Технологическая карта интегрированной НОД «Ярмарка народных мастеров»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста на закрепление знаний о декоративно - прикладном искусстве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_nod.docx | 26.47 КБ |
Предварительный просмотр:
- Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
- детский сад № 99 компенсирующего вида Выборгского района Санкт-Петербурга
Технологическая карта
интегрированной НОД
«Ярмарка народных мастеров»
Составитель:
Курина Людмила Николаевна
ГБДОУ детский сад № 99
Воспитатель
Тема: «Ярмарка народных мастеров».
Возрастная группа: подготовительная группа.
Форма совместной деятельности: интегрированная НОД.
Форма организации: групповая, индивидуальная, парная.
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Средства:
- наглядные - изделия народных промыслов, иллюстрации, образцы элементов дымковской росписи;
- мультимедийные - презентация; интерактивная игра с использованием Mimio Studio;
- литературные - стихи, загадки;
- музыкальные - русские народные мелодии
Оборудование - Mimio проектор; CD – проигрыватель; объемные пазлы, элементы разных видов росписей, изделия народных мастеров; сундук; мнемотаблицы, лестница для выстраивания алгоритма последовательности изготовления дымковской игрушки; игрушки для росписи детьми; стаканчики с водой (по количеству детей); салфетки; кисточки, ватные палочки, краски, гуашь.
Используемые методы (метод демонстрации изделий народных промыслов, интерактивная дидактическая игра, словесный метод, стимулирования и мотивации познавательной активности) и приемы (вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности, загадывание и отгадывание загадок, введение элементов соревнования, создание игровой ситуации, внезапное появление объектов, выполнение воспитателем игровых действий), направлены на повышение познавательной активности, развитие коммуникативных навыков, творческих способностей, самостоятельности.
Подобранный материал, техническое сопровождение позволяет поддерживать интерес детей к теме на протяжении всей деятельности.
Предварительная работа: Беседы о видах народных промыслов (Хохлома, Гжель, Дымковская игрушка), рассматривание изделий народных мастеров, знакомство с алгоритмом изготовления глиняных игрушек, знакомство с элементами узора, используемых в росписях народных промыслов, чтение и разучивание стихов о народном искусстве, рисование силуэтов глиняных игрушек, гжельской и хохломской посуды, дидактические и народные подвижные игры, игры с лэпбуком.
Последующая работа: Продолжить работу с интерактивными играми по теме народные промыслы. Познакомить с новым видом народного промысла «Жостовская роспись». Художественное творчество (рисование) «Рисование каймы для жостовского подноса». Художественное творчество (рисование) «Рисование узора для маленького подноса». Художественное творчество (аппликация) «Украшение подноса» (коллективная работа). Изготовление подносов из папье-маше. Роспись готовых подносов. Коллективное оформление книги «Наши любимые потешки». Оформление мини – музея «Народные промыслы России». Семинар – практикум «Играем вместе с Mimio»
Цель: Создание условий для развития познавательной инициативы дошкольников в процессе закрепления знаний о видах народных промыслов (Хохлома, Гжель, Дымковская игрушка)
Задачи:
Образовательные. Закреплять знания детей об особенностях и своеобразии хохломы, гжели, дымковской игрушки.
Закреплять умение самостоятельно реализовывать замысел в росписи дымковских игрушек, используя нетрадиционные техники рисования (тычком, ватными палочками, штампами).
Закреплять умения при выполнении заданий на интерактивной доске.
Развивающие. Развивать внимание, зрительную память (способность замечать характерные особенности предметов), размышлять, обобщать результаты.
Развивать активную речь (речь-доказательство, речь –аргументация) детей в процессе анализа изделий народных промыслов.
Развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности; умение самостоятельно использовать детьми в рисовании элементы дымковской росписи: круги, решетка, линия, волнистая линия, кольцо, листочек.
Развивать умение договариваться о совместных действиях, при выполнения задания в парах.
Воспитательные. Воспитывать интерес и эстетическое отношение к народным промыслам.
Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения образовательной задачи, формировать умение договариваться, помогать друг другу.
Способствовать проявлению положительных эмоций.
Ход деятельности.
Мотивационно – побудительным этап: неожиданное для детей появление в группе Петрушки и приглашение детей на ярмарку. На этом этапе произошло побуждение к предстоящей деятельности, создание эмоциональной атмосферы, сопутствующей предстоящему событию.
Этап деятельности | Задачи этапа | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников |
Организационный этап | Создание атмосферы психологической безопасности: эмоциональная поддержка ребёнка, установление зрительного, слухового контакта. Организация направленного внимания. | Вход в зал и приветствие в стихотворной форме, настрой на работу, определение места происходящего. Установление зрительного контроля, воспитатель задаёт детям вопрос. | Дети заходят и встают в центр зала. Участвуют в приветствии. Размышляют, отвечая на вопросы воспитателя: «На какую ярмарку пригласил нас Петрушка?» Проявляют интерес к предстоящей деятельности. |
Основной этап - Пословицы - Хохлома - игра «Узелок» - интерактивная игра «Хохломские чудеса» - пазлы «Натюрморт из Гжели» - составление рассказа о Гжельской росписи - игра «Укрась блюдо гжельским узором» - загадки - стихи в картинках - последовательность изготовления глиняных игрушек Продуктивная деятельность Динамическая пауза | Актуализация знаний и начало выполнения действий по задачам НОД: Закреплять знания о хохломском народном промысле. Закреплять умения при выполнении заданий на интерактивной доске. Развивать активную речь (речь-доказательство, речь –аргументация) детей в процессе анализа изделий хохломского промысла. Закреплять знания о гжельском народном промысле. Формировать умение договариваться, работать в команде. Развивать внимание, зрительную память (способность замечать характерные особенности предметов), размышлять, обобщать результаты. Развивать умение составлять связный рассказ. Развивать умение договариваться о совместных действиях, при выполнения задания в парах. Применение знаний, навыков и умений на практике. Развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности; умение самостоятельно использовать детьми в рисовании элементы дымковской росписи: круги, решетка, линия, волнистая линия, кольцо. Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости | Ведет диалог о видах народных промыслов, о людях, создающих данные изделия. Предлагает вспомнить пословицы о труде. Приглашает детей к совместной деятельности, задает вопросы, активизирующие в памяти детей прежние знания и практический опыт. Направляет детей к самостоятельным высказываниям. выражает восхищение. Поощряет детей за внимательность и правильные высказывания. Активизирует детей: игра «Узелок» Приглашает детей к совместной деятельности, дает инструкцию к выполнению задания. Задает вопросы, побуждающие детей доказывать свой выбор и рассуждать. Вовлекает детей в игру. Дает установку детям: разделиться на команды и за ограниченное количество времени собрать целое изображение из частей. Задает вопросы. Поощряет детей за внимательность и правильные высказывания. Предлагает составить рассказ о данном промысле, предлагая игру «Я буду начинать предложение, а вы заканчивать» Мотивирует на выполнение задания «Укрась блюдо гжельским узором» Поощряет детей, поддерживает положительный настрой. Проводит детей по залу. Используя сюрпризный момент (перевоплотившись в мастерицу, при помощи ростовой куклы), загадывает загадки и раздает отгадки. Подводит детей к столу, на котором стоит закрытый сундук, обращая внимания на «странные» рисунки. «Что это может быть?» Предлагает выбрать себе пару, совместно обсудить зашифрованное стихотворение и рассказать его. Акцентирует внимание на предметы, полученные от мастерицы, задает наводящие вопросы, подводя детей к выводу о связи данных предметов с глиняными игрушками. Игра «Лесенка». Побуждает детей обсуждать и делать вывод. Задает вопросы, направленные на практическое применение знаний в творческой деятельности. Способствует индивидуальной работе детей, включает детей в самостоятельную деятельность; предоставляет время для творческой деятельности; предоставляет выбор техники элементов раскрашивания и материалов, наблюдает за детьми во время выполнения задания. Поощряет творческую инициативу. За минуту до завершения дает установку о том, что нужно заканчивать работу. Проводит народную подвижную игру «Заря – зарница» | Внимательно слушают, проговаривают пословицы Продвигаясь по залу дети подходят к месту расположения хохломского промысла. Догадавшись, доказав, что за промысел скрывается, отвечают на порос «Что вы знаете о хохломском промысле?» Дети внимательно слушают и выполняют предложенное задание, доказывая свой выбор. Индивидуально ребенок выбирает узор к изделию, аргументируя свой выбор. Дети подходят к месту расположения гжельского промысла. Собирают пазлы, отвечают на вопрос, аргументируя свой ответ. Совместно с воспитателем составляют связный рассказ, основываясь на уже знакомый материал. Дети продолжают предложение, начатое воспитателем и составляют связный рассказ о промысле. Из ряда предложенных узоров выбирают элементы гжельского, и оформляют ими блюдо. Делают вывод о цветовой гамме данного промысла. Дети отгадывают загадки. Выполняют задания согласно установке воспитателя: вспоминают и рассказывают стихи, обобщают и выстраивают последовательность изготовления глиняных игрушек. Выставляют предметы в нужной последовательности. Ребёнок выбирает игрушку из сундука, средства изобразительности (гуашь, кисточки, ватные палочки, тычок), которые можно применить для изобразительной деятельности. Если возникла трудность, дети обращаются за помощью к воспитателю и друг другу. Участвуют в игре, проговаривают слова, выполняют действия согласно правилам игры. |
Заключительный этап | Формирование умения слушать; направление внимания детей; формирование интереса к содержанию НОД. Формирование элементарных навыков самоанализа. | Организует выставку работ. Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу). Сюрпризный момент, ролик с фотографиями деятельности детей. | Выражают собственные мнения, делятся впечатлениями |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие по познавательному развитию (приобщение детей к русской народной культуре)"Ярмарка Город Мастеров"
Задачи: Обогащать и активизировать знания детей о мастерах родного города , народном промысле, вышивке, вязании, резьбе и росписи по дереву.Познавательное развитиеВоспитывать любовь к природе, уважите...
Спортивное развлечение, построенное на основе русских народных игр, «Ярмарка народных игр»
Сценарий спортивного развлечения, построенное на основе русских народных игр, "Ярмарка народных игр"....
Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Русская ярмарка народных мастеров»
Конспект занятия по позновательному развитию "Русская ярмарка народных мастеров"...
Семейный клуб "Ярмарка народных мастеров"
Смейный клуб для объединения родителей, детей и воспитателей. Для повышения компетентности родителей в вопросах воспитания и развития малышей. Для детей - развитие речевого общения, повышения игравого...
Конспект занятия – развлечения с детьми среднего дошкольного возраста «Ярмарка народных мастеров»
Дошкольники вместе с воспитателем (в коми национальном костюме) путешествуют по Ярмарке народных мастеров..."В красивом-красивом городе на красивой-красивой улице стоят пять красивых-красивых до...
Обобщающее занятие по теме: «Народное творчество» «Ярмарка народных промыслов»
Цель занятия: закрепить знания о народных промыслах, о хохломской, дымковской, филимоновской, гжельской, каргопольской и русской матрешках.Продолжать развивать художественный вкус у детей. Воспит...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Ярмарка народных мастеров»
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Ярмарка народных мастеров»...