Опыт работы по ознакомлению с окружающим как средство развития познавательной деятельности детей с ОВЗ
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Шайхудинова Рашида Кадыровна

Опыт работы по ознакомлению с окружающим как средство развития познавательной деятельности детей с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 81

Доклад

на муниципальном методическом объединении воспитателей групп      компенсирующей направленности.

Тема: «Ознакомление с окружающим миром как средство развития

познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

с ОВЗ (нарушением интеллекта)»

                                                     Воспитатель:

Шайхудинова Рашида Кадыровна

                                                       2 квалификационная категория

г. Ангарск, 2014 год

На современном этапе развития дошкольного образования проблеме познавательного развития дошкольников уделяется большое внимание, что в свою очередь требует особого отношения со стороны педагога к данной проблеме.

   Федеральный  Государственный  Образовательный  Стандарт  в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников, что обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.

  ФГОС  трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывает следующим образом: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Обоснование актуальности

Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных в коррекционной педагогике. Заниматься с детьми, имеющими проблемы в развитии, достаточно сложно. Дети имеют нарушения в интеллектуальной, двигательной, нервно-психической и эмоциональной сферах. Для детей, посещающих наш детский сад, характерна низкая познавательная активность, отсутствие интереса к знаниям. Наряду с недостаточностью развития у детей процессов восприятия, внимания, памяти, отставания в развитии речи, у них также наблюдается недоразвитие эмоциональной сферы, трудности в общении с детьми и взрослыми.

Ребенку необходимо научиться ориентироваться в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях окружающей действительности, общественной и собственной жизни. Чтобы сформировать у детей целостное представление об окружающем мире, следует уделять больше внимания комплексному изучению природы. Природа окружает ребенка с самого рождения и своей необычностью, новизной и разнообразием эмоционально воздействует на него, вызывает радость, восторг, удивление, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи. Этим и объясняется актуальность темы: «Ознакомление с окружающим миром как средство развития познавательной активности детей»

Проблема. Опыт работы показал, что в подразделе «Ознакомление с окружающим» раздела «Познавательное развитие» программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание», недостаточно раскрывается проблема. На сегодняшний день существует множество исследований детей с ограниченными возможностями здоровья  (нарушением интеллекта), но, к сожалению, недостаточно специальной литературы для детей с особыми образовательными потребностями.

Исходя из вышеизложенного, возникла необходимость разработки проекта, как дополнения и обогащения воспитательно-образовательного процесса ДОУ, осуществляющего социально-личностное развитие детей, являющееся одним из приоритетных направлений как в коррекционной педагогике, так и компонентов проекта Федерального государственного стандарта дошкольного образования, позволяющий сделать детям первые шаги не только в познании природы, но и в познании самих себя – своих возможностей и способностей.

В решении проблем коррекционного воспитания при обучении детей с отклонениями в развитии огромную роль играет ознакомление с окружающим, которое создает условие для наиболее полноценного накопления чувственного опыта, становление первых видов игровой и продуктивной деятельности, речевого развития. С раннего детства необходимо ввести детей в мир природы, терпеливо и доброжелательно обучать детей правильному общению с природой и способствовать  коррекции психических процессов через общение с ней.

 Усвоение детьми систематических и последовательных знаний об окружающем мире природы, ее объектах и явлениях становится обязательным компонентом образования и воспитания детей. Заложенные на их основе первичные представления о среде обитания человека позволят в дальнейшем обучении формировать правильное и гуманное мировоззрение, создадут необходимые условия для успешного усвоения в дальнейшем в школе всего цикла природоведческих дисциплин.

Важно научить ребенка с ограниченными возможностями здоровья смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать, а затем обобщать увиденное в словесных высказываниях, игре, продуктивной деятельности.

Тема ознакомления детей с миром природы является одной из важнейших тем в дошкольном образовании.

