Методическая разработка занятия по познавательному развитию (поисково-исследовательская деятельность) детей старшей группы «Мир воды»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Актуальность темы: первые представления о воде ребенок получает в младшем дошкольном возрасте: вода течёт из крана, в весеннем ручейке, вода растекается, её можно разлить. Но сколько секретов таит в себе вода, когда дети удивляются исчезнувшим лужам на асфальте, своему отражению в воде, запотевшим окнам в раздевалке от сырой одежды и многому другому. Воды на земле и много и мало одновременно. Ее много в морях и океанах, но она не пригодна для питья. А ограниченные запасы пресной воды еще больше сокращаются из-за их загрязнения. Вода необходима всему живому на нашей планете. В ходе занятия знакомим детей со свойствами воды, значением для жизни человека, а также бережного к ней отношения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_vody.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка занятия по познавательному развитию (поисково-исследовательская деятельность) детей старшей группы
«Мир воды»
«Мир воды»
Ребенку-дошкольнику присуще познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Дети очень любят экспериментировать. Знания, которые получает ребенок во время проведения опытов, запоминаются надолго. Экспериментирование - деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на своих наблюдениях, установлении взаимосвязей, закономерностей и т. д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер - вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. Также немаловажно и то, что специально организованное экспериментирование носит безопасный характер. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. В процессе экспериментов обогащается память ребёнка, развивается наблюдательность и пытливость ума, а также все познавательные способности, умение изобретать и использовать не стандартные решения в разных ситуациях.
Существует различные подходы в определении понятия «детское экспериментирование». В исследовании мы придерживались определения, предложенного Н. Н. Поддьяковым: «детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой». Данное занятие позволяет уточнить и расширить представление детей о воде, находящейся в разных состояниях, ее признаках и свойствах. Ведь вода это любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни: вода течёт из крана, в весеннем ручейке, вода растекается, её можно разлить. Но вода таит в себе сколько секретов. Путём экспериментирования можно разгадать некоторые секреты воды.
Актуальность темы: первые представления о воде ребенок получает в младшем дошкольном возрасте: вода течёт из крана, в весеннем ручейке, вода растекается, её можно разлить. Но сколько секретов таит в себе вода, когда дети удивляются исчезнувшим лужам на асфальте, своему отражению в воде, запотевшим окнам в раздевалке от сырой одежды и многому другому. Воды на земле и много и мало одновременно. Ее много в морях и океанах, но она не пригодна для питья. А ограниченные запасы пресной воды еще больше сокращаются из-за их загрязнения. Вода необходима всему живому на нашей планете. В ходе занятия знакомим детей со свойствами воды, значением для жизни человека, а также бережного к ней отношения.
Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели.
Цель: Формирование у детей представления об основных свойствах воды и о значении воды в природе и жизни человека.
Задачи:
- Формировать у детей познавательный интерес к воде и понимать ее значимость для жизни на Земле;
- Познакомить детей с основными свойствами воды: прозрачность, бесцветность, текучесть, отсутствие формы, вкуса, цвет, способность растворять;
- Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;
- Воспитывать бережное отношение к воде;
- Развивать делать выводы, умозаключения;.
- Развивать речь, мышление, произвольное внимание, любознательность;
- Совершенствовать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а также отстаивать свое мнение, доказывать свою точку зрения;
- Воспитывать интерес к практической деятельности.
Планируемые результаты: расширить и углубить знания и представления детей о воде, умения определять различные состояния воды, развить интерес и познавательные умения через экспериментальную деятельность.
Форма проведения: групповая.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Технологии: здоровьесбережения, исследовательской деятельности.
Ход занятия
Дети играют в группе в свободные игры. Воспитатель ходит по группе и раскладывает игрушки по местам. В этот момент в группу заходит сотрудник детского сада и говорит, что его попросили передать воспитателю и детям коробку. Что в ней – никто пока не знает. Воспитатель ставит коробку на стол и начинает ее открывать. В этот момент к столу с коробкой начинают подходить дети и интересоваться, что же в ней лежит.
