Занятие «Утро в сосновом бору» по картине И.И. Шишкина
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Шнурова Анна Святославовна

Знакомство с работами пейзажиста И.И. Шишкина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx19.31 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие «Утро в сосновом бору» по картине И.И. Шишкина

Цель: формирование навыка по составлению рассказа по пейзажу,

совершенствовать навыки по художественно-эстетическому развитию.

Задачи:

Образовательные:

- формировать умение составления рассказа по пейзажу.

- обогащать словарь детей новой лексикой.

Развивающие

- развивать наблюдательность и зрительное внимание детей.

- совершенствовать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

-формировать познавательную активность, интерес к русскому языку, умение

слушать и слышать друг друга.

Предварительная работа:беседа ожанре изобразительного искусства-

пейзаж, рассматривание его произведений, акцентирование внимания на

картине «Утро в сосновом лесу»; наблюдение во время прогулки за еловыми

деревьями.

Методы и приемы:словесные (объяснение, рассказ-образец, беседа),

наглядные, практические (физкультминутка, игровой прием с подзорной

трубой).

Материалы и оборудование: репродукция картины И.И. Шишкина «Утро в

сосновом лесу» на экране телевизора; шишки, пластилин, клей, цветная

бумага.

Ход НОД

Вводная часть

Вос-льРебята, сегодня будет необычный день. Полный волшебства и

превращений. Да, да, вы не ослышались. Сегодня каждый из вас получит

возможность переместиться в пространстве и времени, оказавшись далеко-

далеко отсюда.Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы погружайтесь в

атмосферу. (предлагаю присесть детям на ковер, закрыть глаза)

Лес сосновый - не лесок,

Лес сосновый так высок!

И мороза не боится,

И в сухих краях ветвится!

А сосновые хвоинки,

Будто длинные щетинки

Лес топорщит на ветвях

В наших северных краях.

Под сосною круглый год

Живность всякая живёт,

И грибы, и ягоды

Под сосною спрятаны! (автор: Т. Денисова)

Вос-ль:Ребята, скажите, о чём это стихотворение? (О лесе, о сосне, о

природе).  На экране появляется картина «Утро в сосновом лесу»

Ребята, посмотрите какой удивительный пейзаж открылся перед нашими

глазами. Эта картина называется «Утро в сосновом лесу», а написал её И. И.

Шишкин. Уметь видеть красоту природы помогают нам художники.

Картины, которые они пишут называются – пейзажами.

Представьте, что вы находитесь в густом лесу ранним утром.

Опишите ваше настроение и что вы видите вокруг.

Дети:Ответы детей

Вос-льГотовы ли вы продолжить наше лесное путешествие?

Дети:Да!

(Дыхательная гимнастика)

Аромат сосны вдыхаем,

(Глубокий вдох носом).

И дыханье затаим.

(Затаить дыханье).

А теперь мы выдыхаем,

(Выдох через рот со звуком «А-а-а»).

Отдыхаем, отдыхаем.

(Отдых).

– здесь мы вдыхаем свежий воздух

– кругом пахнет сосновой смолкой. А давайте с вами понюхаем, как пахнет

сосновая смола. Понравилось?

Основная часть

Вос-ль:Ребята, мне кажется мы с вами оказались в сосновом лесу.

Давайте мы с вами рассмотрим эту картину повнимательней и попробуем

составить по ней рассказ. Согласны?

Рассматривание картины

Вос-ль:Посмотрите внимательно, какие деревья нарисовал художник?

Дети:Художник нарисовал сосны.

Вос-ль:Правильно! А как называется лес, в котором растут сосны?

Дети:Такой лес называется сосновый бор.

Вос-ль:Как называются, изображенные на картине животные и сколько их?

Дети:На картине изображены медведи, их четыре.

Вос-ль:Все ли они одного возраста?

Дети:На картине изображена медведица и ее медвежата.

Вос-ль:Что делают медведи на картине?

Дети:Медвежата ползают по деревьям. Медведица смотрит за ними.

Вос-ль:А какое же время суток изобразил художник на своей картине?

Дети:На картине изображено утро.

Физкультминутка

Вос-ль:Давайте встанем со своих мест и немного разомнемся. Повторяйте

движения за мной:

Добрый лес, старый лес.

Полон сказочных чудес!

(Широко разводим руки в стороны. Повороты вправо-влево с вытянутыми руками.)

В гости к мишке мы идем

И друзей с собой зовем

(ходьба)

Ждут вас на лесной опушке

Веселые зверюшки,

Тут весёлые зайчата —

Длинноухие ребята.

Прыг да скок, прыг да скок,

Через поле за лесок.

(Прыжки. Ладошки прижать к голове, изображая «ушки на макушке».)

