Проект "Зима полна чудес"
проект по окружающему миру (младшая группа)

Лялина Елена Алексеевна

Знакомились с временем года, признаками зимы, зимними забавами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zima_polna_chudes.docx72.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 5 «Теремок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально-личностного развития воспитанников городского округа ЗАТО Комаровский Оренбургской области

ПРОЕКТ

«Зима полна чудес»

(первая младшая группа

 «Птенчики»)

                                                                                                 

Выполнили воспитатели МБДОУ

Детский сад№5 «Теремок»:

                                                                                                       Лялина Е.А.

Полинова К.М.

2024 г

Содержание:

  1. Пояснительная записка …………………………………………3
  2. Матрица проекта………………………………………………...4
  3. Проектная карта…………………………………………………6
  4. Анализ результатов проекта……………………………………8
  5. Используемая литература………………………………………9
  6. Приложения……………………………………………………..10

Пояснительная записка

Актуальность 

Зима- это время чудес, сказок, любви,

 тепла, новых ожиданий…

Давайте верить в чудеса….

Ведь скоро Новый год!

           Зима - время холодное и морозное, но удивительное и

праздничное и одно из самых любимых времен года большинства детей.

После серой, ветреной, дождливой осени выпал ослепительно белый снег,

который вызвал у детей массу эмоций, радости, восторга.

Но, оказывается, дети путают названия времен года, не знают, почему

времена года сменяют друг друга, что было бы, если бы снег не выпадал

зимой. Наблюдения за изменениями в природе, эксперименты, зимние

забавы дают возможность для эмоционального и чувственного освоения

мира ребенком младшего дошкольного возраста, способствуют развитию

восприятия, воображения, творчества, установлению элементарных

причинно – следственных связей. Этим проектом мы решили предоставить детям возможность получить ответы на интересующие их вопросы, поддержать стремления детей к творчеству. Проект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха. Проект предоставляет большие возможности для творчества, развивает активность и самостоятельность.

                                                     Матрица проекта

Название проекта: «Зима полна чудес!»

Особенности проекта:

По характеру продукта: познавательно-творческий

По количеству детей: групповой

По продолжительности: краткосрочный (2 недели) с 09.12.2024 по 20.12.2024 г.

Участники проекта: воспитатели, дети 1 младшей группы (2-3 года), родители

Образовательные области:

1.Познавательное развитие

2.Социально-коммуникативное развитие

3.Речевое развитие

4.Художественно-эстетическое

5.Физическое развитие

Цель: исследовать, что такое зима, развитие познавательного опыта в процессе исследовательской деятельности.

Задачи:

Образовательные:

- формировать элементарные представления о зимних природных явлениях: стало холодно, идет снег;

- познакомить детей со свойствами снега: белый, холодный, тает, состоит из отдельных снежинок;

- формировать познавательную активность детей при проведении  простых экспериментов, наблюдений;

- обогащать активный  словарь детей: зима, снег, снежинки, холодный, белый.

Развивающие:

- Способствовать развитию активной  речи детей посредством общения в процессе наблюдений;

- развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

- воспитывать любознательность, активность;

- воспитывать  интерес  к художественным произведениям о зиме, снеге.

Проблема: недостаточные представления  детей  о зиме, какая она чудесная и удивительная бывает.

Методы проекта:

Игровые: дидактические, сюжетные, подвижные

Словесные: чтение стихотворений, рассказывание сказок, потешек, подбор книг в книжном уголке.

Практические: экспериментирование, рисование, лепка, аппликация, изготовление поделок совместно с родителями.

Наглядные: тематический альбом «Зима», рассматривание иллюстраций, показ игрушек.

Формы реализации проекта:

  • Беседы
  • Игровая деятельность
  • Познавательно-исследовательская деятельность
  • Продуктивная деятельность
  • Чтение художественной литературы

Работа с родителями:

-Разучивание новогодних стихотворений

-Консультация для родителей «Как сделать зимнюю прогулку с малышом приятной и полезной?»

- Беседа с родителями «Зимняя прогулка или как правильно одевать ребенка зимой»

-Изготовление поделок на выставку

Этапы реализации:

Подготовительный этап

1.Постановка цели, задач, определение актуальности и значимости проекта.

2.Изучение методической литературы, подбор литературы для реализации проекта.

3. Выявление первоначальных знаний детей о зиме, снеге, снежинках, о морозе, метели и сугробах

4.Подбор наглядно-дидактического материала

5.Организация развивающей среды в группе.

Разработка проекта

1.Выбор формы и работы с детьми и родителями.

2.Выбор основных мероприятий

3.Определение объёма и содержания работы.

4.Определение и формулировка ожидаемых результатов.

Внедрение проекта

1.Ознакомление детей с художественной литературой.

2.Проведение бесед.

3.Работа с родителями.

4.Наглядные пособия.

Итоговый этап

1.Выставка поделок в детском саду.

2.Выставка детских поделок в группе.

3.Изготовление тематических альбомов по теме «Зима».

4.Новогодний утренник.

Ожидаемые результаты

- у детей расширятся представления о зиме, о её признаках.

