Конспект ООД по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе "Удивительные свойства воды"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
В конспекте представлен материал по ознакомлению со свойствами воды, развитию навыков проведения лабораторных опытов, а также по воспитанию бережного отношения к воде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ood_po_ekologicheskomu_vospitaniyu_v_starshey_grupe_udivitelnye_svoystva_vody.docx | 33.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ООД по экологическому воспитанию в старшей группе
Тема: «Удивительные свойства воды»
Цели ООД:
Образовательные:
-знакомить детей со свойствами воды ( прозрачность, отсутствие собственной формы, не имеет запаха, вкуса; вода – растворитель);
- формировать знания о значении воды в жизни человека.
Развивающие:
-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования ( закреплять умение работать с емкостями / посудой/ (стаканчиками, пипетками);
-активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме ООД;
-развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы, стимулировать самостоятельное формулирование выводов;
-развивать навыки проведения лабораторных опытов;
-развивать творческие способности, воображение.
Воспитательные:
-воспитывать бережное отношение к воде;
-воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение своих одногруппников.
Оборудование: карточки в виде капелек воды с загадками, слайды с иллюстрациями на тему «Вода», ведерко, прозрачные пластиковые стаканы, прозрачные сосуды различной формы, трубочки для коктейля, детский сок, стакан с молоком, пуговицы, сахар, пластиковая ложка, растительное масло, коричневая гуашь, вода, листы белой бумаги формата А4, салфетки, музыкальное сопровождение.
Методы:
- наглядные ( рассматривание иллюстраций (ИКТ), показ способов действий),
-словесные (художественное слово (загадки), беседы (предварительная, обобщающая), подсказки, планирование последовательности выполнения действий, оценка полученных результатов),
-направленные на повышение познавательной активности ( элементарный анализ, сравнение по цвету, вкусу, запаху),
- вызывающие эмоциональную активность (сюрпризный момент),
-метод уточнения детских представлений ( создание проблемной ситуации).
Приемы:
- обследование предметов, материалов, опыты, экспериментирование, пальчиковая гимнастика, самостоятельная деятельность детей,
-прием предложения способа связи разных видов деятельности ( проведение опыта по растворению в воде гуаши (из прозрачной воды можно сделать непрозрачную, вода растворяет краску), использование этой же растворенной краски для рисования),
-нетрадиционная техника рисования (кляксография),
-перспектива, направленная на последующую деятельность.
Ход ООД
- Организационный момент.
Приветствие.
В: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся.
Д: Здравствуйте!
Психогимнастика.
В: Ребята, сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело. А весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Давайте улыбнемся!
Сюрпризный момент.
Игровая ситуация.
В: Ребята, когда я шла в детский сад, то увидела на пороге нашего сада желтое ведерко. Вы хотите заглянуть и посмотреть, что в нем лежит?
Д: Да!
В: Давайте посмотрим ( дети начинают по очереди доставать из ведерка карточки-капельки с загадками, воспитатель читает их вслух). Здесь загадка:
Люди ждут меня, зовут,
А приду к ним – прочь бегут.
О чем говорится?
Д: О дожде!
В: Пушистая вата плывет куда-то.
Чем вата ниже, тем дождик ближе.(Облако)
В: Течет, течет – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит. (Речка)
В: Ребята, о чем были загадки? Дождь, облако, речка, водопад – это все …что?
Д: Вода.
В: Правильно. Сегодня мы с вами поговорим о …? воде, ее свойствах и о значении воды. Я хочу пригласить вас в волшебную лабораторию (проходят к экрану).
- Основная часть
Беседа
В: Что делают в лаборатории?
Д: Проводят опыты.
В: Да. Скажите, какая бывает вода?
Д: Теплая, горячая, холодная, пресная, прозрачная, газированная и т.д.
В: Что вода делает?
Д: Течет, льется, журчит, растекается, капает, замерзает, тает).
В: Для чего вода нужна человеку?
Д: Пить, мыться, купаться, готовить еду, стирать, поливать растения, мыть посуду и т.д.
Показ слайдов. (изображения моря, океана, рек, озер, родников, болот)
В: Посмотрите на экран. Где можно встретить воду в природе?
Д: Моря, океаны, реки, озера, родники, болота.
В: В морях и океанах вода соленая ( привлечение к речевой работе) . Вода в море – как ее называют по-другому?
Д: Морская.
В: Вода в океане ?
Д: Океаническая.
В: В реках?
Д: Речная.
В: Какая река есть в нашей местности, где мы живем?
Д: Река Дон.
В: А где мы живем?
Д: В городе Задонске.
В: В родниках какая вода?
Д: Родниковая.
В: В озерах?
Д: Озерная.
В: В отличие от морской, соленой воды, вода речная какая? Были на море? На вкус морская вода какая?
Д: Соленая.
В: А речная?
Д: Не соленая, пресная.
В: Для чего человеку вода мы с вами говорили. А для чего вода животным?
Д: Пить, купаться.
В: Растениям?
Д: Пить.
В: Рыбам?
Д: В воде рыбы живут.
В: Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Она необходима всем. Воду надо беречь. Что значит беречь воду?
