Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Ярмарка народных мастеров»
план-конспект занятия по математике (средняя группа)
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Ярмарка народных мастеров»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ood_yarmarka_narodnyh_masterov_poznanie._9.12.docx | 103.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Улыбка» с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей
(МДОАУ д/с «Улыбка»)
Конспект
образовательной деятельности
по познавательному развитию в средней группе
«Ярмарка народных мастеров»
Подготовил
воспитатель:
Алексеева Л.Н.
Пыть-Ях
2018г.
Тема: «Ярмарка народных мастеров»
Цель: Формировать у детей представление о количественном счете, посредством ознакомления с народной игрушкой.
Задачи:
Образовательные:
- Закреплять количественный счет до 4, умение соотносить цифру с количеством предметов.
-Закреплять умение расставлять предметы по величине.
Развивающие:
- Развивать умение находить предмет в пространстве, определяя его местонахождение словами: вверху, внизу, на, под.
-Развивать представление о том, что в разных уголках России живут и трудятся мастера своего дела.
-Развивать познавательный интерес к истории и культуре своего народа. Развивать внимание, память, обогащать словарный запас.
Воспитательные:
-Воспитывать эмоциональную отзывчивость, интерес и любовь к народному творчеству, бережное отношение к изделиям народных матеров-умельцев.
-Воспитывать интерес к математике, побуждать к сотрудничеству и взаимопомощи.
-Формировать представления у детей гендерных различий.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие
речевое развитие
социально – коммуникативное развитие
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие
Центры активности детской деятельности:
Центр математики
Центр художественного творчества
Форма деятельности: совместная деятельность взрослого и детей
Форма проведения: игра-путешествие
Активизация словаря: название цифр, над, под, вверху, внизу, ярмарка, народные мастера- умельцы, народные игрушки, матрешка, дымковская барыня, лошадка, гжельские игрушки.
Методы и приемы: игровой, наглядный, практическая деятельность детей, словесные, дидактическая игра, использование художественной литературы, беседа, игровая ситуация, вопросы-ответы, показ, объяснение.
Приемы здоровьесберегающих технологий: смена видов деятельности, физминутки, музыкальные динамические паузы.
Материалы и оборудование: Набор карточек с цифрами, игрушки - набор матрешек, дымковские игрушки, гжельские игрушки, силуэты матрешек и элементы для составления узора аппликации, тарелочки, клей, салфетки, образец, мольберт, фонограмма русской народной музыки, музыкальный инструмент бубен, колокольчик, расписные ложки, народный костюм - русский сарафан. Сарафан для девочки-матрешки, русские рубахи для мальчиков-ложкарей.
Ход образовательной деятельности
1.Организационно-мотвационная часть.
В.-Здравствуйте ребята! У нас сегодня много гостей, давайте поздороваемся, и поприветствуем всех, кто находится с нами!
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!"
Если каждый улыбнётся,
Утро доброе начнётся!
В.- Ребята к нам сегодня в гости пришла красивая девочка, а кто же она мы сейчас узнаем, послушайте загадку:
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская.
Д.: Матрёшка.
В. – Правильно, как вы быстро отгадали. Сегодня, к нам в гости пришла Матрёшка с нами поиграть и узнать много нового!
2. Основная часть.
В. – Скажите, пожалуйста, а в какой стране мы живём?
Д. - В России.
В – Если вы заметили, я к вам сегодня тоже пришла в красивом красном сарафане. Это русский национальный наряд.
В-Наша страна Россия очень большая. И когда-то давно в далёкие времена наши предки делали всё своими руками: игрушки, посуду, разные инструменты для работы.
В-А как называли таких людей? (предположения детей)
В – Это русские мастера-умельцы. Они делают своими руками необыкновенные забавные, яркие игрушки, которые очень нравятся и взрослым и детям.
В. – Весь свой товар мастера везли продавать на ярмарку. Кто из вас знает, что
такое ярмарка? (предположение детей)
В. – Ярмарка – это место, где можно и купить и посмотреть разнообразный товар.
Мастера из разных уголков России везут свой товар на ярмарку. Народ ходит
по рядам, любуется, а товара так много, что глаза разбегаются.
В. – Давайте мы сейчас сходим на ярмарку народных мастеров. На ярмарке всегда весело. Идем?
Под счет бубна: 1, 2, 3, обернись и на ярмарке очутись!