- дети проявят познавательную активность, любознательность; выразят свои впечатления во всех видах деятельности, будут эмоционально реагировать на разнообразие природных явлений, возрастёт интерес к наблюдениям за явлениями природы; пополнится словарный запас.

- дети имеют элементарные  представления о зимних природных  явлениях, о зиме;                                                                                                                                                                                            - слушают доступные по содержанию литературные произведения (стихи, потешки);

- эмоционально откликаются на игру, предложенную взрослым, подражают его действиям, принимают игровую задачу.

Проектная карта

Образовательные области

Вид деятельности: формы и методы

Познавательное развитие

-Беседа "Зимушка - зима и лесные зверюшки»

-Дидактическая игра – «Одень куклу на зимнюю прогулку»

-Дидактическая игра «Игра в загадки»

-Сюжетные картины и иллюстрации на зимнюю тематику.

-Книжки-раскраски.

-Снежинки на ниточке, для выполнения дыхательной гимнастики «Подуй на снежинку», «Подуй на подарок», «Подуй на змейку».

-Картинки с изображением зимних забав.

-Фотографии с изображением снежинок, белого снега, деревьев без листьев.

-Рассматривание предметных и сюжетных картинок по теме.

-Наблюдение за осадками на прогулке.

Опыт со снегом.

Социально –коммуникативное развитие

-Сюжетно-ролевая игра :«Собираемся на зимнюю прогулку».

-Трудовая деятельность на участке: проверить кормушки, покормить птиц

- Сгребание снега лопатой

Речевое развитие

-Речевое упражнение «Снежинки».

-И.Никитин «На дворах и домах…»,

К.Чуковский «Елка»,

М.Картушин «Падает снежок»,

А.Барто «Снег»,

Н.Калинина «Зайчик»,

-Сказки «Заюшкина избушка», «Снегурочка» и др.

-Потешки и стихи:

 «Шишка», «Как у нашего кота, шубка очень хороша…», «Заинька выйди в сад…»

«Как по снегу, по метели трое саночек летели».

Дид.игры «Собери снеговика», «Найди пару варежке»

Пальч.игры «Лепим ком» , «Вышли погулять», «Снеговик»

Художественно-эстетическое развитие

-Пластилинография «Снеговик»

Аппликация «Украсим руковичку»

-Рисование «Белый снег пушистый»

Лепка «Украсим елочку»

-Рисование «Мишка готовится  к зиме»

-Рассматривание картины «Зимние забавы»

Конструирование «Горка»

-Слушание песни «Хороша зима» муз. Е.Туманян;

«Что нам нравится зимой» , муз.Тиличеевой, сл.Некрасовой. ; «Кабы не было зимы .....»

 Пластилинография «Снеговик».

 

Физическое развитие

-Подвижные игры: «Кидаемся снежками», «Зайка беленький сидит»;

- эстафета «Принеси снежок»;

-дыхательное упражнение «Сдуваем снежинки»;

-физкультминутка «Наша елка в елика», «Мы шагаем по сугробам»

                                        Результаты реализации проекта:

В процессе реализации проекта дети были очень увлечены различными видами деятельности по теме. Проводимая работа объединила детей, создала доброжелательную атмосферу в коллективе.

Дети овладели достаточным уровнем двигательной активности согласно возрасту.

Воспитанники познакомились с новыми разнообразными играми и упражнениями в группе и на воздухе.

Дети имеют представление о  зиме и зимних природных  явлениях, о свойствах снега, приобрели новый познавательный опыт.

Владеют расширенным словарным запасом.

Познакомились с правилами безопасного поведения в природе зимой.

Разработаны рекомендации для родителей.

                                                   Список литературы:

1.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Издательство МОЗАЙКА-СИНТЕЗ Москва .2014 г.

2. Савельева Е.А. «Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников» , издательство «Детство – Пресс», 2011 г.

3.Губанова Н.Ф. «Развитие игровой деятельности » ,  издательство «Мозаика - Синтез» Москва,2008 г.

4. Николаева С.Н. «Юный эколог» , М. «Просвещение», 2006 г.

 5.Теплюк С.Н. «Занятия на прогулке с малышами», издательство «Мозаика-Синтез» Москва ,2008 г.

                                                 ПРИЛОЖЕНИЯ

Комплекс утренней̆ гимнастики «В гости к ёлочке».

Веселится детвора – снег-снежок идёт с утра.
Скоро праздник – Новый год, ёлка в гости к нам придёт.
Дети строятся в колонну по одному.


Вводная часть:
Отправляемся мы в лес, ждёт нас много в нём чудес.
Ходьба в колонне по одному.
По сугробам мы шагаем, выше ножки поднимаем!
По сугробам мы идём и ничуть не устаём.
Ходьба с высоким поднимаем колен.
Холодно в лесу зимой – побежали все за мной!
С бегом будет веселей, с бегом будет нам теплей.
Бег в колонне по одному.
По тропинке мы шагаем, руки наши согреваем. } 2 раза
Ходьба с хлопками на каждый шаг.
Вот полянка, вот и лес, вот и ёлка до небес!
Перестроение в круг.


