Доклад на тему: «Использование проектно-исследовательской деятельности в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Резаева Ирина Александровна

Доклад на тему: «Использование проектно-исследовательской деятельности в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_proektno.docx17.41 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад 2 «Пчёлка»

Города Асино

Томской Области

         

   

Доклад на тему: «Использование проектно-исследовательской деятельности в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

Воспитатель:

Резаева Ирина Александровна

                                                                        г. Асино 2017

Использование проектно-исследовательской деятельности в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего мир

природы с безграничным богатством явлений,       с

неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный

                              источник детского разума.
                                                                                                           В. Сухомлинский

     Экологические проблемы, возникновение которых обусловлено, прежде всего, социально-экономическими факторами, могут быть решены только образованным населением. В системе современного образования экологическая составляющая должна стать основополагающей. Процесс экологического образования должен начинаться в детском саду и продолжаться в школе.

     Экологическое образование, полученное в детском саду, является основой для становления и развития экологической культуры ребенка. Экологическая культура ребенка целенаправленно формируется на занятиях и в повседневной жизни через модели педагогического процесса экологического образования дошкольников, интеграцию экологического воспитания во все виды деятельности, планирование наблюдений в природе и прогулок по экологической тропе.

       ФГОС ДО определяет работу детских садов  и ориентирует педагогов на сохранение уникальности и самооценки детства  и всестороннее развитие личности ребёнка. Важным положением Стандарта являются целевые ориентиры – возможные и желательные достижения ребёнка в его интеллектуальном и творческом развитии.

     Достижения в общении с природой сформулированы так: «Ребёнок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениями природы, склонен наблюдать, экспериментировать.  Обладает элементарными  представлениями из области живой природы, естествознания» (ФГОС ДО – п.4.6).

    Среди современных педагогических технологий для достижения этих  целевых  ориентиров  в своей  работе с детьми выбрала проектную  деятельность. Темы познавательных проектов возникают из непосредственной  образовательной деятельности, из экскурсий, из рассказов детей об  увиденном на прогулках. Проектная деятельность  позволяет поддержать детскую инициативу.

      Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением  открывающий для себя окружающий мир. Важно не дать этому стремлению угаснуть: чем насыщеннее и разнообразнее деятельность, тем более она значима для ребенка; тем более он подготовлен к осуществлению изучения, исследования мира природы, тем успешнее развиваются и реализуются его способности.

    Одним из первых познавательно-исследовательских проектов  в нашей группе был  экологический проект «Чудо  огород». Проект «Чудо огород» направлен на расширение представлений детей об окружающем мире и привитие трудовых навыков, посредством совместного создания огорода на окне  детского сада.

Весной наши дети вмести с воспитателем, занимались  посадкой семян цветов  в ящики. Затем наблюдали за ростом цветочной рассады  для озеленения  территории детского сада. При  посадке семян  дети с интересом рассматривали красочные пакетики из-под  семян и интересовались, где их взяли.  Ответ «Купили в магазине» был всем понятен. На вопрос воспитателя «Откуда  их взяли продавцы?» мало кто  из детей мог ответить. Тогда детям было  предложно  вырастить  цветы  и подождать,  пока наступит  осень. И  тогда они узнают, откуда берутся семена. Наблюдая за красотой  цветущих  растений,  дети часто не задумываются и не знают  о том,  какой труд вложен человеком, чтобы вырастить цветы,  какие стадии проходит растение до  цветения и до созревания семян.

Цель проекта: формирование экологической культуры у детей , создание условий для познавательного развития детей, прививать трудовые навыки, посредством совместного создания огорода.

Работа над проектом  проходила через все образовательные области:

- Познавательное  развитие - беседы с детьми, видео презентации о цветах, чтение стихов и рассказов, изучение справочников  и  энциклопедий;  дидактические игры; наблюдения в группе и на прогулке за ростом посадок, сравнение времени появления семян у разных видов цветов.

-Речевое развитие – составление описательных  рассказов, разучивание стихов.

-Художественно - эстетическое развитие – рисование цветущих растений.

-Социально – коммуникативное  развитие – посев семян на рассаду  и на клумбы, сбор, сушка и сортировка семян.
-
Физическое  развитие – полив растений в течение лета.

Работа над проектом проходила в три этапа.

1 этап - подготовительный (апрель - май). В группе - посадка семян. Рассматривание, сравнение семян разных цветов. Выяснение и создание необходимых условий для рассады. Создание микропарничков. Наблюдение за ростом рассады.

2 этап - выращивание(июнь-июль). Высаживание рассады на клумбы, посев семян календулы, космеи и лаватеры.Полив растений, наблюдение за всходами семян. Наблюдение за тем, какие цветы раньше зацветут.

3 этап- сбор семян(август-сентябрь).Наблюдение за тем, у каких цветов первых появятся семена. Рассматривание семян, семенных коробочек, сравнение семян разных цветов. Сбор семян, сушка, сортировка, раскладывание по коробочкам на хранение.    Выставка поделок «Что нам осень принесла».

В ходе работы над проектом " Чудо-огород"  дети узнали много интересного о всех  фазах роста цветов( от посева семян до их сбора), о том, что нужно очень много трудиться, чтобы вырастить красивые цветы.

За последнее время мы реализовали с детьми ещё несколько исследовательских проектов.

Проект "Зимующие птицы" проводился во взаимодействии с родителями. Тема проекта была выбрана так, чтобы привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. Мы совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.

Работа над проектами помогает развить у детей такие качества, как любознательность, познавательная активность, эмоциональная отзывчивость, самостоятельность, трудолюбие, а также исследовательские умения и навыки, умение сотрудничать с другими. Проектная деятельность расширяет знания детей о живой и неживой природе, развивает мышление в процессе исследовательской деятельности, воображение , творческие способности детей, воспитывает интерес к изучению природы. Исследовательские проекты побуждают детей к действиям, в которых проявляется гражданская позиция по отношению к окружающей среде.

Список литературы:                                                                                                                  1.  Николаева С. экологическое воспитание в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования /   С. Николаева// Дошкольное воспитание. -2014.- 5.-с.14-18                                                     2.  Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Мир, в котором я живу», М. 2006 г.                       3. «Любовь к природе воспитываем с детства» автор Николаева С.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Картотека игровой деятельности по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста"

В ланном материале представлен материал по проведению игровой деятельности по "Познавательному развитию" (ребенок познает мир природы) с детьми старшего дошкольного возраста....

Мастер-класс по теме: «Игры и эксперименты, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Повысить уровень профессионального мастерства педагогов, в развитие  познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством игр и экспериментирования с объектами и явлениями ок...

Технология проектной деятельности в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.

*Цель: развитие у детей научно-познавательного интереса через  практическую деятельность экологической направленности.*Задачи:*формирование у детей целостного восприятия окружающего мира;*развити...

Проектная деятельность по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Хозяева леса"

Важно, чтобы дети с раннего возраста знали об особенностях природы родного края. Мой проект направлен на ознакомления детей с природой Республики Хакасия, через него дети смогут узнать о животных,обит...

Доклад на тему: «Сюжетно-ролевая игра как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста».

Сюжетно-ролевые творческие игры — это игры, которые придумывают сами дети. В играх отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире воссоздаются социальные отношения. Для...