Проект "Я - маленький исследователь"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Участие детей в проекте позволит совершенствовать представления о воде, снеге и льде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ya_issledovatel.docx367.68 КБ

Предварительный просмотр:

                   

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад» №2 «Золотой ключик»

п. Энергетик Новоорского района Оренбургской области

                                  Проект в средней группе

                     «Я – маленький исследователь»  

Picture background

         

                     

                                                                      Проект разработан:

                                                                                  воспитателем высшей квалификационной      

                                                                                  категории Проскурновой Н.Г.

2024 г.

                                                                                               

«Расскажи мне и я забуду.

Покажи мне и я пойму.

Позволь мне сделать самому, и я научусь».                                                                   Конфуций

Проблема:

В ходе бесед о воде выяснилось, что дети имеют разные, порой противоположные представления о свойствах и качествах снега и льда. Таким образом, возникла необходимость проверить все озвученные версии. Участие детей в проекте позволит совершенствовать представления о воде, снеге и льде.

Актуальность:

 Путей развития интеллектуального творческого потенциала личности существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных. Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и на специальных занятиях, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя исследования, ставя эксперименты, др.), чем получать добытые кем-то знания в готовом виде. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное «зачем?», «как?», «почему?». Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос.  Обучение должно быть «проблемным», т. е. должно содержать элементы исследовательского поиска. Организовать его надо по законам проведения научных исследований, строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск. Тогда обучение – творческая деятельность, тогда в нем есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания

Цель: Формирование представлений о свойствах и качествах воды, снега, льда и  воздуха.

Задачи:

- Знакомить детей с качествами и свойствами воды, снега, льда и воздуха; знакомить детей со способами обследования; расширять активный словарь детей;

- Расширять умения сравнивать вещества и делать умозаключения; развивать наблюдательность, сообразительность и любознательность; развивать интерес к опытно – исследовательской деятельности;

- Воспитывать у детей бережное отношение к окружающей среде, формировать навыки взаимодействия со сверстниками.

Тип проекта:

- по продолжительности: краткосрочный

- по виду деятельности: познавательно - исследовательский

- по количеству деятельности: коллективный

Интеграция образовательных областей при реализации проекта:

Физическое развитие

- Комплекс утренней гимнастики «Снежинки».

- подвижные игры «Мороз-красный нос», «Снежная королева», «Снежинки», «Льдинки»,

- игры народов Севера «Ловля оленей», «Оленья упряжка», «Льдинки и ветер»,

- игровые упражнения «Зимние забавы», «Поймай снежинку», «По ледяному лабиринту»,

-психогимнастика «На зимней прогулке».

Познавательное развитие

-Рассказ «Зимушка зима в нашей Республике Саха», «Мирный – северный город»;

- виртуальное путешествие в царство Снежной королевы (скульптуры изо льда);

- дидактические игры «Времена года», «Соль и лёд», «Когда это бывает?»,

-Проблемные ситуации: «Почему тает снег», «Снег и лёд», «Снежные скульптуры?»,«Почему снег белый?».

Речевое развитие

-Рассказ «Зимушка зима в нашей Оренбургской области»,

-Рассматривание картин «Айсберг» Лукин Б., «Застывшая Волга» И. Панов, «Ледоход на реке Москва» Д. Голубев, «Сосульки» С. Андрияк;

-чтение художественной литературы (К. Д. Бальмонт «Снежинка», Н. Некрасов «Мороз-красный нос», Т. Бокова «Зимушка зима»);

Чтение рассказов Б. Житков «На льдине», К. Ушинский «Проказы старушки зимы», М. Пришвин «Прозрачный лёд», И. Надеждина «Снежные слова», М. Пляцковский «Какая бывает зима?»

- пальчиковые игры «Снежок», «Снежная горка».

Социально – коммуникативное развитие

- беседы «Если хочешь быть здоров», «Лёд может быть опасным»;

-Беседа-размышление «Сосульки и лёд-это хорошо?»;

- сюжетно-ролевые игры «На Северном полюсе», «Снежная королева», «Больница- ситуация «Что делать при обморожении».

Художественно – эстетическое развитие

- Рисование «Чистый воздух», нетрадиционными техниками «Снежинки», «Замок Снежной королевы», «Морозные узоры»;

-выставка рисунков «Волшебница зима»;

- лепка «Северный олень»;

-аппликация «Зима»;

- слушание звуков воды: капель, дождь, град, журчание ручья, треск льдин, скрип снега (сравнение)

Участники проекта: дети средней группы «Сказка», воспитатели, родители.

Условия реализации проекта:

1. Соблюдение правил безопасности – познакомить с правилами ОБЖ в экспериментальном центре.

