Конспект совместной деятельности по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Знакомство с Большим Арктическим заповедником и его обитателями
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Бордунова Светлана Сергеевна

Цель: формировать представления детей о заповеднике, его значении

Задачи:

- Познакомить с крупным заповедником России: «Большим арктическим».

- Закрепить знания о Красной книге

- Познакомить с обитателями Большого Арктического заповедника, их образом жизни, характерными особенностями внешнего вида.

- Развивать кругозор, коммуникативные навыки

- Воспитывать интерес и бережное отношение к живой природе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_bolshim_arkticheskim_zapovednikom.docx21.89 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект совместной деятельности по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Знакомство с Большим Арктическим заповедником и его обитателями

Цель: формировать представления детей о заповеднике, его значении

Задачи:

- Познакомить с крупным заповедником России: «Большим арктическим».

- Закрепить знания о Красной книге

- Познакомить с обитателями Большого Арктического заповедника, их образом жизни, характерными особенностями внешнего вида.

- Развивать кругозор, коммуникативные навыки

- Воспитывать интерес и бережное отношение к живой природе.

Организация РППС: ИКТ, слайды с изображением заповедника России: «Большой арктический», обитателей заповедника (Леммингами, белухой, розовой чайкой)

Реализуемые образовательные области: познавательное развитие, социально – коммуникативное

Ход совместной деятельности

- Ребята сегодня я приглашаю вас отправится на экскурсию по заповеднику, который называется «Большой Арктический» и находится он в России». (Воспитатель показывает слайд с изображением заповедника).

- Что такое заповедник? (Ответы детей)

- Заповедник – это место, в котором живут дикие животные, которых осталось очень мало, и они занесены в Красную книгу».

- Что такое Красная книга?

- Красная книга – это книга, в которую записывают животных, которых осталось мало в природе и, если о них не позаботится и не защитить, они вымрут».
Достопримечательностью Большого Арктического государственного природного заповедника являются его айсберги, большая часть которых находится под водой. Некоторым из этих ледяных глыб более 1000 лет (Воспитатель показывает слайд с изображением айсбергов на заповеднике).

Символом Большого Арктического заповедника является белая чайка — птица, не покидающая пределы Полярного круга.

«Хотите познакомится с некоторыми животными, которые живут в Большом Арктическом заповеднике? Тогда отправимся в путешествие.

Самым популярным маленьким северным зверьками живущим в этом заповеднике являются лемминги — группа семейства хомяков отряда грызунов. (Воспитатель показывает слайд с изображением леммингов)

У этих животных плотное и достаточно упитанное тело. У леммингов весьма короткий хвост и лапы. Шерсть зверька теплая, она позволяет выжить в сильные холода.

- Какого цвета шерсть зверька?

Основной окрас шерсти зверька меняется и зависит от времени года. В летний период шерсть окрашена в бежевые, серовато-бурые или пестрые коричнево-желтоватые тона. При этом на спине располагаются темные пятна, а область брюха окрашена в песочный цвет. С наступлением зимы шерстяной покров приобретает более светлые оттенки или полностью белые, хотя это происходит крайне редко.
Лемминги являются прекрасными пловцами.

Живут они на болоте с густой растительностью.
(Воспитатель показывает слайды с изображением норы леммингов.)
В теплые времена года лемминги обитают в своих норах - небольших углублениях в земле. Кроме этого, они могут использовать естественные укрытия, образованные в пространствах между камнями, а также в растительности.

Зимний период грызуны переживают под снегом в пустотах, которые образуются в результате таяния первого снега от тепла, которое идет от земли.
Эти грызуны травоядные. Питаются ягодами, семенами растений, листьями деревьев (ива, береза) и кустарников, грибами, зеленым мхом и лишайниками, корой, насекомыми, скорлупой выпавших из гнезда яиц

Они не формируют семейных пар, а самцы не принимают никакого участия в воспитании будущего потомства.

Ребята давайте поиграем игру «Помоги зверьку найти дом» и поможем найти леммингу свой дом.

Воспитатель показывает картинки с изображением леса, болота, поля, гор и предлагает найти дом зверька.

Воспитатель показывает слайд с изображением белухи и читает стихотворение

Я не северный олень,

Не медведь и не тюлень.

Я не морж и не пингвин –

Я – арктический дельфин.

Белуха — крупный дельфин. Обитает в Охотском, Балтийском, Беринговом море.

Прочная кожа защищает белух при плавании среди льдов, а от переохлаждения их спасает слой подкожного жира до 10–12 см толщиной.

Какого цвета тело белухи?

Белуха имеет почти белую кожу без каких-нибудь рисунков. Только молодые особи, недавно родившиеся на свет, имеют темно-синюю кожу, которая со временем светлеет до серого, а затем и до белого.

Питается дельфин рыбой, ракообразными, моллюсками.

