Технологическая карта занятия «Хороша семья – традициями крепка».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Петрова Полина Владимировна

Тема занятия:  «Хороша семья – традициями крепка»

Образовательные области: познавательное развитие

Интеграция: социально-коммуникативное

Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет)

Цель занятия:  знакомство с семейными традициями через беседу  «Моя семья», виртуальную экскурсию «Такие разные традиции», посредством познавательно-исследовательской деятельности «В царстве камней».

Задачи занятия:

Образовательная: познакомиться с традициями разных семей;
Развивающая: упражнять в счете в пределах 10;
Воспитательная: помогать друг другу во время опыта.
Дополнительные задачи:
Опытно-исследовательская деятельность:
найти отличий семейств камней.

Словарная работа: родословная, генеалогическое дерево.

Планируемый результат занятия: Дети узнали о семейных традициях через беседу «Моя семья», просмотр виртуальной экскурсии «Такие разные традиции» и познавательно-исследовательской деятельности «В царстве камней».

Подготовительная работа: беседа «Моя семья».

Материалы и оборудование: smart-доска, стаканчики с водой, натуральные и искусственные камни, дневники исследователя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

Тема занятия:  «Хороша семья – традициями крепка»

Образовательные области: познавательное развитие

Интеграция: социально-коммуникативное

Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет)

Цель занятия:  знакомство с семейными традициями через беседу  «Моя семья», виртуальную экскурсию «Такие разные традиции», посредством познавательно-исследовательской деятельности «В царстве камней».

Задачи занятия:

Образовательная: познакомиться с традициями разных семей;
Развивающая:
упражнять в счете в пределах 10;
Воспитательная:
помогать друг другу во время опыта.
Дополнительные задачи:
Опытно-исследовательская деятельность:
найти отличий семейств камней.

Словарная работа: родословная, генеалогическое дерево.

Планируемый результат занятия: Дети узнали о семейных традициях через беседу «Моя семья», просмотр виртуальной экскурсии «Такие разные традиции» и познавательно-исследовательской деятельности «В царстве камней».

Подготовительная работа: беседа «Моя семья».

Материалы и оборудование: smart-доска, стаканчики с водой, натуральные и искусственные камни, дневники исследователя.

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно -мотивационный этап

Настроить детей на предстоящую деятельность

Мой звоночек звенит, заливается,
И ребята вокруг собираются.
Мой звоночек звенит и звенит,
Всем ребятам собраться велит.
Мой звоночек звенит, заливается,
И звоночек его всем нам нравится.

Фронтальная форма
Метод: словесный
Прием: художественное слово

Дети стоят в кругу, приветствуют друг друга и настраиваются на занятие.

Дети активизируют свое внимание и проявляют интерес к дальнейшей деятельности

2.

Основной этап

2.1

Этап постановки проблемы

Создать проблемную ситуацию, сформулировать проблему в доступной для детей форме

Ребята, сегодня у нас с вами будет необычное занятие. Попробуйте догадаться про что оно будет отгадав мою загадку.

Люди все мои родные,
Очень сердцу дорогие,
Вместе дружно мы живем,
И друг друга бережем,
Ни коллеги, ни друзья,
А они мне все...

-Правильно, сегодня наше занятие будет посвящено семье. Скажите мне дети, а что такое семья? Расскажите, кто входит в вашу семью? А как вы думаете чем отличаются наши семьи друг от друга?

-У каждого из вас есть своя семья. Есть семьи большие, а есть маленькие. И сегодня, мне очень хочется больше узнать о ваших семьях, традициях ваших семей. Предлагаю посмотреть видеоролик и узнать, чем же отличаются наши семьи друг от друга, только сначала давайте сделаем гимнастику для глаз.

Гимнастика для глаз
Пальчик к носу движется,
А потом обратно,
На него посмотреть
Очень нам приятно!
(Вытянуть вперед руку. Следить за кончиком пальца, медленно приближая его к носу, а потом так же медленно отодвигая обратно.)
А теперь глаза закрой
И погладь руками,
Помечтаем мы с тобой
О любимой маме.
(Закрыть глаза, погладить веки.)

Виртуальная экскурсия «Такие разные традиции»

Фронтальная форма
Методы: словесный, практический, наглядный.
Приемы: беседа, загадка, гимнастика для глаз, просмотр видео.

Дети активно участвуют в беседе, выполняют гимнастику для глаз, внимательно смотрят видео вместе с педагогом.

Дети посмотрели видео, участвовали в беседе с воспитателем

2.2

Этап ознакомления с материалом

Расширить и уточнить представления детей о семье и семейных традициях.

-Расскажите, а про что мы сейчас с вами посмотрели видео? Расскажите об интересных традициях в ваших семьях, например, как вы празднуете дни рождения? А рассказ вы можете начинать вот так: « Мы всегда вместе …» Вот например в моей семье мы каждое последнее воскресенье месяца собираемся все вместе и устраиваем семейный ужин с настольными играми. Так же на каждый праздник мы печем торт.
- Дети, а есть ли традиции у нас в детском саду? Какие? Правильно, дети. У нас в детском саду есть свои традиции, мы ведь тоже как одна семья.
-А еще хочу вам рассказать про одну из старейших традиций – узнавать свои корни, составлять родословную. С давних пор люди старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Так как их было много, но необходимо было всех помнить, то люди решили записывать их имена, фамилии в специальные тетради, чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам. Эти записи назывались «родословными». А потом люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева, (показ генеалогического древа, где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи. Таким образом, сведения о многих поколениях родственников сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже на столетия. А дерево это стали называть «Генеалогическим древом». Расскажите, а какая у вас родословная? Предлагаю нам попробовать самим сделать генеалогическое дерево. Перед вами на столе лежат различные геометрические фигуры двух цветов и шаблон дерева.  Кругами мы можем отметить самых маленьких, себя, своих братьев и сестер. Треугольниками отмечаем мам, пап, дядь и теть.  Квадратами отмечаем бабушек и дедушек. А прямоугольниками можете отметить прабабушек и прадедушек. Наверное вы уже догадались почему фигуры двух цветов. Синими фигурами мы отмечаем мужской пол, а красными женский
Дид. Игра «Генеалогическое дерево»
-Какие интересные получились у вас деревья. А давайте теперь немножко разомнемся.

