Конспект образовательной деятельности по опытно - экспериментальной деятельности в старшей группе "Удивительная соль"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект образовательной деятельности предназначен для детей старшей группы. Цель занятия: познакомить детей с солью и её свойствами в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 408.51 КБ |
![]() | 2.65 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Муниципального образования «город Бугуруслан»
«Детский сад №4»
Конспект образовательной деятельности
по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительная соль»
Автор – составитель:
Инякина Вера Григорьевна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад №4:
г. Бугуруслан
2023
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительная соль»
Цель: познакомить детей с солью и её свойствами в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать знакомить детей с различными веществами, которые встречаются в быту;
- способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, форме и видах соли, её значении в природе, в жизни человека;
- закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности;
- способствовать развитию у детей интереса к нетрадиционным техникам рисования;
- содействовать развитию навыков исследовательской деятельности, познавательной активности детей;
- активизировать в речи слова: каменная, поваренная, морская, кристаллы, минерал, лаборатория, исследователь.
Развивающие:
- развивать мышление, познавательный интерес, наблюдательность;
- развивать умение самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы;
- развивать интерес к экспериментальной деятельности, творчество.
- развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования.
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность, самостоятельность;
- соблюдать правила техники безопасности;
- испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом.
- формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми;
- воспитывать умение слушать своего сверстника, не перебивая;
Материал к занятию: презентация на мультимедийном оборудовании, тарелки, одноразовые стаканы с водой и солью, одноразовые ложки, лупы, 2 банки с водой, карточки с правилами поведения в лаборатории. Таблицы для занесения результатов наблюдения, простые карандаши по количеству детей.
Методы и приемы: сюрпризный момент, художественное слово, показ, беседа, задание, объяснение, наблюдение, закрепление, поощрение, итог.
Ход ОД
1. Организационная игра и мотивация.
Дети здороваются с гостями.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Проходите и вставайте удобно.
В круг широкий, вижу я
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдём направо,
А теперь пойдём налево,
В центре круга соберёмся,
И на место все вернёмся
Дети, ой, что утром было,
Я же вам сказать забыла —
Только в садик я зашла,
И коробочку нашла.
2.Проблемная ситуация
Как вы думаете от кого эта коробочка? Как догадались? Хотите посмотреть что внутри?
(Достаем письмо.
«Дорогие ребята! В мешочке незнакомое для нас вещество. Мы ничего о нем не знаем. Пожалуйста изучите вещество и расскажите нам о нем. Результаты изучения запишите в блокнот. Желаем вам удачи! С нетерпением ждем от вас ответ»
(Достаем мешочек с солью. Дети по очереди щупают мешочек высказывают предположения, что в мешочке)
Хорошо ребята, в коробке есть загадка - подсказка.
Слушайте загадку.
На столе стоит всегда,
Внешне, белая она.
И на вкус, не вкусна:
Но в пищу – каждому нужна.
Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадет – испытаешь боль.
Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль)
Давайте проверим, откройте мешочки, что там? (соль) Расскажите мне, пожалуйста, а где вы уже встречали соль? (дома, на кухне).
А для чего она нужна вам дома? (Для приготовления пищи).
Где можно узнать про соль? Как можно получить информацию?
(-подумать самостоятельно
-рассмотреть,
-спросить у взрослых,
-прочитать в книге,
-посмотреть передачу по телевизору, найти в интернете,
-провести экспериментирование)
3.Основная часть:
Воспитатель: Теперь я вам расскажу о соли. Соль - один из важнейших минералов на земле. Откуда она берётся? Источниками соли являются моря, океаны и соляные озёра. Добытая там соль называется морская. Также соль добывается в горах. Такая соль называется каменная. Дома у каждого из вас есть поваренная соль. Как мы уже сказали, соль нужна для приготовления пищи, а также для приготовления заготовок на зиму. А ещё, как вы думаете, для чего нужна соль? Она нужна для лечения, например в соляных пещерах, промывания носа, полоскания горла. А ещё солью посыпают дороги во время гололёда. Животным, как и человеку соль необходима для правильного пищеварения. Посмотрите, как животные любят соль. Что делает коза? (лижет соль). Поэтому такая соль называется лизунец. (Показ презентации на проекторе).
Дидактическая игра: «Соль нужна для того, чтобы…»
Воспитатель: А сейчас подойдите к столу. Вспомните, пожалуйста, для чего человеку нужна соль. Выберите подходящие карточки и расскажите, для чего нужна соль. (Дети выбирают подходящие карточки). Получается, соль очень полезное вещество. А как вы думаете, много соли есть полезно или вредно? (ответы детей). Правильно, много соли, как и сахара, есть вредно. Если суп пересолить он станет невкусным, во всём нужна мера.
Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам стать учеными. А кто такие ученые? (люди, которые проводят опыты и эксперименты, работают в научных лабораториях). Вот и мы сегодня будем учеными, будем проводить опыты и эксперименты. Наденьте, пожалуйста, шапочки и халаты. А что мы будем сегодня исследовать, как вы думаете? Правильно, мы будем изучать соль и её свойства.
Физминутка «Вместе с нами»
Но, мало выглядеть, как ученые. Нужно еще знать правила, которые нужно соблюдать в лаборатории!
Хорошо теперь мы можем приступить к экспериментам! Результат экспериментов будем заносить в блокнот исследователя, чтобы отправить фиксикам в письме.
