Занятие по познавательному развитию в старшей группе "Хлеб - всему голова"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Занятие по познавательному развитию в старшей группе "Хлеб - всему голова"
Проектно – исследовательская деятельность
Тема «Хлеб – всему голова». Презентация к занятию
Скачать:
Предварительный просмотр:
Занятие по познавательному развитию в старшей группе.
Подготовила воспитатель Шмарова Т.В. г.Воронеж
Проектно – исследовательская деятельность
Тема «Хлеб – всему голова».
Задачи проекта:
1.Закрепить представления о том, что хлеб нужен каждому человеку.
2. систематизировать знания о труде взрослых (последовательность выращивания хлебных злаков, процесс приготовления из муки хлеба).
3. Закрепить знания детей о том, что хлеб ценный продукт, без которого не могут обходиться люди.
4.Ввести в словарь и активизировать в речи слова: хлебороб, комбайн, сеялка, пекарня, мельница, элеватор, хлебозавод, торба, борона, каравай, щедрая, жатва.
5.Формировать познавательную деятельность.
6.Развивать любознательность, связную речь, навыки экспериментирования.
7.Воспитывать у детей уважение к хлебу, к труду людей его выращивающих.
8.Развивать психические процессы – слуховую и зрительную память, внимание, мышление.
Предварительная работа:
Беседы о хлебе.
Чтение и заучивание стихов, пословиц, поговорок о хлебе и труде взрослых.
Рассматривание иллюстраций картин: «На пашне» Клодта, «Сеятель», «Жатва» Мясоедова, Шишкина «Рожь». Чтение с обсуждением: М. Пришвин «Лисичкин хлеб», В. Пальчинскайте «Хлеб», Ю. Ванаг «Хлеб, заработанный своими руками», В. Куприн «Отцовское поле».
Прослушивание песен о хлебе.
Лепка их теста «Хлебобулочных изделий».
Игра «Узнай на вкус». Сюжетно ролевая игра «Маразин».
Наблюдение за последовательностью выращивания семян (ржи, пшеницы).
Экскурсия на хлебозавод.
Оборудование:
Несколько видов хлеба, колоски пшеницы, ржи, ячменя, серия картинок «Как пришел на стол хлеб», мельничка, камни для имитации жерновков, мука (ржаная, пшеничная), зерна (пшеницы, ржи, овса, просо).
Интеграция образовательных областей:
Познание.
Художественное слово.
Коммуникация. Социализация.
Труд. Физкультура. Безопасность.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Восп. Сегодня занятие необычное и интересное, о чем оно узнаете из загадки:
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белей,
А бывает – подгорелый,
Без него плохой обед
Вкусней его на свете нет.
Дети: ХЛЕБ.
Восп. Правильно хлеб, и говорить мы будем о хлебе. Какие слова в загадке помогли вам догадаться, что это хлеб.
Дети: мягкий, пышный, душистый, черный, белый, подгорелый, без него какой обед.
Хлеб наше богатство, он дает здоровье и силу людям. Но не всегда был хлеб. Послушайте его историю. (рассказывает подготовленный реденок).
«Когда и где родился хлеб».
Впервые хлеб появился на земле более 15 тысяч лет назад .Первым « хлебным растением» надо считать не современные злаки – рожь и пшеница, а дуб. Долгое время люди употребляли в пищу зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями и добавлять воду. Так появилась первая мука и первый хлеб. Большой скачок в приготовлении хлеба произошел, когда человек научился добывать огонь. Зерна поджаривали на огне, затем добавляли воду. Получалась каша. Затем изобрели ручные мельницы и появился первый печеный хлеб. Прошло еще много времени и египтяне научились готовить хлеб из кислого теста, так на смену лепешкам пришли пышные булки. Считается, что имя хлебу дали древнегреческие
пекари. Они выпекали хлеб в горшках – «КЛИБАНОСАХ». Именно от этого названия и появилось слово «ХЛЕБ».
Воспит. Вспомним пословицы о хлебе:
«Хлеб - всему голова»
«Без хлеба нет обеда»
Восп. Вспомним скороговорку:
Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испек спозаранку.
(читают быстро, медленно, громко, тихо).
Восп. За ширмой что – то спрятано. Отгадайте загадку.
Золотист он и усат,
В ста карманах сто ребят.
Дети: колосок
Стих. читает ребенок:
В кулачке у колоска
Зернышки – малышки.
В каждом зернышке
Мука, пироги и пышки.
(Рассматривание колосков различных культур и нескольких видов муки.)
Посмотрите какие разные колоски, и сколько много в них зерен. У каждого зернышка свой домик. Какой? (пузатый, колючий, шершавый). Зернышки какие? (гладкие большие и маленькие) – тактильная память.
Восп. Как называется – колосок пшеницы (пшеничный), а мука (пшеничная),
колосок ржи (ржаной), мука (ржаная), колосок ячменя (ячменный).