Воспитатель открывает коробку и все присутствующие увидели в ней колбы, баночку с водой, пластиковые стаканчики, одноразовые трубочки, молоко, сахар, соль, лимон, гуашь разных цветов, мелкие игрушки, схемы.
Воспитатель: ребята, как вы думаете, что это за предметы и для чего они нужны?
Ответы детей:
Воспитатель поправляет детей и рассказывает им о предметах, название которых они не знают.
Вместе с детьми приходят к общему мнению, что с помощью воды можно провести много различных исследований. Но для этого, на время, детям нужно стать маленькими исследователями.
Воспитатель: для этого надо надеть белые халаты и запомнить правила поведения в лаборатории:
- Не шумите – этим вы мешаете другим;
- Аккуратно обращайтесь с лабораторной посудой. Помните, что стекло может биться и им легко порезаться;
- Слушайте воспитателя;
- Внимательно следите за результатами опыта;
- Закончив наблюдение, постарайтесь сделать вывод.
Дети: проходят к рабочим столам. На столах стаканы, вода, молоко, сахар, соль, мелкие игрушки, стаканы с питьевой водой.
Опыт № 1 «Вода – жидкость».
Дать детям два стаканчика: один – с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой (см. приложение 1).
Воспитатель: Что происходит с водой?
Воспитатель: Почему она льётся? Вода льётся, потому что она жидкая. Итак, какая вода? (Жидкая). Поскольку вода жидкая, ее можно наливать, переливать, её называют жидкостью.
Опыт №2 «У воды нет вкуса».
Воспитатель предлагает детям взять соломинку и попробовать воду.
Воспитатель: Дети, скажите, есть ли у воды вкус? Правильно у чистой воды нет вкуса. Но когда человек сильно хочет пить, то с удовольствием пьёт воду и, чтобы выразить своё удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода!»
Воспитатель: Что будет, если мы в воду добавим соль? Какая станет вода? Давайте проверим. Положите в воду ложку соли. Размешайте и попробуйте, какая вода на вкус? А если мы в воду добавим лимон? Какая станет вода? Давайте проверим. Положите в воду лимон. Размешайте и попробуйте, какая вода на вкус? А если мы в воду добавим сахар? Давайте проверим. Положите в воду ложку сахарного песка. Размешайте и попробуйте, какая вода на вкус? (см. приложение 1).
Воспитатель: Пришло время немного отдохнуть и размяться. Ребята, давайте проведем физкультминутку.
Физкультминутка
Очень всем нужна вода.
Делай раз и делай два.
Звери у ручья напились,
Влево вправо наклонились.
Вместе на носочки встали,
Тучку лапками достали.
Дружно хлопнули в ладоши,
До чего же день хороший!
Дождик вдруг полил с утра
За работу нам пора.
Дети садятся за столы.
Воспитатель: Мы размялись немного, приступим снова к нашим экспериментам.
Опыт № 3 «Вода прозрачная».
Перед детьми два стаканчика: один – с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика опускаем игрушки. Видно ли игрушки? (см. приложение1).
Воспитатель: В каком стаканчике видно игрушки? Правильно, в стаканчике с водой. Как вы думаете, почему в этом стаканчике видно игрушки?
Воспитатель: Предлагаю вам подумать, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных реках?
Воспитатель: Как вы думаете, почему? Непрозрачная вода не пропускает солнечные лучи, а без этого в реках не могут жить растения. А если не будет растений – не будет рыб и животных, потому что многие животные питаются растениями. Всему живому необходима прозрачная, чистая вода. Это говорит о том, что водоёмы загрязнять нельзя. Даже самый белый чистый снег грязнее водопроводной воды. Это талая вода, не пригодная к питью человеку. Талой водой хорошо поливать растения, её можно давать животным.
