Тема: «Почему растаяла Снегурочка»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Чичирова Ирина Сергеевна

Учить устанавливать элементарно причинно- следственные связиснег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лёд. Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льдаЗакреплять представления о сезонных изменениях в природе. Развивать познавательные интересы, наблюдательность и любознательность в процессе ознакомления с явлениями природы.  Развивать творческие способности детей.  Воспитывать интерес к явлениям неживой природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochemu_rastayala_snegurochka.docx20.31 КБ

Предварительный просмотр:

Тема«Почему растаяла Снегурочка»

Программное содержание:

1. Учить устанавливать элементарно причинно- следственные связиснег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лёд.

2. Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда.

3. Закреплять представления о сезонных изменениях в природе.

4. Развивать познавательные интересы, наблюдательность и любознательность в процессе ознакомления с явлениями природы.

5. Развивать творческие способности детей.

6. Воспитывать интерес к явлениям неживой природы.

Предшествующая работа:

Чтение русской народной сказки «Снегурочка»; игры со снегом, льдом, окрашенными льдинками. ; рассматривание снежинок через лупу; чтение рассказа И. Ильина и Е. Сегала «Снежинка»; замораживание льда в формах, загадывание загадок о снеге, льде, снежинках; дидактические игры.

Словарная работа:

Активизация словаря: снежная, снежинка, лёд, холодная.

Обогощение словаряснегопад, морозная погода.

Материал:

Снегурочка- кукла или взрослый в костюме Снегурочкиснег в ёмкости; лёд в формочках; снежинки, вырезанные из бумаги; тёмный лист бумаги для выкладывания снежинок; белая гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки; большая ёмкость с водой.

Методы и приёмы:

Объяснение, показ, поощрение, вопросы, художественное слово, музыкальное сопровождение.

Ход

Звучит тихая музыка.

Воспитатель читает стихотворение М. Познанской «Снег идёт»

Тихо, тихо снег идёт

Белый снег, лохматый

Мы расчистим снег и лёд

Во дворе лопатой.

От калитки мы с трудом

К дому стёжку проведём,

Выйдет мама на порог,

Скажет: «Кто бы это мог

Провести дорожку

К нашему порожку?»

Входит Снегурочка и вносит в группу ёмкость со снегом.

Снегурочка:- Здравствуйте, дети! Я пришла к вам в гости из русской народной сказки «Снегурочка» (дети здороваются)

- Ребята, а какое сейчас время года?

Какая погода бывает зимой?

Воспитатель: - Правильно, дети, зимой погода бывает разной: морозная, снежная, ветреная, солнечная.

Снегурочка: - Морозная погода мне очень нравится! Я принесла вам немного снега. Дети, как вы думаете, что произойдёт со снегом в комнате?

Воспитатель: - Снегурочка, мы обязательно понаблюдаем за снегом и посмотрим, что с ним произойдёт в помещении.

- Ребята, почему Снегурочка любит холодную погоду?

- Молодцы, ребята. Снегурочка любит зиму, потому что дедушка и бабушка слепили её из снега. Если будет тепло, Снегурочка может просто растаять. В гости к детям Снегурочка приходит зимой и только на новогодний праздник. А на празднике она не таит, потому что в Новый год происходят разные чудеса! Каждый год мы ждём встречи с Дедушкой Морозом и Снегурочкой.

Снегурочка: - Ребята, а в какую погоду, щёки на морозе покалывают?

- Верно, в морозную. А хотите поиграть в морозную погоду?

Физминутка «Выпал беленький снежок»

Выпал беленький снежок, (дети приседают)

Собираемся в кружок. (образуют круг)

Мы потопаем, мы потопаем! (топают ногами)

Будем весело плясать (кружатся вокруг себя)

Будем руки согревать. (потирают ладошки)

Мы похлопаем, мы похлопаем! (хлопают в ладоши)

Будем прыгать веселей, (прыгают)

Чтобы было потеплей. (прыгают)

Мы попрыгаем, мы попрыгаем! (прыгают)

Воспитатель: -Ой, Снегурочка, скоро новогодний праздник! Тебе нужно торопиться домой!

Снегурочка: - Скоро Новый год, и я обязательно к вам приду вместе с Дедушкой Морозом. На память о нашей встрече мне хочется подарить вам.

Отгадайте,что это?

С неба падают зимой

И кружатся над землёй

Лёгкие пушинки,

Белые. (снежинки)

- Молодцы, отгадали, а давайте поиграем с ними.

