Конспект интегрированного занятия по познавательному и художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Берёзовая Русь»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Конспект интегрированного занятия по познавательному и художественно-эстетическому развитию 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beryozovaya_rus.docx21.53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия по познавательному и художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста

«Берёзовая Русь»

Цель: формировать представление у детей о русской березе- как символе России.

Задачи: закрепление знаний детей об охране природы; формирование у детей культуры общения с природой; воспитание у детей интереса и бережного отношения к природе; расширение знаний о том, какую пользу приносит береза человеку, какими целебными свойствами обладает береза; развитие внимания, мышления, диалоговой речи; развитие творческих способностей, самостоятельности.

Предварительная работа: чтение и обсуждение книг «Березовая карусель», организация хороводных игр, заучивание стихотворений и народных слов с детьми о березе, слушание народных песен, собираний иллюстраций о березе в разные времена года, придумывание загадок о березе, рассматривание березовой кары- изготовление поделок.

Оборудование и материалы: песня «Березовый сок» (муз. Е.Баснера, сл.М.Матусовского), репродукция картин русских пейзажистов с изображением березы, венок из ее веток, карта России, ватман с изображением ствола березы, краска, кисточки, непроливайки с водой.

Ход занятия

Воспитатель читает стихотворение:

Ах Россия, родная Россия,

В твоём имени нежность берёз,

И народная мудрость, и сила,

И сверкание утренних рос.

В твоих песнях – разливы гармони.

В твоих плясках –даль и русская стать.

Я такой красоты не припомню,

Где б ещё мне такую сыскать.

Я хочу пожелать тебе счастья,

Мирной жизни, покоя, тепла,

Чтоб тебя не коснулось ненастье

Чтоб судьба твоя светлой была.

Воспитатель: сегодня праздник берёзки. Где бы не росла берёза, всюду она приносит радость и свет. Берёза символ России, нашей Родины. Любит народ красавицу – берёзку – стройную, кудрявую, белоствольную – за её красоту и пользу. А какую?

Дети высказывают предположения

Воспитатель: Березе посвящают свои лучшие произведения поэты, композиторы, художники, я предлагаю Вам послушать песню «Березовый сок» (муз. Е.Баснера, сл.М.Матусовского). прошу Вас обратить внимание на картину художников И.И.Левитан, А.И.Куиндж, А.А.Пластов., и т.д., показав красоту Родины и свою любовь к ней.

Воспитатель: ребята, что вы чувствуете, глядя на картины?

Дети высказывают свои мысли

Воспитатель: да, ребята картины художников вызывают любовь к Родине, родной природе и земле. Предлагаю вам на минуточку превратиться в художников и отправиться в художественную мастерскую и с помощью красок показать, какая она русская красавица – березка.

Дети приступили к работе

Воспитатель: Молодцы ребята, у вас очень хорошо получилось, а вы знали, что в старину девушки и юноши водили хоровод вокруг березы. Вот и я приглашаю вас на хоровод вокруг нашей гостьи!

Хоровод «Ай, да берёзка», музыка Тамары Попатенко, слова Т.Агаджановой, девочки водят хоровод, а мальчики играют на деревянных ложках.

Воспитатель: любят в нашей стране березы и березовые рощи, потому что таких берез нет нигде в мире, недаром много стихотворений сложено о белоствольных красавицах – березах, предлагаю вам послушать стихотворение А.Прокофьев «Люблю берёзку русскую»

Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках.
С красивыми застёжками.
С зелёными серёжками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю берёзку русскую,
Она всегда с подружками
Весною хороводится,
Целуется, как водится,
Идёт, где не горожено,
Поёт, где не положено,
Под ветром долу клонится
И гнётся, но не ломится!

Воспитатель: Вам понравилось стихотворение?

Дети делятся своими впечатлениями

Воспитатель: давайте поиграем с вами русскую народную игру «Берёзовые ворота»

Дети поют песню, а девочка-берёзка танцует в середине круга.

Берёзка зелёненькая, летом весёленькая,

Кудрявенькая, сучковатенькая.

Среди поля стоит, листочками шуршит.

По окончании песни дети разбегаются, а «берёзка» старается их поймать. Пойменный ребенок становится «березкой»

Воспитатель: давайте немного отдохнём и послушаем рассказ про нашу берёзку.

Во все времена года берёза хороша!

- Зимой – стоит она, как снегурочка, в своём искрящемся наряде.

- Весной – на ветках появляются нежные, клейкие листочки.

Весной собирают почки – из них делают лекарства

- Летом – березка распускает шелестящие на ветру зелёные кудри. Летом готовят берёзовые веники, ими парятся в бане, так как в берёзовых листочках много полезных веществ.

- Осенью – берёза покрыта желтой листвой, словно золотом. Кружатся в воздухе листья, ложатся на землю.