Физминутка
Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши)
Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)
Раз, два, три, четыре, пять (прыжки на месте)
Всех могу пересчитать (шагаем на месте)
Папа, мама, брат, сестра (хлопаем в ладоши)
Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища вправо, влево)
Мой сверчок, щегол и я - (повороты туловища вправо, влево)
Вот и вся моя семья. (хлопаем в ладоши)

Фронтальная форма
Методы: Словесный, практический.
Приемы: беседа, дидактическая игра, физминутка.

Дети слушают и отвечают на вопросы воспитателя, играют в дидактическую игру, выполняют физминутку.

Дети узнали новую информацию о семейных традициях, ответили на вопросы воспитателя, поиграли в дидактическую игру,выполнили физминутку.

2.3

Этап практического решения проблемы

Провести познавательно-исследовательскую деятельность с камнями и зафиксировать все в дневниках исследователя.

Мы  с вами узнали столько нового про наши семьи. Но не только наши семьи отличаются друг от друга. Сегодня я принесла с собой семейство камней. Есть природные камни, такие как гранит, мрамор, слюда. Так и искусственные, из стекла и пластмассы. Давайте узнаем, отличаются ли семейства камней друг от друга?
-Прежде чем начать наш опыт, давайте проговорим технику безопасности при выполнении опыта. Действуем строго по моим указаниям, ничего просто так не берем. Камни мы не кидаем, работаем с ними на клеенке.

Опыт «В царстве камней»
1)Для начала давайте рассмотрим камни. Расскажите, какого они цвета, формы? Давайте отметим в наших дневниках, что все камни отличаются по форме и цвету.
2)А теперь давайте посчитаем, сколько у нас природных камней, а сколько искусственных? Одинаковое или разное количество камней в каждом семействе? Правильно, разное. Давайте отметим это в наших дневниках
3)Давайте проверим, утонут ли наши камни или нет. Сначала опустим в воду природный камень.  А теперь опустим в воду искусственный камень. Какой мы можем сделать вывод? Давайте зафиксируем это в наших дневниках.
-Посмотрите в свои дневники, чем отличаются семейства камней? А чем они схожи?  Расскажите, какой вывод можно сделать исходя из нашего опыта?
-Молодцы, семейства камней как и семьи людей могут быть чем-то похожи между собой, а чем-то отличаться. Давайте сделаем с вами пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика
Раз уселась на скамейке,
Наша дружная семейка: (пальцы сжаты в кулак)
Самой первой села мама, (разогнуть большой палец)
Рядом — строгий наш отец. (указательный)
Следом братец и сестрица. (средний и безымянный)
Ну а мне где поместиться (разогнуть мизинец)

Фронтальная форма
Методы: практический,
Приемы: опыт, пальчиковая  гимнастика

Дети участвуют в познавательно-исследовательской деятельности, вспоминают ТБ, фиксируют результаты в дневниках, выполняют пальчиковую гимнастику.

Дети поучаствовали  в познавательно-исследовательской деятельности, повторили ТБ, зафиксировали результаты в дневниках, выполнили пальчиковую гимнастику.

3.

Заключительный этап

Подвести итоги деятельности, обобщить полученный опыт.

Ребята, вы сегодня отлично потрудились. А сколько всего нового узнали. Расскажите мне, что вы запомнили? Что было самым интересным? А что не понравилось или давалось вам трудным? А чем вы бы хотели поделиться дома? Молодцы.

Фронтальная форма
Методы: словесный
Приемы: вопрос-ответ

Дети отвечают на вопросы воспитателя

Ответили на вопросы, подвели итоги занятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квест – игра «Дружба крепкая…» Технологическая карта занятия

Выполнение заданий квест-игрыСитуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта.Направить деятельность  детей на приобретение опыта в решении определенных проблем. дети п...

Технологическая карта занятия по социально-коммуникативной деятельности в средней группе "Традиции и обычаи русского народа"

Технологическая карта занятия по  социально-коммуникативной деятельности в средней группе "Традиции и обычаи русского народа - русский фольклор" и презентация - приложение к занятию...

Технологическая карта занятия по разбору сказки "Семь Симеонов - семь работников"

№ПоказателиСодержание1ФИО участника:Григорьева Галина Александровна2Образовательные области:Речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие3Тема занятия:Русс...

Технологическая карта занятия. Тема занятия: «Хорошие поступки»

Технологическая карта занятия. Тема занятия: «Хорошие поступки»...

Технологическая карта занятия в подготовительной к школе группе Новогодние традиции в разных странах

Технологическая карта занятия в подготовительной к школе группе Новогодние традиции в разных странах...