2. Оснащенность материалами, оборудованием:

- вода, снег, лед, термометр, разные ёмкости.

-электронные образовательные ресурсы: презентации, слайд шоу, обучающие мультфильмы,

- фотоаппарат.

Сроки реализации проекта:  неделя

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный этап

* Изучение научной литературы по проблеме

* Консультация для родителей «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника среднего возраста»

* Подборка электронных образовательных ресурсов (презентаций, иллюстраций, интерактивных игр, мультфильмов);

* подборка оборудования для проведения опытов;

* подборка дидактических и подвижных игр;

* подборка художественной литературы

2. Организационный этап

* Организация развивающей предметно – пространственной среды (мини-лаборатория с необходимым для опытов оборудованием);

* организация работы с детьми: образовательные ситуации, опыты, эксперименты,  индивидуальная работа с детьми, самостоятельная игровая экспериментальная деятельность;

* взаимодействие с семьей: индивидуальные беседы, информация на тему «Безопасность детей в зимнее время», совместная экспериментальная деятельность «Снег своими руками», сооружение снежных построек.

3. Практический этап

I день – Тема: «Воздух - невидимка»:

- «Воздух вокруг нас»;

- «Воздух везде, даже в земле»;

- «Воздух легкий, легче воды»;

- «Как очистить воздух?»;

II день – Тема: «Волшебница вода»:

- «Что такое вода?»

- «Круговорот воды в природе».

- «Вода может растворять».

III день – Тема: «Знакомство и опыты с термометром»:

- термометр в теплой воде;

- термометр в холодной воде;

- термометр на улице (в зимнее время года).

IV день – Тема: «В царстве Снежной королевы»:

- «Что такое снег? (лёд?)»

- «Где образуется снег?»

- «Что такое иней?»

- «Сравнение снега и льда»

- «Что находится в снегу между снежинками?»

- «Зачем Снежной королеве шуба?».

V день –

4. Заключительный

Результаты реализации проекта:

1. Расширение представлений детей о воде, снеге, льде.

2. Расширение словарного запаса детей.

3. Развитие у детей интереса к исследовательской деятельности, творческих способностей, познавательной активности.

4. Активное участие детей в процессе опытов и исследований.

5. Развитие умения ставить конкретную задачу, находить её решение и делать соответствующий вывод.

Результаты деятельности педагога:

1. Пополнение и систематизация практического материала по теме «Организация детской исследовательской деятельности»

2. Повышение информационной культуры педагога.

3. Развитие технических умений по использованию информационно-коммуникационных технологий.

Список используемой литературы:

1. Акименко В.М., Теоретические основы по составлению и использованию интеллектуальных карт

Применение интеллектуальных карт  в процессе обучения дошкольников.

/Журнал Начальная школа, вып.7/12.

2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/О. В. Дыбина (отв. Ред.). М.:ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.

3. Добро пожаловать в экологию! Часть II. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. /сост. О. А. Воронкевич. - СПб.:«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.-336 с.

4. Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт. -сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. –Волгоград: Учитель, 2011. – 333с.

5. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения дошкольников. – Самара: издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010. – 128 с

                           Приложение 1

Конспект занятия по экспериментальной деятельности                                                                                    в средней группе

Тема: «Чудесные свойства воздуха»

Цель: Систематизация знаний детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.

Задачи:

1. Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.

2. Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательного отношения друг к другу.

3. Развитие целостного восприятия, умение воспроизводить целостный образ предмета, развивать коммуникативные навыки.

4. Обеспечить получение опыта взаимодействия в парах (группах, преодоление боязни тактильного контакта).

5. Упражнять в самоанализе и эмоциональном реагировании детьми всех этапов занятия, закреплять положительные эмоции.

Оборудование:

оборудование для проведения опытов: карты-правила поведения в лаборатории, бейджики сотрудников для детей, стаканы с водой, трубочки, полиэтиленовые пакеты,  корочки апельсина, таблицы свойств воздуха.

Организационный момент:

- Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся.

-Здравствуйте!

Входит профессор Всезнайка.

- А ещё к нам в гости я пригласила профессора Всезнайку.

Профессор Всезнайка:

- Ребята, сегодня я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Научная лаборатория». Вы знаете, что такое лаборатория? Правильно - это помещение, где проводят разные опыты и исследования. В лаборатории на столах находится оборудование, необходимое для проведения опытов.

-   Вы будете научными сотрудниками нашей лаборатории.  Согласны? Дети одевают бейджики.

Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил.

Профессор вынимает из кармана карточки и повторяет правила с детьми.

C:\Users\User\Desktop\радуга\эксперименты\Чудеса и эксперименты. Свойства воздуха\техн.безоп\img29 — копия.jpg

 На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.