(Показ слайдов березы в разное время года)

Воспитатель: ребята а вы знаете, что березка умеет плакать? Как вы думаете, что это значит? Слезы березки называются - березовым соком, он течет весной это удивительный дар природы. Он очень вкусный, его пьют для оздоровления крови. Им моют голову для укрепления волос, лечат долго не заживающие ранки. В старину говорили: «Хочешь быть здоровым – пей весной свежий берёзовый сок». Ранней весной, когда просыпается природа, по стволу берёзы начинает бежать берёзовый сок. (Сокодвижение) Но, чтобы не повредить дереву его надо правильно собирать. Выбирают зрелую берёзу, делают надрез и подставляют ёмкость. Когда сок собран, место надреза надо замазать глиной или землёй, чтобы ранка быстрее затянулось и дерево не болело. А если собрать сок и уйти, не поблагодарив берёзку. Что же станет с деревом дальше? (Ответы детей.)

Воспитатель: Я вам дам вот такой туесок, как вы думаете из чего он сделан?

Береста – это защитный слой дерева. Она отражает солнечные лучи и защищает дерево от перегрева. А о полезных свойствах бересты люди узнали очень давно. Она прочна и долговечна. В древности люди писали на коре – она заменяла бумагу. Из берёзовой коры плели лапти, корзинки, лукошки, шкатулки, сосуды для питья

С давних времен бересту использовали для изготовления изделий. Из бересты изготовляли хлебницы, кружки, туеса.  Когда люди еще не умели делать бумагу, на бересте березы писали.

Воспитатель: Ребята, а кто-нибудь знает, что за черные пятнышки на бересте?

Воспитатель: как они называются? (чечевички, через них березка дышит)

Воспитатель: Берёза – удивительное дерево. Она очень полюбилась русскому народу за свою красоту, полезные свойства. Человек во все времена обращался к берёзе. Поэтому она является символом нашей родины России.

Воспитатель: вот как много мы рассказали о русской берёзе. Ну а теперь нам пора возвращаться опять в детский сад, садимся в поезд и едем под музыку.

Воспитатель: Молодцы! Хорошо потрудились! Я думаю, мы сегодня убедились. Что береза не только красивое дерево, а ещё и целебное, поэтому мы должны беречь и заботится о ней. Скажите мне, пожалуйста, что вы узнали и запомнили сегодня нового и интересного? 

Ответы детей.

Список литературы:

  1. Г.А.Александрова Моя Росси: Патриотическое воспитание старших дошкольников. Рабочая тетрадь.-СПб.: ООО «издательство «Детство-пресс»», 2015. -40с
  2. Народное искусство – детям/Под ред. Т.С.Комарова.-М.: Мозайка-синтез, 2016.-224с.: цв.вкл.
  3. Н.Г.Пантелеева. Знакомим детей с малой Родиной: Методическое пособие.-М.: ТЦ Сфера, 2016. -127с

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по художественной литературе и коллективной аппликации для детей старшего дошкольного возраста "В гостях у дедушки Корнея"

Программное содержание: Познакомить детей с жизнью и творчеством К.И.Чуковского. Учить понимать юмор его произведений. Вспомнить знакомые произведения этого автора. Познакомить детей со значение...

Конспект интегрированного занятия по познавательному и художественному-эстетическому развитию (бумагопластика) в старшей группе «Почемучки» на тему: «Хлебный Колос».

Задачи :Обучающая:- дать детям представление о колосе, его строении;- закрепить знания детей, о зерновых культурах из которых пекут хлеб;- закрепить знания детей о хлебе как одном из величайших богатс...

Конспект интегрированного занятия по познавательному и художественно – эстетическому развитию в старшей группе на тему: « Осеннее волшебное дерево»

Цель: Закрепить приемы аппликации в технике торцевания. Развивать мелкую моторику, развивать тактильные ощущения, развивать воображение. Продолжать знакомство с осенней природой. Воспитывать интерес к...

конспект интегрированного занятия по познавательному и художественно-эстетическому развитию в младшей группе к 23 февраля "Флаг России".

В последнее время в обществе утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому актуальность проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста очевидна. Научить ребёнка всегда...

Конспект интегрированного занятия «Все профессии нужны, все профессии важны» для детей старшего дошкольного возраста

Образовательные задачи:Закрепить знания детей о различных профессиях.Активизировать словаря по теме «Профессии». Совершенствование грамматического строя речиВоспитательные задачи...

Проект по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Умелые ручки»

Художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действ...

Конспект интегрированного занятия по познавательному и художественно-эстетическому развитию в старшей группе . Тема: «Мозаичная аппликация «Фонтан»»

Конспект интегрированного занятия по познавательному и художественно-эстетическому развитию  в старшей группе . Тема: «Мозаичная аппликация «Фонтан»»...