В. Вот мы и на ярмарке мастеров! Мы свами пройдёмся по рядам и посмотрим товар мастеров.
(Дети подходят к столу)
В. – Давайте посмотрим, что есть у нас на ярмарке?
В. – Как вы думаете кто это? Правильно, это наша красавица Матрешка! Ребята, это самая главная игрушка русского народа. Каждый гость, который приезжает в Россию обязательно выбирает русскую матрёшку. Матрёшка – это символ России.
– А как вы думаете, из какого материала она сделана? (Ответы детей )
-А кто сможет сосчитать, сколько матрешек на столе? (Ребенок считает)
-А теперь найди цифру, соответствующую количеству матрешек. (Ребенок показывает цифру)
В. -Ребята, а на ярмарках раньше люди веселились, играли в разные народные игры.
В. -Давайте мы сделаем разминку и поиграем в народную игру «Мы матрешки».
Мы красавицы, матрешки (разжимают кулачки, шевелим пальчиками)
Разноцветные одежки
Раз-Матрена, 2-Милаша, (загибают поочередно пальцы)
Мила-три, четыре-Маша,
Маргарита-это пять
Нас нетрудно сосчитать (Разжимают кулачки 2 раза)
Посмотрим, какие еще есть игрушки на ярмарке?
В.- Посмотрите, какие красивые игрушки! (Показывает дымковские игрушки).
В. – Это дымковские игрушки. Здесь и кони, и кавалеры, и барыни.
Из какого материала сделаны, дымковские игрушки? (из глины)
В.- А называются они так, потому что их сделали мастера из деревни Дымково.
Эти игрушки украшают, кругами, точками, полосками, волнистыми линиями.
Посмотрите, сколько труда вложил мастер в эту игрушку. (Дети рассматривают
игрушки: барыня, лошадка)
-А кто сможет сосчитать, сколько дымковсих игрушек на столе? (Ребенок считает)
-А теперь найди соответствующую цифру, количеству игрушек.
В.- сейчас мы с вами поиграем!
Математическая игра «Куда спряталась лошадка»
В.- К нам в гости прибежала лошадка, она хочет с вами поиграть. Когда зазвенит колокольчик, вы закроете глазки, а лошадка в это время от вас спрячется». Воспитатель прячет ее под стол, на стульчик… Дети, открыв глаза, ищут игрушку. Найдя ее, ребята говорят, где она находится. Используя слова: наверху, внизу, на, под.
А посмотрите рядом тоже необычные игрушки. Обратите внимание, какого они н цвета? Это гжельские игрушки, потому что мастера которые расписывают живут в деревне Гжель. Они рисуют по белому фону изделия, используя синюю краску, рисуют цветы, листочки, завитки.
-А кто сможет сосчитать, сколько гжельских игрушек на столе? (Ребенок считает)
-А теперь найди соответствующую цифру, количеству игрушек.
В. –Ребята, а к нам сегодня пришли ребята – ложкари, смотрите в каких они красивых костюмах. Они сейчас нам на ложках сыграют, а мы им похлопаем в ладоши. (Мальчики ложкари играют на ложках под музыку «Танец с ложками»)
В: -пойдемте ребята дальше, а сейчас у нас как в сказке, две дороги и я вас приглашаю поиграть и позаниматься в наших центрах активности: первая дорожка ведет в центр математики, вторая в центр художественного творчества.
-А давайте мы попробуем стать умельцами и мастерицами, мальчики будут умельцами и пойдут в центр математики – считать и расставлять матрешки. А девочки будут мастерицами – они будут для матрешек украшать платья.
Переход в работу по центрам активности.
-Ребята, в «Центре математики», у нас такое задание, нам нужно расставить матрешки по росту и правильно посчитать и подобрать правильную цифру. Кто справился с заданием, меняемся матрешками.
В. – В «Центре художественного творчества», нас ждет такое задание «Укрась матрешке платье», используя детали цветка и листиков из цветной бумаги.
(Показ воспитателя как составлять узор на платье матрешки)
Работа в центрах под тихую русскую музыку.
-Ну что справились с заданием? Давайте девочки мастерицы, покажите какой узор на платье матрешки у вас получился? А сейчас девочки пойдемте к нашим мальчикам. Посмотрим, как справились наши мальчики умельцы? Молодцы, наши мальчики правильно расставили матрешек и посчитали, подобрали нужную цифру . Теперь мальчики пойдут, посмотрят работы наших девочек-мастериц. Девочки показывают платья для матрешек.
