Конспект непосредственно-образовательной деятельности «ПОСУДА. ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПОСУДЫ»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Расширять представления у детей о посуде, её назначении, частей, из которых она состоит; истории ее происхождения и материалах, из которых она сделана.
Формировать понятия «чайная», «столовая», «кухонная» посуда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1»
Конспект
непосредственно-образовательной деятельности
«ПОСУДА.
ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПОСУДЫ»
Воспитатель 1КК
Ворошилова О. А.
г. Ачинск
Цель: Расширять представления детей об окружающих предметах.
Задачи:
- Расширять представления у детей о посуде, её назначении, частей, из которых она состоит; истории ее происхождения и материалах, из которых она сделана.
- Формировать понятия «чайная», «столовая», «кухонная» посуда.
- Совершенствовать грамматический строй речи, совершенствовать навыки словообразования и образования качественных прилагательных.
- Развивать зрительное восприятие, внимание, память.
- Воспитывать бережное отношение к посуде; уважительное отношение к сверстникам, отвечать, не перебивая друг друга.
Тип занятия: закрепление раннее приобретенных знаний.
Форма занятия: групповая.
Продолжительность: 20 минут.
Возраст обучающихся: 5-6лет.
Материалы и оборудование: презентация, экран, проектор; предметы посуды, коробка, клубок ниток, игрушечный кот, картинки с изображением посуды - разрезанные и целые, костюм «Федора», гостинцы для детей.
Предварительная работа: Чтение стихотворения К. Чуковского «Федорино горе», рассматривание иллюстраций, предметов посуды, дидактическая игра «Что для чего? », составление рассказов-описаний о предметах посуды, отгадывание загадок.
Методы и приемы:
Наглядные – презентация «Посуда. История происхождения посуды»
Словесные – коммуникативное упражнение, чтение отрывка стихотворения, беседа, рассказ воспитателя, словесные упражнения, словесная игра, вопросы.
Игровые – сюрпризный момент, оживление игрушки, роль Федоры.
Практические – физическая минутка, дидактическая игра.
Структура занятия:
Этап занятия | Содержание | Время |
1.Орг. момент | Коммуникативное упражнение «Здравствуйте!» - объединение и сплочение детей в группе. | 2 минуты |
2. Основная часть | Мотивационный момент: разбросанная посуда на полу, письмо, презентация. Упражнение «Какая бывает посуда?» - Формировать понятия «чайная», «столовая», «кухонная» посуда. Рассказ воспитателя об истории происхождения посуды: кастрюли, тарелки, чашки с показом фотографий. Физическая минутка. Словесная игра с игрушечным котом «Из чего сделана посуда?» - образование качественных прилагательных. Игра «Собери целое» - развивать зрительное восприятие, память, внимание. Упражнение на словообразование «Что в чем подадим?» Сюрпризный момент – появление Федоры с гостинцами. | 16 минут |
3. Рефлексия | Обобщающая беседа - учить отвечать развернутым предложением. | 2 минуты |
Ход:
1.Организационный момент:
Коммуникативное упражнение «Здравствуйте!»
Я с утра пришла сюда,
Здравствуйте, мои друзья,
Здравствуй, солнце и земля,
Это я… (по очереди дети называют себя по имени)
Здравствуйте!
2. Основная часть:
Воспитатель: Ой, ребята, какие-то предметы лежат…. Давайте соберем их. Что-то мне подсказывает, что они нам еще пригодятся (дети собирают предметы в коробку, садятся на стульчики).
Воспитатель: Ребята, сегодня почтальон принес письмо в детский сад, адресовано нашей группе, а от кого, вы сейчас угадаете. Послушайте. (Воспитатель читает отрывок)
Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит,
Дребезжит…
Утюги бегут, покрякивают,
Через лужи, через лужи
Перескакивают.
А за ними блюдца,
блюдца –
Дзынь-ля-ля!
Дзынь-ля-ля!
Вдоль по улице несутся –
Дзынь-ля-ля!
Дзынь-ля-ля!
На стаканы – дзынь!
Натыкаются,
И стаканы – дзынь!
Разбиваются.
И бежит, бренчит,
Стучит сковорода:
«Вы куда? Куда?
Куда? Куда? Куда?»
А за нею вилки,
Рюмки да бутылки,
Чашки да ложки
Скачут по дорожке.
Воспитатель: Из какого произведения отрывок?
Назовите автора.
Воспитатель: Ребята, вы узнали, от кого это письмо?
Дети: Письмо от Федоры.
(Слайд №2)
Воспитатель достает письмо и читает:
«Здравствуйте, дорогие ребята! Ой, горе мне, горе! Убежала от меня вся посуда! Приезжайте ко мне, помогите мне, пожалуйста, вернуть посуду. А я обещаю вам, что исправлюсь.
С уважением к вам, Федора»
Воспитатель: (показывает коробку с посудой) Ребята, так что это мы с вами по пути собрали?
Дети: Посуду!
Воспитатель: Да. Я же говорила, что эти предметы нам еще пригодятся.
(Слайд №3)
Что такое посуда?
А для чего нужна посуда? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно. Ребята, ну что, хотите отправиться на помощь к Федоре?
Дети: Да!
Воспитатель: Ребята, а у меня есть волшебный клубок, он нам укажет путь (бросает клубок): «Раз, два, три путь к Федоре покажи!»
Воспитатель: Вот мы и очутились в сказке…Ребята, какая бывает посуда? Хотите посмотреть?
Упражнение «Какая бывает посуда?»
Воспитатель: В какой посуде готовят пищу? (Кухонная)
(Слайд №5)
-Назовите кухонную утварь.
-Посуда, из которой мы едим, называется…(Столовая посуда)
(Слайд №6)
-Назовите предметы столовой посуды.
- Ребята, вы любите пить чай? Какую посуду используют при этом, и как она называется одним словом?
(Слайд №7)
-Назовите предметы чайной посуды.
- Сейчас я хочу вам рассказать, как появилась посуда, и чем пользовались раньше вместо посуды. (Показ слайдов).
Кастрюля. (Слайд №8)