Основная часть:


1. И. П. – стоя, ноги слегка расставлены, руки вниз. Поднять руки вверх, посмотреть на них – И. П. (5 раз.)
Вот она какая, ёлочка большая!


2. И. П. – стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклон. Выполнить движение кистями рук «берём игрушку» - И. П. Выполнить 4 раза.)
Мы сегодня принесли яркие игрушки.
Здесь конфеты и шары, пряники, хлопушки.
Вы игрушки поднимайте, ёлку вместе украшайте.


3. И.П.–Сидя, ноги вместе, руки в упоре сзади. Сгибаем и разгибаем ноги.4раза
А ну, померяйте, ребята,
Какой длины у ёлки лапы!

4. И. П. – стоя, ноги слегка расставлены, руки вниз. Присесть, руками коснуться пола – И. П.(4 раза.)
Кто под ёлкой сидит и ушами шевелит?
Кто под ёлкой тихо плачет и тихонечко дрожит?

Мы присели – дружно встали, никого не увидали.
Мы присели, дружно встали, вдруг зайчишку увидали.
Стали зайки, веселиться и вокруг себя кружиться.


5. И. П. – Стоя, ноги вместе, руки у головы. Прыжки на двух ногах на месте, вокруг себя.


Заключительная часть:
Мы у ёлки погостили, ёлку ярко нарядили.

А теперь домой̆ пора. Собирайся, детвора.
Ходьба в колонне друг за другом.

                                                                                                    ПРИЛОЖЕИНЕ 2

Пальчиковая гимнастика в первой младшей группе

«Снеговик»


Вот – кулак и вот – кулак, (Сжимаем кулаки, поднимаем большие пальцы)
Их соединяю. (Кулаком правой руки обхватываем большой палец левой) Снеговик чтоб получился,

Пальчик поднимаю.


«Прогулка»
Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять. («Идём» по столу указательным и средним пальчиками)
Бабу снежную лепили, («Лепим» комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальцами)
С горки мы потом катались, (Проводим указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А ещё в снегу валялись. (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
И снежками мы кидались (имитируем движения по тексту)
Все в снегу домой пришли. (Отряхиваем ладошки)

Съели суп, и спать легли. (Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)


«Снежок»
Раз, два, три, четыре – (4 хлопка кулачками)
Мы с тобой снежок слепили – (лепят снежки)
Круглый – (касание соединенных пальцев)
Крепкий – (руки в «замок»)
Очень гладкий – (погладить кулачок ладошкой)
И совсем-совсем не сладкий – (грозят пальчиком)
Раз – подбросим – (ладошки вверх)
Два – поймаем – («пружинка» с хлопком в ладоши)
Три – уроним – (ладошки вниз)
И сломаем – (притоп)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Беседа "Зимушка - зима и лесные зверюшки" для детей младшего дошкольного возраста


Цель: знакомство с некоторыми особенностями жизни лесных зверей в зимний период времени.
Задачи: рассказать малышам о местах зимовок, о питании, об особенностях поведения животных зимой; уточнять и расширять представления детей о зайце, белке, медведе, волке, лисе, еже; обогащать и активизировать словарь детей по теме "Дикие животные».

Ход беседы.
Ребятки, к нам сегодня прилетела вот такая снежинка. Давайте скорей прочитаем, что на ней написано. "Здравствуйте, дорогие мои друзья! Приглашаю вас в гости в зимний лес. Я покажу вам много своих творений. Ваша …" 
Ой, ребята, я не успела прочитать до конца, снежинка растаяла...
Что же нам делать? Как узнать, кто же пригласил нас в гости? Правильно, мы отправимся в зимний лес и по дороге всё узнаем.
Садитесь скорее в наши волшебные сани. 
Сани, санки, дорогие,
Вы такие удалые!
В лес скорее нас везите,
Чудеса нам покажите!

Вот, мы и приехали. Смотрите, ребятки, на этом большом сугробе такая же снежинка, как и наше письмо. Да это же подсказка! Как вы думаете, что это

за сугроб? Верно вы думаете, что там кто-то живёт. Отгадаем загадку на снежинке и узнаем, кто в сугробе живёт.
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез, А зимой он спит в берлоге, От мороза прячет нос. 
(Медведь)

Конечно, это Мишка. И не сугроб это вовсе, а берлога! Как вы думаете, кто же такую берлогу тёплую помог Мише сделать? Может быть, снежок, а может, Дед Мороз... Не известно. Давайте не будем медведя будить, пусть он сладко спит до весны. А вы знаете, ребята, что ёжики тоже спят зимой под корнями деревьев. Сверху засыплет их снежок, и очень им тепло в своей

Снеговой шубке.

А это что за зверёк промелькнул под ёлкой? 
Длинноухий очень ловко
По утрам грызет морковку.
Он от волка и лисы
Быстро прячется в кусты.
Кто такой он, этот серый,
Что несется кувырком?
Летом сер, зимою - белый,
Он, скажите, вам знаком? (Заяц)

Это зайчик. 
Как вы думаете, чем питаются зайчики зимой? Морковь, капуста и сочная травка зимой не растёт... А ответ очень прост - самое вкусное и сладкое лакомство для зайчика зимой - кора осинки.
Всем известна загадка о зайце: «летом серый, зимой белый». Почему так говорят про зайца? А кто, интересно,нарядил зайца в белую шубку? 
И я не знаю. Давайте поиграем с зайчиком. «
Закружился белый снег, в воздухе снежинки, А зайчата скачут, скачут по лесной тропинке». 
("Зайчики" прыгают под музыку).

