Проект в старшей группе Тема: «Чудо огород на окошке растёт»
проект по окружающему миру (старшая группа)
Актуальность: влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Многие родители даже не подозревают, что зелёное царство начнёт вызывать огромный интерес у ребёнка, если взрослые научать наблюдать за растениями, видеть в зелёном ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослого дошкольник может понять, что жизнь растений зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребёнок будет сочувствовать и ухаживать.
Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне – весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого «огород на окне». А изменения в природе побуждают бережно относится к растениям, ухаживать за обитателями уголка природы. Таким образом, решаются задачи познавательно – исследовательского, социально – исследовательского, социально – личностного, эстетического развития ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ogorod_na_okne.docx | 217.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Искорка»
с.Волово Воловского муниципального района Липецкой области
(МБДООУ д/с «Искорка»)
Проект в старшей группе
Тема: «Чудо огород на окошке растёт»
Воспитатель: Нападаева Лидия Михайловна
Вид проекта: информационно – практический.
Сроки реализации: март, апрель, май.
Участники проекта: дети старшего возраста, родители, воспитатели.
Оборудование и материалы: ящики с землёй, семена растений, лейки, совочки.
Продолжительность проекта: краткосрочный
Доминирующая область: познавательное развитие.
Интеграция областей: речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Актуальность: влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Многие родители даже не подозревают, что зелёное царство начнёт вызывать огромный интерес у ребёнка, если взрослые научать наблюдать за растениями, видеть в зелёном ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослого дошкольник может понять, что жизнь растений зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребёнок будет сочувствовать и ухаживать.
Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне – весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого «огород на окне». А изменения в природе побуждают бережно относится к растениям, ухаживать за обитателями уголка природы. Таким образом, решаются задачи познавательно – исследовательского, социально – исследовательского, социально – личностного, эстетического развития ребёнка.
Цель проекта:
- Создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений.
- Развитие у детей потребности ухода за огородными культурами, умение наблюдать за их ростом.
- Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.
Задачи:
- Расширить знания детей о культурных растениях.
- Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (помидор, лук, горох, перец, пшеница,);
- Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
- Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ.
- Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков)
- Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.
- Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
Ожидаемый результат:
- Дети познакомятся с культурными растениями.
- С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений.
- С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
- У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.
- Формирование у детей уважительного отношения к труду.
- Создание в группе огорода на подоконнике.
- Создание дневника наблюдений для фиксации наблюдений за растениями в огороде на подоконнике.
Проблема:
В условиях современного общества, когда проще приобрести всё готовое, чем выращивать самим, дети не имеют понятия, откуда берутся овощи и как за ними нужно ухаживать.
Сценарий совместной деятельности по решению задач:
Этапы | Срок | Формы взаимодействия | Содержание деятельности | Ответственные |
Подготовительный | 1 неделя | Деятельность педагога | -Изучение методической литературы - Составление плана -Организация предметно– развивающей среды | Педагог группы |
2 неделя | Педагог - дети | -Беседа познавательного характера. -Рассматривание иллюстраций. -Чтение художественной литературы | Педагог группы | |
2 неделя | Педагог - родители | - Консультация для родителей. -Беседа с родителями связанная с реализацией проекта. -Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. - Покупка семян для посадки. | Педагог группы | |
Основной | 2 неделя марта
На протяжении всего проекта
2 неделя марта
3 неделя марта
каждую неделю
каждую неделю 3неделя мая
1 неделя марта
2 неделя марта
1неделя апреля 4 неделя мая | Педагог - дети | - Рассматривание и посадка семян (помидор, лука, перца, горох)
- Разучивание и произношение чистоговорок.
- НОД -Труд - Опыт - наблюдение за ростом лука в благоприятных и неблагоприятных условиях. -Наблюдения: «Растут ли наши растения?»