Опыт №4: «Вода – растворитель»
На столе разноцветные краски, кисти, стаканы с водой (см. приложение1).
Воспитатель: Теперь сами попробуйте растворить краски в воде. Что произошло с водой? (Ответы детей). Какую краску растворяли, такой цвет и получился. Значит вода растворитель.
Воспитатель: Мы сегодня с вами проводили опыты с водой, а для чего еще нужна вода?
Ответы детей:
Воспитатель: Молодцы! А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Хорошо - плохо» (см. приложение 2).
Разобьемся на две команды. Одна команда отвечает на вопрос: «Вода – это хорошо. Почему?». Другая команда отвечает на вопрос: «Вода – это плохо. Почему?».
Итак, начали: «Вода – это хорошо. Почему?»
Дети (варианты ответов)
Вода нужна для питья, умывания.
Водой можно закаляться.
С водой можно играть.
Из воды можно готовить еду.
Водой моют посуду, пол, игрушки, стирают одежду.
Вода нужна для того, чтобы поливать цветы, растения в огороде.
В воде живут разные животные, возле воды обитают птицы.
Воспитатель: Первая команда отлично справилась с заданием. Послушаем теперь вторую команду. «Вода – это плохо. Почему?»
Дети(варианты ответов)
Если в жару напиться холодной воды, можно заболеть.
Горячей водой можно обжечься.
Если с водой неаккуратно обращаться и пролить ее на пол, то можно поскользнуться и упасть.
Вторая команда отлично справилась с заданием.
Воспитатель: Ребята, вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Какие новые свойства воды вы узнали на сегодняшнем занятии?
Ответы детей:
Список литературы
- Виноградова Н. Ф. «Рассказы – загадки о природе: книга для детей 5- 6 лет / Н. Ф. Виноградова. – 2-е изд. дораб. – М.: Вентана – Граф, 2012.
- О.В. Дыбина « Опыты и эксперименты для дошкольников».
- Скорлупова О. А. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Вода». – М., ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005.
- Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011.
- Шорыгина Т. А. «Беседы о воде в природе» Методические рекомендации. – М., ТЦ Сфера, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по познавательно - исследовательской деятельности для детей старшей группы детского сада
Методическая разработка по познавательно- исследовательской деятельности ("Познавательное развитие") "Воздух"...
Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) для детей старшей группы с ОНР «Путешествие по поселку»
Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) для детей старшей группы с ОНР «Путешествие по поселку»Цель: развивать и активизировать у детей умственную деятельность, применяя элементарные математич...
КОНСПЕКТ Непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию педагога и детей старшей группы. «Как звери к зиме готовятся»
Цель: Закрепить знания детей о жизни лесных животных в осенний период.Задачи:Образовательная:Уточнение представлений о приметах осени, сезонных изменениях в природе; систематизировать знани...
Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) для детей старшей группы на тему: "Путешествие в Страну Математики".
Организационный моментДети проходят в группу. Звучит песня «Сказки гуляют по свету»Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.(Дети здороваются, выстраив...
Конспект НООД по познавательному развитию (ФЭМП) для детей старшей группы «Путешествие по сказкам»
Образовательные задачи:1.Закрепить порядковый и количественный счет в пределах 7.2. Закрепить прямой и обратный счет в пределах 7.3. Совершенствовать знания геометрических фигур.5. Совершенствовать ум...
Конспект совместной деятельности по познавательному развитию, досуг для детей старшей группы" Путешествие в страну Чудес"
Конспект досуга в игровой форме. Дети выполняют задания героев сказки Буратино: решают задачи, классифицируют геометрические фигуры по нескольким свойствам, используя Блоки Дьенеша, из настоящих монет...
Конспект НООД в области познавательное развитие (ФЭМП) для детей старшей группы
Тема: Цифра 9. Счет до 9Цель: обучение счету в пределах 9.Задачи:Образовательные:- показать образование числа 9 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 8 и 9;- закреплять представ...