Д: Не тратить понапрасну, выключать кран, если не пользуешься водой, до конца закрывать кран, чтобы вода не капала из крана ( потому что из крана по капельке набирается много воды и уходит в канализацию чистая питьевая вода). Не засорять водоемы, не загрязнять их.
В: Ребята, мы уже многое знаем о воде, а сейчас узнаем, какая она.
В: Я предлагаю вам пройти в волшебную лабораторию, где мы будем проводить опыты и узнаем , какая она, вода (проходят за стол №1).
Пальчиковая гимнастика.
Дождик капнул на ладошку (правой рукой касаемся левой),
На цветы ( круговые движения правой рукой)
И на дорожку ( обе руки перед собой).
Льется, льется – ой, ой, ой! ( покачивание головы)
Побежали мы домой! ( бег на месте)
Подходят к столу 1.
СТОЛ 1
Свойство 1 : Вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха.
Опыт 1.
Дать детям два стаканчика: один с водой, другой пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой.
В: Ребята, перед вами стаканчики с водой, возьмите себе по одному. Теперь возьмите в другую руку стаканчик пустой и попробуйте перелить воду из первого стаканчика в него.
В: Льется вода?
Д: Да.
В: Почему?
Д: Потому что она жидкая.
В: Да, если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют …
Д: жидкостью.
Опыт 2.
Предложить детям попробовать через соломинку воду.
В: Возьмите соломинку и попробуйте через нее воду. Есть ли у нее вкус?
Д: Нет.
В: Когда человек хочет пить, то с удовольствием пьет воду и говорит : «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует. Она безвкусная.
Дать детям для сравнения попробовать сок.
В: А сок имеет вкус?
Д: Да! Апельсиновый!
Опыт 3.
В: Какой запах у воды? Чем она пахнет?
Д: Совсем не пахнет.
В: Не имеет запаха.
СТОЛ 2
Свойство 2: Вода прозрачная, бесцветная.
Опыт 4.
В: На столе стоят два стакана, один - с водой, другой – с молоком. Предлагаю опустить одну фасолинкув стакан с водой, другую – в стакан с молоком.
В: Что заметили?
Д: В стакане с молоком фасолинки не видно, а в стакане с водой она видна.
В: Почему?
Вместе с воспитателем дети формулируют еще одно свойство воды: чистая вода прозрачна.
Д: Чистая вода прозрачна.
СТОЛ 3
Свойство 3: Не всякая прозрачная вода пригодна для питья.
В: Перед вами два стакана с прозрачной водой. В 1 стакан я налила воду из крана. А во 2 налила дождевой воды. Эту воду можно пить?
Ответы детей. В: А давайте это проверим. Капнем капельку воды из крана на стеклышко микроскопа и посмотрим насколько она чистая (капает воспитатель). Смотрим в микроскоп. ( дети смотрят).
В: что мы увидели в этой капельке? Вода чистая?
Д: Да!
В: Теперь поменяем стеклышко и капнем на него дождевую воду.
В: Что мы увидели?
Д: В этой капельке есть маленькие частички грязи.
В: Можно такую воду пить?
Д: Нет.
В: Что мы выяснили из этого опыта?
Д: Что даже если вода прозрачная, это еще не значит, что она пригодна для питья. Дождь капает на крышу, вода течет по ней. На крыше есть пыль, листочки, веточки, по крыше ходят кошки и коты, и вода все это смывает. В такой воде грязь и микробы не видны , их можно рассмотреть только под специальным прибором – микроскопом.
Динамическая пауза
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать! (потянуться)
Спинку бодро разогнули,
Руки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два, вперед нагнуться.
Раз и два, назад прогнуться.
Вот и стали мы сильней,
Веселей и здоровей!
СТОЛ 4
Свойство 4: Вода не имеет собственной формы.
Опыт 5
В: А теперь воспользуемся и другими предметами, которые стоят на нашем столе. Обратите внимание на их форму.
Д: (дети отмечают, что) форма у всех предметов разная : прямоугольная, круглая, треугольная и т.д.
В: Давайте перельем воду в круглую вазу, а потом в прямоугольный контейнер. Посмотрите, что происходит с формой воды? Тепеь в треугольную пластиковую коробочку.
В: Давайте нальем воду в резиновую перчатку.
Вместе с детьми воспитатель формулирует следующее свойство воды: в отличие от твердых тел, вода не имеет собственной формы. Она приобретает форму того сосуда, в который ее наливают.
СТОЛ 5.
Свойство 4: Вода – растворитель.
Опыт 6
В: Ребята, я попрошу вас подойти к столу. На столе стоят лабораторные колбы. В 1 емкости у нас сахар. Во 2 растительное масло, на котором жарят. В 3 колбе горчичный порошок из которого делают горчицу. В 4 колбе корица, которую мамы добавляют в пирог или булочки. А в 5 колбе самая обыкновенная краска, которой мы с вами привыкли рисовать, - гуашь коричневого цвета.
В: Давайте попробуем насыпать сахар в воду. Что происходит с ним?
Д: Вода растворяет сахар.
