Времена года как образовательный инструмент
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Светлана Михайловна Заболотняя

 

Предлагаю рассмотреть времена года как образы, влияющие на формирование мировоззрения и жизненные ценности у дошкольников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazy_sezonnosti.docx19.87 КБ

Предварительный просмотр:

Времена года как образовательный инструмент.

Каждый день мы сталкиваемся с множеством образов, которые окружают нас в нашем повседневном мире. Они могут принимать различные формы: игрушки, произведения искусства, литературные и сказочные персонажи. Образы формируют реальность, из них состоит картина мира каждого человека. Позитивные образы могут служить источником вдохновения и мотивации для нас, помогают нам лучше понять себя, демонстрируют нам положительные навыки и модели поведения, которые мы можем использовать.

Предлагаю рассмотреть времена года как образы, влияющие на формирование мировоззрения и жизненные ценности у дошкольников.

Современные исследователи в области педагогики и психологии подтверждают важную роль природы в формировании внутреннего мира ребенка. Времена года – это не просто изменения в природе, но и глубокие образы, которые могут стать мощнейшим инструментом для воспитания личностных качеств, культурных ценностей, этических и эстетических норм,   устойчивых моделей поведения у детей дошкольного возраста.

Давайте представим, что под образами сезонности скрываются  коуч- тренеры и у каждого свой уникальный подход. Для каждого сезона присущ свой уникальный ритм, темп, характер, закономерности и принципы. Чему бы могли научить нас времена года?

Весна – время открытости и роста. Этот сезон можно использовать как модель для формирования навыков планирования, желания учиться и стремления к развитию.

Цель: вдохновиться чем-то новым.

Основные инструменты:

Ситуации, в которых дети сталкиваются с новыми задачами, экспериментируют, ищут ответы на проблемные вопросы, придумывают новые способы использования знакомых предметов.

Появление новых, необычных предметов.

Создание стены вдохновения, коробки исследователей.

Заполнение дневника открытий, журнала «Хочу узнать».

Обсуждение «Нужно ли готовиться к приходу нового, зачем, как?», «Загадка дня», «Праздник дня», «Что нового я хочу попробовать? Какие цели я хочу поставить?»

Выпуск газеты «Удивило!»

"Дерево целей".

Книги с открытым концом.
Используйте книги, в которых истории заканчиваются открыто, и предложите детям придумать свои окончания.

Фотопроекты
«Картинки из мира»:  фотозадания - запечатлеть предметы или ситуации, которые вдохновляют.

Выставка идей.
Это может быть выставка моделей, рисунков, что позволяет каждому участнику продемонстрировать свои достижения.

Коллективный проект «Голос мечты»: создайте яркую стену, на которой дети могут размещать свои идеи, мечты и проекты с помощью ярких стикеров и рисунков.

Главное подвести  детей к пониманию, что процесс обучения – это непрерывный рост.

Летний период – время максимальной активности. Этот сезон подходит как модель для  формирования у детей лидерских качеств,  стремления к новым достижениям, ценностей ЗОЖ.  Это игры, спортивные мероприятия, эстафеты, соревнования, развлечения, экскурсии, трудовая деятельность, любые активные занятия – все , что учит получать положительные эмоции от активного образа жизни.

Цель: Увеличение жизненной энергии и наслаждение моментом

Основные инструменты:

Уголок – зарядись позитивом и энергией.

"Солнечные лучи" - набор из ярких бумажных лучей солнца, на каждом из которых написано позитивное действие, например, "поделись игрушкой", "поддержи друга", "улыбнись незнакомцу". Каждый ребенок выбирает один солнечный луч и озвучивает, как он может "засиять" позитивом в жизни других.

Ателье преображения.

«Шедевр дня», «Герой дня».

Театр «Я — герой»: дети сами создают сценарии и разыгрывают истории.

Заполнения журнала приключений.