-Оформление дневника наблюдений. - Итоговая беседа (анализ проделанной работы) | Педагог группы |
Педагог - родители | - Беседа с родителями «Огород на окне». - Консультации для родителей «Огород на подоконнике» | Педагог группы | ||
Педагог – родители - дети | Составление рассказа «про огород». «Огород на окне переносится на участок группы» | Педагог группы | ||
Заключительный | 4неделя мая | Деятельность педагога | Презентация проекта | Педагог группы |
август – сентябрь
4неделя сентября | Педагог - дети | Сбор урожая | Педагог группы | |
Педагог – родители – дети | Оформление выставки «Удивительное рядом» | Педагог группы |
Технологическая карта проекта:
Образовательная деятельность | Вид деятельности | Содержание деятельности |
Социально – коммуникативное развитие | Игровой, познавательный, коммуникационный | - Настольно – дидактические игры: «Вершки-корешки», «Из какого семени - какой овощ», «Сварим обед», «Чудесный мешочек», «Овощи – фрукты», «Третий лишний», лото, домино. |
Познавательное развитие | Познавательный, познавательно – исследовательский, продуктивный. | - Проведение НОД «Труд хлебороба», - «Сад и огород.Овощи» - Рассматривание семян, иллюстраций - Опыт «На свету и в темноте» - Составление дневника наблюдений за ростом растений в огороде. |
Речевое развитие | Коммуникационный | - Чтение художественной литературы: стихи А. Максакова «Посадила в огороде», -Проговаривание чистоговорок : «В огороде репка», «Овощи», «Огурцы», «Горох и петухи». |
Художественное – эстетическое развитие | Творческий | - Раскрашивание картинок - Игры – хороводы: «Весёлый огород», «Капуста», «Огородник и воробей», «Огородник» |
Физическое развитие | Двигательный | - П/игры: «Овощи в корзину», «Кто быстрее», «Вершки и корешки», «Овощи и фрукты». - Физ.минутки: «Огород», «Горох», «Мы овощи в саду сажаем» |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Искорка»
с.Волово Воловского муниципального района Липецкой области
(МБДООУ д/с «Искорка»)
КОНСПЕКТ
ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Тема: «Сад и огород. Овощи»
Воспитатель: Нападаева Лидия Михайловна
Цели и задачи:
1. Активизация пассивного и активного словаря по теме: “Овощи”
2. Учить образовывать существительные множественного числа, прилагательные от существительного, существительные с уменьшительно – ласкательной формой.
3. Развивать связную речь, зрительное внимание, мышление.
4. Развивать координацию речи с движением, мелкую моторику.
5. Воспитывать уважение друг к другу.
Оборудование: муляжи овощей, картинки с изображением овощей, картины грядок, доска магнитная и магниты, сюжетная картина по теме «Сбор урожая», мяч; ПК
Ход занятия
Организационный момент
Здравствуйте, ребята.
К нам в гости сегодня прискакал зайчонок и принес с собой корзинку. Давайте заглянем, что же там. (Ребята достают из корзины муляжи разных овощей)
Сообщение темы занятия.
Как можно назвать одним словом то, что принёс зайчонок? (овощи)
Что вы знаете об овощах? (ответы ребят)
Кто уже догадался, какая тема нашего занятия. (Овощи) слайд 1
Беседа по картине «Сбор урожая»
слайд 2
Введение нового понятия "огород"
Вопросы "Где растут овощи?"
Как вы думаете, где зайчонок набрал столько много овощей? (ответы детей). Огород - это огражденный участок земли, где есть грядки и парники. Там мы выращиваем овощи. (Ставится панно в виде огорода).
слайд 3
Но перед тем как собрать овощи, что необходимо сделать весной. (посадить огород)
Рассматривание и беседа по иллюстрации посадка и уход за семечком. (сделать слайд)
слайд 4
Психогимнастика “Превращения”
– Дети, скажите, пожалуйста, чем были раньше все ягоды, овощи, фрукты? (Семенами.)
– Представьте, что вы – семечко, которое посадили в тёплую землю. Оно ещё совсем маленькое, слабое, хрупкое. Но вот чьи-то добрые руки принесли воду, полили семечко и оно начинает прорастать. Пригрело ласковое солнце, и растение стало расти всё выше и выше, поднимая свои листики к свету.
(Дети под спокойную музыку, сложив ладони перед собой, поднимаются вверх, имитируя произрастание ростка из семечка.)
– Вот какие дружные всходы в нашем огороде!
На доске прикрепляются иллюстрации грядок. На которые мы посадим овощи.
(ребята подходят берут картинку овоща и проговаривая полностью предложения сажают их.)
Молодцы, а кто может назвать овощи, которые мы срываем? (огурцы, помидоры, перец и др.)
слайд 5
А которые выкапываем? (картофель).
слайд 6
А которые выдёргиваем из земли? (морковь, свёклу, редиску, репу, лук и др.).
слайд 7
А какие овощи мы срезаем ножом? (тыква, кабачок, капуста, баклажан).
слайд 8
Составить описательный рассказ об овоще по следующему плану:
Что это?
Где растет?
Каков внешний вид (цвет, форма, размер?
Какова на вкус?
Что из нее готовят?
