Конспект НОД опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Выпаривание соли»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Все дети без исключения любят что-то смешивать и наблюдать, что происходит. Особенно, когда ребенок сам участвует в процессе с небольшой помощью взрослых. Когда сам ребенок может изучить объект и сделать соответствующие выводы. И хорошо, если этот объект хорошо ему знаком, но недостаточно привлекал внимание ребенка. И этим объектом может стать - соль. Она есть в каждом доме, но для ребенка свойства соли не известны. Поэтому экспериментируя с солью, можно успешно выявить эти свойства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 361 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 45«Соловушка»
Октябрьского района г. Барнаула
Конкурс: «Пин - код успешности: открытое пространство»
Номинация: «Воспитание со всех сторон»
Конспект НОД опытно-экспериментальной деятельности
в старшей группе «Выпаривание соли»
Составила воспитатель:
Рудковская Марина Васильевна, воспитатель,
МБДОУ «Детский сад №45 «Соловушка».
г. Барнаул
2024 г.
Пояснительная записка. Все дети без исключения любят что-то смешивать и наблюдать, что происходит. Особенно, когда ребенок сам участвует в процессе с небольшой помощью взрослых. Когда сам ребенок может изучить объект и сделать соответствующие выводы. И хорошо, если этот объект хорошо ему знаком, но недостаточно привлекал внимание ребенка. И этим объектом может стать - соль. Она есть в каждом доме, но для ребенка свойства соли не известны. Поэтому экспериментируя с солью, можно успешно выявить эти свойства.
Актуальность: заключается в том, чтобы объекты для наблюдения и изучения, не требовали особых затрат. Например, соль, которая есть в каждом доме, известная и знакомая, но непознанная и таинственная.
Практическое значение: исследование состоит в том, что оно включено в НОД, и может быть использовано в совместной работе воспитателя и детей, в самостоятельной деятельности детей.
Новизна исследования : заключается в представлении выработанных рекомендаций по изучению свойств соли, в группе детского сада, которые способствуют повышению интереса, активности и самостоятельности в опытно-экспериментальной деятельности, а также познания мира дошкольниками.
Цель: Формировать представление детей об испарении воды. Развитие способностей к преобразованию, познакомить детей со свойствами соли.
Задачи: Продолжать знакомить детей со свойствами соли (запах, вкус, цвет, растворимость);
-упражнять детей в элементарном экспериментировании с солью;
-развивать любознательность;
-воспитывать аккуратность, во время проведения эксперимента.
Объект исследования: соль.
Методы исследования: наблюдения, опыты, эксперименты.
Материал: картинки: море, река, солёное озеро; соль, ложка одноразовая (на каждого ребенка), одноразовый стаканчик (на каждого ребенка), ложка металлическая (для воспитателя), спиртовка, лупы.
Участники проекта: дети старшей группы (5 – 6 лет)
Предполагаемый результат:
-расширить и систематизировать знания детей о соли, ее свойствах;
-развить познавательные умения через опытно-экспериментальную деятельность;
-научить анализировать и делать выводы.
Ход НОД:
Эмоциональный настрой: Ребята, к нам сегодня на занятие пришла капелька воды, звать её Капелюшка? (демонстрация Капелюшки). Однажды ей её бабушка Капа рассказала о споре воды. Вам интересно, о чем они спорили? Тогда послушайте: Встретилось море с рекой, и начали спор. Морская вода говорит, что она главная. В ней есть соль, а люди ее любят. Без неё пища не вкусная, не соленая. А речная вода говорит, что главная она. Ведь когда покушают соленую пищу, хочется пить. И она главная. А как вы думаете, ребята, какая вода главная: морская соленая или речная пресная?
Дети: Рассуждения детей.
Воспитатель: Ребята, а дома вы с родителями используете соль?
Дети: Добавляют в пищу, и она становится вкуснее.
Воспитатель: А как ребята добывают соль? (варианты ответов детей).
Посмотрите на картинки, на которых изображены соляные озера, вода в которых очень соленая. У нас в Алтайском крае тоже есть солёные озёра: Яровое, Бурлинское, Кулундинское, Горькое и другие. Когда вода летом в них испаряется, соль, которая была в воде, остается. Посмотрите на картинку, соль лежит прямо по берегам озера. Эту соль можно собирать и добавлять в пищу.
Воспитатель: Сегодня мы с вами получим соль сами путем проведения опыта. Но прежде чем провести его, нужно вспомнить правила безопасного поведения в нашей лаборатории.
