Открытое занятие по познавательному развитию (приобщение детей к русской народной культуре)"Ярмарка Город Мастеров"
методическая разработка по развитию речи на тему

Токарева Тамара Григорьевна

Задачи: Обогащать и активизировать знания детей о мастерах родного города , народном промысле, вышивке, вязании, резьбе и росписи по дереву.

Познавательное развитие

Воспитывать любовь к природе, уважительное отношение к народным мастерам, интерес к народной культуре.

Физическое развитие

 Развивать координацию движений, физические качества – силу, гибкость, выносливость.

 Воспитывать интерес к народным играм.

Развивать познавательный интерес детей  к окружающим предметам,  интерес к быту древних людей.

Обогащать словарь детей , формировать связную речь, повышать интерес к явлениям и событиям социальной жизни , к человеку.

Развивать совместное общение детей и взрослых. Воспитывать доброжелательное отношение , уважение к человеческому труду и его результатам.

 Воспитывать любовь к своей семье, к родному городу. Создать атмосферу праздника.

 Материал :  Прилавки с товаром,  оборудование для экспериментирования, мнемотаблица «Вышивка», Ноутбук, костюмы для детей (скоморох, петрушка)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx500.97 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие  по познавательному развитию (приобщение детей к русской народной культуре)

 Тема «  Ярмарка Город Мастеров»

Задачи: Обогащать и активизировать знания детей о мастерах родного города , народном промысле, вышивке, вязании, резьбе и росписи по дереву.

Познавательное развит

Воспитывать любовь к природе, уважительное отношение к народным мастерам, интерес к народной культуре.

Физическое развитие

 Развивать координацию движений, физические качества – силу, гибкость, выносливость.

 Воспитывать интерес к народным играм.

Развивать познавательный интерес детей  к окружающим предметам,  интерес к быту древних людей.

Обогащать словарь детей , формировать связную речь, повышать интерес к явлениям и событиям социальной жизни , к человеку.

Развивать совместное общение детей и взрослых. Воспитывать доброжелательное отношение , уважение к человеческому труду и его результатам.

 Воспитывать любовь к своей семье, к родному городу. Создать атмосферу праздника.

 Материал :  Прилавки с товаром,  оборудование для экспериментирования, мнемотаблица «Вышивка», Ноутбук, костюмы для детей (скоморох, петрушка)

 Методические приёмы :

  Воспитатель : Дети вы были когда нибудь на ярмарке?.  Что такое ярмарка?

Дети :(Ярмарка –это  место , где продаётся   разный товар  , сделанный своими руками.)

В наши дни бывают тоже ярмарки , чем же они отличаются от тех ярмарок на Руси?

 Воспитатель : Я приглашаю вас отправиться на ярмарку. Представьте себе, что мы на ярмарочной площади. У нас сегодня тоже ярмарка. Народ собирается наша ярмарка открывается.

(Звучит музыка «Золотая ярмарка» , входят дети в костюмах скоморохов)

Тимоня: Эй, народ честной,

 Подходи, не стой!

Коль карман пустой-

Просто так постой!

 Маланья : Нынче ярмарка –без сомненья!

 Начинается представление!

Всех на ярмарку приглашаем

 И веселья и покупок вам желаем.!

 Тимоня:

«Город мастеров»

Наш праздник называется

Потому что мастера

Здесь лучшие собираются.

Маланья:  Здравствуйте Богучарцы. Жители района

 Есть у нас для вас товары.

Добрые , отличные!

Воспитатель: Ну что же- начинаем,

 Веселиться приглашаем!

Эй ремесленный  люд,

Наберись терпения!

 Скоро для тебя начнут

Дивное представление

 Сценка « Труд кормит , а лень портит»

  Петрушка:

 Не колода –лодырь,

 Не пень а лежит целый день,

 Не жнёт , не косит.

А обедать просит.

 Тит иди молотить.

Тит : Живот болит.

Петрушка : Тит иди кашу есть!

 Тит: А где моя большая ложка?(садится показывает ложку)

  Петрушка:  Хочешь есть калачи – не сиди на печи.

 Петрушка кланяется.

 Воспитатель . Дети , как вы думаете , кого петрушки высмеивают в своей сценке? . Как про таких в народе  сказывали?

1-й ребёнок:  Люди жать , а мы на солнышке лежать.

 2-й ребёнок: Спишь, спишь , а отдохнуть некогда.

Воспитатель : Правильно не любили в народе   лодырей и лентяев, смеялись над ними. Ну спасибо вам  Петрушки.

 

Тимоня: А ну богачи и ли бедные

Начинаем работу немедленно!.

(мастера расходятся по прилавкам).

 « Прилавок мастерицы по вязанию».

 Воспитатель : Здравствуйте почётные мастера !Вот  мы и пришли  к вам на ярмарку на ваш товар посмотреть , себя показать.

 Мастерица: Вот товары хороши.

 Что угодно для души

Ленточки в косички

Носки и рукавички

Узорами украшены.

 Сейчас о них расскажем мы.

 Воспитатель : Здравствуйте уважаемая мастерица!

 Мастерица: Здравствуйте , добры молодцы и молодицы! На мой товар полюбуйтесь, только не торгуйтесь.

 Воспитатель: Ребята посмотрите , чего здесь только нет! И тёплые носочки и варежки, разноцветные коврики. Как вы думаете какие это вещи?

 Дети : Вязанные.

 Мастерица : Правильно. Нашим умельцам издавна известна узорное вязание. Это ремесло предавалось от матери к дочери. Ну что выберете , что желаете?

 Воспитатель: Добры молодцы , красны девицы , что же мы выбираем? (дети выбирают тёплые варежки).

 Мастерица . А вы знаете как варежка появилась на свет?

 Воспитатель : Я вам расскажу , а вы мне поможете.

 Я решила связать варежку. (выставить карточку на первую ступень «Лесенки обозначающую процесс «Задумка». Варежку буду вязать..как вы думаете из чего – из шерсти, шёлка, или капрона?(дети говорят шерсть) Почему вы выбрали шерсть?

Воспитатель:  А вот как появилась шерстяная нить мы с вами увидим.

 Описательный рассказ ребёнка с показом презентации на ноутбуке»Изготовление шерстяной нити»

Презентация «Изготовление шерстяной нити»

C:\Users\user\Desktop\101___02\1304000175_7.jpgC:\Users\user\Desktop\101___02\muzej-valenok-02.jpgC:\Users\user\Desktop\101___02\110 (1).jpgC:\Users\user\Desktop\101___02\0_4d1c7_75c39eb2_XL.jpgC:\Users\user\Desktop\101___02\img11 (2).jpg

(  Женщины стригли овец , разбивали шерсть специальной шерсткобиткой, расчёсывали её , пряли с помощью   прялки и веретена, скатывали её в клубок. Так получалась шерстяная нить , из которой затем вязали тёплые вещи.)

 Мастерица: А какие инструменты я буду использовать для вязания варежки? ( вставляют следующую карточку инструменты)

Дети : Спицы.

C:\Users\user\Desktop\101___02\1329670999_der1_1430562138.jpgC:\Users\user\Desktop\101___02\kak-vjazat-palets-na-varezhke_2.jpgC:\Users\user\Desktop\101___02\image_4510851.jpgC:\Users\user\Desktop\101___02\1126360_1365nothumb500.jpg

 Мастерица : Правильно , молодцы!  Варежки вязала по порядку , сначала набрала петли на спицу, , затем провязала ряд за рядом, затем вывязала пальчик (карточка трудовые действия ). Получилась тёплая красивая  варежка. (показ результат труда).

Воспитатель : Спасибо вам . Какая же вы мастерица. Каков мастер  , такова и работа! Как вы думаете , почему так говорят?

 Мастерица: Выбирайте , что по нраву и носите на здоровье!.(Дети выбирают товар)

 Тимоня: Делу время , а потехе час!

 Кто будет играть со мной сейчас?

Подвижная игра « Колпачок»

 Воспитатель : Весело поиграли  и дальше за товаром отправились.

 «Прилавок мастерицы по вышивке»

 Мастерица: А вот платочки

 Прям как цветочки

 Я пока стежок простой

 Ниткой делаю с иглой. А потом картину буду

Вышивать крестом

 В каждой работе  

 Скатерти , салфетке-

 Труд мастерицы,

 Не правда ли детки?

 Здравствуйте уважаемая мастерица.

 Мастерица: Здравствуйте господа честные

 Люди развитые

 Барыня любезная взгляните

 Товар мой оцените,

Что по сердцу вам

 По сходной цене отдам.

 Воспитатель: Здравствуйте уважаемая мастерица!

Мастерица:  Здравствуйте господа честные,

 Люди развитые!

 Барыня любезная взгляните

Товар мой оцените.

 Что по сердцу вам

 По сходной цене отдам.

Воспитатель: А товару здесь сколько. Какие яркие петушки на скатерти, Фартуки красивые, яркие узоры на полотенцах. Неужели вы это своими руками изготовили?

 Какие же у вас золотые руки.  Ребята как вы думаете как же называется это ремесло? (Вышивка)

Воспитатель; Уважаемая мастерица послушайте наших детей , они расскажут вам что знают о вышивке.

 Описательный рассказ ребёнка по мнемотаблице «Вышивка»

G:\799337537.jpgG:\Zagadga_Zheleznaya_ribka_niryaet-_a_hvost_na_volne_ostavlyaet.jpgG:\rab76.jpgG:\pyalcy_15sm_0 (1).jpgG:\T2i1J6Xj8aXXXXXXXX_!!755337099.jpgG:\p0HzZOv1RsM (1).jpgG:\2015-01-21_131110.jpgG:\baf8211b6200b77ce21f2321a1f5b603 (1).jpgG:\b63a2f8e0267.jpgG:\8119f872e12b37b80b99d1654499fafe.jpg

(  Вышивка – это рукодельное искусство украшать узорами ткани и материалы. Для вышивания используют инструменты: иглу с большим ушком, чтобы удобно было протягивать нитку, напёрсток , чтобы не уколоть пальцы, для удобства вышивания пользуются пяльцами, деревянными или пластмассовыми. Для вышивания берут специальные нити- мулине. Вышивают скатерти, полотенца. Пояса, фартуки.)

 Мастерица. Молодцы! Как много вы знаете о вышивке!. Ребята, я хотела выбрать узоры для вышивки, но они все перепутались. Помогите мне их собрать

 Воспитатель ; Конечно поможем. Нужно собрать разрезные картинки, найти пару по цвету и собрать узор .

  д/и « Выложи узор»

 Пальчиковая игра « Иголка»

Вышивает, шьет иголка,( В правой руке воображаемая иголка)
Пальцу больно,( «шьет» и задевает указательный )
Пальцу колко.( пальчик на левой руке.)
А наперсток (Надевают наперсток.)
В тот же миг( «Шьют».)
К девочке на пальчик
Прыг!
Говорит иголке: (Грозят пальчиком.)
-Шей,
а колоться ты не смей!

 Мастерица: Спасибо вам молодцы и молодушки! Помогли вы мне , ноя такой товар за так не отдам! Распотешьте народ , становитесь в хоровод.

 Хороводная игра « Горшки»

Считалка : «Цынцы брынцы»

Цынцы-брынцы, балалайка,
Цынцы-брынцы, поиграй-ка,
Цынцы-брынцы, не хочу,
Цынцы-брынцы, спать хочу.
Цынцы-брынцы, куда едешь?
Цынцы-брынцы, в городок,
Цынцы-брынцы, чего купишь?
Цынцы-брынцы,  сухарёк.

Выбранный считалкой водящий - «покупатель» – ходит по кругу и, подходя по очереди к каждой паре, ведет с «хозяином» диалог. «Покупатель» спрашивает: «Кум, (кума), не продашь ли горшок?». « Хозяин» может отказаться. В этом случае он говорит: «На продажу не держу!» Тогда водящий идет к следующей паре. Если хозяин готов «продать горшок», диалог получается другой.

«Покупатель»: «Кум, (кума), не продашь ли горшок?»

«Хозяин»: «Купи, что дашь?»

«Покупатель»: «Дам шильце, да мыль, белое белильце, белое полотенце»»

«Хозяин»: «По рукам!»

После этих слов, «хозяин» и «покупатель» ударяют по рукам и бегут в разные стороны по кругу. Задача каждого из них – поскорее занять свободное место около «горшка». Нужно добежать и положить руки на плечи «горшку». Тот, кто успел первым, становится «хозяином», а опоздавший – водящим.

Конечно, «горшкам» в такой игре отводиться очень пассивная роль. Поэтому, если играют дети одного возраста, можно изменить правила. Пусть проигравший состязание в беге становиться «горшком», бывший «горшок» – «хозяином», а победитель – водящим - «покупателем».

Мастерица: Распотешили вы народ! Тары-бары растабары, разбирайте все товары

Тимоня  : Широко раскинулась ярмарка , шумит, живая , многолюдная, душу веселит.

 Маланья: Голосит , волнуется, торгует , да торгуется.

(Дети подходят к следующему прилавку)

 Прилавок мастера и росписи по резьбе по дереву.

 Мастер :Эй ребятишки,

 Девчонки и мальчишки

 Что хотите купить?

Игрушечка – диво.

 Изящна . красива!

 Угодно купить? Могу уступить,.

 У нашего Якова-

 Товару было всякого.

 Воспитатель: Здравствуйте уважаемый мастер

 Мастер Здравствуйте молодцы и молодушки!

 Воспитатель : Какой у вас товар интересный, чего только нет , да всё из дерева. Ай да птички сами свищут, сами покупателей ищут!.

 Мастер : А скажите девицы и – душечки да добры молодцы, почему игрушечки т деревянные? Сами догадаетесь али как?

Воспитатель :Ребята из чего у нас делают игрушки? (из платсмасса)

Мастер : А почему раньше были только деревянные игрушки? (дерево лёгкое, прочное, удобное для изготовления. Дерево легко пилить , строгать забивать гвозди в него)

Метал -железо) –тяжёлый  для игрушек , сложно обрабатывать . Его нужно нагревать при высокой температуре.

 Мастер : А как из дерева делали игрушки –лепили, вязали, резали?

 А как называется –это ремесло? (Резьба по дереву)

Воспитатель  :Как же узнать , что дерево лёгкое . а метал тяжёлый?

 Опыт «С водой и магнитом»

( Ребёнок опускает в одну ёмкость  деревянный предмет а в другую –железный предмет. Выясняют почему деревянный предмет не тонет, а железный утонул.  Предлагаю достать предмет, не замочив ручки- волшебной рукавичкой(рукавичка с магнитиком). Металлический предмет достали, а деревянный нет. Предлагаю подумать как же достать деревянный предмет (вылить воду, или  с помощью другого предмета , сачка. Вывод: Магнит притягивает металлические предметы, а деревянные нет.)

 Мастер : А ну  добры молодцы, посмотрите кА , я начал делать деревянную игрушку но не успел закончить. Как вы думаете какую игрушку я мастерю.(тележку)

 Мастер : Правильно , тележку для лошадки. Вы поможете мне её закончить? А что для этого надо?( приколотить  к тележке колёсики)

Мастер: Какие инструменты нам пригодятся? Отгадайте загадки:

 Бьют Ермилку по затылку, а он не плачет , только ножку прячет?(гвоздь)

 Сам  худ, а голова с пуд? (Молоток)

 Мастер А ещё надо соблюдать технику безопасности при работе с этими орудиями труда.

Воспитатель : Давайте вспомним их?.

          1. Инструменты можно брать только в присутствии взрослых.

           2. Храни инструменты в специальном месте, например в чемоданчике.

           3. Будь внимателен во время работы.

           4. Не лазай инструментами  в электроприборах.

            5. Не бери гвозди в рот.

            6. Применяй инструменты по назначению.

 Воспитатель Молодцы!

(мастер прибивает колесо) Вот и готова тележка, но что то невесёлая она. Почему?

Правильно её надо расписать . Вы её возьмите в детский сад и распишите яркими красками. Ну а за тележку ничего не возьму , так подарю за старание- доброе слово или пословицу .

Пословицы о труде :

 Дело мастера боится.

 Каков мастер , такова и работа.

 Из пруда не вытащишь рыбку из пруда.

Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.

Без дела жить - только небо коптить.

 Воспитатель : Спасибо вам . за ваше ремесло и подарок! Ну а нам пора возвращаться.

Звучит музыка ( Ой ты Порушка Пораня)

Входит мастер по леденцам.

 Стойте не уходите! Ох устала , торопилась . слава богу успела, добралась. Испробуйте мой товар! А вот леденцы сладкие на меду , давайте в шапку накладу! Леденцовые петушки , кушайте , угощайтесь , берите – не стесняйтесь!(Угощает детей леденцами)

 Танец « Барыня»

 Воспитатель: Ай да наплясались мы с вами на ярмарке , товару купили всякого. Вот и солнышко садится за дальний лес. ! Но каждый праздник, когда-то кончается. Вот и наша осенняя ярмарка закрывается.

 Мы сегодня с вами дружно пели и плясали,

Мы на ярмарке веселой побывали!

. А теперь, честной народ,

Всех вас угощенье ждет!

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в рамках родительского собрания «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» « Ярмарка»

Цель: приобщение к русскому народному творчеству и культуре.Задачи:-Продолжать знакомить с русским народным творчеством с русским народным женским костюмом;-Систематизировать знания детей о ярмарке;-З...

Проект «Приобщение детей к русской народной культуре» «Русский фольклор» Вид проекта: познавательно-творческий.

laquo;Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов, авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем прошлом, о ...

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию детей средней группы "Приобщение детей к русской народной культуре"

Цель: приобщение детей к русской народной культуре через устное народное творчество.Задачи: знакомить детей с русскими традициями (приветствие поклоном); содействовать созданию эмоционального отклика ...

Конспект НОД по познавательному развитию (приобщение к истокам русской народной культуры) "Прогулка в лес".

Конспект НОДпо познавательному развитию (приобщение к истокам русской народной культуры) "Прогулка в  лес"....