Открытое занятие по познавательному развитию (приобщение детей к русской народной культуре)"Ярмарка Город Мастеров"
методическая разработка по развитию речи на тему
Задачи: Обогащать и активизировать знания детей о мастерах родного города , народном промысле, вышивке, вязании, резьбе и росписи по дереву.
Познавательное развитие
Воспитывать любовь к природе, уважительное отношение к народным мастерам, интерес к народной культуре.
Физическое развитие
Развивать координацию движений, физические качества – силу, гибкость, выносливость.
Воспитывать интерес к народным играм.
Развивать познавательный интерес детей к окружающим предметам, интерес к быту древних людей.
Обогащать словарь детей , формировать связную речь, повышать интерес к явлениям и событиям социальной жизни , к человеку.
Развивать совместное общение детей и взрослых. Воспитывать доброжелательное отношение , уважение к человеческому труду и его результатам.
Воспитывать любовь к своей семье, к родному городу. Создать атмосферу праздника.
Материал : Прилавки с товаром, оборудование для экспериментирования, мнемотаблица «Вышивка», Ноутбук, костюмы для детей (скоморох, петрушка)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie.docx | 500.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое занятие по познавательному развитию (приобщение детей к русской народной культуре)
Тема « Ярмарка Город Мастеров»
Задачи: Обогащать и активизировать знания детей о мастерах родного города , народном промысле, вышивке, вязании, резьбе и росписи по дереву.
Познавательное развит
Воспитывать любовь к природе, уважительное отношение к народным мастерам, интерес к народной культуре.
Физическое развитие
Развивать координацию движений, физические качества – силу, гибкость, выносливость.
Воспитывать интерес к народным играм.
Развивать познавательный интерес детей к окружающим предметам, интерес к быту древних людей.
Обогащать словарь детей , формировать связную речь, повышать интерес к явлениям и событиям социальной жизни , к человеку.
Развивать совместное общение детей и взрослых. Воспитывать доброжелательное отношение , уважение к человеческому труду и его результатам.
Воспитывать любовь к своей семье, к родному городу. Создать атмосферу праздника.
Материал : Прилавки с товаром, оборудование для экспериментирования, мнемотаблица «Вышивка», Ноутбук, костюмы для детей (скоморох, петрушка)
Методические приёмы :
Воспитатель : Дети вы были когда нибудь на ярмарке?. Что такое ярмарка?
Дети :(Ярмарка –это место , где продаётся разный товар , сделанный своими руками.)
В наши дни бывают тоже ярмарки , чем же они отличаются от тех ярмарок на Руси?
Воспитатель : Я приглашаю вас отправиться на ярмарку. Представьте себе, что мы на ярмарочной площади. У нас сегодня тоже ярмарка. Народ собирается наша ярмарка открывается.
(Звучит музыка «Золотая ярмарка» , входят дети в костюмах скоморохов)
Тимоня: Эй, народ честной,
Подходи, не стой!
Коль карман пустой-
Просто так постой!
Маланья : Нынче ярмарка –без сомненья!
Начинается представление!
Всех на ярмарку приглашаем
И веселья и покупок вам желаем.!
Тимоня:
«Город мастеров»
Наш праздник называется
Потому что мастера
Здесь лучшие собираются.
Маланья: Здравствуйте Богучарцы. Жители района
Есть у нас для вас товары.
Добрые , отличные!
Воспитатель: Ну что же- начинаем,
Веселиться приглашаем!
Эй ремесленный люд,
Наберись терпения!
Скоро для тебя начнут
Дивное представление
Сценка « Труд кормит , а лень портит»
Петрушка:
Не колода –лодырь,
Не пень а лежит целый день,
Не жнёт , не косит.
А обедать просит.
Тит иди молотить.
Тит : Живот болит.
Петрушка : Тит иди кашу есть!
Тит: А где моя большая ложка?(садится показывает ложку)
Петрушка: Хочешь есть калачи – не сиди на печи.
Петрушка кланяется.
Воспитатель . Дети , как вы думаете , кого петрушки высмеивают в своей сценке? . Как про таких в народе сказывали?
1-й ребёнок: Люди жать , а мы на солнышке лежать.
2-й ребёнок: Спишь, спишь , а отдохнуть некогда.
Воспитатель : Правильно не любили в народе лодырей и лентяев, смеялись над ними. Ну спасибо вам Петрушки.
Тимоня: А ну богачи и ли бедные
Начинаем работу немедленно!.
(мастера расходятся по прилавкам).
« Прилавок мастерицы по вязанию».
Воспитатель : Здравствуйте почётные мастера !Вот мы и пришли к вам на ярмарку на ваш товар посмотреть , себя показать.
Мастерица: Вот товары хороши.
Что угодно для души
Ленточки в косички
Носки и рукавички
Узорами украшены.
Сейчас о них расскажем мы.
Воспитатель : Здравствуйте уважаемая мастерица!
Мастерица: Здравствуйте , добры молодцы и молодицы! На мой товар полюбуйтесь, только не торгуйтесь.
Воспитатель: Ребята посмотрите , чего здесь только нет! И тёплые носочки и варежки, разноцветные коврики. Как вы думаете какие это вещи?
Дети : Вязанные.
Мастерица : Правильно. Нашим умельцам издавна известна узорное вязание. Это ремесло предавалось от матери к дочери. Ну что выберете , что желаете?
Воспитатель: Добры молодцы , красны девицы , что же мы выбираем? (дети выбирают тёплые варежки).
Мастерица . А вы знаете как варежка появилась на свет?
Воспитатель : Я вам расскажу , а вы мне поможете.
Я решила связать варежку. (выставить карточку на первую ступень «Лесенки обозначающую процесс «Задумка». Варежку буду вязать..как вы думаете из чего – из шерсти, шёлка, или капрона?(дети говорят шерсть) Почему вы выбрали шерсть?
Воспитатель: А вот как появилась шерстяная нить мы с вами увидим.
Описательный рассказ ребёнка с показом презентации на ноутбуке»Изготовление шерстяной нити»
Презентация «Изготовление шерстяной нити»
( Женщины стригли овец , разбивали шерсть специальной шерсткобиткой, расчёсывали её , пряли с помощью прялки и веретена, скатывали её в клубок. Так получалась шерстяная нить , из которой затем вязали тёплые вещи.)
Мастерица: А какие инструменты я буду использовать для вязания варежки? ( вставляют следующую карточку инструменты)
Дети : Спицы.
Мастерица : Правильно , молодцы! Варежки вязала по порядку , сначала набрала петли на спицу, , затем провязала ряд за рядом, затем вывязала пальчик (карточка трудовые действия ). Получилась тёплая красивая варежка. (показ результат труда).
Воспитатель : Спасибо вам . Какая же вы мастерица. Каков мастер , такова и работа! Как вы думаете , почему так говорят?
Мастерица: Выбирайте , что по нраву и носите на здоровье!.(Дети выбирают товар)
Тимоня: Делу время , а потехе час!
Кто будет играть со мной сейчас?
Подвижная игра « Колпачок»
Воспитатель : Весело поиграли и дальше за товаром отправились.
«Прилавок мастерицы по вышивке»
Мастерица: А вот платочки
Прям как цветочки
Я пока стежок простой
Ниткой делаю с иглой. А потом картину буду
Вышивать крестом
В каждой работе
Скатерти , салфетке-
Труд мастерицы,
Не правда ли детки?
Здравствуйте уважаемая мастерица.
Мастерица: Здравствуйте господа честные
Люди развитые
Барыня любезная взгляните
Товар мой оцените,
Что по сердцу вам
По сходной цене отдам.
Воспитатель: Здравствуйте уважаемая мастерица!
Мастерица: Здравствуйте господа честные,
Люди развитые!
Барыня любезная взгляните
Товар мой оцените.
Что по сердцу вам
По сходной цене отдам.
Воспитатель: А товару здесь сколько. Какие яркие петушки на скатерти, Фартуки красивые, яркие узоры на полотенцах. Неужели вы это своими руками изготовили?
Какие же у вас золотые руки. Ребята как вы думаете как же называется это ремесло? (Вышивка)
Воспитатель; Уважаемая мастерица послушайте наших детей , они расскажут вам что знают о вышивке.
Описательный рассказ ребёнка по мнемотаблице «Вышивка»
( Вышивка – это рукодельное искусство украшать узорами ткани и материалы. Для вышивания используют инструменты: иглу с большим ушком, чтобы удобно было протягивать нитку, напёрсток , чтобы не уколоть пальцы, для удобства вышивания пользуются пяльцами, деревянными или пластмассовыми. Для вышивания берут специальные нити- мулине. Вышивают скатерти, полотенца. Пояса, фартуки.)
Мастерица. Молодцы! Как много вы знаете о вышивке!. Ребята, я хотела выбрать узоры для вышивки, но они все перепутались. Помогите мне их собрать
Воспитатель ; Конечно поможем. Нужно собрать разрезные картинки, найти пару по цвету и собрать узор .
д/и « Выложи узор»
Пальчиковая игра « Иголка»
Вышивает, шьет иголка,( В правой руке воображаемая иголка)
Пальцу больно,( «шьет» и задевает указательный )
Пальцу колко.( пальчик на левой руке.)
А наперсток (Надевают наперсток.)
В тот же миг( «Шьют».)
К девочке на пальчик
Прыг!
Говорит иголке: (Грозят пальчиком.)
-Шей,
а колоться ты не смей!
Мастерица: Спасибо вам молодцы и молодушки! Помогли вы мне , ноя такой товар за так не отдам! Распотешьте народ , становитесь в хоровод.
Хороводная игра « Горшки»
Считалка : «Цынцы брынцы»
Цынцы-брынцы, балалайка,
Цынцы-брынцы, поиграй-ка,
Цынцы-брынцы, не хочу,
Цынцы-брынцы, спать хочу.
Цынцы-брынцы, куда едешь?
Цынцы-брынцы, в городок,
Цынцы-брынцы, чего купишь?
Цынцы-брынцы, сухарёк.
Выбранный считалкой водящий - «покупатель» – ходит по кругу и, подходя по очереди к каждой паре, ведет с «хозяином» диалог. «Покупатель» спрашивает: «Кум, (кума), не продашь ли горшок?». « Хозяин» может отказаться. В этом случае он говорит: «На продажу не держу!» Тогда водящий идет к следующей паре. Если хозяин готов «продать горшок», диалог получается другой.
«Покупатель»: «Кум, (кума), не продашь ли горшок?»
«Хозяин»: «Купи, что дашь?»
«Покупатель»: «Дам шильце, да мыль, белое белильце, белое полотенце»»
«Хозяин»: «По рукам!»
После этих слов, «хозяин» и «покупатель» ударяют по рукам и бегут в разные стороны по кругу. Задача каждого из них – поскорее занять свободное место около «горшка». Нужно добежать и положить руки на плечи «горшку». Тот, кто успел первым, становится «хозяином», а опоздавший – водящим.
Конечно, «горшкам» в такой игре отводиться очень пассивная роль. Поэтому, если играют дети одного возраста, можно изменить правила. Пусть проигравший состязание в беге становиться «горшком», бывший «горшок» – «хозяином», а победитель – водящим - «покупателем».
Мастерица: Распотешили вы народ! Тары-бары растабары, разбирайте все товары
Тимоня : Широко раскинулась ярмарка , шумит, живая , многолюдная, душу веселит.
Маланья: Голосит , волнуется, торгует , да торгуется.
(Дети подходят к следующему прилавку)
Прилавок мастера и росписи по резьбе по дереву.
Мастер :Эй ребятишки,
Девчонки и мальчишки
Что хотите купить?
Игрушечка – диво.
Изящна . красива!
Угодно купить? Могу уступить,.
У нашего Якова-
Товару было всякого.
Воспитатель: Здравствуйте уважаемый мастер
Мастер Здравствуйте молодцы и молодушки!
Воспитатель : Какой у вас товар интересный, чего только нет , да всё из дерева. Ай да птички сами свищут, сами покупателей ищут!.
Мастер : А скажите девицы и – душечки да добры молодцы, почему игрушечки т деревянные? Сами догадаетесь али как?
Воспитатель :Ребята из чего у нас делают игрушки? (из платсмасса)
Мастер : А почему раньше были только деревянные игрушки? (дерево лёгкое, прочное, удобное для изготовления. Дерево легко пилить , строгать забивать гвозди в него)
Метал -железо) –тяжёлый для игрушек , сложно обрабатывать . Его нужно нагревать при высокой температуре.
Мастер : А как из дерева делали игрушки –лепили, вязали, резали?
А как называется –это ремесло? (Резьба по дереву)
Воспитатель :Как же узнать , что дерево лёгкое . а метал тяжёлый?
Опыт «С водой и магнитом»
( Ребёнок опускает в одну ёмкость деревянный предмет а в другую –железный предмет. Выясняют почему деревянный предмет не тонет, а железный утонул. Предлагаю достать предмет, не замочив ручки- волшебной рукавичкой(рукавичка с магнитиком). Металлический предмет достали, а деревянный нет. Предлагаю подумать как же достать деревянный предмет (вылить воду, или с помощью другого предмета , сачка. Вывод: Магнит притягивает металлические предметы, а деревянные нет.)
Мастер : А ну добры молодцы, посмотрите кА , я начал делать деревянную игрушку но не успел закончить. Как вы думаете какую игрушку я мастерю.(тележку)
Мастер : Правильно , тележку для лошадки. Вы поможете мне её закончить? А что для этого надо?( приколотить к тележке колёсики)
Мастер: Какие инструменты нам пригодятся? Отгадайте загадки:
Бьют Ермилку по затылку, а он не плачет , только ножку прячет?(гвоздь)
Сам худ, а голова с пуд? (Молоток)
Мастер А ещё надо соблюдать технику безопасности при работе с этими орудиями труда.
Воспитатель : Давайте вспомним их?.
1. Инструменты можно брать только в присутствии взрослых.
2. Храни инструменты в специальном месте, например в чемоданчике.
3. Будь внимателен во время работы.
4. Не лазай инструментами в электроприборах.
5. Не бери гвозди в рот.
6. Применяй инструменты по назначению.
Воспитатель Молодцы!
(мастер прибивает колесо) Вот и готова тележка, но что то невесёлая она. Почему?
Правильно её надо расписать . Вы её возьмите в детский сад и распишите яркими красками. Ну а за тележку ничего не возьму , так подарю за старание- доброе слово или пословицу .
Пословицы о труде :
Дело мастера боится.
Каков мастер , такова и работа.
Из пруда не вытащишь рыбку из пруда.
Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.
Без дела жить - только небо коптить.
Воспитатель : Спасибо вам . за ваше ремесло и подарок! Ну а нам пора возвращаться.
Звучит музыка ( Ой ты Порушка Пораня)
Входит мастер по леденцам.
Стойте не уходите! Ох устала , торопилась . слава богу успела, добралась. Испробуйте мой товар! А вот леденцы сладкие на меду , давайте в шапку накладу! Леденцовые петушки , кушайте , угощайтесь , берите – не стесняйтесь!(Угощает детей леденцами)
Танец « Барыня»
Воспитатель: Ай да наплясались мы с вами на ярмарке , товару купили всякого. Вот и солнышко садится за дальний лес. ! Но каждый праздник, когда-то кончается. Вот и наша осенняя ярмарка закрывается.
Мы сегодня с вами дружно пели и плясали,
Мы на ярмарке веселой побывали!
. А теперь, честной народ,
Всех вас угощенье ждет!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в рамках родительского собрания «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» « Ярмарка»
Цель: приобщение к русскому народному творчеству и культуре.Задачи:-Продолжать знакомить с русским народным творчеством с русским народным женским костюмом;-Систематизировать знания детей о ярмарке;-З...
Проект «Приобщение детей к русской народной культуре» «Русский фольклор» Вид проекта: познавательно-творческий.
laquo;Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов, авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем прошлом, о ...
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию детей средней группы "Приобщение детей к русской народной культуре"
Цель: приобщение детей к русской народной культуре через устное народное творчество.Задачи: знакомить детей с русскими традициями (приветствие поклоном); содействовать созданию эмоционального отклика ...
Конспект НОД по познавательному развитию (приобщение к истокам русской народной культуры) "Прогулка в лес".
Конспект НОДпо познавательному развитию (приобщение к истокам русской народной культуры) "Прогулка в лес"....
План конспект занятия в рамках парциальной программы «Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре» в средней группе «Русская изба»
Цель занятия познвкомить детей с устройством русской избы, названиями её частей....
Конспект мастер класса для родителей второй младшей группы «Русские народные игры с детьми» в рамках парциальной программы «Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре»
Цель: Способствовать развитию интереса к русскому фольклору у детей и их родителей...