До 18 века русские повара при приготовлении пищи использовали горшки и котлы. Первые кастрюли появились в России в начале 18 века, при Петре 1. Делались они из чугуна. Потом использовали железные кастрюли. В начале 19 века появились первые эмалированные кастрюли.
В настоящее время существуют различные виды кастрюль: алюминиевые, медные, эмалированные, стеклянные и другие.
Родственницей кастрюли является сковорода. Невозможно обойтись без нее на кухне. С ручками или без, кастрюли чугунные, алюминиевые …. – на любой вкус. Ну, а первые сковороды тоже были глиняными.
- Теперь я расскажу вам немного о том, откуда произошла тарелка.
Тарелка (Слайд №9)
Тарелка на столах появилась не сразу, даже на королевских пиршествах еду выкладывали прямо на стол, в специальные углубления, а оттуда в рот. Только с 14 века появляются квадратные тарелки.
В Древней Руси, начиная с 12 века, существовали большие блюда, на которых подавали обед. Изготавливалась посуда из разных материалов, у богатых, например, из золота и серебра.
Изначально персональные тарелки использовались не только для еды, а, например, в качестве царского вознаграждения для своих подданных. Лишь с 18 века тарелки стали обязательным предметом обеда. В 1740 году в России научились изготавливать твердый фарфор, но до простых граждан тарелки дошли только в конце 19 века. Хорошо, что сейчас не приходиться есть суп из углублений на столе, потому что существует много видов тарелок.
- Хотите еще узнать о происхождении чашки?
Чашка (Слайд №10)
Самые первые емкости для питья изготавливали из подручных средств - это были рога животных, ореховая скорлупа, дерево, глина, медь, серебро, золото. Чайную чашку с блюдцем – сначала керамическую, а чуть позже фарфоровую, придумали китайцы. Но это не была чашка в привычном виде, она была без ручки. Воду, молоко пили из глиняных кувшинов, либо из деревянных кружек, черпаков или металлических кубков.
Держать в руках фарфоровую пиалу с чаем было горячо, к ним приделали ручки. Это было в середине 18 века.
- Ребята, подумайте, пожалуйста, и постарайтесь ответить на мои вопросы развернутыми предложениями.
- Как вы думаете, почему убежала посуда от Федоры? (Ответы детей)
- Что нужно делать, чтобы посуда никуда не убегала? (Ответы детей)
- Правильно, ребята, в каждый предмет вложен труд человека. Люди долго трудятся над каждой вещью, поэтому их надо беречь. Посуду моют, чистят, вытирают, чтобы из нее приятно было есть.
Воспитатель: А теперь давайте немного отдохнем. Выходите. Встаньте в круг.
Физ. Минутка.
Вот большой стеклянный чайник,
(Дети «надувают» живот; одна рука на поясе, другая изогнута, как носик)
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки,
(Приседают, одна рука на поясе)
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,
(Кружатся, рисуя руками круг)
Только стукни – разобьются.
Вот серебряные ложки,
(Потягиваются, руки вверх, сомкнуть над головой)
Вот пластмассовый поднос –
(Делают большой круг)
Он посуду нам принес.
Воспитатель: Молодцы ребята! (Слайд №11)
Воспитатель: А у Федоры еще живут коты, один из них здесь и хочет с вами поиграть в игру. ( Дети стоят в кругу, передают кота и отвечают развернутым предложением).
Игра «Из чего сделана посуда?» Посуда из фарфора – фарфоровая.
Из металла – металлическая,
Из серебра – серебряная,
Из золота – золотая,
Из глины – глиняная,
Из дерева – деревянная,
Из хрусталя – хрустальная,
Из стекла – стеклянная.
Воспитатель: Ой, ребята, как же все-таки Федора не любит свою посуду, всю перебила. (На ковре рассыпаны разрезанные части картинок с изображением посуды. Детям раздаются карточки с «целой» посудой. Нужно собрать из частей целую картинку). Хотите помочь ей склеить кусочки посуды?
Игра «Собери целое».
Воспитатель: Молодцы! А сейчас сядьте на стульчики.
Упражнение на словообразование «Что в чем подадим?»
(Слайд №12, 13, 14, 15, 16, 17, 18)
Для некоторых продуктов питания есть специальная посуда. Для селедки – селедочница, селедку подадим в селедочнице и т.д.
(Слайд №19) Федора.
(Как только упражнение заканчивается, в группу входит Федора) – роль исполняет переодетый младший воспитатель.
Федора: Здравствуйте, ребята! Вы уже здесь?! А я ходила искать сбежавшую посуду, но ничего не нашла.
Воспитатель: Здравствуй, Федора. А мы нашли вашу посуду и захватили ее с собой. (Подает коробку с посудой)
Федора: Ой, как хорошо! Спасибо! А я ведь ребята решила исправиться! Уж не буду, уж не буду я посуду обижать. Буду, буду я посуду, и любить, и уважать. (Оглядывается по сторонам) Ой, ребята, да вы уже всю посуду в порядок привели, молодцы! Спасибо вам большое! А я вам за это гостинцы приготовила.
3. Рефлексия:
Воспитатель: Вы, Федора, пока отдохните – присядьте да послушайте детей. Ребята, давайте расскажем бабушке Федоре, как вы помогли ее посуду привести в порядок. Какие задания выполняли? Что нового узнали?
- Молодцы, ребята! Вы славно потрудились! Спасибо!
(Федора достает угощение и приглашает детей на чай.)
Литература:
1. Алябьева Е. А. «Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения»: Методическое пособие –2006 г.;
2. Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду» - 2010.
3. Швайко Г.С. Игры и упражнения для развития речи. – М., 1988.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспектнепосредственно-образовательной детельности по физической культуре на тему: "Весёлые воробушки"
Цель: Учить детей прыжкам через предметы (шириной 15-20 сантиметров). Закреплять ходьбу между предметами; ходьбу по кругу; ходьбу по гимнастической скамейке. Продолжать развивать интерес к...

