Конспект НОД опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Выпаривание соли»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Рудковская Марина Васильевна

Все дети без исключения любят что-то смешивать и наблюдать, что происходит. Особенно, когда ребенок сам участвует в процессе с небольшой помощью взрослых. Когда сам ребенок может изучить объект и сделать соответствующие выводы. И хорошо, если этот объект хорошо ему знаком, но недостаточно привлекал внимание ребенка. И этим объектом может стать - соль. Она есть в каждом доме, но для ребенка свойства соли не известны. Поэтому экспериментируя с солью, можно успешно выявить эти свойства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_sol.doc361 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 45«Соловушка»

Октябрьского района г. Барнаула

Конкурс: «Пин - код успешности: открытое пространство»

Номинация: «Воспитание со всех сторон»

Конспект НОД опытно-экспериментальной деятельности

в старшей группе «Выпаривание соли»

Составила воспитатель:

Рудковская Марина Васильевна, воспитатель,

МБДОУ «Детский сад №45 «Соловушка».

г. Барнаул

2024 г.

Пояснительная записка. Все дети без исключения любят что-то смешивать и наблюдать, что происходит. Особенно, когда ребенок сам участвует в процессе с небольшой помощью взрослых. Когда сам ребенок может изучить объект и сделать соответствующие выводы. И хорошо, если этот объект хорошо ему знаком, но недостаточно привлекал внимание ребенка. И этим объектом может стать - соль. Она есть в каждом доме, но для ребенка свойства соли не известны. Поэтому экспериментируя с солью, можно успешно выявить эти свойства.

Актуальность: заключается в том, чтобы объекты для наблюдения и изучения, не требовали особых затрат. Например, соль, которая есть в каждом доме, известная и знакомая, но непознанная и таинственная.

Практическое значение: исследование состоит в том, что оно включено в НОД, и может быть использовано в совместной работе воспитателя и детей,  в самостоятельной деятельности детей.

Новизна исследования : заключается в представлении выработанных рекомендаций по изучению свойств соли, в группе детского сада, которые способствуют повышению интереса, активности и самостоятельности в опытно-экспериментальной деятельности, а также познания мира дошкольниками.

 Цель: Формировать представление детей об испарении воды. Развитие способностей к преобразованию, познакомить детей со свойствами соли.

Задачи: Продолжать знакомить детей со свойствами соли (запах, вкус, цвет, растворимость);

-упражнять детей в элементарном экспериментировании с солью;

-развивать любознательность;

-воспитывать аккуратность, во время проведения эксперимента.

Объект исследования: соль.

Методы исследования: наблюдения, опыты, эксперименты.

Материал: картинки: море, река, солёное озеро; соль, ложка одноразовая (на каждого ребенка), одноразовый стаканчик (на каждого ребенка), ложка металлическая (для воспитателя), спиртовка, лупы.

Участники проекта: дети старшей группы (5 – 6 лет)

Предполагаемый результат:

-расширить и систематизировать знания детей о соли, ее свойствах;

-развить познавательные умения через опытно-экспериментальную деятельность;

-научить анализировать и делать выводы.

Ход НОД:

Эмоциональный настрой: Ребята, к нам сегодня на занятие пришла капелька воды, звать её Капелюшка? (демонстрация Капелюшки). Однажды ей её бабушка Капа рассказала о споре воды. Вам интересно, о чем они спорили? Тогда послушайте: Встретилось море с рекой, и начали спор. Морская вода говорит, что она главная. В ней есть соль, а люди ее любят. Без неё пища не вкусная, не соленая. А речная вода говорит, что главная она. Ведь когда покушают соленую пищу, хочется пить. И она главная. А как вы думаете, ребята, какая вода главная: морская соленая или речная пресная?

Дети: Рассуждения  детей.

Воспитатель: Ребята, а дома вы с родителями используете соль?

Дети: Добавляют в пищу, и она становится вкуснее.

Воспитатель: А как ребята добывают соль? (варианты ответов детей).

Посмотрите на картинки, на которых изображены соляные озера, вода в которых очень соленая. У нас в Алтайском крае тоже есть солёные озёра: Яровое, Бурлинское, Кулундинское, Горькое и другие. Когда вода летом в них испаряется, соль, которая была в воде, остается. Посмотрите на картинку, соль лежит прямо по берегам озера. Эту соль можно собирать и добавлять в пищу.

Воспитатель: Сегодня мы с вами получим соль сами путем проведения опыта.  Но прежде чем провести его, нужно вспомнить правила безопасного поведения в нашей лаборатории.

