Занятие «Утро в сосновом бору» по картине И.И. Шишкина
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Занятие «Утро в сосновом бору» по картине И.И. Шишкина
Цель: формирование навыка по составлению рассказа по пейзажу,
совершенствовать навыки по художественно-эстетическому развитию.
Задачи:
Образовательные:
- формировать умение составления рассказа по пейзажу.
- обогащать словарь детей новой лексикой.
Развивающие
- развивать наблюдательность и зрительное внимание детей.
- совершенствовать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
-формировать познавательную активность, интерес к русскому языку, умение
слушать и слышать друг друга.
Предварительная работа:беседа ожанре изобразительного искусства-
пейзаж, рассматривание его произведений, акцентирование внимания на
картине «Утро в сосновом лесу»; наблюдение во время прогулки за еловыми
деревьями.
Методы и приемы:словесные (объяснение, рассказ-образец, беседа),
наглядные, практические (физкультминутка, игровой прием с подзорной
трубой).
Материалы и оборудование: репродукция картины И.И. Шишкина «Утро в
сосновом лесу» на экране телевизора; шишки, пластилин, клей, цветная
бумага.
Ход НОД
Вводная часть
Вос-льРебята, сегодня будет необычный день. Полный волшебства и
превращений. Да, да, вы не ослышались. Сегодня каждый из вас получит
возможность переместиться в пространстве и времени, оказавшись далеко-
далеко отсюда.Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы погружайтесь в
атмосферу. (предлагаю присесть детям на ковер, закрыть глаза)
Лес сосновый - не лесок,
Лес сосновый так высок!
И мороза не боится,
И в сухих краях ветвится!
А сосновые хвоинки,
Будто длинные щетинки
Лес топорщит на ветвях
В наших северных краях.
Под сосною круглый год
Живность всякая живёт,
И грибы, и ягоды
Под сосною спрятаны! (автор: Т. Денисова)
Вос-ль:Ребята, скажите, о чём это стихотворение? (О лесе, о сосне, о
природе). На экране появляется картина «Утро в сосновом лесу»
Ребята, посмотрите какой удивительный пейзаж открылся перед нашими
глазами. Эта картина называется «Утро в сосновом лесу», а написал её И. И.
Шишкин. Уметь видеть красоту природы помогают нам художники.
Картины, которые они пишут называются – пейзажами.
Представьте, что вы находитесь в густом лесу ранним утром.
Опишите ваше настроение и что вы видите вокруг.
Дети:Ответы детей
Вос-льГотовы ли вы продолжить наше лесное путешествие?
Дети:Да!
(Дыхательная гимнастика)
Аромат сосны вдыхаем,
(Глубокий вдох носом).
И дыханье затаим.
(Затаить дыханье).
А теперь мы выдыхаем,
(Выдох через рот со звуком «А-а-а»).
Отдыхаем, отдыхаем.
(Отдых).
– здесь мы вдыхаем свежий воздух
– кругом пахнет сосновой смолкой. А давайте с вами понюхаем, как пахнет
сосновая смола. Понравилось?
Основная часть
Вос-ль:Ребята, мне кажется мы с вами оказались в сосновом лесу.
Давайте мы с вами рассмотрим эту картину повнимательней и попробуем
составить по ней рассказ. Согласны?
Рассматривание картины
Вос-ль:Посмотрите внимательно, какие деревья нарисовал художник?
Дети:Художник нарисовал сосны.
Вос-ль:Правильно! А как называется лес, в котором растут сосны?
Дети:Такой лес называется сосновый бор.
Вос-ль:Как называются, изображенные на картине животные и сколько их?
Дети:На картине изображены медведи, их четыре.
Вос-ль:Все ли они одного возраста?
Дети:На картине изображена медведица и ее медвежата.
Вос-ль:Что делают медведи на картине?
Дети:Медвежата ползают по деревьям. Медведица смотрит за ними.
Вос-ль:А какое же время суток изобразил художник на своей картине?
Дети:На картине изображено утро.
Физкультминутка
Вос-ль:Давайте встанем со своих мест и немного разомнемся. Повторяйте
движения за мной:
Добрый лес, старый лес.
Полон сказочных чудес!
(Широко разводим руки в стороны. Повороты вправо-влево с вытянутыми руками.)
В гости к мишке мы идем
И друзей с собой зовем
(ходьба)
Ждут вас на лесной опушке
Веселые зверюшки,
Тут весёлые зайчата —
Длинноухие ребята.
Прыг да скок, прыг да скок,
Через поле за лесок.
(Прыжки. Ладошки прижать к голове, изображая «ушки на макушке».)
(Е. Г. Кизилова)
Упражнения по картине
Вос-ль:Молодцы! Присаживайтесь на свои места, и мы продолжаем наше
увлекательное путешествие в сосновом лесу. Давайте мы с вами превратимся
в настоящих путешественников, хотите? Сейчас мы с вами возьмем листы
бумаги, свернем их трубочкой и это будет наша подзорная труба и
внимательно посмотрим в неё. Каждый из вас выбирает себе по объекту на
картине и подбирёт к нему слова- признаки. Например, я вижу сосны. Они -
густые, таинственные, сказочные, дремучие.
А теперь я вам предлагаю вам найти свой объект на картине и описать его.
Дети:Медвежонок, сидящий на дереве, мохнатый, игривый, маленький,
бурый; медведица - большая, суровая, злая, бурая;
Составление рассказа детьми
Вос-ль:Сейчас мы с вами будем учиться составлять рассказ по картине.
Для этого еще раз посмотрим на картину. Представляем себя в ней, звуки,
атмосферу. Давайте я буду первая, а вы послушайте.
мой рассказ- образец:
Однажды медведица с тремя медвежатами вышли прогуляться. И пришли в
сосновый лес, где пели птицы, светило солнышко и царила тишина. Два
медвежонка весело играли на стволах упавших сосен и спорили, кто
заберется выше. А третий рассматривал вершины высоких сосен, сквозь
которые пробиралось яркое, лучистое солнышко. Мама медведица
внимательно смотрела за медвежатами и говорила, чтоб они были
осторожны. Но они ее не слушались и продолжали играть. Так весело и
прошел их день.
Вос-ль:по этому образцу составьте свои рассказы.
Дети составляют рассказы.
Вос-ль:Очень хорошие рассказы у нас с вами получились. Вам понравилась
картина, которую мы сегодня рассматривали?
Дети: ответы детей.
Вос-ль: А давайте мы с вами превратимся в настоящих художников и
попробуем создать свою картину «Утро в сосновом лесу» и украсим её нашу
группу. Согласны?
Блок 2. Художественно – эстетическое творчество.
Вос-ль: Тогда давайте пройдём к столам и начнём творить красоту.
Передвигаемся к двум локациям. Дети делятся на 2 группы.
На одном столе создаём фон картины, декорации. На другом того, кто
присутствовал на картине.
Вос-ль: Чтобы наши пальчики были ловкие, давайте их разомнём.
Пальчиковая игра с Су-Джоком.
«Медведица»
Шла медведица спросонок, /шагать шариком по руке/
А за нею – медвежонок. /шагать тихо шариком по руке/
А потом пришли детишки, /шагать шариком по руке/
Принесли в портфелях книжки.
Стали книжки открывать /нажимать шариком на каждый палец/
И в тетрадочках писать.
Заключительная часть
Вос-ль:Рассматриваем картину. Выбираем место для картины. Как мы
назовём нашу картину?
Дети: ответы детей.
Вос-ль:Как называется картина, которую мы подробно изучили и
рассмотрели сегодня?
Дети:Картина называется «Утро в сосновом лесу».
Вос-ль:Что вам понравилось на занятии? Как вы работали на занятии?
Дети:Нам понравилось рассматривать картину, описывать действия
медведей и явления окружающей природы. Мы старались составить
интересный рассказ.
Вос-ль:Вы сегодня большие молодцы! Спасибо
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия рассматривание картины И.И.Шишкина "Утро в сосновом бору".
Познакомить детей с художником И.И.Шишкиным, содержанием его картины "Утро в сосновом бору".Воспитывать у них художественный вкус,умение понимать картину и средства её выразительности....