Молодцы, ребятки, замечательно погрелись с зайчиком.
Смотрите, здесь тоже снежинка лежит. Как много загадок мы встречаем на пути! Отправляемся дальше. 
Слышите этот звук? Кто это? (Это воет волк). Дружбу
 водит лишь с лисой, Этот зверь сердитый, злой.
Он зубами щёлк да щёлк, Очень страшный серый ...
(Волк).
 Волкам зимой холодно и голодно, бродят, бродят бедные волки целыми днями в поисках еды. В зимнюю пору волки сбиваются в стаю и воют, чтобы не потерять друг друга. 
А по соседству с волком живёт ещё один зверь.
Пусть она - как есть, плутовка,
От макушки до хвоста.
Шубка, рыжая головка,
Как зовут ее?
(Лиса)

Оказывается, здесь живут по соседству волк и лиса. Даже в некоторых сказках волк с лисой дружат.
Лисы и волки зимой не спят, стараются прокормить себя и своих малышей. Тяжело им зимой приходится. Давайте поделимся с ними нашими пирожками. 
(Дети кормят резиновых игрушек: волка и лисичку заранее приготовленными пирогами из пластилина). А я ещё кого - то вижу на веточке. 
С ветки на ветку, быстрый, как мяч,
Скачет по лесу рыжий циркач.
Вот на лету он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол и в дупло убежал. 

(Белка)

Конечно, это Белочка. 
В конце осени белка меняет шубку с рыжей на серую. Как вы думаете, зачем? (Ответы детей). Когда наступают сильные морозы, белку не увидишь. Она, свернувшись клубочком, может спать несколько дней. Спит наша белочка в дупле-избушке. Куда же нам идти дальше? Дети находят третью снежинку с загадкой: Запорошила
 дорожки, Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила. 
Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь. 
А землю белым снегом я
Укутала сама.
Ребята, отгадайте-ка,
Ну, кто же я? ... (Зима)

Оказывается, это Зимушка - зима приглашала нас к себе в гости. Это она лесных зверюшек спать уложила, всё снегом белым укутала. Спасибо тебе, Зима, за интересное путешествие! Мы хорошо отдохнули! А теперь поедем домой на саночках.
Снова в заботах зима-рукодельница —
Пусть потеплее природа оденется.
Много зима заготовила пряжи, Белые вещи без устали вяжет.

                                                                                                    ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Опыт со снегом.

Воспитатель: - Ребята, помните, вчера на прогулке мы налепили много снежных пирожков, давайте угостим Снеговичка?

Воспитатель вместе с детьми достает ведёрко, в котором были снежные пироги.

Воспитатель: - А где же наши пирожки? Что с ними стало?

Дети: - Они стали водичкой.

Воспитатель: - Как вы думаете, почему «пироги» стали водичкой?

Дети: - Они стояли в теплой комнате и растаяли.

Воспитатель: - А можно есть снежные пирожки? А какие пироги надо было нам приготовить для гостей? Из чего должны быть пироги, чтобы они не превратились в воду? Дети: - Из теста.

Воспитатель: - Ребята, а вы хотите побыть снежинками?

Дети: - Да! Да!

Воспитатель: - Вокруг себя вы повернитесь, и в снежинок превратитесь! Подул ветерок и наши снежинки полетели!

Физкультминутка

Ой, летят - летят снежинки

(Бег врассыпную)

Белоснежные пушинки,

Это зимушка - зима

(Плавными движениями рук водят вправо – влево)

Рукавами повела

Все снежинки закружились,

(Кружатся)

И на землю опустились!      

(Приседают и кладут снежинки на пол)

 

Воспитатель: - Вот как хорошо, что к нам в гости прилетели веселые снежинки и с нами поиграли. А вы знаете, что зима украшает окна красивыми узорами из снежинок, давайте возьмем наши снежинки и прикрепим их на окошко. (Вместе с детьми украшает окна, читает стихотворение)

Снег кружится белый, белый…

И деревьям и домам

Серебристые узоры

Дарит Зимушка-зима.

- Вот какие красивые узоры у нас получились! Снеговичку тоже очень нравится, но ему пора идти. Вы помните, что произошло со снегом в группе? Да он растаял. Поэтому пора попрощаться.

Дети: - До свидания, Снеговичок!  

                                                                                                                      ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Дидактическая игра – «Одень куклу на зимнюю прогулку»

Цель: формирование представлений ребёнка о сезонной одежде.

Задачи: закрепить знания ребёнка о последовательности одевания на прогулку. Активизировать в речи слова (зимняя, тёплая одежда). Развивать речь, мелкую моторику рук. Воспитывать заботливое отношение.

Ход игры

Мотивирующий момент для начала игры.