Животные эти "компанейские", собираясь в стаи до тысяч особей в период кормления. Они переговариваются между собой звуками и мимикой.
За разнообразие издаваемых звуков англичане прозвали белуху «морской канарейкой». Исследователи насчитали порядка 50 звуковых сигналов (свист, визг, щебетание, клекот, скрежет, пронзительный крик, рев).

В летнее время они держаться на мелководье из-за обилия пищи и теплой воды, а зимой уходят на север. Зимовка проходит у края ледяного покрова, хотя животные могут проплывать подо льдом несколько километров, дыша через полыньи. Чтобы эти участки открытой воды не замерзали, белухи проламывают корку льда.
Белуха хорошо дрессируется: может доставлять оборудование водолазам, искать потерянные предметы и даже проводить подводную видеосъемку. Белухи дружелюбны к людям, известен случай спасения человека белухой.

Морской мир

В море бурном, море синем

Быстро плавают дельфины. (кистью руки плавные движения)

Не пугает их волна

Рядом плещется она. (потирание ладошек)

Проплывает мимо кит и дельфинам говорит: (ходьба гуськом)

Вы дельфины не шумите,

Рыбку быструю ловите:

Раз, два, три, четыре, пять — (ходьба с хлопками в ладоши)

Нужно рыбкам уплывать. (кисти рук в замок внутрь и наружу)

Рыбки плавали, плескались (движения руками)

В прохладной морской воде.

То погружаются, то сплывают, (приседания)

То зароются в песке. (дети ложатся на коврик)

Для того, чтобы узнать, кто следующий обитатель заповедника нужно собрать разрезную картинку. (Дети разделяются на группы и собирают разрезную картинку розовой чайки)

За полярным кругом,

На краю земли,

Розовая чайка

Гнезда вьет свои.

Розовых чаек редко кому удается увидеть, так как они малочисленны и обитают в труднодоступных местах Арктики. Это — небольшие (не крупнее вороны) птички.

- Какого цвета эти птицы?

- Они изумительно красивы: клюв черный, спина и хвост сизые, ноги красные, вокруг шеи — черное ожерелье (только летом!), а на голове, груди и брюшке — нежно-розовый отлив в оперении.

Голос мелодичный и даже приятный, несколько похож по звучанию на голос малой чайки. Позывки — «эвэй» или «кэвэк», при беспокойстве — «кэ-вэ-вэ» и более экспрессивное гнусавое «вав-вав-вав...», визгливое «кья» или «кийя».

Давайте вместе прогорим звуки розовой чайки

Гнездятся небольшими группами в низине озера или болота. Предпочитают прибрежье или пляжи. Для постройки гнезда сплетает траву, листья, мхи, водоросли, мелкие веточки. Строят его на поверхности земли. (Воспитатель показывает слайд с изображением гнезда птицы).

Суровые зимы проводит недалеко от гнезда, вблизи открытого моря. Группируются пернатые возле незамерзающих участков воды, откуда в зимнее время достают себе пропитание.

Питаются птицы насекомыми и их личинками, мелкую рыбу, листьями растений и их семенами, мелкими моллюсками.

- Ребята, сегодня мы с вами встретили разных животных, которых осталось мало в природе.

- Как вы думаете, почему их осталось мало?

- Потому что люди засоряют водоемы, разводят костры, которые приводят к лесным пожарам. В этих пожарах погибает много животных.

- Как человек может помочь животным? (Ответы детей)

- Не засорять природу, не разводить костры в лесу, создавать заповедники.

- Ребята, пока мы с вами путешествовали по заповеднику, животные заблудились и не могут найти свой дом. Чей – то дом в заповеднике, а чей – то в лесу. Давайте поиграем в игру и поможем животным. Воспитатель предлагает детям разместить картинки исчезающих животных в заповеднике, а остальных в лесу.

После игры воспитатель проводит рефлексивный круг и предлагает рассказать о том, что больше всего запомнилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Картотека игровой деятельности по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста"

В ланном материале представлен материал по проведению игровой деятельности по "Познавательному развитию" (ребенок познает мир природы) с детьми старшего дошкольного возраста....

Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию для старшего дошкольного возраста

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию ( экология). Занятие объединяет несколько областей и проводится с использованием инновационных технологий....

Доклад на тему: «Использование проектно-исследовательской деятельности в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»

Доклад на тему: «Использование проектно-исследовательской деятельности в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»...

Технология проектной деятельности в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.

*Цель: развитие у детей научно-познавательного интереса через  практическую деятельность экологической направленности.*Задачи:*формирование у детей целостного восприятия окружающего мира;*развити...

Проектная деятельность по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Хозяева леса"

Важно, чтобы дети с раннего возраста знали об особенностях природы родного края. Мой проект направлен на ознакомления детей с природой Республики Хакасия, через него дети смогут узнать о животных,обит...