   Предлагаемый педагогический опыт  представляет собой  обеспечение обновления и обогащения коррекционно-воспитательного процесса дошкольников  с интеллектуальной недостаточностью на 3-ем и 4-ом годах обучения,  их развития в процессе ознакомления с природой.      

   Выбранная мною деятельность  направлена на использование таких организационных форм  адекватных возрасту и развитию детей, которые способствуют формированию представлений о природе и развивают умственные, психические процессы, и, самое главное, речь.

Опыт работы опирается на исследования Н.Н. Кондратьевой, Н.А. Рыжовой, П.Г. Саморуковой, М.М. Марковской, Т.А. Серебряковой. Авторы исследований по этой проблематике доказывают, что период дошкольного детства – наиболее благоприятен  для закладки основ ознакомления детей с окружающим миром.

Новизна проекта заключается в осуществлении  образования детей с ОВЗ по адаптированному образовательному проекту по ознакомлению с окружающим миром – это условно его «приспособление» для образования детей с особыми образовательными потребностями.

В работе с дошкольниками используются познавательные задачи, под которыми понимаются учебные задания, предполагающие наличие поисковых знаний, способов (умений) и стимуляцию активного использования в обучении связей, отношений, доказательств. Система познавательных задач сопровождает весь процесс обучения, который состоит из последовательных, постепенно усложняющихся по содержанию и способам видов деятельности.

Примеры познавательных задач.

Неживая природа: почему качаются ветви деревьев? Почему на земле лужи? Почему замёрзла вода на улице? Почему снег тает в помещении? Почему снег бывает липким? Почему летом и весной идёт дождь, а зимой снег? Почему весной почва к полудню оттаивает, а к вечеру замерзает? и т.д.

Живая природа: могут ли растения расти без света (влаги, тепла)? Почему растения весной быстро растут? Почему осенью растения увядают, желтеют, теряют листья? Почему кактус поливают редко, а бальзамин часто? Почему рыба плавает? Почему заяц прыгает? Почему осенью у зайца меняется цвет шерсти? Почему у синицы клюв тонкий, а у снегиря толстый? Зачем черепахе панцирь? Почему гусеницу не видно на листьях капусты? Почему сначала прилетают грачи, а потом ласточки? Почему изменяется жизнь зверей зимой?

Все это - объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника - главный источник представлений о мире. Ребенок познает мир опытным путем. Поэтому расширение его опыта взаимодействия  с окружающим миром – одна из образовательных задач. Получение личного опыта в совокупности с доступным рассказом, показом, объяснением поможет ребенку расширять образовательную сферу, находить взаимосвязи между предметами и явлениями окружающего мира.

Так же я определила для себя следующие традиционные задачи:

Образовательные:

- ввести ребёнка в мир природы.

- формировать реалистические представления об её объектах и явлениях.

- формировать у детей систему знаний о живой и неживой  природе как среде жизни растений, животных и человека.

    - формировать исследовательскую деятельность детей.

-приобщать детей к здоровому образу жизни.

Коррекционные:

- формировать  у детей целостное восприятие о природе.

- учить видеть и понимать причинно-следственные связи (в живой и неживой природе)

-развивать речь детей.

Воспитательные:

-воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь к окружающей среде.

 -формировать  бережное и заботливое отношение и ответственное отношение к миру природы

Разработала систему, которая  включает в себя следующие направления:

- цикл мероприятий по ознакомлению  с окружающим миром;

- работа с родителями;

- совместная  познавательная деятельность (ребенок + воспитатель).

 В основу системы работы легли следующие принципы:

развития, ориентирующий на создание каждому ребенку условий в которых он мог бы максимально реализовать себя; 

-   взаимодействия, предполагающие совместную деятельность в системах:

« ребенок- педагог», « родители - ребенок», « педагог- родители»;

-психологической комфортности, обеспечивающий  ребенку  положительное эмоциональное самочувствие, состояние психологического благополучия;

-формирование деятельности,  умение ставить цель и реализовывать ее, готовность к самостоятельному познанию;

- природосообразности воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

здоровьесберегающий  принцип (соблюдение  СанПин).