Конспект образовательной деятельности в средней группе «Посуда»
Цель: формирование знаний детей о посуде.Задачи:Обучающие:систематизировать и обобщить знания детей о посуде, ее назначении, материале, из которого она сделана;формировать понятия: чайная, столовая, к...

конспект совместной познавательно - игровой деятельности воспитателя с детьми ."Посуда"
Современо - образовательные технологии:обучение в сотрудничестве.Интерграция образовательныз областей ФГОС ДО социально - коммуникативное развитие.речевое развитие,художественно - эстетическое р...

Технологическая карта ОС. Предметная деятельность первой младшей группе «Посуда. Свойства посуды». Педагог Моисеенко Наталья Николаевна
Цель: создать условия для формирования представлений детей о свойствах посуде (стеклянной, пластмассовой)Задачи: Организовать деятельность детей на формирование интереса в развитие экспери...
Непосредственно образовательная деятельность Познавательное развитие- (ознакомление окружающим +исследовательская деятельность) Тема: «В мире посуды».
Расширять знания детей о предметах домашнего обихода, их назначении; учить различать и называть существенные детали предметов; дать понятие о деревянной и стеклянной посуде; закрепить их свойства...

Конспект опытно-исследовательской деятельности «Знакомство с происхождением Солнца» с детьми 5-6 лет
Опытно-исследовательская деятельность "Знакомство с происхождением Солнца" организовывалась в рамках реализации проекта по изучению космического пространства с детьми старшей группы....

Конспектнепосредственно-образовательной деятельности во второй группе раннего возраста по ознакомлению с окружающим миром на тему: Домашние животные
Цель: учить детей узнавать и называть домашних животных.Программное содержание:- формировать представления о внешнем виде животных, их питании, детёнышах;- развивать умение узнавать животных по их гол...