Осень – модель рефлексии и творчества,  время уборки урожая и подведения итогов. В этот период дети могут научиться переосмыслению и оценке своих достижений.

Цель: : Осознание ценности завершения, созидательного труда.

Основные инструменты:

Создание альбома «Книга достижений» поможет детям осознать свои успехи и увидеть собственное развитие.

 Организация творческих проектов, где дети могут продемонстрировать собственные таланты.

 Групповые и индивидуальные обсуждения «Чем я горжусь?», в которых дети будут делиться своими успехами и размышлять о том, что они могут сделать лучше. Это поможет сформировать критическое мышление и умение оценивать свои действия.

Копилка народной мудрости.

«Мой герой».

Практика благодарности.

Список сбывшихся желаний.

Размышляйка «Жизненные ошибки».

Притча дня.

Альбом «Философские высказывания».

Творческие мастерские.

Выставка коллекций.

Зима – модель спокойствия и внутренней гармонии. Зима учит детей управлять своими эмоциями и находить время для отдыха.
Работа с образами зимы позволяет развить эмпатию и способность поддерживать других, проходящих через сложные времена.

Цель: научиться управлять собственными эмоциями, расслабляться.

Основные инструменты:

Практиками снятия напряжения, игры для развития эмпатии.

 Занятия по релаксации и медитации.

«Литературные  гостиные».

 «Уроки тишины».

 Слушание спокойной музыки.

 Дыхательные практики.

"Льдинки для замораживания негатива"
Цель состоит в том, чтобы помочь детям осознать и "заморозить" свои негативные эмоции.

Зима – это еще модель заботы и сострадания. Зима напоминает нам о необходимости заботиться о других.

Акции помощи птицам, животным в приютах, другие благотворительные акции и волонтерство.

Постановка долгосрочных целей: Дети могут определить, какие навыки они хотят развивать в будущем году и как к этому подготовиться.

Создание альбома «Семья и традиции».

Сочинение историй.

Работа с метафорическими картами «Мастер сказок» Татьяны Зинкевич- Евстигнеевой.

Пятое время — "Метаморфозы" (фантастическое время, выходящее за рамки традиционных сезонов)
Тематика: Принятие изменений
Содержание: Это промежуточное время, где все времена года сливаются воедино. Тренинг посвящен метаморфозам и изменениям, которые происходят в жизни. Участники изучают, как эффективно проходить через изменения, что делать со страхами перед неизвестным и как использовать гибкость как инструмент для роста.

Каждый сезон обогащает детей новыми уроками и положительными примерами, которые они могут использовать в повседневной жизни. Важно помнить , что каждый сезон обладает своими ресурсами, и задача педагога – направить детей в их использовании во благо собственного развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Времена года. Осень».Тема: «Времена года. Зима».Тема: «Времена года. Весна».

Формирование представлений детей о времени года (зима).Формирование представлений детей о времени года (весна).Формирование представлений детей о времени года (осень)....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области художественно-эстетическое развитие для детей 4-5 лет по теме:«Времена года»

Цель:  Показать многогранность окружающего мира. Задачи:1. Закреплять умение вслушиваться в музыку и эмоционально на нее реагировать.2.  Воспитывать любовь к музыке, к пр...

Конспект проведения интегрированной совместной непосредственно-образовательной деятельности с детьми средней группы по развитию речи Образовательная область «Речевое развитие» Тема: «Времена года»

Программное содержание: Образовательные задачи:-Обобщить знания детей о временах года; учить видеть характерные особенности разных времен года; учить воспринимать красоту природы, замечать выразительн...

Конспект проведения образовательной деятельности по образовательной области "Экологическое воспитание" на тему "Времена года"

Конспект проведения образовательной деятельности по образовательной области "Экологическое воспитание" на тему "Времена года" для детей старшей группы. В гостях у Старика-годовика....

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» (развитие речи) с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: « Времена года. Осень»

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» (развитие речи) с детьми старшего дошкольного возраста.Тема: « Времена года. О...