В педагогический процесс  включаю традиционные методы в интеграции с инновационными методами:

-повышение познавательной активности (исследовательский, метод проектирования, метод вопросов, метод моделирования);

повышение эмоциональной активности (игровая мотивация, воображаемые ситуации, проблемные ситуации).

 Учитывая данные принципы и задачи, мы  разработали:

- познавательный проект мероприятий по ознакомлению  с окружающим миром в  основе, которого лежит совместный план специалистов группы.

- Разработала цикл комплексных коррекционно – развивающих  занятий  в которые включаю задачи по ознакомлению детей с окружающим миром

Комплексные коррекционно – развивающие занятия - это занятия, которые в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности. Эти занятия целесообразно проводить с детьми старшего дошкольного возраста.

Так или иначе, но для дошкольников почти каждое занятие, будь, то рисование, лепка, развитие речи или ознакомление с природой, несет элементы ознакомления с окружающим миром. Дети с удовольствием получают информацию о среде, в которой им предстоит жить, но не стоит перегружать их внимание - для проведения полноценных занятий стоит комбинировать темы, проводить комплексные занятия, нацеленные на определенные объекты изучения. Особое внимание стоит уделить подбору тем для занятий. Выбирая наиболее полезные и интересные для детей объекты  познания, и вовремя  переключая  внимание детей на рассмотрение этих объектов под другим углом, стоит закреплять пройденный материал элементами изобразительной деятельности, развитием речи, ознакомлением с природой.

   Важную роль играет слушание рассказов, сказок и стихов, рисование, лепка, аппликация, конструирование из строительных материалов. В процессе игры дети моделируют реальные и вымышленные ситуации в созданном ими мире.

Разнообразная работа с детьми в повседневной жизни позволяет им накопить конкретные чувственные представления о природе ближайшего окружения.

Эти занятия, как принципиально иная форма обучения, обладают другими возможностями: чувственные представления детей могут быть качественно преобразованы – расширены, углублены, объединены, систематизированы.

 Разработала картотеку наблюдений на прогулке.  

Особую роль в формировании положительного отношения дошкольников к природе играют наблюдения. Окружающая природа - непосредственный источник, из которого дети черпают свои первые впечатления. Наблюдения в природе знакомят ребенка с жизнью птиц, насекомых и растений. На прогулках дети узнают тех, кто живет совсем рядом с ними, знакомятся с правилами поведения в природе, разучивают или вспоминают стихи, загадки о природе. После таких прогулок они изображают свои впечатления в рисунках, игровой и трудовой деятельности.

Есть в группе любимые детьми книги: «Лесная газета» В. Бианки, «Лесная мозаика» В.Зотова, «Что за зверь» Е.Чарушина. Дети с большим интересом рассматривают в них иллюстрации, делятся своими впечатлениями, знаниями.

На территории детского сада создана экологическая тропа, объектами которой являются различные деревья, кустарники, лужайки, цветники, огород. Экологическая тропа дает большие возможности для проведения систематических наблюдений, в процессе которых развивается эмоциональная сфера детей, формируются чувство единения с природой и умение сопереживать всему живому.

Дети ухаживают за растениями и животными, помогают птицам в зимнее время, учатся выращивать растения в группе и на огороде в процессе трудовой деятельности. Они с желанием трудятся и на участке: убирают территорию, участвуют в посеве семян цветов и овощей, ухаживают за растениями, развешивают кормушки, подкармливают птиц.

Особое внимание уделяется правилам поведения в природе. Для закрепления норм и правил поведения в природе проводятся уроки доброты. На них используются музыкальные и художественные произведения, обсуждаются и проигрываются различные ситуации.      

 Разработала план проведения опытов и экспериментов с детьми

Я построила педагогическую деятельность таким образом, чтобы создать условия для познавательно-исследовательской деятельности детей, где ребенок чувствует себя настоящим исследователем, а взрослый является равноправным партнером, соучастником деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную познавательную активность.

