Конспект НОД по теме: "Составление описательного рассказа по предметным картинка "Посуда" в рамках лексической темы "Посуда"".
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Совершенствование у детей умений составлять описательный рассказ о предмете, с опорой на графическую схему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_teme_sostavlenie_opisatelnogo_rasskaza._.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия по формированию связной речи в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.
2 год обучения
Образовательная область «Речевое развитие»
Тема: Составление описательного рассказа по предметным картинкам «Посуда» в рамках лексической темы «Посуда».
Подготовила:
воспитатель
Рыбалка Надежда Викторовна
Цель: Совершенствование у детей умений составлять описательный рассказ о предмете, с опорой на графическую схему.
Задачи:
Коррекционно-образовательные
- Закрепление знаний о сказках К. Чуковского, представлений о посуде и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Посуда».
- Совершенствование грамматического строя речи: образование качественных прилагательных, употребление существительных в форме родительного падежа ед. числа со значением отсутствия, образование имён существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, закреплять умение согласовывать существительные прилагательными и причастными.
- Совершенствовать навыки составления сложноподчиненных предложений с придаточными причинами. Совершенствование умения составлять связный рассказ по предметной картине.
Коррекционно-развивающие
- Развитие умений и навыков связной речи.
- Развитие зрительного и слухового внимания и восприятия, мышления. Совершенствование компонентов речемыслительной деятельности: умения слушать, анализировать и обрабатывать информацию (по данной теме).
- Развитие общей и мелкой моторики, умения согласовывать речь с движением.
Коррекционно-воспитательные
- Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативы.
- Формирование функции контроля и самоконтроля.
- Воспитание интереса к сказкам К. Чуковского, бережного отношения к посуде, эмоциональной отзывчивости.
Оборудование: Мультимедийное оборудование для демонстрации презентации «Путешествие по сказке», разрезные картинки с изображением посуды, мячик, опорная схема, силуэты чашек для аппликации, различные крупы в стаканчиках, кисточки, клей ПВА, салфетки.
Предварительная работа:
● чтение сказок К. Чуковского,
● дидактические игры: «Викторина сказок К. Чуковского», «Собери посуду»,
● разучивание стихотворения о посуде, подвижной игры «Посуда» на координацию речи с движением, пальчиковой игры.
● экскурсия на кухню и знакомство с кухонной посудой и работой повара;
● развивающая игра: «Собери картинку»,
● совместная деятельность в уголке экспериментирования.
Ход занятия:
Воспитатель: ребята, посмотрите сколько гостей сегодня пришло к нам!
Давайте поздороваемся с ними!
Дети: здравствуйте!
Воспитатель: присаживаетесь ребята. Я сегодня пришла к вам с волшебной книгой. Слайд 1. Эта книга К. И. Чуковского, только она закрыта
- А я вас хотела пригласить в путешествие по сказкам. Вы хотите?
- Но, чтобы попасть в сказку надо открыть замочек.
Пальчиковая гимнастика.
Начинаем колдовать. (пальцы соединили)
Двери в сказку открывать (пальцы разъединили)
Хоть замочек очень крепкий (соединяем пальцы рук)
Металлический и цепкий (повороты вправо, влево)
Мы его сперва покрутим (от себя, на себя)
А потом три раза дунем (дуем)
Покачаем: раз-два-три (покачиваем)
Дверь, замочек отопри! (пальцы разъединились)
Слайд 2.
Воспитатель: вот книга и открылась. Мы с вами попали в сказки К. Чуковского. (на экране появляется раскрытая книга и иллюстрации сказок К. Чуковского)
- Ребята, назовите какие сказки К. И. Чуковского вы знаете?
(дети называют: «Доктор Айболит», «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Федорино горе»).
- Я вас приглашаю в одну из этих сказок, а в какую, догадайтесь сами.
Слайд 3.
- Ребята, посмотрите внимательно, из какой сказки эти герои?
(картинки на слайде).
Дети: из сказки «Федорино горе»
Воспитатель: какое горе случилось у Федоры?
Дети: посуда убежала от нее.
Воспитатель: почему она убежала от нее?
Дети: потому, что она ее не мыла, закоптила.
Воспитатель: ребята, неприятности, которые произошли с Федорой, случились от того, что она ничего не знает о посуде.
- Сейчас мы поиграем в необычную игру, я буду загадывать загадки, а вы будите отгадывать, если отгадаете правильно, то на нашей доске появится отгадка.
Слайд 4.
Имеет хобот, а не слон, он чашкам отдает поклон. (чайник)
Её за ручку мы берем, чай, кофе из неё пьем. (чашка)
Сделаны из стекла, предназначены для чая, сока, молока. (стакан)
И в столовой и на кухне, в ресторане и везде, если варят, то в.... (кастрюле)
Жарят на … (сковороде)
Сама не ем, а людей кормлю (ложка)
Воспитатель: молодцы, вы загадки все отгадали!
- как назвать одним словом все те предметы, о которых мои загадки?
Дети: посуда.
1). Воспитатель: давайте, поможем Федоре побольше узнать о посуде, вспомним, какая бывает посуда.
- Как называется, та посуда из которой мы пьем чай? (чайная). Слайд 5.
- Как называется та посуда, из которой мы едим? (столовая). Слайд 6.
- Как называется посуда, в которой готовят? (кухонная). Слайд 7.
- Хорошо, молодцы.