Дети: без разрешения воспитателя:

-нельзя ничего брать в рот,

-нельзя ничего не нюхать

- нельзя подходить близко к пламени спиртовки

-нужно аккуратно обращаться с лабораторной посудой, лупами.

-поддерживать порядок на своём рабочем месте.

-делать выводы.

Физминутка:

Начинается разминка

Встали, выровняли спинки.

Вправо, влево наклонились

Начинаем приседать

- Раз-два, три-четыре-пять

Руки к верху поднимаем

И спокойно опускаем

Отдохнули все слегка?  -Да.

За работу нам пора.

Воспитатель: И так, проходим в нашу лабораторию и занимаем свои места.

Ребята, перед вами на столе стоят стаканы с водой и солонки с солью, ложечки. Попробуйте воду в обоих стаканчиках, какая она?

Дети: Не соленая, пресная, та которую мы пьем каждый день.

 Воспитатель: Кто хочет попробовать соль? Возьмите ложечку и попробуйте соль. Какая она на вкус?

 Дети: солёная.

Воспитатель: Понюхайте соль, запах есть?

Дети: Нет, она без запаха.

Воспитатель: А теперь, наберите ложечку соли и положите её в один стакан с водой и хорошо размешайте. Кто мне скажет, куда исчезла соль?

Дети: соль растворилась в воде.

Воспитатель: Ребята, как нам доказать Капелюшке, что соль растворилась в воде?

Дети: надо попробовать на вкус.

Воспитатель: Попробуйте, какая вода получилась на вкус?

Дети: Соленая, потому, что соль растворилась в воде.

Воспитатель: Ребята, а как можно нам достать обратно соль из воды?

Дети: Надо воду нагреть.

Воспитатель: Хорошо ребята, этот способ называется выпаривание. Смотрите внимательно, я вам его продемонстрирую. ( демонстрация опыта)

Воспитатель: Смотрите ребята, вода нагрелась, и стала превращаться в пар. Посмотрите на ложку, что это за белый налёт остался?

Дети: Вода испарилась, а соль осталась.

Воспитатель: Правильно ребята, это соль. Рассмотрите её под лупой. Какая она?

Дети: Белые кристаллы.

 Воспитатель: А куда же делась вода? Ведь в начале опыта, у нас была вода и соль, теперь осталась только соль.

Дети: Вода испарилась.

Воспитатель: А теперь, ребята, вспомните спор морской воды и речной, пресной, кто же из них главнее?

Дети: Без пресной воды, жизнь остановится. Воду пьют люди, животные, растения. И соленая вода важна, из неё добывают соль, которую мы используем в пищу, без соли еда не вкусная.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мы помогли разобраться в споре Капелюшке?

Дети: да.

Воспитатель: Что нового вы сегодня узнали? Что вам понравилось? Что расскажите своим родителям? Чтоб запомнилось вам занятие, возьмите на память эмблемку Капелюшки (дать каждому ребенку).

Результат: В процессе проведения эксперимента, дети обобщили знания о свойствах соли, расширили знания о том, как её добывают и где используют.

Повысился познавательный интерес к экспериментам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».

Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительная соль»

В круг широкий, вижу яВстали все мои друзья.Мы сейчас пойдём направо,А теперь пойдём налево,В центре круга соберёмся,И на место все вернёмсяУлыбнёмся, подмигнём.Собрались мы снова вместе,Чтобы было ин...

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Удивительная соль"

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Удивительная соль". Дети были в восторге от проведения опытов....

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Удивительная вода».

Цель: Формирование представлений о свойствах воды через опытно-исследовательскую деятельность, развитие у детей интереса к познанию и личностное стремление к практическому исследованию важнейшего сост...

Конспект ООД познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Удивительная соль».

Цель: создать условия для формирования представлений детей о соли и ее свойствах через исследовательскую деятельность.Задачи:- Вызвать интерес к исследовательской деятельности.-Выяснить, что такое сол...

Конспект опытно-экспериментального интегрированного занятия в старшей группе «Удивительная соль»

познакомить детей с основными свойствами, видами, формами соли;учить детей способам исследования окружающего мира на примере проведения опытов с солью;научить использовать соль, как средство для творч...

Конспект НОД опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Выпаривание соли»

Все дети без исключения любят что-то смешивать и наблюдать, что происходит. Особенно, когда ребенок сам участвует в процессе с небольшой помощью взрослых. Когда сам ребенок может изучить объект и сдел...