Дидактическая игра «Назови, какая снежинка»

- Разложите снежинки на тёмном фоне, словно на вечернем небе. На что они похожи? (на звёздочки, иголочки, пластинки, на ёжика).

- А какие они? (лёгкие, пушистые, белые, холодные).

- Все снежинки похожи, но все они разные, двух одинаковых снежинок не найти. Ребята, помните, как мы наблюдали на прогулке за снежинками?

«Снежинка»

Белая узорная звёздочка- малютка,

Ты слети мне на руку, посиди минутку.

Покружилась звёздочка в воздухе немножко,

Села и растаяла на моей ладошке.

- Покажите, как они кружатся в воздухе? (предлагаю детям подуть на снежинку и покружиться вместе с ними).

Снегурочка- Ребята, а вы знаете почему снег скрипит в морозную погоду? (ответы детей)

- Скрип происходит от того, что под ногами ломаются лучики множества снежинок, которые в морозную погоду очень ломкие.

Вот и у меня есть снежинки с поломанными лучиками. Что же мне с ними делать?

Дидактическая игра «Дорисуй лучики»

(Воспитатель вызывает детей к доске и дети белой гуашью дорисовывают лучики)

Снегурочка-Спасибо, вам ребята, что оживили снежинки- пушинки.

А мне пора идти к дедушке.

(Снегурочка прощается и уходит)

Воспитатель- Ребята, когда летят много снежинок, это явление называется снегопад. Вот и у нас получился снегопад.

- Как называется это явление? (спрашиваю 2-3 детей)

- А что произойдёт, если снежинку поймать рукой?

- Давайте посмотрим, что же произошло со снегом, который принесла Снегурочка.

- Верно, ребята, снег начал таять от тепла, превращаясь в воду.

- Отгадайте загадку, про что это

Угадай, когда и где

Ходят люди по воде?

Неподвижна та вода

Не стремиться никуда,

И не плещет, и не льёт,

Потому что это. (лёд).

(Воспитатель вносит в группу заранее замороженную в формочках воду и предлагает детям рассмотреть кубики льда).

Воспитатель- Ребята, скажите, а что произошло с водой на морозе?

- Верно, вода на морозе замёрзла и превратилась в лёд.

- А сможет ли вода снова превратиться в лёд? (нет, вода превращается в лёд)

- Ребята, потрогайте кубики льда, какой он? (твёрдый, прозрачный, холодный, в ладошке тает)

Воспитатель опускает лёд в воду

- Что происходит со льдом? (лёд плавает)

- Верно, ребята, лёд не тонет, а плавает на поверхности воды и медленно тает. В сказке дедушка с бабушкой слепили Снегурочку из снега. Наступила весна, пригрело солнышко, и Снегурочка растаяла. А наша Снегурочка ушла на мороз и не растает, а обязательно к нам ещё придёт.

Воспитатель- Дети, как вы думаете, что ещё можно слепить из снега(ответы детей)

- Верно, ребята. Из снега можно слепить снеговика с морковкой или сделать снежные постройки. Холодной зимой снег укрывает землю и под снежным покрывалом зимуют растения, насекомые. Снег помогает им пережить сильные морозы. Лёд толстым прозрачным слоем покрывает водоёмы, чтобы всё живое не погибло от холода.

- Ребята, а давайте выложим своих снеговиков из волшебных снежков.

Дидактическая игра «Выложи снеговика»

(дети из разных размеров кружков выкладывают снеговиков).

Воспитатель-Вот ребята, о каких удивительных свойствах льда и снега вы сегодня узнали. Что снег в тепле тает и превращается в воду, а на морозе он замерзает и превращается в лёд.

- А сейчас мы с вами пойдём на прогулку и вылепим весёлых снеговиков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Почему растаяла Снегурочка?

Конспект занятия по формированию элементарных экологических представлений, средняя группа...

Конспект открытого занятия "Почему растаяла Снегурочка"

Данный материал предназначен для проведения занятий по ознакомлению с миром природы с детьми средней группы ДОУ. В ходе занятия дети знакомятся с русской народной сказкой "Снегурочка", отгадывают зага...

"Почему растаяла Снегурочка?"

Цель: Расширять представление детей о свойствах воды, снега и льда.Задачи: Учить устанавливать элементарные причинно - следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замер...

НОД в средней группе по познавательной деятельности Почему растаяла снегурочка

НОД в средней группе по познавательной деятельности Почему растаяла снегурочка...

Конспект ОД по познанию Тема: «ПОЧЕМУ РАСТАЯЛА СНЕГУРОЧКА?»

Цель: Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду;  на морозе вода замерзае...