Дидактическая игра «Исправь ошибку».
Свекла растет на яблоне; груша растет на грядке; клубника растет на дереве; клюква растет на кусте: картошка растет на болоте.
Дидактическая игра «Подбери признак»: помидор (какой). ; морковь (какая). ; огурец (какой) —.
Пальчиковая гимнастика «Помощники»
Мы капусту рубим,
Мы морковку трем,
Мы капусту солим,
Мы капусту жмем.
Дети выполняют движения руками по тексту.
Осуществлена координация речи и движений, отработаны согласованные движения кистей рук.
Физкультминутка «Урожай»
– Молодцы! Вы мне очень помогли. А сейчас настало время собрать урожай.
Встаньте в круг.
В огород пойдем, урожай соберем. Маршируют.
Мы морковки натаскаем «Носят».
И картошки накопаем. «Копают».
Срежем мы кочан капусты, «Срезают».
Круглый, сочный,
Очень вкусный, Показывают круг руками 3 раза.
Щавеля нарвем немножко «Рвут».
И вернёмся по дорожке. Маршируют
Дидактические игры с мячом
Дети встают в круг, воспитатель с мячом в центре проводит игру.
Игра «Один – много»
– Я буду называть один овощ, а вы много овощей. (Например: дом – дома)
Помидор – помидоры;
огурец – огурцы;
тыква – тыквы;
кабачок – кабачки;
баклажан – баклажаны.
Игра «Назови ласково»
– Я буду бросать вам мяч и называть овощ, вы называете этот овощ ласково и бросаете мне мяч обратно.
Помидор – помидорчик; морковь – морковочка
огурец – огурчик; лук – лучок;
чеснок – чесночок; капуста – капустка;
горох – горошек; свёкла – свёколка.
Игра «Чего нет»
– Бросаю вам мяч и называю овощ, а вы говорите, чего нет и возвращаете мяч обратно.
Баклажан – баклажана;
свекла – свеклы;
репа – репы;
перец – перца;
картофель – картофеля.
Игра «Назови сок»
Говорят, какой сок, суп, салат из него можно приготовить из названного овоща.
Сок из моркови – морковный;
сок из капусты – капустный;
сок из свёклы – свёкольный;
сок из помидоров – томатный.
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
слайды 9-14.
Итог занятия.
«О чем мы сегодня говорили?»
«Что понравилось больше всего?»
«Какое задание было самым трудным?»
«С каким заданием вы справились легко?»
слайд 15
Загадки про овощи для детей
В форме капли, цвета сливы,
Овощ вкусный и красивый.
(Баклажан)
Полюбуйся: что за сказка!
В грядку спряталась указка.
Ярко-рыжая плутовка!
А зовут ее... (морковка).
Это овощ, а не куст.
В слове этом сочный хруст.
Если очень любишь щи,
Этот овощ в них ищи.
(Капуста)
Вся украшена цветами,
На нее взгляните сами.
Эти белые соцветья
В сухарях обжарим детям.
(Цветная капуста)
Он похож на светофор:
Красный, желтый иль зеленый.
Всем известен с давних пор
Фаршированный, соленый.
Ты в салат его клади
И в приправы добавляй.
Ты без дела не сиди,
Овощ этот называй.
(Перец)
Под листком лежит на грядке.
Он пупырчатый, не гладкий.
И зеленый, наконец.
А зовется... (огурец).
Этот овощ кисло-сладкий,
Круглый, сочный, мягкий, гладкий.
Щеки докрасна натер,
И зовется... (помидор).
В огороде нашем
Овоща нет краше.
Как сочна, красна, кругла,
Носом в грядку как вросла!
Так и просится к нам в миску.
Как зовут ее?
(Редиска)
Огурцу сей овощ брат,
Так в народе говорят.
Вот улегся на бочок.
Полосатый... (кабачок).
Что за чудо в огороде?
Под листком ракушка вроде.
Он волнист со всех сторон.
Что за овощ?
(Патиссон)
Дед ее тащил из грядки,
Но один не смог достать.
Все тащили по порядку,
Раз, два, три, четыре, пять.
Но она сидела крепко.
Кто она? Конечно
(Репка)
Золотой каретой в сказке
Этот овощ был когда-то.
Отгадайте без подсказки,
Как зовется он, ребята.
(Тыква)
На пюре она годится,
В чай ее кладут едва ли.
До весны она хранится
В погребке или подвале.
Вы подумайте немножко.
Ой, да это же... (картошка).