Конспект беседы по искусству (рассматривание картины И.И.Шишкина "Утро в сосновом бору").
Познакомить детей с таким жанром живописи как пейзаж. Учить и воспринимать содержание пейзажной картины, понимать красоту природы, которую изобразил художник. Учить выделять оттенки цветов как средств...

Рассматривание и описание картины И.Шишкина "Утро в сосновом бору"
Закрепляем с детьми умение рассматривать и описывать картину И.Шишкина "Утро в сосновом бору"...

Рассматривание картины И.И.Шишкина «Утро в сосновом бору»
Занятие по ИЗО в старшей группе с использованием нетрадиционной техники рисования....
Интегрированное занятие "Утро в сосновом бору"
Старший дошкольный возраст...

Конспект ННОД по развитию речи : РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫ И.И. ШИШКИНА «УТРО В СОСНОВОМ БОРУ».
Программное содержание: Познакомить детей с таким жанром живописи, как пейзаж, учить их воспринимать содержание пейзажной картины, понимать красоту природы, которую изобразил художник, учить выд...
Конспект занятия "Рассматривание картины И.И. Шишкина «Утро в сосновом бору»
Познакомить детей с таким жанром живописи, как пейзаж, учить их воспринимать содержание пейзажной картины, понимать красоту природы, которую изобразил художник, учить выделять оттенки цветов, ка...