Опыт № 1: «Внешний вид».
-Посмотрите на соль и скажите, на что похожа соль? (на порошок, на снег)
-Потрогайте соль. Какая она на ощупь? (рассыпчатая, сыпучая)
-Какого цвета соль? (белого)
-Ребята, вы говорили, что соль состоит из кристаллов, как это узнать? (надо посмотреть на соль через лупу)
-Возьмите лупы и рассмотрите соль через лупы и скажите, из чего состоит соль? (из кристаллов)
-А форма кристаллов одинаковая или разная? (разная)
Возьмите стакан с солью. Какого она цвета? (белого). Попробуйте посмотреть сквозь соль, видно что-нибудь? Значит соль… (непрозрачная)
Вывод: соль белого цвета, непрозрачная.
Соль состоит из кристаллов разной формы.
Опыт №2 «Соль сыпучая, хрустит»
Насыпьте, пожалуйста, соль в тарелку. Что делает соль? (сыпется). Значит соль какая? (сыпучая). А теперь надавите на неё ложкой. Что вы слышите? (хруст). Похоже на хруст снега в морозный день. Как вы думаете, почему соль хрустит? (потому что кристаллики соли трутся друг о друга).
Вывод: Соль сыпучая, она, как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль мы слышим хруст.
Опыт №3 «Есть ли у соли запах и вкус»
Наберите в ложечки немного соли и понюхайте. Имеет ли запах соль? (нет) Теперь попробуйте соль на вкус! Имеет ли вкус? Какой? (соленый)
Вывод: У соли есть вкус, но нет запаха.
Опыт №4. «Соль растворяется в воде»
Перед вами стоят стаканчики с жидкостью. Предлагаю вам попробовать и ответить что за вещество у вас в стаканчике (Дети пробуют воду). Что вы попробовали? (Воду) Имеет ли она вкус? (нет). Теперь возьмем одну ложку соли и положим в стакан с водой, хорошенько размешаем. Смотрим, что произошло? (соль растворилась) Пробуем на вкус, какой стала вода? (соленой) А какой была? (без вкуса, пресной).
Вывод: Соль растворяется в воде, делает воду солёной.
Опыт № 4 «Плавающее яйцо»
В стакане под номером 1 - простая вода
В стакане под номером 2 - очень соленая вода
Опустите в стаканы по одному яйцу.
Что произошло?
В стакане под номером 1 яйцо утонуло.
В стакане под номером 2 всплыло на поверхность.
Соленая вода плотнее и тяжелее, чем обычная пресная вода.
Вот она и держит яйцо на поверхности.
Вот так в соленом озере можно лежать на волнах, как на диване.
Какой мы можем сделать вывод из этого опыта?
Вывод: В соленой воде предметы не тонут.
Воспитатель: Предлагаю занести результаты наблюдений в таблицу, чтобы потом отправить их фиксикам. Согласны? (дети заносят результаты опытов в таблицу).
Физкультминутка Пальчиковая гимнастика «Солим капусту».
Мы капусту рубим- рубим,
(размашистые движения руками, как топором)
Мы капусту мнём- мнём,
(мнут капусту)
Мы капусту солим-солим,
(«берут» щепотку соли и «солят»)
Мы капусту жмём-жмём, (сгибание и разгибание кистей рук).
Опыт №5. Творческая мастерская «Раскрашивание соли». (У каждого ребенка мел разного цвета.)
Воспитатель: Возьмём стакан с солью. Добавляем в соль измельченный цветной мел. Все хорошо перемешиваем. Что с ней произошло?
Дети: она окрашивается.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Дети: Соль можно красить.
Воспитатель: Соль можно раскрашивать в разные цвета при помощи различных красителей. Пересыпаем полученную цветную соль в банку. Создадим радужную вазу хорошего настроения. Посмотрите, какая красота у нас получилась.
Рефлексия.
Вы сегодня постарались, сделали много открытий. Давайте поделимся частичкой хорошего настроения с фиксиками. Приклеим на блокноты кристаллики. У кого все получилось, кто справился со всеми заданиями – зеленый кристалл, желтый – если было трудно, но справился, красный – если было очень трудно и тебе нужна помощь.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Почитание соли
Соль можно сразу употреблять в пищу
Каменную соль добывают в глубоких рудниках.
Добыча соли в соляных шахтах мощными машинами
Соль из морской воды
Соль используется в кулинарии и консервировании
Лечебные ванны с морской солью
В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории. Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов.
Соль нужна для животных
Соль используют на улице
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Удивительная соль»
Соль – полезное ископаемое, природный элемент. Cоль необходима человеку. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани. Без с...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе.
Образовательная деятельность в детском саду, процесс сложный и увлекательный.И для педагога и для ребёнка. И поэтому, только в игровой форме, когда большую часть знаний дети получают сами, достигается...

Организованная образовательная деятельность по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительная соль»
Организованная образовательная деятельность по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе«Удивительная соль» Цель: изучить особенности соли, ее свойства, ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Город волшебства»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Город волшебства» Образовательная область «Познавательное разви...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по опытно - экспериментальной деятельности в старшей группе. "Город волшебства".
Создание условий, способствующих развитию у детей поновательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирования....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Город волшебства» Образовательная область «Познавательное развитие» (с использованием здоровьесберегающих технологий, технологии проектной дея
Цель:Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование....