Образовательная деятельность в старшей группе «Какой бывает вода?»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Павлова Татьяна Алексеевна

Аннотация

Актуальность. Любой ребенок, посещающий дошкольную организацию, стремится познать окружающий мир. Поэтому познавательный процесс направлен на удовлетворение потребностей деток в освоении нового. Прежде чем запланировать работы с дошкольниками, педагог учитывает их возрастные особенности. Этот фактор является условием для успешного проведения занятия, а также овладения материала. Удовлетворяя естественную потребность в познании окружающей среды, у дошкольника раскрываются разные стороны своей личности. Появляется уникальная возможность продемонстрировать свой талант в определенных видах деятельности, стремится к самостоятельности, проявляя познавательную активность.

Практическая значимость занятий по развитию познавательных способностей дошкольников в том, чтона наших занятиях мы стараемся осуществлять личностно – ориентированное взаимодействие с ребенком, детей между собой. Такие занятия воспринимаются детьми как естественное продолжение их игровой деятельности. Дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают открытия, что в свою очередь развивает мышление и творческие способности.

Инновационная направленность. Новизна заключается в личностно-развивающей стратегии взаимодействия педагога с ребенком, специфических способах общения, основанных на гуманистических взглядах на ребенка.

Степень распространения представленных материалов. Сценарии занятий эффективно используются педагогами МДОАУ «Детский сад №10».

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5.docx16.61 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная деятельность в старшей группе

 «Какой бывает вода?»

Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды: прозрачная, без цвета, запаха и вкуса, растворяет некоторые вещества. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект как вода таит в себе много неизвестного. Формировать представление детей о роли воды в жизни всего живого. Уточнить знания о том, где встречается вода в природе. Активизировать мыслительную деятельность детей, учить детей делать выводы из своих наблюдений, развивать любознательность.

Активизировать словарь детей: жидкость, твердая,  бесцветная, безвкусная, прозрачная.

Воспитывать интерес к экспериментальной и исследовательской деятельности. Воспитывать бережное отношение к воде. Способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроения.

Предварительная работа: чтение рассказов, стихов Н. Некрасова о воде, дожде, отгадывание  загадок. Рассматривание иллюстраций, картинок, беседы, слушание звуков воды, игры.

Методы и приемы:

словесная: беседа, рассказ воспитателя, вопросы, чтение стихов, загадки;

наглядные: показ, наблюдение;

практические: эксперимент, сюрпризный момент.

Материалы и оборудование: глобус,  стаканы с водой, стаканчик с молоком, палочки или чайные ложки, соломинки для коктейля, речной песок, сахарный песок, кусочки льда, емкости  разной формы, акварельные краски, шампунь, камешки, сок.

Ход занятия:

  1. Игра «Здравствуйте»  (воспитатель кладет каждому ребенку в ладошку кусочек льда и просит назвать свое имя).

- Что стало с нашими ладошками? Они мокрые. Почему? (ладошки теплые и лед растаял)

- Сегодня я предлагаю вам поговорить о воде.

- Отгадайте загадку:   Она бесцветная на вид,

Но нашу жажду утолит   (вода).

- Всё живое на земле произошло  из воды. Вода – источник жизни. Ведь человек на 80% состоит из воды. Кому и зачем нужна вода?

(Вода нужна людям, чтобы пить, готовить еду, умываться. Растения нужно поливать водой, чтобы они росли. Животным тоже нужна вода, а некоторые живут в ней. Ни одно живое существо не может обойтись без воды).

- Ребята, а где в природе встречается вода?

Вода есть на земле и под землей. На земле- это ручьи и реки, озера и пруды, моря и океаны (рассматривание глобуса, какой краской обозначена вода).

Под землей тоже есть вода, в природе путешествует вода,

Она не исчезнет никогда.

То в снег превратится, то в лед, растает и снова в поход!

- Но чтобы убедиться о силе воды, я вас приглашаю в детскую научную лабораторию. Будем с вами как ученые изучать свойства воды.

 Но в лаборатории есть одно правило: стеклянная посуда хрупкая – нужно работать с ней осторожно! Итак, приступаем к опытам.

Опыт 1. Вода- жидкая, может течь. Дать детям два стаканчика: один – с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного стаканчика в другой. Ответить, почему льется вода? Она жидкая. Если вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

Опыт 2. Вода не имеет формы.

На столе лежат емкости разной формы.  

- Ребята, а есть ли форма у воды? Чтобы узнать, мы будем наливать воду в наши емкости разной формы. Что мы наблюдаем?  (вода принимает ту форму, в какую мы её налили.)

- Значит, вода не имеет своей формы.

Опыт3. Вода может быть твердой. Предложить детям взять кубики льда и проследить за состоянием кубиков в теплом помещении. Обратить внимание, что постепенно твердые кубики льда превращаются в воду. Вывод: вода при замерзании становится твердой.

Опыт 4. У воды нет вкуса. Предложить детям через соломинку попробовать воду. Есть ли у неё вкус? Если дети ответят, что вода вкусная, надо дать им попробовать сок или молоко для сравнения, чтобы дети убедились, что вода не имеет вкуса. Вода безвкусная.

Опыт 5. Вода прозрачная. Перед детьми стоят два стаканчика: один - с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика положить ложечки или палочки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком – нет? Почему? В стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком – нет. Вывод: вода прозрачная, а молоко – нет.

Опыт 6. В воде некоторые вещества растворяются, некоторые нет.

Взять два стаканчика с водой. В один из них дети насыпают обычный речной песок, и пробуют размешать ложечкой.  Что получается? Растворился песок или нет? В другой стаканчик насыпают ложечку сахарного песка, размешивают его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился? Напомнить детям, что они постоянно размешивают сахар в чае. Если бы сахар не растворялся, то людям пришлось бы пить не сладкий чай. Предложить детям размешать акварельную краску в стаканчике с водой. Почему вода стала цветной? Краска в ней растворилась.

- А теперь, ребята, наша исследовательская работа в научной лаборатории завершилась. Давайте, мы с вами перечислим все свойства воды, о которых вы узнали в результате проведения опытов:

- вода – это жидкость, ее можно наливать, переливать

-  вода не имеет формы

- вода может быть твердой - при замерзании превращается в лед

- вода безвкусная

- вода– прозрачная, не все вещества растворяются в воде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по ознакомлению с окружающим в старшей группе "Какие бывают профессии"

Цель: расширять и закреплять знания детей о разных профессиях. Воспитывать уважение к труду взрослых, желание выбрать профессию....

Организованная образовательная деятельность в средней группе «Какая она зима?»

Расширять представление о зиме, о том, как зимуют птицы и звери; учить адекватному, логичному использованию образных слов и выражений в ситуациях в самостоятельных высказываниях; закреплятьизобразител...

Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе: "Какой бывает вода"

Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе: "Какой бывает вода"...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе «Вода бывает разная: жидкая, твердая и газообразная» (с использованием ИКТ)

Цель:  Закрепить у детей понятия «неживая природа», «круговорот воды в природе и  её свойства».Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие&raq...

Конспект совместной деятельности в старшей группе "Какие предметы могут плавать?"

Конспект совместной деятельности в старшей  группе. Какие предметы могут плавать....

Непосредственно – образовательная деятельность 2 младшая группа «Какие вы сказки?»

Цель: Воспитывать у детей интерес и любовь к сказкам.Задачи:-закреплять умение составлять описательные рассказы, способствовать развитию воображения. -развивать память и мышление;-формироват...