Занятие по познавательному развитию в старшей группе "Хлеб - всему голова"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Шмарова Татьяна Владимировна

Занятие по познавательному развитию в старшей группе "Хлеб - всему голова"

Проектно – исследовательская деятельность 

Тема «Хлеб – всему голова». Презентация к занятию

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по познавательному развитию в старшей группе.

Подготовила воспитатель Шмарова Т.В. г.Воронеж

Проектно – исследовательская деятельность

Тема «Хлеб – всему голова».

Задачи проекта:

                1.Закрепить представления о том, что хлеб нужен каждому человеку.

                2. систематизировать знания о труде взрослых (последовательность выращивания хлебных злаков, процесс приготовления из муки хлеба).

                  3. Закрепить знания детей о том, что хлеб ценный продукт, без которого не могут обходиться люди.

                 4.Ввести в словарь и активизировать в речи слова: хлебороб, комбайн, сеялка, пекарня, мельница, элеватор, хлебозавод, торба, борона, каравай, щедрая, жатва.  

                 5.Формировать познавательную деятельность.

                 6.Развивать любознательность, связную речь, навыки экспериментирования.

                 7.Воспитывать у детей уважение к хлебу, к труду людей его выращивающих.

                 8.Развивать психические процессы – слуховую и зрительную память, внимание, мышление.

               

Предварительная работа:

               Беседы о хлебе.

Чтение и заучивание стихов, пословиц, поговорок о хлебе и труде взрослых.

Рассматривание иллюстраций  картин: «На пашне» Клодта, «Сеятель», «Жатва» Мясоедова, Шишкина «Рожь».                         Чтение с обсуждением: М. Пришвин «Лисичкин хлеб», В. Пальчинскайте «Хлеб», Ю. Ванаг «Хлеб, заработанный своими руками», В. Куприн «Отцовское поле».

Прослушивание песен о хлебе.

Лепка их теста «Хлебобулочных изделий».

Игра «Узнай на вкус». Сюжетно ролевая игра «Маразин».

Наблюдение за последовательностью выращивания семян (ржи, пшеницы).

Экскурсия на хлебозавод.

             Оборудование:

             Несколько видов хлеба, колоски пшеницы, ржи, ячменя, серия картинок «Как пришел на стол хлеб», мельничка, камни для имитации жерновков, мука (ржаная, пшеничная), зерна (пшеницы, ржи, овса, просо).

Интеграция образовательных областей:

Познание.

Художественное слово.

Коммуникация. Социализация.

Труд. Физкультура. Безопасность.

                       ХОД ЗАНЯТИЯ:

Восп. Сегодня занятие необычное и интересное, о чем оно узнаете из     загадки:

                      Отгадать легко и быстро:

                      Мягкий, пышный и душистый,

                      Он и черный, он и белей,

                      А бывает – подгорелый,

                      Без него плохой обед

                      Вкусней его на свете нет.

Дети: ХЛЕБ.

Восп. Правильно хлеб, и говорить мы будем о хлебе. Какие слова в загадке помогли вам догадаться, что это хлеб.

Дети: мягкий, пышный, душистый, черный, белый, подгорелый, без него какой обед.

Хлеб наше богатство, он дает здоровье и силу людям. Но не всегда был хлеб. Послушайте его историю. (рассказывает подготовленный реденок).

       «Когда и где родился хлеб».

Впервые хлеб появился на земле более 15 тысяч лет назад .Первым                                            « хлебным растением» надо считать не современные злаки – рожь и пшеница, а дуб. Долгое время люди употребляли в пищу зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями и добавлять воду. Так появилась первая мука и первый хлеб. Большой скачок в приготовлении хлеба произошел, когда человек научился добывать огонь. Зерна поджаривали на огне, затем добавляли воду. Получалась каша. Затем изобрели ручные мельницы и появился первый печеный хлеб. Прошло еще много времени и египтяне научились готовить хлеб из кислого теста, так на смену лепешкам пришли пышные булки. Считается, что имя хлебу дали древнегреческие

пекари. Они выпекали хлеб в горшках – «КЛИБАНОСАХ». Именно от этого названия и появилось слово «ХЛЕБ».

Воспит. Вспомним пословицы о хлебе:

   «Хлеб -  всему голова»

   «Без хлеба нет обеда»

Восп. Вспомним скороговорку:

        Бублик, баранку, батон и буханку

        Пекарь из теста испек спозаранку.

 (читают быстро, медленно, громко, тихо).

Восп. За ширмой что – то спрятано. Отгадайте загадку.

          Золотист он и усат,

          В ста карманах сто ребят.

 Дети: колосок

Стих. читает ребенок:

        В кулачке у колоска

         Зернышки – малышки.

        В каждом зернышке

        Мука, пироги и пышки.

(Рассматривание колосков различных культур и нескольких видов муки.)

Посмотрите какие разные колоски, и сколько много в них зерен. У каждого зернышка свой домик. Какой? (пузатый, колючий, шершавый). Зернышки какие? (гладкие большие и маленькие) – тактильная память.