Воспитатель: пока посуда Федоры, обидевшись на неё, убегала, она разбилась, раскололась на части. Давайте мы с вами поможем Федоре и соберём всю её посуду. У вас на столах разрезанные картинки. Вы их соберите и у вас получится целая картинка – какой-то предмет посуды. А вы нам потом о нём расскажете.
2). Проводится игра «Собери посуду» (Разрезные картинки) Дети называют свою собранную картинку.
-Я собрал чашку (чайник)
-Молодцы! Вот сколько предметов посуды мы собрали.
3). Воспитатель: а теперь давайте мы с вами немного отдохнем и вспомним физминутку, которая называется «Посуда».
Вот большой стеклянный чайник
(«надуть» живот, одна рука на поясе, другая изогнута как носик)
очень важный, как начальник,
вот фарфоровые чашки
очень хрупкие бедняжки
(приседать, одна рука на поясе)
вот фарфоровые блюдца,
только стукни разобьются
(кружиться, рисуя руками круг)
вот серебряные ложки,
голова на тонкой ножке.
(потянуться, руки сомкнуть над головой)
вот пластмассовый поднос -
он посуду нам принес.
(сделать большой круг)
- Давайте с вами ещё поиграем, выходите ко мне на ковёр, вставайте в круг.
- Ребята, вы помните, какая разная посуда была у Федоры? Давайте с вами расскажем, какая бывает посуда, из чего её делают.
4). Проводится игра с мячом в кругу, дети, получая мяч по очереди, отвечают.
Игра «Из чего сделана посуда?»
Ложка из дерева – деревянная…
Чашка из фарфора – фарфоровая.
Ваза из хрусталя – хрустальная
Терка из металла – металлическая
Графин из стекла – стеклянный
Маслёнка из пластмассы –
Сковорода из чугуна –
Миска из глины –
Нож из стали –
(Дети садятся на стульчики)
5). Составление описательного рассказа по предметным картинкам «Посуда» с помощью картинно-графического плана.
Воспитатель: ребята, но вот беда, Федора не знает, как называется и для чего нужна некоторая посуда? (показ картинок на доске). Давайте ей расскажем, что это за посуда и для чего она нужна. Мы будем учиться составлять рассказ-описание посуды. Слайд 8.
- название предмета посуды
- цвет
- форма
- части
-из чего сделана
- как используют
1. Это – чашка, она небольшого размера, красного цвета. У неё есть ручка, донышко, стенки. Она сделана из фарфора. Из неё пьют чай, кофе.
2. Тарелка
3. Молочник
4. Перечница
5. Ложка
Воспитатель: ребята, скажите, а чем закончилась сказка «Федорино горе»?
- Правильно, Федора исправилась. Стала Федора беречь, разговаривать с ней как с живой, называть ее ласково.
- Это как? (дети называют слова ласково).
6). Игра «Назови ласково».
Чашка — чашечка,
ложка — ложечка,
тарелка — тарелочка,
кастрюля — кастрюлечка,
кружка — кружечка.
Вилка — вилочка,
чайник — чайничек.
7). Практическая деятельность. Украшаем чайные чашки с блюдцами с помощью различных круп.
Воспитатель: ребята, вот какой сюрприз, приготовила для нас Федора (достаёт всё необходимое из коробки). Давайте все присядем за столы на свои места. Посмотрите, это чайные чашки с блюдцами, они останутся вам на память от бабушки Федоры. Только сначала сделаем их красивыми, украсим посуду различными крупами (кукурузная, гречневая, рисовая). Готовые работы выставляются на доске.
Воспитатель: ребята, если мы будем бережно относится к посуде, то какая она у нас будет?
Дети: будет всегда чистая и блестящая, новая, красивая.
Воспитатель: сказка учит добро понимать
о поступках людей рассуждать
коль плохой, то его осуждать
ну, а слабый — его защищать.
- скажите, вам интересно было наше путешествие?
(ответы детей)
- тогда возьмите с собой солнышко, а если было не очень комфортно, то тучку.
- Но вот и пришла пора прощаться.
Мы благодарны всем гостям, что вы пришли сегодня к нам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно-образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР. Тема: "Составление детьми описательных рассказов о ягодах (по муляжам)".".
Лексическая тема "Ягоды". Использование современных образовательных технологий: игровые технологии, здоровьесберегающая, технология личностно-ориентированного взаимодествия педагога с детьми....
Конспект: ООД ОО «Речевое развитие» для детей старшей группы общеразвивающей направленности Тема : «Составление описательных рассказов по предметным картинкам «Домашние животные»»
Конспект: ООД ОО «Речевое развитие» для детей старшей группы общеразвивающей направленностиТема : «Составление описательных рассказов по предметным картинкам «Домашние животные»»...
Конспект открытого занятия по теме: "Составление сравнительно-описательных рассказов о посуде"
Вашему вниманию предлагается конспект занятия с целями, оборудованием и ходом занятия....
Конспект занятия по теме "Составление описательного рассказа по лексической теме "Рыбы"" в логопедической группе
Совместная образовательная деятельность для детей с ОНР...
Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности По теме: «Составление короткого описательного рассказа о диких животных».
Создание условий для расширения представлений детей о диких животных....
Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности По теме: «Составление короткого описательного рассказа о диких животных».
Создание условий для расширения представлений детей о диких животных....
Тема: «Составление короткого описательного рассказа о профессии мамы (папы) (по Л.Н. Ефименковой)»
Задачи по образовательным областям:Формировать умение детей составлять рассказ о профессии с опорой на графическую схему.Совершенствовать способы словообразования прилагательных о существительных.Разв...