Воспитатель. Мы сегодня пойдём гулять и возьмём с собой наших кукол. Ваню и Катю. Мы их покатаем на саночках. Во что одеты наши куклы? (ответы детей)

Воспитатель. «Можно ли сейчас в платье идти на прогулку? Какое сейчас время года, какая погода. (ответы детей)

Предложить детям выбрать из набора одежду, которую надо одевать зимой.

Дети, ориентируясь на схему одевания кукол, с помощью воспитателя, одевают кукол. Мальчики одевают куклу мальчика, девочки – куклу девочку.

В процессе одевания кукол уточнять у детей название одежды и обуви и их цвет.

Воспитатель. Наши куклы одеты и могут вместе с нами идти гулять.

 «Собери Снеговика».

Цель: Продолжение ознакомление детей с геометрическими фигурами. Развитие умения собирать снеговика из трёх частей разной величины. Воспитывать интерес к игре

 «Подбери пару варежке»

Цель игры: закреплять умения детей различать и называть цвета, узор, понятия один-много, развивать внимание, мышление.

Правила игры:  на стол выкладываются  рукавички. Дети  рассматривают их, называют, чем они похожи, чем различаются. Затем перемешивают рукавички и произносят такие слова:

Дети в садик собрались,

Рукавички растерялись.

Пару ей скорей найди,

На прогулку отпусти.

Дети берут по одной рукавичке и ищут одинаковые. Игра идет до тех пор, пока они не соберут все комплекты.

Дидактическая игра «Игра в загадки»

Воспитатель: Вы сейчас будете отгадывать загадки. Я загадываю загадки про зиму. За отгадывание вы получаете по одной фишке. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

Загадки. 1. Мягкий он, а не подушка,

Липнет он, а не пушок,

Он холодный, как лягушка

А согреешь – ручеек. (Снег)

2. Не драгоценный камень,

А светится. (Лед)

3. Художник- невидимка

По городу идет: Всем щеки нарумянит,

Всех за нос ущипнет. (Мороз)

4. Я прихожу с подарками

И яркими огнями.

На новый год – я главная. (Ёлка)

5. Морковка бела

Все зиму росла. (Сосулька)

6. И не снег, и не лед, а деревья одевает. (Иней)

7. Что за белый человек

Пробрался на наш садик.

Шапка – ведерко, нос – морковка

Боится солнца и тепла. (Снеговик)

8. Вот так загадка! Глянешь – летает,

На нос присядет – сразу растает. (Снежинка).

Сюрпризный момент. Воспитатель. Хорошая беседа сегодня у нас получилась? (Да). А кто же к нам сегодня в

Гости пришли (ежик, белка). Ой, смотрите они нам снежинки принесли (показывает на поднос с зефиром). Странные какие-то снежинки, ароматные, воздушные…. А вы знаете их можно есть. Угощайтесь ребята!

 Игра «Большой — маленький»

Цель: согласовывать имена прилагательные с именами существительными единственного и множественного числа мужского и женского рода в именительном падеже.

Ход игры: предложите ребенку поиграть. Рассматривайте вместе с ребенком картинки парами. Прочтите рифмовку, одновременно выполняя движения в соответствии с текстом:

Мишка, мишка, ты большой — ой, ой, ой! (Разведите руки в стороны)

А ты, зайка, маленький — ай, ай, ай! (Сведите ладони вместе)

У медведя дом большой — ой, ой, ой! («толстым» голосом)

 А у зайки маленький — ай, ай, ай! (Жалобно)

Медведь ветку нашел — ой, ой, ой!

А у зайки маленькая — ай, ай, ай!

 Предложите ребенку сразу назвать и предмет, и величину этого предмета: большой медведь — маленький заяц; большой дом — маленький дом; большая ветка — маленькая ветка.

Игра «Снег везде»

Цель: подражанию; использовать в речи отрицательную частицу «не»- Оснащение: не требуется.

Ход игры: предложите ребенку поиграть. Прочтите ему стишок-рифмовку: Снег на дорожке,

Снег на крыльце,

Снег на собачке,

Но не на мне!

Произносите слова «Но не на мне», сопровождая их отрицающими жестами — энергично покачайте головой, помашите рукой или пальцем. Замените слова рифмовки другими знакомыми вашему ребенку словами, например: Снег на крыше, Снег на кусте, Снег на лошадке, Но не на мне! Вскоре малыш поймет суть игры и будет сам предлагать новые слова, подходящие для этой рифмовки. Все варианты непременно должны заканчиваться фразой «Но не на мне!

Игра «Зимняя одежда»

Цель: продолжит формировать зрительное восприятие и внимание; понимать, что в зимний период люди надевают теплую одежду и обувь; знать и употреблять имена существительные, обозначающие предметы зимней одежды.

Ход игры: рассмотрите вместе с ребенком сюжетную картинку. Обратите его внимание на то, что на деревьях нет листьев, зато везде много снега. Прочтите рифмовку: Снег на деревьях. Снег на кустах. Снег на дорожках, Снег на ветвях. Затем прикройте верхний рисунок и укажите ребенку на маленькие картинки. Предложите ему найти и показать предметы одежды — шапку, варежки, шубку, сапожки, шарф. Покажите ребенку сюжетную картинку и попросите его найти на ней и назвать эти же предметы одежды.

