Конспект занятия – развлечения с детьми среднего дошкольного возраста «Ярмарка народных мастеров»
план-конспект занятия (средняя группа) на тему
Дошкольники вместе с воспитателем (в коми национальном костюме) путешествуют по Ярмарке народных мастеров..."В красивом-красивом городе на красивой-красивой улице стоят пять красивых-красивых домиков. Посмотрите, ребята.. И живут в этих веселых домиках веселые игрушки. По утрам они открывают свои расписные ставенки и смотрят в окошко..."
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия – развлечения с детьми среднего дошкольного возраста
«Ярмарка народных мастеров»
Выполнила: Ладе Надежда Александровна
МБДОУ «Детский сад № 120» г.Сыктывкара
Цель НОД: Обобщение знаний детей о народном декоративно - прикладном искусстве и искусстве родного Коми края. Вызвать эмоциональный отклик, интерес к экспонатам народного декоративно- прикладного искусства и желание участвовать в общем действии на ярмарке.
Задачи по ОО:
Социально- коммуникативное развитие.
* Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми.
* Воспитывать чувство гордости за свою страну, уважение к труду, интерес к народному изобразительному искусству и традициям русского народа
Познавательное развитие.
* Закрепить умение ориентироваться в пространстве; совершенствовать количественный и порядковый счет в пределах 5 .
* Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.
* Познакомить с мастерами Городецкого промысла, особенностями росписи и способами изготовления.
Художественно- эстетическое развитие.
* Закрепить знания о характерных особенностях дымковских, филимоновских игрушек, о матрешке.
* Закрепить знания детей о промыслах своего родного Коми края.
* Познакомить с мастерами Городецкого промысла, особенностями росписи и способами изготовления.
* Совершенствовать умение играть на коми музыкальных инструментах под музыку и закрепить их название.
* Учить детей творчески украшать рукавичку коми –орнаментом.
* Воспитывать у детей любовь к русскому прикладному искусству.
Физическое развитие.
* Закрепить умение сочетать движения и речь.
* Совершенствовать двигательную активность детей в играх.
Речевое развитие.
* Развивать связную речь детей; умение отвечать на вопросы, отгадывать загадки.
*Упражнять в словообразовании прилагательных от существительных с помощью суффиксов (деревянные, глиняные, меховые, кожаные).
* Активизировать словарь: дымковская, филимоновская игрушка, русская матрешка, городецкая роспись, растительные элементы городецкой росписи: бутоны, розаны, купавы, оживка, элементы коми – орнамента: следы оленя, рога оленя, рогатка, крестовой узор, название коми музыкальных инструментов, ярмарка.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие» «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Обеспечение занятия:
Для воспитателя: игрушки ( дымковские, филимоновские), матрешки, макеты домов для торговых рядов, украшенных разными узорами, 1корзина; музыкальное сопровождение – коми народные мелодии, коми музыкальные инструменты, национальный коми костюм для воспитателя, ИКТ презентация « Городецкие умельцы», оформление зала к народной ярмарке, яркие платки и разноцветные атласные ленты, большое солнце, изделия коми мастеров.
Для детей: маска лисы, тарелочки, клееночки, клей, готовые узоры коми –орнамента, заготовки рукавичек из бумаги, угощение, элементы одежды в народном стиле (сарафаны, рубашки, атласные ленты).
Предварительная работа:
Беседы: «Дымковские игрушки», «Филимоноские игрушки», «Русская матрешка», «Мы на севере живем», « Что такое ярмарка».
Рассматривание альбомов и иллюстраций с элементами дымковской, филимоновской росписи, коми –орнаментом, узоры на матрешке.
Рассматривание картинок с бытом коми народа.
Рассматривание игрушек (дымковских, филимоновских, матрешка,) выделение узора.
Рассматривание изделий из кожи и меха коми народных мастеров.
НОД Рисование:
- « В подарок Кузе» - роспись дымковских игрушек.
- « Олененок» - роспись филимоновскими узорами.
- « Коми – орнамент на полоске», « Узор на шапочке»
- « Украсим малицу».
НОД Лепка:
- « Коврик для собачки» ( элементы филимоновской росписи).
- «Сказочная птица» ( дымка).
Рассматривание и игры с коми музыкальными инструментами.
Разучивание коми игр « Руч» (лиса) и « Ош» ( медведь).
Чтение стихов, потешек и загадок о народных игрушках.
С/ролевая игра « Магазин народных игрушек»
Д/и: « Собери узор», « Угадай , что за игрушка» , « Собери матрешку»,
« Разрезные картинки».
Слушание и пение коми музыки и песен.
Взаимосвязь с родителями;
Папка – передвижка « Знакомим детей с народными игрушками»
Выставка детского творчества « Дымковское чудо»
Помощь родителей в пополнение развивающей среды в познавательный уголок к теме « Наш родной Коми край».
Консультация « Влияние народной игрушки на творческое развитие детей»
Методы и приемы:
1. Мотивация детей – встреча с коми мастерицей и беседа.
2. Посещение ярмарки народных мастеров(торговые ряды с разукрашенными домиками с различными узорами).
3.Вопросы и беседа с детьми о разных видах народных игрушек.
4. Загадка о матрешке.
5. Д/И: « Сосчитай матрешек».
6. Физминутка « Мы матрешки»
7.ИКТ просмотр презентации « Городецкие мастера»
8.Пение и игра на коми инструментах.
9. Аппликация « Украсим рукавичку коми – орнаментом»
10.П/и: ( коми) « Руч».
11. Рефлексия.
Ход совместной деятельности:
1 этап - Организационный.
Дети входят в группу, воспитатель встречает их в коми народном костюме.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Какое у вас настроение? (Ответы детей).
Упражнение «Здравствуйте».
Встанем мы в кружочек дружно.
Здравствуй, правая рука! (правая рука вперед)
Здравствуй, левая рука! (левая рука вперед)
Здравствуйте, ладошки! (поворачивают ладошки вверх-вниз)
Хлоп-хлоп-хлоп! (3 раза хлопают)
Здравствуйте, ножки! (пружинка)
Топ-топ-топ! (топают)
Здравствуйте, мои друзья! (берутся за руки)
Всем привет! Машу вам я! (машут друг другу рукой).
А теперь поздороваемся с нашими гостями. Здравствуйте, гости!
Воспитатель: - Молодцы, вы очень вежливые. Присаживайтесь ребята на стульчики. И послушайте , что я вам расскажу.
- Ребята, давным-давно, когда не было магазинов, всё покупали на базарах и ярмарках. У детей не было столько игрушек, как у вас сейчас.
Я приглашаю вас сегодня отправиться на ярмарку мастеров, где живут и работают люди-мастера своего дела.
Воспитатель: - А, вы знаете , что такое ярмарка?
Дети: - Где продают товары, где веселятся и играют, где мастера показывают свои изделия.
Воспитатель - Откуда же берутся искусные мастера? Об этом известен в народе старинный сказ.
Жила в одном селении девушка Марья. Такая мастерица: и прясть, и ткать и игрушки из глины лепить, а уж посуду расписывала – залюбуешься! Прозвали ее за это марьей – искусницей! Прослышал о ней Кощей бессмертный и решил заполучить мастерицу в свое царство. Да только Марья-искусница обернулась жар-птицей, и, улетая, стала ронять на землю разноцветные перышки на память о себе. Куда падало перо, там и появлялись на русской земле новые мастера и мастерицы! Вот такой сказ!
- А теперь, ребята, нужно поторопиться в Ярмарку Мастеров, путь предстоит неблизкий.
Все за мною становитесь,
Друг за другом повернитесь!
Я – ваш новый паровоз,
Ничего, что нет колёс!
Друг за другом мы пойдём,
За вагончиком вагон.
Я колёсами кручу,
Прокатить вас всех хочу,
Чух- чух, ту- ту- ту, вас на ярмарку везу.
Под музыку дети выполняют музыкально-ритмические упражнения.
2 этап - Основной
Воспитатель: Вот мы и добрались…
В красивом-красивом городе на красивой-красивой улице стоят пять красивых-красивых домиков. Посмотрите, ребята.. И живут в этих веселых домиках веселые игрушки. По утрам они открывают свои расписные ставенки и смотрят в окошко.
Воспитатель: -Отгадайте, дети, какие игрушки живут в этом домике?
Дети - Дымковские игрушки.
Воспитатель - Как вы догадались?
Дети - По росписи домика, по узорам.
Воспитатель- Какие они красивые, нарядные, яркие, весёлые!
- Из какого материала их мастер сделал? (Из глины).
- А как их изготавливает мастер? (Ответы детей).
- Каким узором они украшены? (Кружочки, точки, полоски).
- Какие цвета использует мастер, украшая свои игрушки? (Ответы детей).
- Ребята, назовите какие дымковские игрушки есть на нашей ярмарке?
Дети: - Индюк, кормилица, водоноска, конь, барашек, собачка, олень.
Воспитатель. - Ай да молодцы дымковские мастера, порадовали нас своими яркими праздничными игрушками.
Воспитатель: - А теперь идем мы дальше…
Снова дом встречает нас,
кто нас ждет на этот раз.
Воспитатель- Ребята! А теперь попробуйте догадаться, к мастерам, какой игрушки мы сейчас с вами попали?.
Раскинулась близ Тулы деревня Филимоново
Что издавна прославилась игрушкою своей
Из глины: белой, красной, розовой и черной
Лепили барышень, зверюшек и коней
Игрушки эти не простые
А только лишь свистульки расписные
Дети - Филимоновские игрушки.
Воспитатель. - Вы правы, молодцы! Кто мне скажет, какими элементами расписаны эти игрушки?
Дети - Тонкие полоски, звездочки, елочки, кружочки.
Воспитатель. - Какие краски использовали мастера?
Дети - Красные, желтые, белые и зеленые.
Воспитатель– Чем отличаются дымковские игрушки от филимоновских?
Дети – У них длинные, вытянутые шеи и у них есть свистульки.
Воспитатель. - Ребята, это игрушки расписывали не кисточкой, а гусиным пером, а краску разводили на молоке. Эти игрушки любят дети и взрослые. Знаете почему? Потому что это игрушки-свистульки.
Игра на свистульках.
Воспитатель:
Снова в путь зовет дорога
Нам идти совсем не много
Воспитатель: Ребята, а кто живет в этом красивом домике? Попробуйте отгадать:
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская...
Дети: Матрёшка.
Воспитатель выставляет матрешек на стол.
Воспитатель: Вы правильно догадались, молодцы! К нам пришла не одна, Она подружек привела.
Русская матрешка – самый русский национальный сувенир. В нее играют дети в разных уголках нашей планеты. Давайте и мы с ними поиграем.
Дидактическая игра «Расставь матрешек по порядку».
Дети расставляют матрешек от самой большой до самой маленькой.
Воспитатель задает вопросы.
- Сколько матрешек у вас в ряду?
- Которая по счету самая высокая матрешка?
- Самая низкая матрешка?
- А из какого материала сделана матрешка?
Дети: - Из дерева.
- Ребята, во что одеты матрёшки?
Дети: - В сарафаны и платки.
Воспитатель - Да, матрешки сделаны из дерева, но дерево же светлое, не разноцветное, а матрёшки цветные, яркие. Как это получилось?
Дети: - Их раскрасили художники.
Воспитатель- А в чем главный секрет матрешек?
Дети - это кукла с сюрпризом: внутри большой матрешки сидит матрешка поменьше, а в той еще и еще....
Воспитатель. Матрешки – куклы очень веселые, жизнерадостные. Глянешь на их лица, и настроение сразу поднимается, а уж как они любят петь и танцевать! Они и вас приглашают поплясать с собой. Давайте потанцуем вместе с ними. Представьте, что мы все сейчас матрешки.
Физкультурная минутка «Матрешки» (под музыку)
Хлопают в ладошки
Дружные матрешки (хлопки перед собой)
На ногах сапожки (руки на пояс, поочередно выставлять вперед на пятку
Топают матрешки то правую ногу, то левую)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны влево - вправо )
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головы влево – вправо)
Девчонки озорные,
Матрешки расписные.
Хлопают в ладошки
Дружные матрешки (хлопки перед собой)
На ногах сапожки (руки на пояс, поочередно выставлять вперед на пятку
Топают матрешки то правую ногу, то левую)
Воспитатель – Молодцы, ребята!
- Идем с друзьями мы вперед
Дорога нас опять зовет
Кто же встретит нас сейчас
И расскажет свой рассказ.
Воспитатель– А какие мастера в этом домике живут?
Дети – Мы не знаем.
Воспитатель– Ребята посмотрите здесь письмо для нас, давайте почитаем.
- Мы не смогли приехать на ярмарку , но мы послали вам фильм про наших мастеров и наши народные изделия.
Воспитатель– Давайте ребята присядем на стульчики и посмотрим фильм про этих народных мастеров.
Дети смотрят презентацию «Городецкие мастера», воспитатель рассказывает о городецкой росписи.
Воспитатель: 1. На берегу Волги недалеко от Нижнего Новгорода стоит Городец. Там и зародилась городецкая роспись. Каждую неделю, по субботам, сюда в Городец съезжались люди из окрестных деревень, приезжали и из разных городов. Ассортимент городецких изделий широк. Это прялки, короба, шкатулки, сундуки, разделочные доски, посуда, панно-тарелки, деревянные игрушки, детские каталки, мебель, даже части дома — ставни, двери, ворота.
2. А началось все с прялок. Прялка была самым важным подарком на свадьбе, ведь у каждой хозяюшки в доме должна была быть пряжа.
3.Все поделки делаются из дерева.
4. Поэтому изделия не нуждаются в термообработке.
5. Основные цвета городецких росписей: ярко-желтый, синий, зеленый, розовый и голубой.
6. Наиболее распространенными узорами являются разные цветы: розан: центр ровно в середине, вокруг лепестки; купавка: центр сдвинут вверх, а вокруг лепестки, ромашка: от центра к краю нарисованы тонкие лепестки; бутон: центр сдвинут вверх, лепестков нет, ведь бутон – это нераспустившийся цветок; обязательно рисовали зелёные листья и кустики. Присутствовали в росписи так же животные - конь, птица; сюжетные композиции - всадники, кареты, барыни, солдаты, кавалеры, собачки, украшали и дома
7. Заключительный этап росписи – нанесение белой краской штрихов и точек. Этот прием называется «оживкой» и придает работе законченный вид.
8. Затем готовые изделия покрывают лаком. Городецкая роспись — как ее нам не знать. Здесь и жаркие кони, молодецкая стать. Здесь такие букеты, что нельзя описать. Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Воспитатель– Ребята вот мы и познакомились с вами с городецкими мастерами и их изделиями. Вам понравилось. (ответы детей).
Воспитатель- Снова в путь зовет дорога
Нам идти совсем не много.
- Вот мы и пришли к пятому последнему домику на ярмарке.
Воспитатель- Ребята! А теперь попробуйте догадаться, к каким мастерам, мы сейчас с вами попали?
Дети – Коми народным мастерам.
Воспитатель– Совершенно верно! А как вы догадались?
Дети – По узорам, по коми –орнаменту.
Воспитатель– Расскажите, какие товары привезли коми мастера, из чего они сделаны?
Дети – Обувь, одежду, украшения, музыкальные инструменты.
Воспитатель– Чем они украшены?
Дети – коми – орнаментом ( называют название коми – орнамента).
Воспитатель– Ребята, на ярмарке не только торговали и показывали свои изделия, но еще и веселились, пели, танцевали, играли в игры.
- Давайте мы возьмем коми инструменты и повеселимся.
- Как называются эти инструменты? Ответы детей.
-Давайте споем (поиграем) коми песню « Козъö»( дети поют и играют на инсрументах).
Воспитатель– Молодцы, вы очень талантливые! Ребята я приготовила для вас в подарок рукавички, но не успела их украсить, давайте пройдем в мою мастерскую и вы поможете мне их разукрасить нашим коми – орнаментом.
Дети проходят в мастерскую садятся за приготовленные столы и украшаю рукавички готовыми узорами.
Аппликация « Украсим рукавичку»
Воспитатель– Молодцы , какие красивые рукавички у вас получились.
- Ну, а сейчас пришло время отдохнуть и поиграть.
Подвижная коми – игра « Руч» ( лиса)
3 этап – Рефлексивно - оценочный.
Воспитатель: - Ребята, мы побывали с вами на веселой ярмарке в городе мастеров, познакомились и увидели там чудесные предметы из разных городов России. А давайте назовем еще раз, как называется мастер, расписывающий изделия?
Дети – художник.
Воспитатель – Молодцы! Назовите инструмент художника?
Дети – кисть, карандаш.
Воспитатель – Верно. Из какого материала делали свои изделия мастера Дымки и Филимоново? (из глины).
Воспитатель – Да. Какой материал использовали мастера Городецкой росписи и игрушки матрешки? (из дерева).
Воспитатель – Из чего сшили одежду народы коми? (из шкуры оленя).
Воспитатель – Молодцы, ребята, потрудились и повеселились вы на славу, поэтому с ярмарки мы не можем уйти без угощения (воспитатель угощает детей сладкими петушками).
Воспитатель – Вот и солнце закатилось, наша ярмарка закрылась. Ребята, давайте попрощаемся с нашими гостями.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 120» г.Сыктывкара
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка досуга с детьми старшего дошкольного возраста «Ярмарка народных умельцев»
Поддерживать стремление детей активно участвоватьв досуге, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности: петь, читать стихи, танцевать, играть на музыкальных и...
Конспект занятия-прогулки с детьми среднего дошкольного возраста
Конспект проведение прогулки в средней группе.Оборудование для прогулке: маленькие ведёрки, лопатки, мячи.Наблюдение за деревьями и птицами.Цель: - обращать внимание детей на красоту природы, использу...
Конспект занятия-прогулки с детьми среднего дошкольного возраста
Изучение понятия "снегопад", наблюдение за снежинками, любование снегопадом, изучение понятия "сугроб"...
Конспект занятия-беседы с детьми среднего дошкольного возраста «Давайте жить дружно!»
Конспект беседы с детьми среднего дошкольного возрастаЦель: закрепить и обобщить представления детей о необходимости чуткого, доброжелательного отношения к товарищам. Воспитывать умение слушать собесе...
Конспект спортивного развлечения с детьми среднего дошкольного возраста (4 - 5 лет) в рамках акции "Спорт - альтернатива вредным привычкам" на тему: "Спорт - это дружба!"
Цель: способствовать развитию двигательной активности дошкольников, приобщению детей к здоровому образу жизни....
"Мы знатоки природы" Методические разработки конспектов, занятий, развлечений с детьми старшего дошкольного возраста.
quot;Мы знатоки природы" Методические разработки конспектов, занятий, развлечений с детьми старшего дошкольного возраста....
Проект для детей среднего дошкольного возраста "Ярмарка народных промыслов"
Поскольку 2022 год объявлен годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов, моей задачей стало идти в ногу со временем и его требованиями, а значит, выбрать тему для проекта,...