   В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него.

   Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей.

 Изготовила дидактические игры совместно с детьми и с родителями.

дидактические игры занимают особое место в моей работе. В процессе дидактических игр дети уточняют, конкретизируют, расширяют, систематизируют имеющиеся у них представления об окружающем. Вместе с тем дидактические игры оказывают влияние на развитие мыслительных операций (сравнение, обобщение, классификация), развивают память, внимание, способствуют становлению личностных качеств. Дидактические игры позволяют обеспечить нужное повторение на разном материале.

 На всероссийский конкурс были предоставлены детские работы по теме «Знаешь, в море кто живет? Пластилиновый народ!»;

«Добрый кит» (по декоративно- прикладному творчеству).

Детские работы заняли призовые места.

 На муниципальном уровне дети приняли участие в конкурсе рисунков «Правила движения достойны уважения», «Осторожно, гололёд!», «Поздравительная открытка», «Байкал и Я».

 В детском саду принимаем активное участие в конкурсах поделок, рисунков.

 Создала «Уголок доброты» Сюда входит альбом с фотографиями о добрых делах детей дома и в детском саду, альбом с рисунками детей о доброте, который постоянно пополняется после проведения занятий, наблюдений, опытов, экспериментирования и рассматривания различных ситуаций.

Дети с огромным удовольствием приносят из дома картинки, фотографии, рисунки, делятся своими впечатлениями с друзьями, с воспитателями.

 Изготовила совместно с детьми «Книжки-самоделки» по теме: «Звери готовятся к зиме», «День синичек», «Мои любимые животные» и т.д.

Огромное значение ФГОС отводит работе с родителями, важно сделать родителей активными участниками воспитательно-образовательного процесса. 
Воспитательные задачи осложняются тем, что родители не понимают важности воспитания детей, дети часто видят, как взрослые нарушают элементарные нормы общения с природой, поэтому проведена работа по вопросам воспитания детей среди родителей:

- педагогическое просвещение

-формирование эмоционального контакта

- реализовывать единый подход в воспитании и коррекции

-  повышать авторитет педагогов  группы

использовала при этом различные традиционные формы работы:

Формы работы:

1. Познавательные: ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей

  • Семинары-практикумы
  • Проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме
  • Мини-собрания
  • Игры с педагогическим содержанием
  • Педагогическая библиотека для родителей
  • Исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры.

2. Досуговые: установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми

  • Совместные досуги, праздники
  • Выставки работ родителей и детей

3. Наглядно-информационные: ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей. Играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями.

  • Информационные проспекты для родителей
  • Дни (недели) открытых дверей
  • Открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей
  • Выпуск стенгазет
  • Организация мини-библиотек Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности

4. Письменные

  • Пособия. Пособия содержат подробную информацию о детском саде. Семьи могут обращаться к пособиям в течение всего года.
  • Личные блокноты. Такие блокноты могут каждый день курсировать между детским садом и семьей, чтобы делиться информацией о том, что происходит дома и в детском саду. Семьи могут извещать воспитателей об особых семейных событиях, таких, как дни рождения, новая работа, поездки, гости. Эта форма работы широко применяется в нашей группе.
  • Доска объявлений. Доска объявлений – это настенный экран, который информирует родителей о собраниях на день и др.

5. Дни добрых дел. Дни добровольной, посильной помощи родителей группе, ДОУ - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе. Такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателем и родителями.

Планируя мероприятия, я соблюдаю дидактические требования, в соответствии с которыми:

- четко определяю педагогическую цель в образовательном процессе;

- учитываю специфику учебного материала, особенности группы, характер объяснения новой информации; 

- анализирую и обсуждаю с детьми  вопросы изучаемого материала.

Развивающая среда:

-  Пополнила природный  уголок альбомами «Чего нельзя делать в лесу», «Кто следит за порядком в лесу», «Как мы помогаем природе».

