Экспериментально-исследовательский проект в старшей группе « Свойства снега»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Мирная Людмила Викторовна

Актуальность проекта:  В этом году в конце  зимы было очень много снега. Однажды, во время экскурсии, мы наблюдали за снегом, рассматривали снежинки, и мне стало интересно, а что такое снег, как он образуется, какие свойства есть у снега. Поэтому я захотела исследовать снег.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экспериментально-исследовательский проект

в старшей группе « Свойства снега»

20171208_120547

Актуальность проекта:  В этом году зимой было очень много снега. Однажды, во время экскурсии, мы наблюдали за снегом, рассматривали снежинки, и мне стало интересно, а что такое снег, как он образуется, какие свойства есть у снега. Поэтому я захотела исследовать снег.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Участники проекта: ребята группы, педагоги, родители.

Объект исследования: снег.

Предмет исследования: физические свойства.

Цель проекта: Исследовать, что такое снег, изучить его свойства.

Задачи исследования:

  • Узнать, что такое снег и как он образуется.
  • Узнать, почему скрипит снег.
  • Изучить свойства снега.
  • Узнать, можно ли иней и изморозь считать снегом.
  • Рассмотреть формы снежинок.
  • Определить чистоту снега.

Гипотеза: можно предположить, что родство снега и льда определено их общими физическими свойствами.

Методы исследования:

  • изучение природоведческой литературы по данной теме;
  • прямые и косвенные наблюдения;
  • проведение опытов; анализ полученных результатов путем сравнения

Ожидаемые результаты
-Расширение представлений о свойствах снега .
– Расширение словарного запаса.
– Развитие у детей интереса к исследовательской деятельности, творческих способностей, познавательной активности.
– Активное участие детей в проведении опытов и исследований.
-Развитие умения ставить конкретную задачу, находить ее решение и делать соответствующий вывод.

Подготовительный этап :

Из литературы мы узнали, что снежинка – это скопление маленьких кристаллов льда, которые отражаются друг от друга, потому у снега белый цвет.

Интересные факты: Знаете ли вы, что снег не всегда бывает белым? Во многих регионах мира людям приходилось видеть его красным, зеленым, голубым и даже черным! Причиной подобного разнообразия цветов являются крошечные бактерии, грибки, а также пыль, содержащиеся в воздухе и поглощаемые снежинками, когда те опускаются на земную поверхность. А теперь мне стало интересно, почему в мороз я иду под скрип снега, а когда тепло, то этого скрипа не слышно.

Скрип (хруст) снега

При сдавливании снег издает звук, напоминающий скрип (хруст). Этот звук возникает при ходьбе по снегу, надавливании на свежий снег полозьями саней, лыжами, при лепке снежков, и т. п. Скрип снега слышен при температуре ниже − 2 ° (по другим данным, ниже − 5 °). Выше этой температуры скрип не слышен. Основной причиной хруста снега считается ломание кристалликов.

Основной этап:

Опыт №1. Превращение воды в мороз.

Мы повесили мокрое полотенце на улицу. Оно замёрзло и покрылось корочкой льда. Значит, на морозе вода превращается в лёд.

Вывод: при низкой температуре вода превращается в лёд. Лёд, как и вода тоже испаряется. Когда испарившегося снега и льда наберётся на тучу, выпадает снег. 

images (14)images (18)

Опыт №2. Свойства снега.

Мы взяли снег и стали его рассматривать.20171211_114025

Вывод: Снег белого цвета, непрозрачный, рыхлый и холодный, в тёплую погоду

хорошо лепится, а в тепле быстро тает.20180124_114357

Изучение формы снежинок.

Разработана даже специальная международная классификация, в которой снежинки объединяются в десять классов: это звёздочки, пластинки, столбики, иглы, град и другие. Размеры снежинок могут быть от маленькой точки до 7 миллиметров.

images (16)images (8)

Почему бывают снежные узоры на окнах?

Почему же в мороз появляются рисунки на оконном стекле? С одной стороны, сами кристаллики имеют свою структуру, которая определяет рисунок. Кроме того, царапины на поверхности стекла, частички пыли, воздушные потоки помогают "Деду Морозу" создавать красивые узоры на окнах.

Опыт № 3. Исследование чистоты снега.

Я задумалась и решила узнать, можно ли есть снег, выпавший на землю? Достаточно ли он чистый для этого? Где наиболее чистый снег. Я взяла чистую баночку, нагребла снег из сугроба возле дома. Когда он растаял, я увидела, что вода в баночке достаточно чистая. Я процедила эту воду через марлю, сложенную в 4 слоя.images (20)

Вывод: На марле осталась грязь. Ее было немного.

Я взяла снег с того же места 3 дня спустя.

Вывод: Вода была намного грязнее. На поверхности банки плавал даже какой-то жир, щепочки и волосы. Думаю, что волосы животных, т. е собак.

Я сделала вывод, что снег вообще нельзя есть никакой. 

Заключительный этап:

Выводы из исследования

Снег − это вид атмосферных осадков, выпадающих на земную поверхность, состоящий из мелких кристаллов льда. При низкой температуре вода превращается в лёд. Лёд, как и вода тоже испаряется.

Снег белого цвета, непрозрачный, рыхлый и холодный, в тёплую погоду хорошо лепится, а в тепле быстро тает.

Иней − это пар, который замерз на стекле, железе, ветках деревьев и других предметах. Но иней никогда не образуется на тонких ветвистых предметах, это − изморозь.

20171211_11395120180124_113945-120180201_114936

Выставка детских работ « Все белым кругом».

IMG_256IMG_256


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе. Тема: Бумага, ее качества и свойства

Конспект занятия  по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе...

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» с применением экспериментально – исследовательской деятельности в старшей группе «Свойства воды»

Цель: Создать условия для знакомства со свойствами и значением воды в процессе экспериментирования. Образовательные:- актуализировать и систематизировать знания детей о распространении воды, ее с...

Конспект ООД по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе "Удивительные свойства воды"

В конспекте представлен материал по ознакомлению со свойствами воды, развитию навыков проведения лабораторных опытов, а также по воспитанию бережного отношения к воде....

Открытое занятие в старшей группе "Свойства снега"

Цель: формирование исследовательского и познавательного интереса через экспериментирование со льдом и снегом.    ...