Тема работы по самообразованию: «Экологическое воспитание как средство развития познавательной деятельности»
материал по окружающему миру
Тема работы по самообразованию: «Экологическое воспитание как средство развития познавательной деятельности»
Цель: Формирование экологических знаний у детей в совместной деятельности, в образовательных областях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu.doc | 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 167»
Ленинского района г. Саратова
План работы по самообразованию
воспитателя подготовительной группы
компенсирующей направленности
Тема работы по самообразованию: «Экологическое воспитание как средство развития познавательной деятельности»
Цель: Формирование экологических знаний у детей в совместной деятельности, в образовательных областях.
Задачи:
1.Расширять представления о растительном и животном мире;
2. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки явлений природы, делать элементарные выводы;
3. Воспитывать любовь к родному краю и умение правильно вести себя в природе.
Актуальность выбранной темы:
В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе. Природное окружение представляет большие возможности для разнообразной деятельности детей, для формирования экологической культуры, что влияет на развитие их нравственных, патриотических чувств и интеллектуальных способностей.
Формирование нравственной, патриотической культуры неизбежно соприкасается с экологическим воспитанием личности, которая позволяет посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей.
Непосредственное восприятие предметов природы их разнообразие воздействует на детей, вызывает у них радость восторг удивление, позволяет раскрыть многообразие связей живого в экосистеме.
Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности, и каждым годом она становится острее. Новые исследования новые образовательные программы пытаются ответить на вопросы: « Что должны знать дети о природе?», «Как научить любить природу?».
Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Как же приучить детей беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас?
В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.
План работы по самообразованию.
Месяц | Тема | Формы работы | Пополнение предметно –пространственной среды. | ||
с детьми | с родителями | ||||
Сентябрь | « Растительный мир» | Рассматривание иллюстраций , альбомов. Наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами на клумбе. Беседа на тему: « Значение растений в жизни человека» | Предложить родителям собрать листья для гербария. | Обновление дидактических игр по экологии. | |
Октябрь | « Жизнь осеннего леса» | Беседа по теме, НОД - Аппликация « Осенние березки» | Предложить родителям экскурсию по осеннему лесу, парку. | Изготовление картотеки дидактических игр по экологии. | |
Ноябрь | «Сбережем удивительный мир растений и животных» | - Беседа по теме - составление описательных рассказов. Чтение художественной литературы И. Токмакова «Деревья», «Дуб», В. А. Сухомлинский. Как Ёжик готовился к зиме». | Привлечь родителей к участию в выставке из природного материала « Обитатели леса» | Консультация для родителей « Экологические игры» | |
Декабрь | « Жизнь птиц зимой» | - Беседа « Птицы зимой» -НОД – рисование « Снегири» | Предложить родителям изготовить кормушки для птиц. | Изготовление карточек для уголка природы « Зимующие птицы» | |
Январь | Ознакомление с рассказом и о христианском празднике крещение. | Чтение рассказа «Синичкин календарь» В. Бианки (о январе). Рассказать о наступлении крещенских морозов. | Предложить родителям рассмотреть с детьми следы птиц на снегу. | ||
Февраль | Ознакомление о жизни некоторых животных зимой в лесу. | НОД «Как зимуют звери». | Предложить родителям экскурсию по зимнему лесу, парку. | ||
Март | Животные Саратовской области. | Чтение стихотворения «Март» С.Я. Маршака Загадки о животных нашего края. | Предложить родителям нарисовать с детьми любимого животного. | ||
Апрель | «Планета Земля- наш общий дом» | - Разучивание стихов, песен, отгадывание загадок. Беседа по данной теме. | Совместно с родителями организовать выставку детских рисунков « Планета Земля наш общий дом» | Консультация для родителей «Экологическое воспитание в семье» | |
Май | Ознакомление с правилами поведения человека в природе. Отчет по теме самообразования. | Беседа «Как правильно вести себя в природе». | Предложить родителям посадить дерево совместно с ребенком. |
Использованная литература:
1. Н.В. Коломина. Воспитание основ экологической культуры в детском саду.
