Технологическая карта на тему РАСТЕНИЯ
материал по окружающему миру (старшая группа)

Технологическая карта. Цели и задачи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_zanyatiya._rasteniya_docx.docx23.88 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия-беседы

ФИО студента

Образовательная область: Речевое развитие, Познавательное развитие

Тема занятия: «Цветочный мир»

Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет)

Цель занятия: создание условий для уточнения и расширения знаний детей о многообразии мира цветов (о существовании лесных, садовых, полевых, комнатных цветах), их строении; для активизации словаря детей по данной теме.

Задачи занятия:

Образовательные: добиться усвоения знаний детей о существовании разных типов цветов: лесных, полевых, садовых, комнатных.

Развивающие: обеспечить развитие умения отвечать на вопросы полным предложением.

Воспитательные: Пробудить чувства бережного отношения к цветам.

Предварительная работа: чтение произведений о цветах, отгадывание загадок; рисование цветов, дидактические игры по теме, рассматривание цветов в ходе наблюдений в природе.

Материалы и оборудование: картинки с изображениями полевых, садовых цветов, лесных цветов; схема строения цветка, схема для составления рассказа-описания.

Продолжительность: 15 минут

п/п

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность детей

Планируемый результат

1.

Организационно-мотивационный этап

(1-2 мин.)

Переключить внимание детей на предстоящую деятельность, стимулировать интерес к ней.

Словесные методы и приемы: художественное слово, беседа, вопрос

Воспитатель читает стихотворение:

-Пчелы кружатся над ними,

Собирают с них нектар,

И тем самым опыляют,

Получают урожай

- Ребята, кто догадался, о чем мы будем сегодня говорить?

- Тема нашей беседы «Цветочный мир»

- Для чего нужны цветы? Давайте каждый из вас выскажет свое мнение. Внимательно слушайте других ребят и старайтесь не повторить их ответ

-Верно, молодцы, ребята

Внимательно слушают.

- О цветах.

Отвечают на вопрос по очереди, стараясь не повторить ответ товарища

- Для красоты, чтобы любоваться ими, сделать подарок; цветы могут быть пищей для животных, нужны для насекомых, чтобы им собирать пыльцу; могут быть лекарством.

Повышенный интерес к занятию, сконцентрированное внимание

2.

Основной этап

(8-10 мин.)

Этап постановки проблемы

Создать ситуацию, которая вызывает затруднение в деятельности детей;

Побудить детей выдвижению различных вариантов, что сделать, чтобы разрешить проблему.

Игровой приём (паровоз)

- А какие бывают цветы? И чем они отличаются?

- Чтобы вы смогли ответить на эти вопросы, я предлагаю вместе со мной отправиться в увлекательное путешествие на волшебном паровозе. Во время нашего путешествия мы узнаем, какие же бывают цветы.

- Представьте, что наш паровоз трудолюбиво вращает колёсами, и вот мы в лесу.

Затрудняются ответить

Изображают паровоз

Варианты выхода из затруднительной ситуации

Этап ознакомления с материалом

С помощью наводящих вопросов, проблемных вопросов, рассказывания, объяснения, организации поисковой деятельностиподвести детей к воспроизведению информации;

- организовать построение нового знания, необходимого для решения проблемного вопроса.

Словесные методы: наводящие вопросы, беседа, напоминание (о правилах поведения в лесу).

Наглядные методы: картинки лесных, садовых, полевых цветов.

Игровой приём (паровоз).

Методы оценки: словесная похвала.

-Сначала давайте вспомним правила поведения в лесу.

Внимательно слушайте других ребят и старайтесь не повторить их ответ

При необходимости, воспитатель помогает сформулировать правило

-Молодцы, все верно.

-Мы гуляем по лесу. И, что мы видим! Полянки цветов среди снега!

- Какие первые весенние цветы появляются в лесу? (вывешиваю картинки).

- А почему мы их так называем?

- Какие ещё весенние цветы, которые растут в лесу, вы знаете? (выставляю картинки)

-Все эти цветы растут в лесу, значит, это цветы какие?

- Едем дальше … посмотрели в окошки нашего паровозика и увидели там садовые участки! На них тоже расцвели красивые цветы.

- Кто знает, какие цветы первыми расцветают на садовых участках?

- Какие ещё цветы растут на садовых участках в другое время года? (вывешиваю картинки)

- Все эти цветы растут в саду, значит, их, как можно назвать?

- Прошла весна, а за весной наступило какое время года? И мы совершаем на нашем волшебном паровозе путешествие из весны в лето. Наш паровоз везёт нас быстро, и вот мы на летнем поле.

- Какие цветы мы видим на летнем поле? (вывешиваю картинки) Все эти цветы как можно назвать одним словом? Какие они?

- Молодцы, сколько цветов вы знаете!

- Поехали дальше. Мы с вами возвращаемся в наш детский сад, в нашу групповую комнату. Посмотрите, в нашей комнате тоже есть цветы, их можно назвать, одним словом. Кто знает, каким?

-Чем они отличаются от полевых, лесных и садовых цветов?

-Ребята, а как вы думаете, чем отличаются комнатные и садовые цветы от полевых?

-Да, дети, эти цветы могут расти круглый год в наших домах. Как вы думаете, для чего выращивают комнатные растения?

- Как мы ухаживаем за цветами?

- Какие комнатные растения вы знаете?

- Молодцы, вы очень много знаете цветов!