Игра «Можно, надо (нужно), нельзя»

Цель: употреблять имена существительные в дательном падеже без предлога со словами «можно», «нельзя»; понимать слова «хорошо — плохо»; употреблять союз «потому что».

Ход игры: предложите ребенку рассмотреть картинки и ответить на вопросы. «Можно этой девочке идти гулять? (Да, можно.) Почему? (Потому что она одета.) Можно лизать сосульку? (Нет, нельзя.) Почему? (Потому что она грязная. Сосульки никто не лижет. Надо дома есть мороженое.) Лизать сосульку плохо или хорошо? Можно этого снеговика принести домой? (Нет, нельзя.) Почему? (Потому что он растает.)»

Игра «Подарки»

 Цель: правильно употреблять имена существительные мужского и женского рода единственного числа в винительном падеже без предлога; отвечать на вопросы, требующие сопоставления фактов и простейшего вывода; соотносить слова «один — мало — много» с соответствующим количеством предметов; различать слова «большой— маленький»; различать похожие по звучанию слова «Саня—сани». Ход игры: предложите ребенку рассмотреть картинку. Спросите ребенка: «Кто нарисован на картинке?» (Дед Мороз.) Прочтите стихотворение: Добрый Дедушка Мороз Деткам елочку принес. А на ней фонарики, Золотые шарики.

Попросите ребенка показать на елке фонарики, шарики. Спросите: «Сколько фонариков на елке?» (Один.) «Это много или мало? Какой фонарик — большой или маленький? Сколько шариков?» (Много.) Объясните ребенку, что Дед Мороз принес детям подарки. Надо помочь Дедушке Морозу раздать подарки — дать каждому ребенку то, что тот любит. Спросите: «Что дадим Лене? Что дадим Свете? Что дадим Вите? Что дадим Мите?» Разыграйте инсценировку с помощью игрушек: Маленькому Сане Подарили сани. Вез на гору Саня За собою сани.

Игра «Сложи елочку»

Цель: научить правильно выкладывать елку из треугольников, ориентируясь на их величину, закрепить словарь по теме. Оборудование: три треугольника зеленого цвета разного размера.

Ход игры : Ребенок по образцу взрослого выкладывает елку из треугольников. Во время выполнения задания отвечает на вопросы: «Какой треугольник ты положишь сначала? (Большой) А потом? (Поменьше) Какой треугольник будет у тебя вверху? (Самый маленький)». При затруднениях взрослый помогает ребенку. В конце игры ребенок рассказывает о елке (где растет, какого цвета иголки и ствол, чем украшают елку на Новый год).

Игра «Сложи снеговика»

Цель: научить правильно выкладывать снеговика из кружков, ориентируясь на их величину, закрепить название цвета и формы. Оборудование: три кружка белого цвета разного размера.

Ход. Ребенок по образцу взрослого выкладывает снеговика из кружков. Во время выполнения задания отвечает на вопросы: «Какой кружок ты положишь сначала? (Большой) А потом? (Поменьше) Какой кружок будет у тебя вверху? (Самый маленький)». При затруднениях взрослый помогает ребенку. В конце игры ребенок рассказывает о снеговике (из чего делают снеговика, какого он цвета, чем украшают его, морковкой, веточками, ведерком, шарфиком и т. д.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Речевое упражнение «Снежинки».

Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте.

Снежинка маленькая, а льдинка еще… (меньше).

Дерево большое, а дом еще… (больше).

Облако белое, а снежинка еще … (белее).

Одеяло пушистое, а снежинка еще… (пушистее).

Перышко легкое, а снежинка еще… (легче).

Если малыш ошибается, исправьте его (При этом не повторяйте неправильного ответа ребенка! В вашей речи ребенку нужно слышать только правильные слова!) А затем предложите подобрать еще слова с этим словом. Например: ребенок сказал «легчее» вместо слова «легче». Тогда придумываем еще вопросы: «Книга легкая, а листок бумаги еще… (легче). Прыгать легко, а бегать еще… (легче). А теперь придумай ты для меня задание». И малыш сочиняет подобное предложение – загадку для Вас, и одновременно упражняется в грамматике русского языка, постигает его законы!

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

«Зайка серенький сидит»

Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит (массируем ушки).
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки согреть.
Вот так, вот так
Надо лапочки согреть (растираем ладошки).

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать (прыгаем).
Зайку волк испугал!
Зайка тут же убежал!

«Собери снежки»

Цель: учить различать размеры предметов (большой маленький).

Задачи: Учить детей выполнять точные движения. Различать большие и маленькие снежинки.

Материалы для игры: фланелевые снежинки (большие и маленькие) на количество детей, две корзинки (большая и маленькая).

Ход игры.

Фланелевые снежинки (большие и маленькие) раскладываются на полу, корзинки стоят на стульчиках.  Воспитатель предлагает детям взять по большой снежинки, и положить снежинку в большую корзинку, за тем взять по одной маленькой снежинки и положить в маленькую корзинку. Игра проводиться два три раза.

ПРИЛОЖЕНИЕ  8

Консультация  для родителей ««Как сделать зимнюю прогулку с малышом приятной и полезной?»

  Для наших детей зима – долгожданная и любимая пора. И она уже не за горами. Природа одарила нас такими чудесами как снег и лед. А еще морозная русская зима – замечательное время для укрепления здоровья

 Выпал снег – стало светло и нарядно! Пора на прогулку. А она детям необходима. При регулярных прогулках организм ребенка становится более стойким. Увлекательные игры и развлечения зимой на открытом воздухе доставляют детям огромную радость и приносят неоценимую пользу их здоровью

 Что нужно для того, чтобы зимняя прогулка удалась? Хорошее настроение, немного фантазии и удобная одежда и обувь. Ребенка надо одеть так, чтобы он мог активно двигаться и при этом не замерз. Есть одно простое правило: подсчитайте, сколько слоев одежды на вас, столько же наденьте и на ребенка. Если на улице он будет бегать, снимите один слой, если же большую часть прогулки сидит в коляске, добавьте один слой. Да, и пожалуйста, возьмите в привычку брать запасные варежки.

  Разнообразные забавы, игры со снегом обогащают содержание прогулок, увлекают детей, что позволяет увеличить продолжительность прогулок даже при низких температурах. Зимой на прогулке можно проводить различные игры, главное, чтобы дети не стояли, а постоянно двигались

  Игры-забавы всегда привлекают детей: катание с горки, катание на санках, игры со снегом, сооружение построек. Можно поиграть в «Скульпторов», а чтобы получились интересные постройки, захватите из дома различный бросовый материал для оформления. Поиграем не просто в снежки, а в «Меткого стрелка» Выбираем цель, лепим снежки и вперед, выбираем самого меткого стрелка.

  А как дети любят рисовать на снегу! Взяв палочку, все  становимся «Необыкновенными художниками», а можно рисовать – цветной водой! Для этого понадобиться пластиковая бутылка с подкрашенной водой и с отверстием в крышечке. Можно оформить из снега клумбу, украсить ее разноцветными льдинками.

  Поваляться в снегу любят все ребята! Можно устроить соревнование – кто дальше прыгнет с лавочки.

  В игре «Разведчики» надо шагать след в след. Будет интересно, если тот кто идет первым (например, мама), будет менять дистанцию между шагами или делать резкие повороты.

  Очень полезное и познавательное занятие – кормление птиц зимой.

  Можно изобрести кормушку, а можно просто накидать крошки птичкам, рассказывая ребенку интересные факты из жизни птиц.

  Зима – время не только развлечений и игр, но и работы по очистке от снега (дорожки, крыльца, машины). Вы можете привлечь своего малыша к труду, выдав ему лопатку соответствующего размера. Главное показать пример и работать с удовольствием и улыбкой на лице. Тогда в будущем ребенок с радостью будет вам помогать.

  Пожалуйста, уделите ребенку внимание и время для прогулки с ним, и вы доставите ему радость общения, а самое главное – здоровье!

  Помните в детстве это радостное возбуждение, когда, проснувшись, вдруг обнаруживаешь, что все вокруг белым-бело? Постарайтесь, чтобы и ваши дети получали удовольствие от зимы.

Беседа с родителями «Зимняя прогулка или как правильно одевать ребенка зимой»

        Зимняя погода   переменчива по температуре, поэтому тщательно готовьтесь к походу в детский сад: продумывайте, как одеть ребенка и что взять с собой.

Ничто не помешает ребенку знакомиться с прелестями зимней погоды, если одежда будет правильной и комфортной. Правильная одежда легко и быстро снимается и одевается, что позволяет развивать самостоятельность и повышает самооценку ребенка, не содержит сложных застежек и шнурков, а также соответствует погодным условиям, росту и размеру.

Одежда не должна плотно облегать тело (за исключением майки, водолазки). Во-первых, небольшая воздушная прослойка между тканью и кожей хорошо сохраняет тепло. Во-вторых, слишком тесные вещи сковывают движения дошколёнка и ухудшают кровообращение. Поэтому следите, чтобы брюки не сидели слишком плотно на бедрах, а свитера не жали под мышками.

Отдавайте предпочтение натуральным тканям. Хлопчатобумажные и шерстяные вещи теряют вид намного быстрее, чем синтетические. Однако у них есть важные преимущества: они сохраняют тепло тела и дают коже возможность дышать. В то же время синтетика создает парниковый эффект, влага скапливается на коже и не испаряется. Из-за этого малыш может легко подхватить насморк.

Одежда сверху должна быть трехслойной.

Первый слой – майка, футболка.

Второй слой -  трикотажная кофточка (боди) и легкий свитер (для активного ребенка), шерстяной свитер (для малоподвижного). Отдавайте предпочтение трикотажным кофточкам, шерстяным свитерам, без пуговиц, кнопок и молний.

Брюки на подкладке (флиса или синтепона) из непромокаемой ткани защитят маленького путешественника от влажного снега. Лучше, чтобы брюки были с высокой талией или на лямках, так как дети часто приседают или наклоняются в процессе игры и часть спины (поясница) обнажается, что может привести к проблемам со здоровьем. Теплые непромокаемые штаны, надетые поверх обычных штанишек, дадут ребенку возможность свободно двигаться.

Третий слой – куртка на синтепоне или пухе сделает прогулку очень комфортной. Хороша куртка из плотного и непромокаемого материала, что обеспечит дополнительную воздушную подушку, а также защитит от ветра и влаги. Современные куртки имеют 2 замка, что дает дополнительное тепло и в случае поломки одного даст время на замену другого.

Шапочка должна соответствовать форме головы ребенка – прикрывать лоб, уши и затылок. В шапочке на подкладке из плотной натуральной ткани дошколёнку не будет жарко, но у нее должны быть завязки, чтобы не было проблем с открытыми ушами. Очень хороши шапки из непромокаемой ткани на искусственном меху. Альтернативой банкиту из завязок хорошо послужит передвижной пластмассовый зажим, который очень удобен в использовании.

Врачи часто повторяют родителям: кутать ребенка вредно, но руки и ноги постоянно должны быть в тепле. Дело в том, что в конечностях очень развита сеть мельчайших подкожных сосудов – капилляров, которые легко отдают тепло. Вследствие этого ступни и ладошки замерзают намного быстрее, чем другие части тела.

Поэтому важная часть экипировки – обувь и варежки. Малыш никогда не промочит ноги, если вы правильно подберете обувь для сырой и холодной погоды. Не забудьте спросить у продавца, если ли у ботинок дополнительный защитный слой. Обратите внимание на верхнее покрытие. Нубук не подойдет. Натурная кожа с пропиткой – то, что нужно. Валенки на подошве тоже хороши. Подошва, должна быть утолщенный, но гибкой. Проверьте ее при покупке – согните руками. Тогда она не потрескается и обеспечит стопе физиологическое положение и тепло.  Важно, чтобы ноги не мерзли и не потели, после прогулки проверяйте стопы детей, если они влажные возможно синтетические колготки или носки вам не подходят, холодные – значит, обувь не соответствует потребностям ребенка, прогулка длиться 1-1,5 часа. Отдайте предпочтение обуви на липучках, шнурки -  травмоопастны, сложны и трудоемки в одевании, а молнии часто заедают и ломаются.

Купите также двуслойные варежки из непромокаемой ткани на подкладке (вязаные быстро намокают от влажного снега) – перчатки сложны в одевании. И не забудьте прикрепить их к резинке или тесемке, чтобы они не потерялись, но так чтобы их легко можно вытащить и посушить (например, на липучке).

Если ребенок склонен к частым простудам, подумайте о шарфике, который пригодиться в ветреную погоду.

Перед сборами в детский сад поинтересуйтесь прогнозом погоды. Одним из лучших решений в морозец – многослойная одежда. Например, водолазка, свитерок крупной вязки, а сверху – не очень теплая куртка. То же самое касается и ног: синтепоновые штаны или зимний комбинезон с утеплителем.

Одеть ребенка слишком тепло − не выход. Это ничуть не менее опасно, чем одеть недостаточно: дети бегают, прыгают, потеют, а потом моментально замерзают на холоде. Чтобы не дать сырости проморозить дитя, нужно надеть под обычную одежду, плотно прилегающую футболку с длинным рукавом и колготы. Верхняя одежда по-прежнему должна быть непромокаемой и непродуваемой.

Ребенку все равно, когда радоваться жизни: и летом, и зимой, и осенью малыши носятся и резвятся. Главное – обеспечить им комфорт для таких игр, не дав ни замерзнуть, ни промокнуть.

И самое главное помните, ежедневные прогулки очень важны для малыша, они укрепляют ребенка и способствуют хорошему развитию.   А от того как вы одели своего ребенка зависит его настроение и самочувствие в течении дня. Сложная одежда забирает время от прогулки – умножьте 26 детей на минимум – 1 минута и получите в прогулке минус полчаса, а если два предмета одежды сложны в одевании, то это минус час свежего воздуха и игр. Также развивайте самостоятельность своих детей – никогда не делайте за них то, что они могут сделать сами.

Успехов вам в воспитании своих малышей и удачных покупок!

     

         

     

                                                                                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий итогового мероприятия "Здравствуй, лес - полный чудес"

"Лучший конспект, сценарий по экологическому обучению и воспитанию детей дошкольного возраста"...

Презентация проекта "«Земля полна чудес – это богатство надо беречь!»

Вид проекта: познавательно – исследовательскийПродолжительность проекта: краткосрочный ( 2 недели)Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель, родители воспитанниковОхватываемые образ...

"Путешествие в лес, полный чудес!"

Развитие мелкой моторики, развитие сенсорики, создание и поддержка условий для развития творческого потенциала ребёнка, развитие речи. Игровые приемы, создание сказочной атмосферы....

«Лес, полный чудес»

Активизировать речь детей....

«Лес - полный чудес».

Возрастная группа : средняя.Тема:  «Лес - полный чудес».Приоритетная область: познавательное развитие.Интеграция образовательных областей :  социально-коммуникативное развитие, речевое разви...

«Полна чудес могучая природа»

Конспект   мероприятия с  детьми   и  родителями  в  форме экологической  викторины...

Проект "Сказочный лес, где полным - полно чудес"

Актуальность проектаДошкольное детство — начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к...