2. Виноградова Н. Ф. «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой»// Москва, «Просвещение», 2001.
3. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию»// Санкт-Петербург, «Детство – Пресс», 2004.
4. Плешаков А. А. «Мир вокруг нас»// Москва, «Просвещение», 2005.
5. Рыжова С.в. Экологический букварь. СПб., 1996.
6. Сайты интернета для воспитателей.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 167»
Ленинского района г.Саратова
УТВЕРЖДАЮ
заведующий МДОУ «Детский сад
комбинированного вида № 167»
______________ И.А. Макарчева
« _____ » ______________ 20 г.
Отчет по самообразованию
на тему «Экологическое воспитание
как средство развития познавательной деятельности»
В наши дни, когда мир находится на грани экологической беды, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть ее судьба. Каждый когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных образовательных учреждений. Ведь первые основы экологической культуры закладываются в дошкольном детстве.
Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Поэтому я в своей работе уделяю большое внимание экологическому воспитанию детей.
Целью экологического воспитания в моей работе с дошкольниками является формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну), по-хозяйски, а значит, бережно распоряжаться её богатствами.
Задачи:
• Развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе.
• Воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций средствами природы.
• Формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера у детей дошкольного возраста.
Пути реализации:
• Создание условий, экологизация развивающей среды, программное обеспечение.
• Повышение экологической грамотности педагогов, их профессионализма в области экологического воспитания.
• Обновление содержания, форм и методов работы с детьми в соответствии с используемыми программами. Внесение регионального компонента.
• Обеспечение непосредственного общения детей с живой природой, вовлечение в активную природоохранную деятельность.
• Экологическое просвещение родителей, пропаганда экологических знаний.
Предполагаемый результат:
- повышение экологической культуры воспитанников и их родителей;
- переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс;
- воспитание защитников природы;
- творческая активность воспитанников;
- внедрение новых технологий воспитания, обучения, развития.
В результате проделанной работы:
• у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
• сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы;
• сформированы начала экологической культуры детей;
• дети получают практические знания по охране природы;
• развиваются речевые навыки детей;
• дети учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.
Основные направления моей работы – это формирование предметно - развивающей среды, проектная деятельность, взаимодействие и сотворчество с детьми и родителями.
Развивающая предметно – пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов. Работая над развитием предметной среды, мы стремимся сделать её максимально насыщенной, полифункциональной, доступной и безопасной. Согласно этим требованиям в группе оформлен уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, дикими и домашними животными, проводятся наблюдения за погодой ,птицами и многое другое. Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность. Для этого оформлен уголок экспериментирования с набором материалов для опытов, картотекой дидактических игр и прогулок.
При взаимодействии с детьми мною используются различные формы работы. Но особое место занимает экспериментирование - в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к определенным суждениям и умозаключениям. Во время опытов уточняются знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.). Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.
Большую помощь в работе по экологии нам помогли книги. Это сказки Сутеева о растениях и животных, рассказы В. Бианки и М. Пришвина, «Алёнушкины сказки» Мамин – Сибиряк Д. Н., рассказы Н. Чарушина и В Пермяка, а также Георгия Скребицкого. Помогают в работе демонстрационный материал Светланы Николаевны Вохринцевой, Людмилы Борисовны Фесюковой, Натальи Николаевны Кондратьевой, конспекты Ольги Алексеевны Воронкевич и других авторов.
Для повышения качества своей работы включаю здоровьесберегающие технологии. Их целью является обеспечение ребенку возможности укрепления здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Ведущий вид деятельности детей в дошкольном возрасте – игра. Поэтому мною активно применяются игровые технологии. Они тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.
Технологии проектной деятельности
Их цель: развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.
Информационно-коммуникационные технологии
Через мультимедийные презентации ярче проходят игры - путешествия. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка, обладают стимулом познавательной активности детей.
Были проведены конкурсы детских рисунков «Скворечник»,«Мир глазами детей»,«Помоги птицам».Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок. Также была проведена следующая работа:
1. НОД по теме: "Природа нашего края"; "Животный мир нашего края;
2. Беседы с детьми «Знакомимся с Красной книгой Югры»
3. Акция «Кормушка»
Изготовление кормушек силами родителей
4. Экологическая игра «Загадки природы»
5. Просмотр видеороликов «Как люди охраняют природу»
Работа с родителями.