C:\Users\User\Desktop\радуга\эксперименты\Чудеса и эксперименты. Свойства воздуха\техн.безоп\img29.jpg

 Соблюдать тишину, не мешать работать другим.

C:\Users\User\Desktop\радуга\эксперименты\Чудеса и эксперименты. Свойства воздуха\техн.безоп\img29 — копия (3).jpg

 Содержимое для опытов не пробовать на вкус.

C:\Users\User\Desktop\радуга\эксперименты\Чудеса и эксперименты. Свойства воздуха\техн.безоп\img29 — копия (2).jpg

Бережно обращаться с оборудованием. Поработал- убери на место.

- Что мы сегодня будем исследовать, вы узнаете, отгадав загадку.

Он нам нужен чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но не видим он для нас.

Что это?

- Правильно воздух. Я приглашаю вас на рабочие места.

Дети садятся за столы.

Эксперимент №1

- Скажите, пожалуйста, а мы видим воздух? (нет)

C:\Users\User\Desktop\радуга\эксперименты\Чудеса и эксперименты. Свойства воздуха\1 — копия — копия.PNG

Выставляем карточку. – Да, воздух невидим, но мы попробуем его увидеть.

- Перед каждым из вас на столе стоят стаканы и лежат трубочки. Давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой. И посмотрим, что произойдет с водой.

 (выходят пузырьки)

- Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была

 (ответы)

-Пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Воспитатель:

Ребята, проходите на ковёр. Скажите, можно ли потрогать воздух? А если помахать руками вверх и вниз быстро? Чувствуете воздух? Можно ли поймать воздух? Сейчас я вам раздам пакеты, и вы попробуете его поймать.

Подвижная игра «Поймай воздух»

Закрутите слегка пакет и постарайтесь слегка его сжать. Почему пустой пакет стал таким упругим? (воздух)

Эксперимент №2

Попробуйте изменить форму пакета (шар, конус и др.) Почему?

Воздух не имеет формы.

C:\Users\User\Desktop\радуга\эксперименты\Чудеса и эксперименты. Свойства воздуха\1 — копия.PNG

Теперь откройте пакет. Воздух выйдет, и пакет перестанет быть упругим. Что же такое было в пакете? Это был воздух. А почему же его было не видно? Потому что воздух прозрачный, невидимый, бесцветный. 

C:\Users\User\Desktop\радуга\эксперименты\Чудеса и эксперименты. Свойства воздуха\1 — копия — копия.PNG

Профессор Всезнайка:

-Дети, проходим в лабораторию, нас ждёт следующий опыт.

Эксперимент №3

- Скажите, а у воздуха есть запах? (нет)

- Совершенно верно воздух не имеет запаха. Мы сейчас проведем еще одно исследование. Возьмите корку апельсина, помните её. Что вы чувствуете?

(пахнет апельсином)

-Как вы думаете, это пахнет воздух или апельсиновая корка издаёт такой аромат?

(это корка)

-Значит, это запах передается по воздуху и мы его чувствуем. Но у воздуха запаха нет.

C:\Users\User\Desktop\радуга\эксперименты\Чудеса и эксперименты. Свойства воздуха\1 — копия — копия (3).PNG

Подведение итогов:

Воспитатель:

-Ребята вам понравились опыты про воздух?  Повторение свойств воздуха по таблице.

http://cf3.ppt-online.org/files3/slide/a/AHbsdW7PLcBFEmZXYyGxIhSpDi3zM1TNor2Oew/slide-1.jpg

- Как выдумаете, нужен ли воздух людям и животным? И растениям воздух тоже необходим.      Мы дышим, чтобы жить.

Давайте, скажем спасибо профессору Всезнайке за знания и попрощаемся с гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Маленькие исследователи"

Интеграция образовательных областей: «Познание»,  «Социализация», «Безопасность», «Коммуникация». Восприятие окружающего мира ребенком на втором и третьем году жизни идет через чувства и ощу...

Педагогический проект «Маленькие исследователи большого мира» (презентация)

Долгосрочный проект по познавательному развитию в первой группе раннего возраста....

Проект "Маленькие исследователи"

АктуальностьЭкспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира и как никогда экспериментирование является одной из актуальнейшей проблем современности.Де...

Проект «Маленькие исследователи»

Актуальность проекта:Мир, окружающий ребёнка, – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума&raqu...

Проект "Маленькие исследователи"

Данный проект помог маленьким исследователям  доступной форме понять, что такое электричество...

Проект "Маленькие исследователи"

laquo;Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».В.А. Сухомлинский...

Проект "Маленькие исследователи"

Мир вокруг ребенка удивителен и бесконечно разнообразен. Поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях. Ежедневно дети  получают новые представления о живой и неживой...