Лексическая тема: "Посуда"
план-конспект занятия по окружающему миру

Лапина Александра Александровна

Дети должны:

  • различать посуду деревянную, железную, стеклянную, пластмассовую, фарфоровую;
  • образовывать простые грамматические формы существительных: уменьшительно-ласкательную форму и форму множественного числа;
  • сформировать умение согласовывать существительные с числительными;
  • ухаживать за посудой, чтобы она была всегда чистой и долго нам служила;
  • описывать предметы посуды, называя части, цвет и из чего сделана.

Ввести в словарь существительные: чайник, кастрюля, чашка, тарелка, блюдце, ложка, вилка, ножик. Ввести в словарь числительные «один», «много».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon leksicheskaya_tema_posuda.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема: «Посуда»

Дети должны:

  • различать посуду деревянную, железную, стеклянную, пластмассовую, фарфоровую;
  • образовывать простые грамматические формы существительных: уменьшительно-ласкательную форму и форму множественного числа;
  • сформировать умение согласовывать существительные с числительными;
  • ухаживать за посудой, чтобы она была всегда чистой и долго нам служила;
  • описывать предметы посуды, называя части, цвет и из чего сделана.

Ввести в словарь существительные: чайник, кастрюля, чашка, тарелка, блюдце, ложка, вилка, ножик. Ввести в словарь числительные «один», «много».

Ввести в пассивный и активный словарь детей прилагательные: чайная, красивая, чистая, грязная, одинаковая, разная, большая, средняя, самая маленькая.

Ввести в активный и пассивный словарь детей глаголы: мыть, вытирать, сушить, класть, положит, наливать, есть, пить, размешивать, разбивать.

Игры и упражнения.

  1. Упражнение «Большой и маленький».

Цель: Совершенствование грамматического строя речи, обучение использованию существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Воспитатель раздает детям парные картинки: чайник — чайничек, чашка — чашечка, тарелка — тарелочка и т. п.

Дети рассматривают и называют картинки.

  1. Согласование существительных с притяжательными местоимениями моя, мое, моя, мои.

  1. Игра «Один-много».

Цель: образование род. п.  множественного числа существительных.

Одна ложка— много ложек.

Одна чашка—....(много чашек)

Одна тарелка—....(много тарелок)

Один чайник —....(много чайников)

Одна кастрюля—...(много кастрюль)

Одна вилка  - …(много вилок).

  1. Игра «Из чего?» Усвоение категории родительного падежа с предлогом из:

суп наливаю из... (кастрюли);

суп ем из... (тарелки);

мясо беру из... (сковородки);

кофе пью из... (чашки);

чай наливаю из... (чайника);

рис кушаю из... (тарелки);

кашу ем из... (миски);

воду выливаю из... (ведра) и т.д.

  1. Игра «Из чего сделан предмет?»:

тарелка сделана из пластмассы — пластмассовая;

чашка сделана из фарфора — фарфоровая;

стакан сделан из стекла — стеклянный и т.д.

  1. Игра «Один – много» ( с мячом)

Цель: образование существительных множественного числа.

Чашка – чашки

Ложка- ложки

Тарелка – тарелки

чайник – чайники

  1. Упражнение «Что с чем». 

Усвоение категории творительного падежа с предлогом с:

чашка с рисунком;

кофейник с крышкой;

чайник с носиком;

терка с дырками;

сковородка с ручкой;

кастрюля с крышкой;

тарелка с донышком и т.д.

  1. Упражнение «Сосчитай-ка».

Цель: согласование существительных с числительными.

Взрослый выставляет в ряд перед ребёнком пять чашек и предлагает их посчитать: «Одна чашка, две чашки, три чашки, четыре чашки, пять чашек».

Аналогично ребёнок считает ложки, вилки и т.д. Можно считать по одному и хором.

  1. Упражнение «Чего не стало?»

Цель: уточнить названия предметов посуды, научить образовывать род.п., развивать зрительное внимание и память.

Взрослый выставляет на стол три-четыре предмета посуды. Затем просит детей закрыть глаза и в это время прячет один из предметов. Дети называют отсутствующий предмет.

  1.  Упражнение «Что получилось?» 

Воспитатель называет слово и просит детей добавить «-ница»: сахар-ница; суп..; хлеб..; салат…

Игру можно усложнить вопросом: «Для чего нужна сахарница (супница, хлебница и т.д.)?»— «Для хранения сахара (супа, хлеба и т.д.)».

11. Игровое упражнение «Подбери слова-действия к предметам»

а)         Чайник — стоит, наливают, выливают, доливают, моют,
сушат, вытирают, чистят.

б)         Сахарница — кладут, высыпают, берут, насыпают, рассы
пают.

в)         Кастрюля — закрывают, ставят, чистят, наливают и т.д.

г)         Чашка — пьют, наливают, разливают, выпивают и т.д.

12. Упражнение «Ложка и стакан».

Цель: сформировать понимание некоторых предлогов.

Перед взрослым и перед ребёнком стоят стаканы с ложками. Взрослый демонстрирует детям действия с этими предметами и комментирует их: «Я положила ложку в стакан. Я достала ложку из стакана. Я положила ложку на стакан. Я положила ложку за стакан.»

После этого дети самостоятельно демонстрируют и комментируют свои действия.

13. Упражнение «Писатель»

Цель: закрепление умения составлять описательный рассказ по плану:

Что это?

Из каких частей состоит?

Цвет.

Форма.

Размер.

Материал.

В какое время суток используют?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организации элементарного бытового труда и игровой деятельности в младшей группе. Тема «Поможем кукле Кати встретить гостей» (лексическая тема «Посуда»)

Конспект организации элементарного бытового труда и игровой деятельности в младшей группе.Тема «Поможем кукле Кати встретить гостей» (лексическая тема «Посуда»)...

Конспект занятия с использованием регионального компонента как вариативной части образовательной программы на тему: "В гостях у тетушки Аксиньи" (лексическая тема "Посуда")

Цель: создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста интереса к истории Донского края, к быту донских казаков....

Конспект образовательной деятельности по развитию речи Тема: «В гости к бабушке Федоре» лексическая тема «Посуда»

Конспект образовательной деятельности  по развитию речиТема: «В гости к бабушке Федоре»лексическая тема «Посуда»...

Конспект НОД по теме: "Составление описательного рассказа по предметным картинка "Посуда" в рамках лексической темы "Посуда"".

Совершенствование у детей умений составлять описательный рассказ о предмете, с опорой на графическую схему....

Занятие для детей старшей логопедической группы по лексической теме «Посуда» тема: Посуда

Занятие для детей старшей логопедической группы по лексической теме «Посуда»тема: Посуда...

Рекомендации для родителей по лексической теме: "Посуда. Виды посуды".

Рекомендации для родителей по лексической теме: "Посуда. Виды  посуды"....