Родители – полноправные участники образовательного процесса. Понимая это, стараюсь активней включать в образовательный процесс семьи своих воспитанников. Только опираясь на семью, совместными усилиями можно воспитать экологически грамотного человека. В работе с родителями в направлении экологического воспитания детей использую как традиционные формы работы (родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные (деловые игры, круглый стол, дискуссии).
Работу с родителями веду непрерывно, большое внимание уделяю совместной деятельности детей и взрослых (природоохранным акциям, развлечениям, выставкам, совместным проектам). Такие формы работы дают возможность родителям ближе узнать своих детей.
Как итогом моей работы по экологическому воспитанию явилась реализация проекта «Птицы-наши друзья» .Это познавательно-творческий, среднесрочный проект.
Участниками этой проектной деятельности были воспитанники подготовительной группы – воспитатели - родители.
Цель -совершенствование знаний детей о разнообразии птиц ХМАО и воспитание ответственного, бережного отношения к ним.
Задачи:
-побуждать детей к проявлению познавательной инициативы; закрепить знания о том, что в природе нет «ненужных» созданий, в ней все целесообразно;
-развивать творческие способности, речь детей, внимание и мышление, умение сравнивать и восстанавливать причинно-следственные связи между разными видами птиц;
-воспитывать бережное отношение к живой природе, умение восхищаться и радоваться новым наблюдениям за птицами, вызвать интерес и желание в оказании посильной помощи пернатым друзьям;
-познакомить детей с разными видами кормов, способами и правилами подкормки птиц;
-привлечь родителей к совместной деятельности с детьми по оказанию помощи птицам в трудных условиях.
Анализируя результаты проведенной проектной деятельности, можно сделать вывод: сформировались умения классифицировать зимующих и перелетных птиц; научились различать и называть птиц по внешнему виду, повадкам, месту обитания; познакомились с разными способами оказания помощи птицам (виды подкормки; изготовление и вывешивание кормушек, скворечников);родители активно участвуют в проекте, способствуют воспитанию у детей любви и бережного отношения к птицам; сформированы навыки самостоятельного творческого мышления. В проектную деятельность вовлечены и родители. Через разработанные памятки и рекомендации они узнавали о проводимых в группе мероприятиях и в домашних условиях закрепляли полученные детьми в ДОУ знания.
Наша совместная творческая деятельность проходит под девизом:
Развивайте, играйте, творите!
Пусть для нас будет правилом:
«Сегодня не получилось
- обязательно получится завтра,
Надо только захотеть! »
Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогали обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и внесли в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.
Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах моих воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по ознакомлению с окружающим как средство развития познавательной деятельности детей с ОВЗ
Опыт работы по ознакомлению с окружающим как средство развития познавательной деятельности детей с ОВЗ...
План по самообразованию педагога на тему "Экспериментирование как средство развития познавательной деятельности детей"
Цель : Расширение знаний об окружающем мире в процессе опытно-экспериментальной деятельности. Задачи:Создать условия для исследовательской д...
Отчет по теме самообразования: «Экологическое воспитание как средство ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края»
Отчет по теме самообразования "Экологическое воспитание как средство ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края" в отчете подробно расписаны цели и задачи на весь учебный год кото...
Тема самообразования: Квест игра, как средство развития познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.
Квест - это командная игра в которой задействованы не только выносливость и эрудиция, но и сообразительность, креативность и не стандартное мышление....
Методический проект - программа «Экологическое воспитание как средство развития познавательной – исследовательской компетенции детей дошкольного возраста по ФГОС»
В настоящее время проблема развития познавательной активности дошкольников ― одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его ...
Метод макетирования в работе по экологическому воспитанию как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
В образовательном пространстве макеты способствуют развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и познавательной активности каждого ребенка.Это наиболее доступный способ предо...
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Экологическое воспитание как средство речевого развития детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО»
Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы — жизнь на земле....