- Изготовила дерево «Времена года».

- В книжный уголок подобрала соответствующую литературу, книги о растениях и животных, картины.

-  Подобрала дидактические игры развивающего и познавательного характера.                               Изготовила дидактические игры с детьми и родителями : тактильные дощечки с разнофактурным материалом, игру «Где чье гнездо», «Время суток».

-  Оформляю выставки детских работ, поделок сделанных детьми с родителями и на занятиях.

-  Оформила картотеку игр по данной теме; картотеку пальчиковых игр, альбом по звукопроизношению, логопедические пятиминутки, логопедические упражнения по звукопроизношению, картотеку артикуляционной гимнастики, по речевому дыханию, картотеку физминуток, картотеку гимнастики для глаз и т.д.

-  Создала альбом «Наши добрые дела»

Вывод:

Я  думаю, что мне удалось  сформировать у детей интерес к познанию окружающего мира, их познавательная деятельность сопровождается положительными эмоциями.

         Работа по ознакомлению с окружающим приносит мне огромное удовлетворение, так как я вижу результат своего труда, получаю положительные отклики от коллег и родителей.

Значительно возрос уровень  сформированности  знаний к окружающему миру у дошкольников. По сравнению с предыдущим годом вырос уровень познавательной активности. Если в 2012-2013 учебном году   из 12 детей –2 ребенка, что составляет 16.6%, владели высоким уровнем познавательной активности , 6 детей, что составляет 50%, имели средний уровень познавательной активности, 4 ребенка, что составляет 33.3%, имели низкий уровень познавательной активности, то в 2013-2014 учебном году     из 12 детей - 7детей, что составляет 58%, владеют высоким уровнем познавательной активности , 5 детей, что составляет 42%, имеют средний уровень познавательной активности.    

Список используемой литературы

1. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. М.: «Просвещение», 2005.

2. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Системный подход к разработке проблемы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями интеллекта //Дефектология. 1999. № 6.

3. Ералиева С.Г. Особенности временных представлений и ориентации во времени у умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста // Дефектология. 1989. № 1.

       4. Рыжова Н.А.,Экологическое образование в детском саду, М, «Просвещение», 1999.

       5. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры у дошкольников, М, «ЛИНКА-ПРЕСС», 2010.

6. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. М.: « Просвещение», 1991.

7. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. М.: «Владос», 1998.

8. Козлова С.А., Катаева Л.И. Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками. М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2000.

9. Косымова А.Н. Коррекция представлений об окружающем мире у детей с нарушениями интеллекта // Дефектология. 2006. № 5.

10. Сергеенко, Н. И. Общение с природой как средство коррекции эмоционально-волевой сферы у детей с нарушениями развития / Н. И. Сергеенко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2007. - № 1. - С. 22-25.

11. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб., 2012

        12. Шамко Л.Ю. Формирование представлений о социальных явлениях у умственно отсталых дошкольников //Дефектология, 1994.

        13. Серебрякова Т.А. Детям об экологии, СПБ, 2003.

        14. Хабибуллина Р.И. «Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельности ДОУ родителями» Дошкольная педагогика.

       15. Алешина Н.В. «Уроки доброты» М.: ЦГЛ 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: "Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности детей раннего возраста»

Описание опыта работы по теме: "Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности детей раннего возраста». Раскрывается новизна, актуальность, технология опыта....

Опыт работы на тему «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности младших дошкольников»

Систематическая, специально организованная работа по экспериментированию как средству познавательного развития младших дошкольников позволит качественно изменить уровень знаний детей об окружающей дей...

Опыт работы на тему "Детское экпериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников"

Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с те...

Опыт работы на тему «Кинетический песок как средство развития познавательной и эмоциональной сферы дошкольника».  

Мой опыт работы поможет воспитателям с помощью кинетического песка наладить взаимоотношения с детьми, требующими особого внимания....