- Ребята, вы знаете, что некоторые цветы занесены в Красную книгу. Как вы думаете, что это за книга?

- правильно. Эти цветы находятся под охраной и их ни в коем случае нельзя срывать.

По очереди проговаривают правила поведения, не перебивая друг друга:

- Не разорять птичьи гнезда,

-Не разорять муравейники,

-Не забирай из леса домой животных,

-Не обижай лесных насекомых,

-Не рвать цветы,

-Не шуметь,

-Не разжигать костер,

-Не оставлять мусор, не бить стекло,

-Не повреждать деревья, не топтать цветочки, ходить только по тропинкам.

-Подснежники

-потому что эти цветы появляются еще до того, как растает снег.

-Ландыши, незабудки.

– Лесные

- Нарциссы, тюльпаны.

- Розы, пионы, астры

- Садовые

-Лето.

Едут на воображаемом паровозе.

-Ромашки, васильки, колокольчики, маки.

-Полевые.

Едут на паровозе.

-Комнатные растения

-Они растут в комнате, в домах; растут круглый год;

- садовые и комнатные цветы выращивает человек специально, а полевые вырастают сами.

-Чтобы было красиво, чтобы обрадовать маму и папу, любоваться, чтобы подарить.

Поливаем, рыхлим землю, стираем пыль с листочков, обрываем засохшие листья

перечисляют по очереди: фиалка, фикус, кактус и т..д.

-Книга, в которую занесены редкие растения, которых очень мало на земле

Актуализированные знания о правилах поведения в лесу, о первых цветах, о временах года;

новые знания о видах цветов

Этап практического решения проблемы

Организовать практическую деятельность, оказать необходимую помощь;

включить новое знание в систему знаний ребенка

Словесные методы: беседа.

Наглядные методы: схема цветка, схема рассказа.

Сейчас мы с вами рассмотрим строение цветов - (вывешиваю схему цветка)

- Дети, из каких частей состоит цветок? Давайте назовём его части?

- Где находится корень? Для его он нужен растению?

Правильно, корень удерживает растение в почве, чтобы оно не упало. а еще с помощью него цветок дышит воздухом;

- Зачем листочки растению?

- А для чего цветочек растению?

А еще, именно цветочки привлекаю насекомых и именно из них насекомые собирают нектар

А теперь я предлагаю вам рассказать о цветке, опираясь на схему (вывешиваю схему и картинки с вариантами цветов 3-4 в зависимости от времени).

-Представьте, что вы цветы.

Мы с вами попробуем составить о себе по плану:

- Назвать цветок.

- Где растет? (В лесу, в поле, в саду, в комнате.)

- Какие у него, стебель, листья, цветочки

- Какого он цвета.

-В какое время года расцветает?

- Значение.

Воспитатель озвучивает пример:

Я - ромашка. Я расту в поле. У меня тонкий стебелек, разные листочки, белые длинные цветочки с желтой серединкой. В поле можно собрать букет из ромашек.

Называют части (корень, стебель, листья, цветок)

Ответы детей

Корешок находится в земле. Он «пьёт» - высасывает из земли воду

-Дышать, поглощать свет.

-Чтобы любоваться им, нюхать.

Внимательно слушают задание

Дети составляют рассказы по примеру воспитателя, опираясь на схему.

Дети принимают активное участие в беседе; грамотно формулируют ответы.

3.

Заключительный этап (1-2 мин.)

Подвести итог занятия с точки зрения качества усвоения новых знаний, качества выполненной работы, обобщения полученного опыта ребенком;

формировать элементарные навыки самоконтроля, самооценки

Словесные методы: художественное слово, беседа.

Методы контроля: самоконтроль, самооценка.

-Кто помнит стихотворение «Если я сорву цветок…».

Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет красоты,
И не будет доброты,
Если только я и ты,
Если мы сорвем цветы.
(Т.Собакин)

- Представьте, все цветы исчезнут, что произойдет? Нельзя рвать цветы. Как думаете, почему?

Обобщает ответы детей: Сорванные цветы быстро гибнут. Если все станут рвать цветы, не будет красоты вокруг. Не будет цветов — пчелам неоткуда будет собирать нектар, а бабочкам – пыльцу. Семена цветов не попадут в землю и из них не вырастут новые цветы.

-Цветами нужно любоваться. А как?

Цветы, как мы уже сказали, очень красивы и, наверное, всем хочется иметь в доме букеты. Но если мы будем бездумно срывать цветы, как написано в стихотворении то они скоро могут исчезнуть совсем.

- Дети, давайте вспомним, что мы сегодня с вами делали на занятии.

- Где мы с вами побывали? Какие там цветы?

- Что вам больше всего запомнилось?

Ответы детей

-Смотреть на них, вдыхать их запах…

-В лесу, лесные, в поле, в саду, в комнате.

Отвечают на вопросы

Содержание учебного материала достаточно наполнено.

Дети принимали активное участие в познавательной деятельности. Эмоциональный настрой положительный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по теме «Растения огорода»

Технологическая карта по теме "Растения огорода"...

Технологическая карта занятия Тема занятия: «Уход за комнатными растениями».

Технологическая карта занятияТема занятия: «Уход за комнатными растениями»....

Технологическая карта занятия Тема занятия: Морские растения

Образовательные области: познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитиеТема занятия:  Морские растенияВозрастная группа:  Старшая группа 5-6 летЦель занятия: Приобретение опыта ...