Доклад на тему: «Использование проектно-исследовательской деятельности в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Доклад на тему: «Использование проектно-исследовательской деятельности в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_proektno.docx | 17.41 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад №2 «Пчёлка»
Города Асино
Томской Области
Доклад на тему: «Использование проектно-исследовательской деятельности в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»
Воспитатель:
Резаева Ирина Александровна
г. Асино 2017
Использование проектно-исследовательской деятельности в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста
Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего мир
природы с безграничным богатством явлений, с
неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный
источник детского разума.
В. Сухомлинский
Экологические проблемы, возникновение которых обусловлено, прежде всего, социально-экономическими факторами, могут быть решены только образованным населением. В системе современного образования экологическая составляющая должна стать основополагающей. Процесс экологического образования должен начинаться в детском саду и продолжаться в школе.
Экологическое образование, полученное в детском саду, является основой для становления и развития экологической культуры ребенка. Экологическая культура ребенка целенаправленно формируется на занятиях и в повседневной жизни через модели педагогического процесса экологического образования дошкольников, интеграцию экологического воспитания во все виды деятельности, планирование наблюдений в природе и прогулок по экологической тропе.
ФГОС ДО определяет работу детских садов и ориентирует педагогов на сохранение уникальности и самооценки детства и всестороннее развитие личности ребёнка. Важным положением Стандарта являются целевые ориентиры – возможные и желательные достижения ребёнка в его интеллектуальном и творческом развитии.
Достижения в общении с природой сформулированы так: «Ребёнок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениями природы, склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания» (ФГОС ДО – п.4.6).
Среди современных педагогических технологий для достижения этих целевых ориентиров в своей работе с детьми выбрала проектную деятельность. Темы познавательных проектов возникают из непосредственной образовательной деятельности, из экскурсий, из рассказов детей об увиденном на прогулках. Проектная деятельность позволяет поддержать детскую инициативу.
Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Важно не дать этому стремлению угаснуть: чем насыщеннее и разнообразнее деятельность, тем более она значима для ребенка; тем более он подготовлен к осуществлению изучения, исследования мира природы, тем успешнее развиваются и реализуются его способности.
Одним из первых познавательно-исследовательских проектов в нашей группе был экологический проект «Чудо огород». Проект «Чудо огород» направлен на расширение представлений детей об окружающем мире и привитие трудовых навыков, посредством совместного создания огорода на окне детского сада.
Весной наши дети вмести с воспитателем, занимались посадкой семян цветов в ящики. Затем наблюдали за ростом цветочной рассады для озеленения территории детского сада. При посадке семян дети с интересом рассматривали красочные пакетики из-под семян и интересовались, где их взяли. Ответ «Купили в магазине» был всем понятен. На вопрос воспитателя «Откуда их взяли продавцы?» мало кто из детей мог ответить. Тогда детям было предложно вырастить цветы и подождать, пока наступит осень. И тогда они узнают, откуда берутся семена. Наблюдая за красотой цветущих растений, дети часто не задумываются и не знают о том, какой труд вложен человеком, чтобы вырастить цветы, какие стадии проходит растение до цветения и до созревания семян.
Цель проекта: формирование экологической культуры у детей , создание условий для познавательного развития детей, прививать трудовые навыки, посредством совместного создания огорода.
Работа над проектом проходила через все образовательные области:
- Познавательное развитие - беседы с детьми, видео презентации о цветах, чтение стихов и рассказов, изучение справочников и энциклопедий; дидактические игры; наблюдения в группе и на прогулке за ростом посадок, сравнение времени появления семян у разных видов цветов.
-Речевое развитие – составление описательных рассказов, разучивание стихов.
-Художественно - эстетическое развитие – рисование цветущих растений.
-Социально – коммуникативное развитие – посев семян на рассаду и на клумбы, сбор, сушка и сортировка семян.
-Физическое развитие – полив растений в течение лета.
Работа над проектом проходила в три этапа.
1 этап - подготовительный (апрель - май). В группе - посадка семян. Рассматривание, сравнение семян разных цветов. Выяснение и создание необходимых условий для рассады. Создание микропарничков. Наблюдение за ростом рассады.
2 этап - выращивание(июнь-июль). Высаживание рассады на клумбы, посев семян календулы, космеи и лаватеры.Полив растений, наблюдение за всходами семян. Наблюдение за тем, какие цветы раньше зацветут.
3 этап- сбор семян(август-сентябрь).Наблюдение за тем, у каких цветов первых появятся семена. Рассматривание семян, семенных коробочек, сравнение семян разных цветов. Сбор семян, сушка, сортировка, раскладывание по коробочкам на хранение. Выставка поделок «Что нам осень принесла».
В ходе работы над проектом " Чудо-огород" дети узнали много интересного о всех фазах роста цветов( от посева семян до их сбора), о том, что нужно очень много трудиться, чтобы вырастить красивые цветы.
За последнее время мы реализовали с детьми ещё несколько исследовательских проектов.
Проект "Зимующие птицы" проводился во взаимодействии с родителями. Тема проекта была выбрана так, чтобы привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. Мы совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.
Работа над проектами помогает развить у детей такие качества, как любознательность, познавательная активность, эмоциональная отзывчивость, самостоятельность, трудолюбие, а также исследовательские умения и навыки, умение сотрудничать с другими. Проектная деятельность расширяет знания детей о живой и неживой природе, развивает мышление в процессе исследовательской деятельности, воображение , творческие способности детей, воспитывает интерес к изучению природы. Исследовательские проекты побуждают детей к действиям, в которых проявляется гражданская позиция по отношению к окружающей среде.
Список литературы: 1. Николаева С. экологическое воспитание в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования / С. Николаева// Дошкольное воспитание. -2014.- №5.-с.14-18 2. Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Мир, в котором я живу», М. 2006 г. 3. «Любовь к природе воспитываем с детства» автор Николаева С.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Картотека игровой деятельности по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста"
В ланном материале представлен материал по проведению игровой деятельности по "Познавательному развитию" (ребенок познает мир природы) с детьми старшего дошкольного возраста....
Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Животные разных стран» с интеграцией образовательной области «Социально-коммуникативная» (с использованием технологии
Цель: расширять и систематизировать знания детей о животных разных стран.Задачи:1. Область «Познание»:2. Область «Коммуникация»:3....
Мастер-класс по теме: «Игры и эксперименты, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Повысить уровень профессионального мастерства педагогов, в развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством игр и экспериментирования с объектами и явлениями ок...
Технология проектной деятельности в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.
*Цель: развитие у детей научно-познавательного интереса через практическую деятельность экологической направленности.*Задачи:*формирование у детей целостного восприятия окружающего мира;*развити...
Проектная деятельность по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Хозяева леса"
Важно, чтобы дети с раннего возраста знали об особенностях природы родного края. Мой проект направлен на ознакомления детей с природой Республики Хакасия, через него дети смогут узнать о животных,обит...
Доклад на тему: «Сюжетно-ролевая игра как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста».
Сюжетно-ролевые творческие игры — это игры, которые придумывают сами дети. В играх отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире воссоздаются социальные отношения. Для...
- Мне нравится (1)