Конспект образовательной деятельности по опытно - экспериментальной деятельности в старшей группе "Удивительная соль"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Инякина Вера Григорьевна

Конспект образовательной деятельности предназначен для детей старшей группы. Цель занятия: познакомить детей с солью и её свойствами в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx408.51 КБ
Файл prezentatsiya_udivitelnaya_sol.pptx2.65 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Муниципального образования «город Бугуруслан»

«Детский сад №4»

Конспект образовательной деятельности

 по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительная соль»

Автор – составитель:

Инякина Вера Григорьевна

воспитатель

МБДОУ «Детский сад №4:

г. Бугуруслан

2023

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительная соль»

Цель: познакомить детей с солью и её свойствами в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  • продолжать знакомить детей с различными веществами, которые встречаются в быту;
  • способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, форме и видах соли, её значении в природе, в жизни человека;
  • закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности;
  • способствовать развитию у детей интереса к нетрадиционным техникам рисования;
  • содействовать развитию навыков исследовательской деятельности, познавательной активности детей;
  • активизировать в речи слова: каменная, поваренная, морская, кристаллы, минерал, лаборатория, исследователь.

Развивающие:

  • развивать мышление, познавательный интерес, наблюдательность;
  • развивать умение самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы;
  • развивать интерес к экспериментальной деятельности, творчество.
  • развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования.

Воспитательные:

  • воспитывать аккуратность, самостоятельность;
  • соблюдать правила техники безопасности;
  • испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом.
  • формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми;
  • воспитывать умение слушать своего сверстника, не перебивая;

Материал к занятию: презентация на мультимедийном оборудовании, тарелки, одноразовые стаканы с водой и солью, одноразовые ложки, лупы, 2 банки с водой, карточки с правилами поведения в лаборатории. Таблицы для занесения результатов наблюдения, простые карандаши по количеству детей.

Методы и приемы: сюрпризный момент, художественное слово, показ, беседа, задание, объяснение, наблюдение, закрепление, поощрение, итог.

 

Ход ОД

1. Организационная игра и мотивация.

Дети здороваются с гостями.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Проходите и вставайте удобно.

В круг широкий, вижу я

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдём направо,

А теперь пойдём налево,

В центре круга соберёмся,

И на место все вернёмся

Дети, ой, что утром было,

Я же вам сказать забыла —

Только в садик я зашла,

И коробочку нашла.

2.Проблемная ситуация

Как вы думаете от кого эта коробочка? Как догадались? Хотите посмотреть что внутри?

 (Достаем письмо.

«Дорогие ребята! В мешочке незнакомое для нас вещество. Мы ничего о нем не знаем. Пожалуйста изучите вещество и расскажите нам о нем. Результаты изучения запишите в блокнот. Желаем вам удачи! С нетерпением ждем от вас ответ»

 (Достаем мешочек с солью. Дети по очереди щупают мешочек высказывают предположения,  что в мешочке)

Хорошо ребята, в коробке есть загадка - подсказка.

Слушайте загадку.

На столе стоит всегда,

Внешне, белая она.

И на вкус, не вкусна:

Но в пищу – каждому нужна.

Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадет – испытаешь боль.

Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль)

Давайте проверим, откройте мешочки, что там? (соль) Расскажите мне, пожалуйста, а где вы уже встречали соль? (дома, на кухне).

А для чего она нужна вам дома? (Для приготовления пищи).

Где можно узнать про соль? Как можно получить информацию?

(-подумать самостоятельно

-рассмотреть,

-спросить у взрослых,

-прочитать в книге,

-посмотреть передачу по телевизору, найти в интернете,

-провести экспериментирование)

3.Основная часть:

Воспитатель: Теперь я вам расскажу о соли. Соль - один из важнейших минералов на земле. Откуда она берётся? Источниками соли являются моря, океаны и соляные озёра. Добытая там соль называется морская. Также соль добывается в горах. Такая соль называется каменная. Дома у каждого из вас есть поваренная соль. Как мы уже сказали, соль нужна для приготовления пищи, а также для приготовления заготовок на зиму. А ещё, как вы думаете, для чего нужна соль? Она нужна для лечения, например в соляных пещерах, промывания носа, полоскания горла. А ещё солью посыпают дороги во время гололёда. Животным, как и человеку соль необходима для правильного пищеварения. Посмотрите, как животные любят соль. Что делает коза? (лижет соль). Поэтому такая соль называется лизунец. (Показ презентации на проекторе).

Дидактическая игра: «Соль нужна для того, чтобы…»

Воспитатель: А сейчас подойдите к столу. Вспомните, пожалуйста, для чего человеку нужна соль. Выберите подходящие карточки и расскажите, для чего нужна соль. (Дети выбирают подходящие карточки). Получается, соль очень полезное вещество. А как вы думаете, много соли есть полезно или вредно? (ответы детей). Правильно, много соли, как и сахара, есть вредно. Если суп пересолить он станет невкусным, во всём нужна мера.

https://files.teacherjournal.ru/images/2fd34e97f08f425623be358a26f25cb6e2869c0b.png

Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам стать учеными. А кто такие ученые? (люди, которые проводят опыты и эксперименты, работают в научных лабораториях). Вот и мы сегодня будем учеными, будем проводить опыты и эксперименты. Наденьте, пожалуйста, шапочки и халаты. А что мы будем сегодня исследовать, как вы думаете? Правильно, мы будем изучать соль и её свойства.

Физминутка «Вместе с нами»

Но, мало выглядеть, как ученые. Нужно еще знать правила, которые нужно соблюдать в лаборатории!

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/10/28/s_5db6f31dea649/img8.jpgХорошо теперь мы можем приступить к экспериментам! Результат экспериментов будем заносить в блокнот исследователя, чтобы отправить фиксикам в письме.