Дети: без разрешения воспитателя:
-нельзя ничего брать в рот,
-нельзя ничего не нюхать
- нельзя подходить близко к пламени спиртовки
-нужно аккуратно обращаться с лабораторной посудой, лупами.
-поддерживать порядок на своём рабочем месте.
-делать выводы.
Физминутка:
Начинается разминка
Встали, выровняли спинки.
Вправо, влево наклонились
Начинаем приседать
- Раз-два, три-четыре-пять
Руки к верху поднимаем
И спокойно опускаем
Отдохнули все слегка? -Да.
За работу нам пора.
Воспитатель: И так, проходим в нашу лабораторию и занимаем свои места.
Ребята, перед вами на столе стоят стаканы с водой и солонки с солью, ложечки. Попробуйте воду в обоих стаканчиках, какая она?
Дети: Не соленая, пресная, та которую мы пьем каждый день.
Воспитатель: Кто хочет попробовать соль? Возьмите ложечку и попробуйте соль. Какая она на вкус?
Дети: солёная.
Воспитатель: Понюхайте соль, запах есть?
Дети: Нет, она без запаха.
Воспитатель: А теперь, наберите ложечку соли и положите её в один стакан с водой и хорошо размешайте. Кто мне скажет, куда исчезла соль?
Дети: соль растворилась в воде.
Воспитатель: Ребята, как нам доказать Капелюшке, что соль растворилась в воде?
Дети: надо попробовать на вкус.
Воспитатель: Попробуйте, какая вода получилась на вкус?
Дети: Соленая, потому, что соль растворилась в воде.
Воспитатель: Ребята, а как можно нам достать обратно соль из воды?
Дети: Надо воду нагреть.
Воспитатель: Хорошо ребята, этот способ называется выпаривание. Смотрите внимательно, я вам его продемонстрирую. ( демонстрация опыта)
Воспитатель: Смотрите ребята, вода нагрелась, и стала превращаться в пар. Посмотрите на ложку, что это за белый налёт остался?
Дети: Вода испарилась, а соль осталась.
Воспитатель: Правильно ребята, это соль. Рассмотрите её под лупой. Какая она?
Дети: Белые кристаллы.
Воспитатель: А куда же делась вода? Ведь в начале опыта, у нас была вода и соль, теперь осталась только соль.
Дети: Вода испарилась.
Воспитатель: А теперь, ребята, вспомните спор морской воды и речной, пресной, кто же из них главнее?
Дети: Без пресной воды, жизнь остановится. Воду пьют люди, животные, растения. И соленая вода важна, из неё добывают соль, которую мы используем в пищу, без соли еда не вкусная.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мы помогли разобраться в споре Капелюшке?
Дети: да.
Воспитатель: Что нового вы сегодня узнали? Что вам понравилось? Что расскажите своим родителям? Чтоб запомнилось вам занятие, возьмите на память эмблемку Капелюшки (дать каждому ребенку).
Результат: В процессе проведения эксперимента, дети обобщили знания о свойствах соли, расширили знания о том, как её добывают и где используют.
Повысился познавательный интерес к экспериментам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».
Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительная соль»
В круг широкий, вижу яВстали все мои друзья.Мы сейчас пойдём направо,А теперь пойдём налево,В центре круга соберёмся,И на место все вернёмсяУлыбнёмся, подмигнём.Собрались мы снова вместе,Чтобы было ин...

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Удивительная соль"
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Удивительная соль". Дети были в восторге от проведения опытов....

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Удивительная вода».
Цель: Формирование представлений о свойствах воды через опытно-исследовательскую деятельность, развитие у детей интереса к познанию и личностное стремление к практическому исследованию важнейшего сост...
Конспект ООД познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Удивительная соль».
Цель: создать условия для формирования представлений детей о соли и ее свойствах через исследовательскую деятельность.Задачи:- Вызвать интерес к исследовательской деятельности.-Выяснить, что такое сол...

Конспект опытно-экспериментального интегрированного занятия в старшей группе «Удивительная соль»
познакомить детей с основными свойствами, видами, формами соли;учить детей способам исследования окружающего мира на примере проведения опытов с солью;научить использовать соль, как средство для творч...

Конспект НОД опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Выпаривание соли»
Все дети без исключения любят что-то смешивать и наблюдать, что происходит. Особенно, когда ребенок сам участвует в процессе с небольшой помощью взрослых. Когда сам ребенок может изучить объект и сдел...