Приготовить на обед
Ты не сможешь винегрет,
Если овоща такого
У тебя на грядке нет.
(Свекла)
Овощ сочный, горький, едкий.
Дети любят его редко.
Стрелки собраны в пучок,
И зовется он... (лучок).
Белый зубчик от простуды
Пожевать совсем не худо.
От простудных от болезней
Нету овоща полезней.
(Чеснок)
Она бывает черной,
Она бывает белой.
За хвост из грядки дернул
И со сметаной сделал.
(Редька)
На грушу похожа,
На яблоко тоже.
Отгадаете едва.
Ой, да это же... (айва).
Пословицы об овощах и поговорки об овощах
Об овощах существует большое количество народных пословиц и поговорок. Несмотря на это, большинству известно не больше двух десятков. Что же такое пословицы и поговорки, чем они отличаются друг от друга?
Пословица – это краткое образное выражение с назидательным смыслом. Пословица имеет одновременно буквальный и переносный (образный) план или только переносный.
Поговорка - образное выражение, существующее в речи для эмоционально-экспрессивных оценок (например: "Надоел хуже горькой редьки" - выражение досады). Поговорка часто имеет юмористический характер. В отличие от пословицы, поговорка не содержит обобщающий поучительный смысл.
Пословица - это зашифрованная и проверенная годами мудрость. А умение применить нужную пословицу или яркую поговорку к слову характеризует истинного знатока традиций русского языка. На этой страничке собраны в основной массе русские пословицы и поговорки об овощах, но есть и несколько украинских.
Пословицы и поговорки обо всех овощах
Всякому овощу свое время.
Овощи хороши во щи.
Не вырастишь овощей - не сваришь и щей.
Всякий день с овощами, да не всякий день со щами.
Пословицы и поговорки о капусте
Капуста не пуста, сама летит во уста.
Без капусты щи не густы.
В одном кармане пусто, в другом капуста.
Без поливки и капуста сохнет.
Капуста из куста, густа, да невкусна.
Языком капусту не шинкуют.
Hе казни бог ничем, как капуста ни с чем.
Ты уж, свекла, помолчи, из капусты варят щи.
В чужом огороде капусту садить (о чужих делах заботиться).
Без хлеба мужик сыт не будет, без капусты щи не живут.
Козел на капустнике - плохой караульщик.
Капуста любит воду да хорошую погоду.
Козы сыты, и капуста цела.
Пошел бы к соседу по капусту, да на двор не пустят.
Голова на плечах - не кочан капусты. (пословица народа коми)
Голова, что чан, а ума ни на капустный кочан.
Для чего огород городить, коли капусты не садить?
Голова садовая. (означает капустный кочан, т.е. несообразительный, нерасторопный, неловкий человек, разиня)
Не суйся к капусте, еще как припустят.
Пословицы и поговорки о луке
Голо, голо, а луковка во щи есть.
Лук с чесноком - родные братья.
Кто ест лук, того бог избавит от вечных мук.
Облупил, как луковку.
Горе луковое (т.е. незадачливый, неуклюжий человек; недотепа).
Лук с морковкой хоть и с одной грядки, да неодинаково сладки.
Мать его - лук, отец - чеснок, а сам вырос розовым вареньем. (турецкая пословица)
Лук от семи недуг.
Лук да баня все поправят.
Лук семь недугов лечит, а чеснок семь недугов изводит.
Лук добр и к бою и во щах.
Пословицы и поговорки о чесноке
Не ела душа чесноку, так и не воняет.
Чеснок да редька, так и на животе крепко.
Хоть в Мекку повези, острота чеснока не пройдет. (чеченская пословица)
Кто чесноку поел, сам скажется. (крымскотатарская пословица)
Лук семь недугов лечит, а чеснок семь недугов изводит.
Сердце с перцем, душа с чесноком (т.е. злой человек).
Мать его - лук, отец - чеснок, а сам вырос розовым вареньем. (турецкая пословица)
Пословицы и поговорки о свекле
Красен, как свекла, как кровь, как клюква, как маков цвет.
Красна свекла, хоть и в черной земле растет.
Без свеклы борща не ищи.
Свекла - красная девица, да с зеленою косицей, на столе она царица, для здоровья пригодится.
Где нет фруктовых деревьев, свекла сойдёт за апельсин.
Полезна свеколка для нас, ее мы держим про запас.
Барыня-свекла под дождем намокла, хороша – не блекла.
Где свекла да борщи, там и нас ищи.
Ты уж, свекла, помолчи, из капусты варят щи.