В: Попробуем теперь налить в воду масла и посмотрим , что будет.
Д: Сахар растворился в воде, а масло не растворилось.
В: Теперь добавим в воду горчичного порошка. Для чего он нужен?
Д: Из него делают горчицу.
В: Что происходит?
Д: Горчичный порошок растворился в воде.
В: Да. А хотите мы прямо сейчас приготовим настоящую горчицу?
Д: Да!
В: Тогда нужно к горчичному порошку добавить сахар и все перемешать. Горчица готова!
В: Теперь добавим в стакан с водой коричневой краски- гуаши, которой мы с вами привыкли рисовать. Что будет с ней?
Д: Вода растворила краску. Вода стала коричневого цвета. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной.
В: Значит, вода является растворителем?
Д: Да, вода - растворитель , но не всех веществ.
Пальчиковая гимнастика.
Дождик капнул на ладошку (правой рукой касаемся левой),
На цветы ( круговые движения правой рукой)
И на дорожку ( обе руки перед собой).
Льется, льется – ой, ой, ой! ( покачивание головы)
Побежали мы домой! ( бег на месте)
В: Отдохнули ребята? Тогда занимаем места за столами и продолжим изучение воды. (проходят за столы)
В: Обратите внимание на стакан, в котором мы растворяли коричневую краску. Как вы думаете, что можно сделать с окрашенной водой ? Раз уж у нас гуашь растворилась в воде , мы можем ее использовать где? Мы ее сейчас будем использовать при рисовании. Что можно нарисовать коричневой краской? (Дети перечисляют). А давайте нарисуем деревья? Только кисточек у нас для этого нет. Ребята, я забыла приготовить для вас кисточки. Что же делать? Листы и краска есть, а рисовать нечем.
( Проблемная ситуация).
Д: У нас есть трубочки.
В: Как же мы будем рисовать трубочками?
Д: Нужно капнуть капельку краски и подуть на нее с помощью трубочки.
В: Здорово! Так и сделаем! ( Показ образца) Берем пипетку, капаем на лист каплю растворенной в воде краски. Теперь возьмем трубочки и начинаем дуть на эту каплю через трубочку вверх по листу бумаги . Жидкая капелька растекается. Дерево растет снизу вверх, вот и наше дерево как настоящее тоже тянется к солнышку снизу вверх. Это – ствол. Капаем еще капельки по бокам и раздуваем их в разные стороны. Это будут веточки. (музыкальное сопровождение)
В: Готово. Посмотрите , получились настоящие деревья. Только без листьев. Как вы думаете, почему мы не стали рисовать листья?
Д: Потому что сейчас поздняя осень и все листочки уже облетели.
В: Правильно. Мы нарисовали самые настоящие осенние деревья. Вам понравилось?
Д: Да!
Подведение итогов.
В: Ребята, чем мы с вами сегодня занимались?
Д: Отгадывали загадки, побывали в лаборатории, проводили опыты, изучали воду, какая она, рисовали с помощью трубочек.
В: Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Что мы узнали нового о воде из опытов?
Д: Вода – это жидкость.
Вода не имеет собственной формы.
Вода бесцветна и не имеет запаха , прозрачная.
Не вся прозрачная вода чистая и пригодна для питья. Дождевая вода прозрачна, но пить ее нельзя.
Вода может растворять одни вещества и не растворять другие.
Рефлексия.
В: Вы сегодня молодцы! Многое успели сделать в волшебной лаборатории. Что вам больше всего понравилось сегодня? Что было интересно?
Перспектива на будущее.
В: А в следующий раз давайте мы с вами отправимся в путешествие вместе с капелькой воды и узнаем , как вода путешествует.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект открытого занятия по познавательной деятельности в старшей группе "Свойства воздуха"
Конспект открытого занятия по познавательной деятельности в старшей группе «Свойства воздуха»Задачи:1.познакомить детей со свойствами воздуха(не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и подни...
Конспект НОД лаборатория в детском саду в старшей группе "Свойства воды" (октябрь 2015 года)
Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе по ознакомлению детей со свойствами воды: вода без запаха, без вкуса, прозрачная....
Конспект образовательной деятельности в старшей группе "Свойства воды"
Данный материал позволяет расширить представление детей о свойствах воды и о ее разных агрегатных состояниях....
Конспект НОД по поисково-исследовательской деятельности в старшей группе «Свойства воды»
НОД по поисково - исследовательской деятельности в стар-шей группе: «Свойства воды»Цель: Познакомить детей со свойствами воды.Задачи:Образовательные:1. Совершенствовать знания детей о знач...
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Свойства воды, льда и пара"
Цель: расширение и уточнение представлений детей о природном явлении — вода.Программные задачи:образовательные:- совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека и живых орган...
Конспект занятия по опытно – исследовательской деятельности в средней группе «Свойства воды»
Опытно-исследовательская деятельность...
Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» с применением экспериментально – исследовательской деятельности в старшей группе «Свойства воды»
Цель: Создать условия для знакомства со свойствами и значением воды в процессе экспериментирования. Образовательные:- актуализировать и систематизировать знания детей о распространении воды, ее с...