся львы на антилоп, зебр, жирафов. Львы нападают, в основном, на больных и слабых животных, уничтожая их, они оберегают здоровых животных от болезней.
Жираф – самое высокое из всех животных. А зачем жирафам длинная шея? (Ответы детей) Из-за длинной шеи может запутаться в ветках, когда питается листочками деревьев.
Воспитатель: В Африке водятся животные, которые очень похожи на знакомых нам домашних животных. Какие ? (Ответы детей)
Зебры имеют полосатую окраску. Почему? Что дает такая окраска? Как вы думаете? (Ответы детей)
Воспитатель: зебры хищники или травоядные? (Ответы детей)
Когда бежит стадо зебр, хищник видит серое пятно. Она помогает им спасаться от львов и других животных
Задание «Определение опытным путем зачем зебре полосатая шерсть» (опыт с волчками )
Рефлексия
Вот и подошло концу наше путешествие по Африке. Пора вернуть животных по своим местам обитания.(Игра «Распредели животных по их местам обитания) Что вы узнали нового? Что больше всего понравилось? (Ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспекта НОД (познавательное развитие) в средней группе на тему "Органы чувств"
Цель данного занятия - закрепить знания детей об органах чувств (ухо, нос, глаза, язык) и их функциях на основе опытно-экспериментальной деятельности....

Методическая разработка: конспект по познавательному развитию детей в средней группе "Посадка лука" с соответствии с ФГОС ДО.
ФИО педагога: Шадрина Ольга СергеевнаОУ: ГБДОУ № 32 Центрального района Санкт-ПетербургаОбразовательная область: Познавательное развитиеТема ООД: «Посадка лука»Возраст: средняя группа (4-5 лет)Цель: з...

конспект по познавательному развитию "Наш город" для детей подготовительной группы
Конспект занятия по ознакомлению детей с достопримечательностями родного города. В занятии использованы игровые технологии....

Методическая разработка конспекта занятия- викторины по экономическому воспитанию для детей подготовительной группы совместно с родителями «Путешествие в денежную страну».
Конспект занятия- викторины по экономическому воспитанию для детей подготовительной группысовместно с родителями «Путешествие в денежную страну» Задачи:1. В иг...
Методическая разработка занятия по познавательному развитию (поисково-исследовательская деятельность) детей старшей группы «Мир воды»
Актуальность темы: первые представления о воде ребенок получает в младшем дошкольном возрасте: вода течёт из крана, в весеннем ручейке, вода растекается, её можно разлить. Но сколько секретов таит в с...

Методическая разработка конспекта по познавательному развитию в подготовительной группе "Путешествие в страну Математика"
Цель: Закрепление математических знаний, умений и навыков посредством игровой формы и занимательных заданий.Задачи:- Закреплять знания в решении простых арифметических задачах на сложение и на вычитан...