Восп. Как называется – колосок пшеницы (пшеничный), а мука (пшеничная),

          колосок  ржи (ржаной), мука (ржаная), колосок ячменя (ячменный).

 Посмотрите и мука разная (белая, серая). Потрогайте, какая мука (мягкая, пушистая, рассыпчатая) (тактильная память)

     Пальчиковая игра «Мукомол».

Как в древности изготовляли муку?

 Сначала разгрызали, затем размельчали между плоскими камнями, потом стали строить мельницы (ветряные и водяные).

Восп.  Вспомним, как из зернышка вырастают колоски. (алгоритм).

 Пластический этюд – превращение детей в колоски.

Восп. Посмотрите какие у нас выросли колоски, чтобы такое поле колосьев выросло, много людей старались, трудились. Поэтому необходимо бережно относиться к хлебу.

Стих. Слава миру на Земле!

          Слава хлебу на столе!

          Слава тем, кто хлеб растил,

         Не жалел трудов и сил!

 Пословицы о труде: «Труд человека кормит, а лень портит».

                                     «Сделал дело – гуляй смело».

Созрели наши колоски, куда их повезли? (на элеватор, там его просушат и очистят, затем на мельницу – для размола зерна в муку). Потом куда? (муку отвезли на хлебозавод, добавили воду, дрожжи получилось тесто, а из него изготовляют разные хлебные изделия) (выставляем картинки)

Стих. «Каравай»

 Продуктивная деятельность: лепка с элементами рисования: «Хлебобулочные изделия».

  СПРАВКА:  «Виды хлеба разных народов».

В России пекли калачи: уральские, саратовские, московский хлеб.

На Украине – паляница, арнаут киевский, булочки дарницкие.

В Белоруссии – подовый белорусский хлеб, минский.

В Прибалтики – литовский и каунасский хлеб, булочки рижские.

В Средней Азии – лепешки, баурсаки, чаботы, шоти, тонкий лаваш….

Если мы хотим кого – то

Встретить  с честью и почетом,

Встретить щедро от души

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым пышным караваем !

Приложение :

 Игра «Мукомол»: Мукомол, мукомол!             В землю зернышко попало

                                Ты нам зерна молол!            Прорастать на солнце стало

                                 А теперь из муки                  Дождик землю поливал,

                                 Все, что хочешь пеки!          И росточек подрастал

                                Мишке -  пышки;                    К свету и теплу тянулся  

                                Зайке – сайки;                          И красавцем обернулся.

                                Для ежа отличные

                                Бублики пшеничные.

Стихотворение «Каравай» Погореловский С.

 Вот он – хлебушко душистый

С хрусткой корочкой витой.

Вот он – теплый, золотистый.

Словно солнцем налитой!

В каждый дом на каждый стол

Он пожаловал пришел.

В нем – земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем.

Уплетай за обе щеки –

Вырастай богатырем.

                                         ЗАГАДКИ

 Ходит полем                                           Месяц – новец

Из края в край,                                       Днем на поле блестел,

Режет черный каравай.                         К ночи на небо слетел.

            (плуг)                                                         (серп)

Всем нужен,                                       Овсом не кормит,

А не всякий сделает.                         Кнутом не гонят,

            (хлеб)                                     А как пашет, семь плугов тащит.(трактор)

Вырос в поле дом. Полон дом зерном.  

Стены позолочены,Ходит дом ходуном    

На стебле золотом.

     (колос)

                                       ПОСЛОВИЦЫ

 «Не трудится – хлеба не добиться».  «Кто не работает, тот не ест».

«Хочешь есть калачи, не сиди на печи».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД для детей старшей группы по познавательному развитию на тему: «Хлеб – всему голова»

Ообщить и систематизировать знания детей о хлебе, процессе выращивания и изготовления хлеба, о разнообразии хлебобулочных изделий;Пподвести детей к пониманию бережного отношения к природе и разу...

Познавательное занятие по познавательному развитию в старшей группе «Невидимка – воздух»

Подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас.  Дать представление о том, что воздух занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий ветер – это движение воздуха). Способст...

Непосредственно-образовательная деятельность в подготовительной группе (6-7 лет) по познавательному развитию на тему «Хлеб – всему голова»

Форма работы с детьми: тематическое занятие Программное содержание:Цель: Формирование представлений детей о хлебе, как одном из величайших богатств на Земле.Образовательные задачи:- Познакомить д...

Конспект занятия ОО «Познавательное развитие» в старшей группе по теме: "Хлеб - всему голова"

Предварительная работа: знакомство с поговорками и пословицами о хлебе, рассматривание хлебобулочных изделий, чтение стихотворений Д.Кугультинов «Кусок хлеба», Х.Мянд «Хлеб&raqu...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Хлеб всему голова»

Конспектнепрерывной образовательной деятельности по познавательному развитиюна тему «Хлеб всему голова»...

Конспект ОД по познавательному развитию на тему: «Хлеб – всему голова»

Цель: Обобщение и систематизация знаний детей с процессом выращивания и приготовления хлеба.Задачи:Образовательная: дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол.Развивающая: развивать внима...