Без борща обед – не обед, а без свёклы борща нет.
Барыня-свёкла собою не блекла, лежит на гряде, поглядывает везде.
Пословицы и поговорки о моркови
Огуречик в кадке, а морковь – на грядке.
Пошла свинья в огородники: на морковь, на репу, на белу капусту.
В подполе, подполье лежит пирог с морковью: хочется есть, да не хочется лезть.
Морковь прибавляет кровь.
Лук с морковкой хоть и с одной грядки, да неодинаково сладки.
Любовь - что морковь: полежит и завянет.
Сладка морковь, да в соседнем огороде. (украинская)
Съешь и морковку, коли яблочка нет.
Сей морковку в срок, будет и прок.
Держи хвост морковкой!
Пословицы и поговорки о картошке
Картошка - хлебу присошка.
Картошку копать, не руками махать.
Где картошку не уважают, там доходы снижают.
Любовь не картошка – не выкинешь в окошко.
Любовь не картошка: в горшке не сваришь.
Картофель хлеб бережет.
Голодному и картошка лакомство.
Картошка - мать наша, а хлеб – кормилец.
Картофель - хлебу подспорье (подпора).
Клади картошку в окрошку, а любовь в дело.
Картошка да каша - еда наша.
У того картошка не родится, кто пахать ленится.
Пословицы и поговорки о репе
Репа продана, и воз накрыт.
Рожа - хоть репу сей, хоть морковь сажай.
Помяни репу, чтоб дали капусты!
Поел бы репки, да зубы редки.
Репой да брюквой не хвалятся.
Нам и репка за яблочко кажет.
Репу есть - невелика честь.
Горох да репа в поле - вдова да девка в людях.
Горох да репа животу не крепа.
Горох да репа - завидное дело: кто не идет, урвет.
Дешевле пареной репы (т.е. очень дешево).
Без заботы и репу не вырастишь.
Хороша (девка), как мытая репка!.
Репу да горох сеют для воров
Репа брюху не крепа.
Пошла свинья в огородники: на морковь, на репу, на белу капусту.
Репу да горох не сей подле дорог.
Голодному Федоту и репа в охоту
Проще пареной репы
Репа - мясо, режь да ешь.
Ешь хоть репу вместо ржи, а чужого не держи
Пословицы и поговорки о горохе
Как в стену горох, не льнет.
Не смейся, горох, не лучше бобов: размокнешь, и сам лопнешь.
Как горохом об стену.
Этот горох не лучше грибов (бобов).
Кабы на горох не мороз, он бы через тын перерос.
Летом под межой не лежи и гороху не щипли. (не отлынивай, дела не ждут)
Пословицы и поговорки о бахчевых культурах
У кого какой вкус: кто любит дыню, а кто арбуз.
Тыква на арбуз похожа, да вкусом с ним не схожа.
Даровой огурец лучше купленной дыни
Пословицы и поговорки об огурцах
Чем не молодец, коли нос с огурец!
Даровой огурец лучше купленной дыни
Молодец, что огурец, а огурец, что молодец.
Огуречик в кадке, а морковь – на грядке.
Гриб да огурец в животе не жилец.
В погребе огурец не портится, а на солнце живо гниет
Пословицы и поговорки о перце
И без перца дойдёт до сердца
Мал перец, да сильно щиплет. (вьетнамская пословица)
Молодой перец сильнее жжет. (осетинская пословица)
Хрен с перцем сошелся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детский проект в старшей группе детского сада" Огород на окошке"
Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по выращиванию овощей...
Экологический проект для старшего дошкольного возраста "Чудо - огород на окошке растет".
Данный проект направлен на развитие экологической культуры дошкольника.Весна благодатная пора для ознакомления детей с ростом и развитием растений.В этом окажет помощь,создание огорода на окошке....
Проект в средней группе «Что за чудо-огород на окошке растёт»
Проект в средней группе «Что за чудо-огород на окошке растёт»...
Проект "Чудо-огород на окошке растёт"
Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях....
ВСЕРОССИЙСКИЙ УРОК «ЭКОЛЯТА – МОЛОДЫЕ ЗАЩИТНИКИ ПРИРОДЫ» на тему: ПРОЕКТ «ЧУДО – ОГОРОД НА ОКОШКЕ РАСТЁТ» в старшей группе «Игрушки»
ull;Участники проекта: дети старшего возраста группы «Игрушки», родители воспитанников группы, воспитатель Вартанова Ирина Николаевна.•Продолжительность проекта: краткосрочный&bull...