Посмотрите и мука разная (белая, серая). Потрогайте, какая мука (мягкая, пушистая, рассыпчатая) (тактильная память)
Пальчиковая игра «Мукомол».
Как в древности изготовляли муку?
Сначала разгрызали, затем размельчали между плоскими камнями, потом стали строить мельницы (ветряные и водяные).
Восп. Вспомним, как из зернышка вырастают колоски. (алгоритм).
Пластический этюд – превращение детей в колоски.
Восп. Посмотрите какие у нас выросли колоски, чтобы такое поле колосьев выросло, много людей старались, трудились. Поэтому необходимо бережно относиться к хлебу.
Стих. Слава миру на Земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил!
Пословицы о труде: «Труд человека кормит, а лень портит».
«Сделал дело – гуляй смело».
Созрели наши колоски, куда их повезли? (на элеватор, там его просушат и очистят, затем на мельницу – для размола зерна в муку). Потом куда? (муку отвезли на хлебозавод, добавили воду, дрожжи получилось тесто, а из него изготовляют разные хлебные изделия) (выставляем картинки)
Стих. «Каравай»
Продуктивная деятельность: лепка с элементами рисования: «Хлебобулочные изделия».
СПРАВКА: «Виды хлеба разных народов».
В России пекли калачи: уральские, саратовские, московский хлеб.
На Украине – паляница, арнаут киевский, булочки дарницкие.
В Белоруссии – подовый белорусский хлеб, минский.
В Прибалтики – литовский и каунасский хлеб, булочки рижские.
В Средней Азии – лепешки, баурсаки, чаботы, шоти, тонкий лаваш….
Если мы хотим кого – то
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро от души
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Круглым пышным караваем !
Приложение :
Игра «Мукомол»: Мукомол, мукомол! В землю зернышко попало
Ты нам зерна молол! Прорастать на солнце стало
А теперь из муки Дождик землю поливал,
Все, что хочешь пеки! И росточек подрастал
Мишке - пышки; К свету и теплу тянулся
Зайке – сайки; И красавцем обернулся.
Для ежа отличные
Бублики пшеничные.
Стихотворение «Каравай» Погореловский С.
Вот он – хлебушко душистый
С хрусткой корочкой витой.
Вот он – теплый, золотистый.
Словно солнцем налитой!
В каждый дом на каждый стол
Он пожаловал пришел.
В нем – земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем.
Уплетай за обе щеки –
Вырастай богатырем.
ЗАГАДКИ
Ходит полем Месяц – новец
Из края в край, Днем на поле блестел,
Режет черный каравай. К ночи на небо слетел.
(плуг) (серп)
Всем нужен, Овсом не кормит,
А не всякий сделает. Кнутом не гонят,
(хлеб) А как пашет, семь плугов тащит.(трактор)
Вырос в поле дом. Полон дом зерном.
Стены позолочены,Ходит дом ходуном
На стебле золотом.
(колос)
ПОСЛОВИЦЫ
«Не трудится – хлеба не добиться». «Кто не работает, тот не ест».
«Хочешь есть калачи, не сиди на печи».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательное развитие на тему: "Хлеб -- всему голова", "Земля -- кормилица"
img030.jpg img031.jpg img032.jpg img033.jpg...
Конспект НОД для детей старшей группы по познавательному развитию на тему: «Хлеб – всему голова»
Ообщить и систематизировать знания детей о хлебе, процессе выращивания и изготовления хлеба, о разнообразии хлебобулочных изделий;Пподвести детей к пониманию бережного отношения к природе и разу...
Познавательное занятие по познавательному развитию в старшей группе «Невидимка – воздух»
Подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас. Дать представление о том, что воздух занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий ветер – это движение воздуха). Способст...
Непосредственно-образовательная деятельность в подготовительной группе (6-7 лет) по познавательному развитию на тему «Хлеб – всему голова»
Форма работы с детьми: тематическое занятие Программное содержание:Цель: Формирование представлений детей о хлебе, как одном из величайших богатств на Земле.Образовательные задачи:- Познакомить д...
Конспект занятия ОО «Познавательное развитие» в старшей группе по теме: "Хлеб - всему голова"
Предварительная работа: знакомство с поговорками и пословицами о хлебе, рассматривание хлебобулочных изделий, чтение стихотворений Д.Кугультинов «Кусок хлеба», Х.Мянд «Хлеб&raqu...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Хлеб всему голова»
Конспектнепрерывной образовательной деятельности по познавательному развитиюна тему «Хлеб всему голова»...
Конспект ОД по познавательному развитию на тему: «Хлеб – всему голова»
Цель: Обобщение и систематизация знаний детей с процессом выращивания и приготовления хлеба.Задачи:Образовательная: дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол.Развивающая: развивать внима...