(Е. Г. Кизилова)

Упражнения по картине

Вос-ль:Молодцы! Присаживайтесь на свои места, и мы продолжаем наше

увлекательное путешествие в сосновом лесу. Давайте мы с вами превратимся

в настоящих путешественников, хотите? Сейчас мы с вами возьмем листы

бумаги, свернем их трубочкой и это будет наша подзорная труба и

внимательно посмотрим в неё. Каждый из вас выбирает себе по объекту на

картине и подбирёт к нему слова- признаки. Например, я вижу сосны. Они -

густые, таинственные, сказочные, дремучие.

А теперь я вам предлагаю вам найти свой объект на картине и описать его.

Дети:Медвежонок, сидящий на дереве, мохнатый, игривый, маленький,

бурый; медведица - большая, суровая, злая, бурая;

Составление рассказа детьми

Вос-ль:Сейчас мы с вами будем учиться составлять рассказ по картине.

Для этого еще раз посмотрим на картину. Представляем себя в ней, звуки,

атмосферу. Давайте я буду первая, а вы послушайте.

мой рассказ- образец:

Однажды медведица с тремя медвежатами вышли прогуляться. И пришли в

сосновый лес, где пели птицы, светило солнышко и царила тишина. Два

медвежонка весело играли на стволах упавших сосен и спорили, кто

заберется выше. А третий рассматривал вершины высоких сосен, сквозь

которые пробиралось яркое, лучистое солнышко. Мама медведица

внимательно смотрела за медвежатами и говорила, чтоб они были

осторожны. Но они ее не слушались и продолжали играть. Так весело и

прошел их день.

Вос-ль:по этому образцу составьте свои рассказы.

Дети составляют рассказы.

Вос-ль:Очень хорошие рассказы у нас с вами получились. Вам понравилась

картина, которую мы сегодня рассматривали?

Дети: ответы детей.

Вос-ль: А давайте мы с вами превратимся в настоящих художников и

попробуем создать свою картину «Утро в сосновом лесу» и украсим её нашу

группу. Согласны?

Блок 2. Художественно – эстетическое творчество.

Вос-ль: Тогда давайте пройдём к столам и начнём творить красоту.

 Передвигаемся к двум локациям.  Дети делятся на 2 группы.

 На одном столе создаём фон картины, декорации. На другом того, кто

присутствовал на картине.

Вос-ль: Чтобы наши пальчики были ловкие, давайте их разомнём.

Пальчиковая игра с Су-Джоком.

«Медведица»

Шла медведица спросонок, /шагать шариком по руке/

А за нею – медвежонок.    /шагать тихо шариком по руке/

А потом пришли детишки,  /шагать шариком по руке/

Принесли в портфелях книжки.

Стали книжки открывать   /нажимать шариком на каждый палец/

И в тетрадочках писать.

Заключительная часть

Вос-ль:Рассматриваем картину. Выбираем место для картины. Как мы

назовём нашу картину?

Дети: ответы детей.

Вос-ль:Как называется картина, которую мы подробно изучили и

рассмотрели сегодня?

Дети:Картина называется «Утро в сосновом лесу».

Вос-ль:Что вам понравилось на занятии? Как вы работали на занятии?

Дети:Нам понравилось рассматривать картину, описывать действия

медведей и явления окружающей природы. Мы старались составить

интересный рассказ.

Вос-ль:Вы сегодня большие молодцы! Спасибо


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия рассматривание картины И.И.Шишкина "Утро в сосновом бору".

Познакомить детей с художником И.И.Шишкиным, содержанием его картины "Утро в сосновом бору".Воспитывать у них художественный вкус,умение понимать картину и средства её выразительности....

Конспект беседы по искусству (рассматривание картины И.И.Шишкина "Утро в сосновом бору").

Познакомить детей с таким жанром живописи как пейзаж. Учить и воспринимать содержание пейзажной картины, понимать красоту природы, которую изобразил художник. Учить выделять оттенки цветов как средств...

Рассматривание и описание картины И.Шишкина "Утро в сосновом бору"

Закрепляем с детьми умение рассматривать и описывать картину И.Шишкина "Утро в сосновом бору"...

Рассматривание картины И.И.Шишкина «Утро в сосновом бору»

Занятие по ИЗО в старшей группе с использованием нетрадиционной техники рисования....

Конспект ННОД по развитию речи : РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫ И.И. ШИШКИНА «УТРО В СОСНОВОМ БОРУ».

Программное содержание: Познакомить детей с таким жанром живописи, как пейзаж, учить их воспринимать содержание пейзажной картины, понимать красоту природы, которую изобразил художник, учить выд...

Конспект занятия "Рассматривание картины И.И. Шишкина «Утро в сосновом бору»

Познакомить детей с таким жанром живописи, как пейзаж, учить их воспринимать содержание пейзажной картины, понимать красоту природы, которую изобразил художник, учить выделять оттенки цветов, ка...