Опыт № 1«Внешний вид».

-Посмотрите на соль и скажите, на что похожа соль? (на порошок, на снег)

 -Потрогайте соль. Какая она на ощупь? (рассыпчатая, сыпучая)

-Какого цвета соль? (белого)

-Ребята, вы говорили, что соль состоит из кристаллов, как это узнать? (надо посмотреть на соль через лупу)

-Возьмите лупы и рассмотрите соль  через лупы и скажите, из чего состоит соль? (из кристаллов)

 -А форма кристаллов одинаковая или разная? (разная)

Возьмите стакан с солью. Какого она цвета? (белого). Попробуйте посмотреть сквозь соль, видно что-нибудь? Значит соль… (непрозрачная)

Вывод: соль белого цвета, непрозрачная. 

 Соль состоит из кристаллов разной формы.

Опыт №2 «Соль сыпучая, хрустит»

Насыпьте, пожалуйста, соль в тарелку. Что делает соль? (сыпется). Значит соль какая? (сыпучая). А теперь надавите на неё ложкой. Что вы слышите? (хруст). Похоже на хруст снега в морозный день. Как вы думаете, почему соль хрустит? (потому что кристаллики соли трутся друг о друга).

Вывод: Соль сыпучая, она, как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль мы слышим хруст.

Опыт №3 «Есть ли у соли запах и вкус»

Наберите в ложечки немного соли и понюхайте. Имеет ли запах соль? (нет) Теперь попробуйте соль на вкус! Имеет ли вкус? Какой? (соленый)

Вывод: У соли есть вкус, но нет запаха.

Опыт №4. «Соль растворяется в воде»

Перед вами стоят стаканчики с жидкостью. Предлагаю вам попробовать и ответить что за вещество у вас в стаканчике (Дети пробуют воду). Что вы попробовали? (Воду) Имеет ли она вкус? (нет). Теперь возьмем одну ложку соли и положим в стакан с водой, хорошенько размешаем. Смотрим, что произошло? (соль растворилась) Пробуем на вкус, какой стала вода? (соленой) А какой была? (без вкуса, пресной).

Вывод: Соль растворяется в воде, делает воду солёной.

Опыт № 4 «Плавающее яйцо»

В стакане под номером 1 - простая вода

В стакане под номером 2 - очень соленая вода

Опустите в стаканы по одному  яйцу.

Что произошло?

В  стакане под номером 1 яйцо утонуло.

В стакане под номером 2 всплыло на поверхность.

Соленая вода плотнее и тяжелее, чем обычная пресная вода.

Вот она  и держит яйцо на поверхности.

Вот так в соленом озере можно лежать на волнах, как на диване.

Какой мы можем сделать вывод из этого опыта?

Вывод: В соленой воде предметы не тонут.

Воспитатель: Предлагаю занести результаты наблюдений в таблицу, чтобы потом отправить их фиксикам. Согласны? (дети заносят результаты опытов в таблицу).

https://files.teacherjournal.ru/images/7998cfd6e09d3b2a9bfb453af16320a622a86697.png

 Физкультминутка   Пальчиковая гимнастика «Солим капусту».

Мы капусту рубим- рубим,

(размашистые движения руками, как топором)

Мы капусту мнём- мнём,

(мнут капусту)

Мы капусту солим-солим,

(«берут» щепотку соли и «солят»)

Мы капусту жмём-жмём,  (сгибание и разгибание кистей рук).

 Опыт №5. Творческая мастерская «Раскрашивание соли». (У каждого ребенка мел разного цвета.)

Воспитатель: Возьмём стакан с солью.  Добавляем в соль измельченный цветной мел. Все хорошо перемешиваем.  Что с ней произошло?

Дети:  она окрашивается.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Дети:  Соль можно красить.

Воспитатель: Соль можно раскрашивать в разные цвета при помощи различных красителей. Пересыпаем полученную цветную соль в банку. Создадим радужную вазу хорошего настроения. Посмотрите, какая красота у нас получилась.

 

Рефлексия. 

Вы сегодня постарались,  сделали много открытий. Давайте поделимся частичкой хорошего настроения с фиксиками. Приклеим на блокноты кристаллики. У кого все получилось, кто справился со всеми заданиями – зеленый кристалл, желтый – если было трудно, но справился, красный – если было очень трудно и тебе нужна помощь.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Удивительная СОЛЬ»

Слайд 2

Почитание соли

Слайд 3

Соль можно сразу употреблять в пищу

Слайд 4

Каменную соль добывают в глубоких рудниках.

Слайд 5

Добыча соли в соляных шахтах мощными машинами

Слайд 6

Соль из морской воды

Слайд 7

Соль используется в кулинарии и консервировании

Слайд 8

Лечебные ванны с морской солью

Слайд 9

В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории. Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов.

Слайд 11

Соль нужна для животных

Слайд 12

Соль используют на улице


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Удивительная соль»

Соль – полезное ископаемое, природный элемент. Cоль необходима человеку. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани. Без с...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе.

Образовательная деятельность в детском саду, процесс сложный и увлекательный.И для педагога и для ребёнка. И поэтому, только в игровой форме, когда большую часть знаний дети получают сами, достигается...

Организованная образовательная деятельность по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительная соль»

Организованная образовательная деятельность по опытно-экспериментальной деятельности в старшей  группе«Удивительная соль» Цель: изучить особенности соли, ее свойства, ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Город волшебства»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Город волшебства» Образовательная область «Познавательное разви...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по опытно - экспериментальной деятельности в старшей группе. "Город волшебства".

Создание условий, способствующих развитию у детей поновательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирования....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Город волшебства» Образовательная область «Познавательное развитие» (с использованием здоровьесберегающих технологий, технологии проектной дея

Цель:Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование....