Конспект "Путешествие в страну экспериментов" для подготовительной группы
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Брябрина Анастасия Александровна

Цель: Познакомить детей с природным явлением – вулкан, их строением, причиной извержения.

       Задачи:

Обучающие:

-Познакомить детей с природным явлением вулкан, причиной его извержения.
-Продолжать учить детей видеть проблему, делать обобщения. Формировать способности устанавливать причинно – следственные связи в ходе проведения эксперимента и делать выводы.
-Уточнять представления о природных явлениях: извержение вулкана, радуга. Обогащать словарь детей словами: гора, вулкан, кратер, лава, лаборатория, опыты.
Развивающие:
-Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов.
-Развивать наблюдательность,  любознательность,  мыслительную деятельность, память, речь,  логическое мышление.
Воспитательные:
-Воспитывать у детей интерес к экспериментальной деятельности в процессе практической деятельности.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                   Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
                                         учреждение детский сад №18

                     

      Конспект НОД по экспериментированию  
                  в подготовительной группе

     «Путешествие в страну Экспериментов».

                                                               

                                                                                 

                                                                                  

                                                                                    Воспитатель:

Брябрина А.А





пос. Зауральский, 2024 год

       Цель: Познакомить детей с природным явлением – вулкан, их строением, причиной извержения.

       Задачи:

Обучающие:

-Познакомить детей с природным явлением вулкан, причиной его извержения.
-Продолжать учить детей видеть проблему, делать обобщения. Формировать способности устанавливать причинно – следственные связи в ходе проведения эксперимента и делать выводы.
-Уточнять представления о природных явлениях: извержение вулкана, радуга. Обогащать словарь детей словами: гора, вулкан, кратер, лава, лаборатория, опыты.
Развивающие:
-Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов.
-Развивать наблюдательность,  любознательность,  мыслительную деятельность, память, речь,  логическое мышление.
Воспитательные:
-Воспитывать у детей интерес к экспериментальной деятельности в процессе практической деятельности.
     
Материалы и Оборудование: Графин с водой, красная краска, сода, моющее средство, лимонная кислота, мерные стаканы, поднос, макет вулкана, чайные ложки, салфетки, слайды с изображением вулканов, халаты белые для детей и воспитателя, проектор, интерактивная доска, ноутбук.
     
Словарная работа: вулкан, извержение, кратер, лава, опыт, лаборатория

                                                             ХОД

      Воспитатель: Здравствуйте, ребята я очень рада вас видеть. У меня сегодня отличное настроение, и  я хочу поделиться им с вами.

      Воспитатель: Ребята, покажите мне какое у вас настроение. (пальчики вверх)
      Воспитатель: Посмотрите, у нас с вами получилась замечательная команда. Я надеюсь, что сейчас вы станете настоящими моими помощниками.

      Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в страну экспериментов к моему знакомому профессору. Там вы узнаете много нового и интересного.

      Воспитатель: Что такое эксперимент? Где они обычно проводятся? ( Все правильно, в лаборатории.)

      Воспитатель: Дети, а вы любите проводить опыты? (да.)

      Воспитатель: Тогда я предлагаю вместе со мной отправиться в научную лабораторию. Вы знаете как себя правильно нужно вести в лаборатории?

1. Нельзя трогать приборы и инструменты без разрешения профессора.
2. Не пробовать на вкус и запах незнакомые вещества.
3. Не проделывать с веществами неизвестные опыты без разрешения.
(ребята продолжают список правил)
     
Воспитатель: Давайте приготовимся к нашему путешествию и наденем специальную одежду, так как в настоящей научной лаборатории нужно находиться в специальной одежде. (надевают халаты и фартуки, девочки убирают волосы в резинку)
     
Воспитатель: Вот мы и попали в научную лабораторию профессора Чудакова.
-Здравствуйте профессор! (тишина)

-Странно, почему-то его нет?
(Воспитатель берет письмо на столе «От профессора») 

Письмо:  Добрый день, Анастасия Александровна, здравствуйте ребята. Извините, что не могу с вами встретиться. Меня срочно вызвали в главную лабораторию страны. Я очень торопился, поэтому не могу провести эксперимент с вами. Я надеюсь, что вы справитесь и без меня, с помощью моих подсказок. А для того, чтобы приступить к экспериментам, вы должны будете выполнить мои задания. Конверт с заданиями для вас я оставил в своей лаборатории. 

      Воспитатель: К сожалению, ребята, опыты придется проводить без профессора, но я думаю, что Мы с вами великолепно справимся.

      Воспитатель: Прежде чем вам преступить к выполнению заданий я предлагаю вам разделиться на две команды.

(Воспитатель достает лист с первым заданием и читает его.)

      Воспитатель: 
Протянулась яркой лентой
Средь дождливых облаков
Что же за явленье это?
Кто ответить мне готов?
… (Радуга)

- Давайте посчитаем, сколько в радуге цветов? (ответы детей)

      Воспитатель: Правильно семь. А какие это цвета?( Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый). И все эти цвета идут в определённом порядке. Кто из вас знает почему?

Каждый – красный
Охотник – оранжевый
Желает – жёлтый
Знать – зелёный
Где – голубой
Сидит – синий
Фазан – фиолетовый.      
     
Воспитатель: Ребята, а хотите, чтобы радуга появилась сейчас у нас здесь прямо в комнате, да ещё и зимой, ведь мы наблюдаем её только летом, когда тепло. Для этого нам понадобится обычный компьютерный диск и фонарик. Будем направлять на диск свет от фонарика, и приставлять диск к белому листу.
Давайте попробуем. (Дети выполняют опыт)
      Воспитатель: Ребята еще я хочу вас сегодня познакомить с таким удивительным природным явлением как извержение вулкана, (читает задание от профессора). Ребята здесь еще загадка давайте отгадаем.
Я плююсь огнём и лавой, 
Я - опасный великан,
Славен я недоброй славой.
Как зовут меня?  (Вулкан)
     
Воспитатель: Что такое вулкан и почему происходит извержение вулкана? (Ответы детей)
     
Воспитатель: Вы хотите увидеть самый настоящий вулкан? (Ответы детей)

     Воспитатель: Обратите своё внимание на доску.

     Воспитатель: Вулкан – это высокая гора с крутыми склонами.

     Воспитатель: На какое геометрическое тело похож вулкан? (конус, пирамида, можно повторить слово с детьми).

     Воспитатель: Давайте посмотрим, что находится внутри вулкана.

     Воспитатель: Ребята посмотрите, что вы видите на вершине горы? (на вершине горы большая чаша) Эта огромная чаша называется кратер. Давайте все вместе повторим это новое слово. (Дети повторяют слово кратер)

      Воспитатель: Внутри вулкана проходит огромная яма, уходящая глубоко в землю – это жерло вулкана. (Дети вместе повторяют слово жерло). А на самой глубине вулкана находится расплавленное горячее вещество – магма. (Дети вместе повторяют слово магма)

       Воспитатель: Вулканы бывают разных видов: действующие, потухшие. Иногда вулканы замирают на сотни лет, их называют потухшими. Люди, забыв, что когда-то они с грозным шумом извергали лаву, камни, пепел, дым, строят на склонах горы свои селения.

       Воспитатель: Ребята, а хотите посмотреть, как происходит извержение вулкана? Но только перед этим нам нужно с вам размяться!

      Физкультминутка «Вулкан»

Вулканы начали "играть" -
Из жерла лаву извергать.
Вулкан гремит! (ногами топаем) Вулкан пыхтит!(дуем губками)
Как грозен он сейчас на вид!

Но вот он начал уставать – (присаживаемся на корточки)
Огонь в нём начал угасать.

Последний раз огнём дыхнул.
И на десятки лет уснул.

      Воспитатель: А вы хотели бы хоть одним глазком взглянуть на извержение вулкана?

      Воспитатель: Проходите к столу. Перед вами самый настоящий вулкан, но он пока спит, а нам надо, чтобы он стал действующим. Ребята, может быть, вы знаете, как на это сделать, давайте попробуем поразмышлять. Вот нам еще одна подсказка от профессора.

      Воспитатель: А для этого нам с вами понадобится пищевая сода, красная гуашь, лимонная кислота и моющее средство для посуды

      Воспитатель: Мы знаем, что при извержении вулкана выбрасывается лава. Какая она, если она течет по склонам горы? (жидкая). Значит, внутрь нашей горы мы должны поместить жидкость. 
     
Воспитатель: Какую, например? (воду)

      Воспитатель: Если мы нальем обычную воду, то сможет она оттуда вытекать (нет).

      Воспитатель: А как же нам сделать, чтобы вода вырывалась наружу? (надо смешать вещества)

     - Придется нам обратиться за подсказкой к профессору. (читаем продолжение письма)

      Воспитатель:

1. Возьмите 2 сосуда и наполните их наполовину водой.
2. В первый сосуд положить З чайных ложки соды, несколько капель моющего средства, и добавить краску красного цвета. Все хорошо перемешайте.
З. Во второй сосуд добавьте 1 чайную ложку лимонной кислоты и тоже хорошо перемешайте.

4. Влейте содержимое первого сосуда в кратер вулкана, а теперь добавьте к этому составу содержимое второго сосуда, и наслаждайтесь зрелищем.

      Воспитатель: Ребята, кажется наш вулкан «оживает» Что вы наблюдаете? Посмотрите, как извергается наш вулкан? Он извергается спокойно.

      Воспитатель: Скажите, что сейчас произошло?

      Воспитатель: А почему так получилось?

      Воспитатель: Вам понравился наш опыт?

      Воспитатель: Молодцы ребята, вы все внимательно слушали письмо и выполняли все задания профессора Чудакова, и помогли вулкану «проснутся». Теперь вы знаете, что такое вулкан и как он извергается. Когда вы вырастите большими, наверное, обязательно станете учеными!

      Воспитатель: А сейчас пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза и скажем волшебные слова.

      Воспитатель: Сейчас кругом я повернусь. И в детском саде окажусь!

      Итог. Рефлексия.

Понравилось вам быть учеными? Что было особенно интересно? 
Какие опыты сегодня мы с вами провели?

Скажите, что интересного вы сегодня узнали?
Кому можно рассказать и показать наш опыт?
С какими природными явлениями мы свами сегодня познакомились?


                                   Приложение