В. –А сейчас сюрприз, девочки переверните нижний листик и приложите к платью матрешки! Как здорово получилось! Давайте полюбуемся, покажите мальчикам и нашим гостям!
Заключительная часть. Рефлексия: Вот и закончилась наше путешествие на ярмарку. Нам нужно возвращаться в детский сад. Готовы!
Под счет бубна: 1, 2, 3, обернись в детском садике очутись!
В. -Ребята мы с вами сегодня были на ярмарке, познакомились с разными игрушками, считали их, играли в разные игры, искали лошадку, играли на ложках, мастерили платья для матрешек, считали и расставляли по росту матрешек.
В. - Что вам запомнилось больше всего? Чем вам понравилось сегодня заниматься? Какие игрушки были привезены мастерами на ярмарку? (Ответы детей).
В.- Мы с вами узнали много о русских игрушках, у всех я вижу прекрасное настроение, давайте свою улыбку, подарим друг другу и нашим гостям.
А наша гостья-матрешка, хочет сделать вам сюрприз – раскраски с разными видами росписи (девочка-матрешка дарит детям подарки).
Самоанализ образовательной деятельности по познавательному развитию «Ярмарка народных мастеров» для средней группы (детей 4-5 лет).
Образовательная область: «Познавательное развитие»
1. Тема: «Ярмарка народных мастеров»
Цель: Формировать у детей представление о количественном счете, посредством ознакомления с народной игрушкой.
Задачи:
Образовательные:
- Закреплять количественный счет до 4, умение соотносить цифру с количеством предметов.
-Закреплять умение расставлять предметы по величине.
Развивающие:
-Развивать умение находить предмет в пространстве, определяя его местонахождение словами: вверху, внизу, на, под.
-Развивать представление о том, что в разных уголках России живут и трудятся мастера своего дела.
-Развивать познавательный интерес к истории и культуре своего народа. Развивать внимание, память, обогащать словарный запас.
Воспитательные:
-Воспитывать эмоциональную отзывчивость, интерес и любовь к народному творчеству, бережное отношение к изделиям народных матеров.
-Воспитывать интерес к математике, побуждать к сотрудничеству и взаимопомощи.
-Формировать у детей представления гендерных различий.
В процессе данной образовательной деятельности решались задачи по реализации принципа интеграции образовательных областей:
-По познавательному развитию: Закреплять количественный счет до 4, умение соотносить цифру с количеством предметов, закреплять умение расставлять предметы по величине, развивать умение находить предмет в пространстве, определяя его местонахождение словами: вверху, внизу, на, под.
Развивать познавательный интерес к истории и культуре своего народа. Развивать внимание, память, обогащать словарный запас.
-По социально-коммуникативному развитию - развивать навыки свободного общения с взрослыми и детьми;
-По развитию речи - развивать у детей речевую активность на занятии. Учить детей отвечать на поставленные вопросы, отгадывать и понимать смысл загадок
по художественно – эстетическому развитию: умение составлять узор для платья матрешки, развивать чувство ритма во время музыкальной игры: умение передавать через движения характер музыки.
-По физическому развитию - способствовать закреплению умений детей действовать по сигналу выполняя свободные координированные движения рук и ног в соответствии с текстом.
2. Организация и структура образовательной деятельности
Образовательная деятельность проводилась с подгруппой детей на протяжении 20 минут. Все санитарно-гигиенические требования были соблюдены: помещение проветрено, освещенность соответствовала нормам.
По своей структуре непосредственно образовательная деятельность построена таким образом, чтобы способствовать и поддерживать познавательный интерес. Образовательная деятельность велась воспитателем, одетой в русский сарафан.
Организационная часть включала психологический настрой, благодаря которому была создана атмосфера доброжелательности.
На организационном этапе образовательной деятельности был применен
метод игровой ситуации со словами приветствиями друзьям, и сюрпризный момент с девочкой - матрешкой. В основной части образовательной деятельности использовались разные методы: словесные, беседа, вопросы-ответы, показ, объяснение, игровые ситуации. Наглядный метод использовался во время рассматривания игрушек на ярмарке мастеров, также использовались приемы здоровьесберегающих технологий: смена видов деятельности, физминутки, музыкальные динамические паузы. Приемы были основаны на игровых обучающих ситуациях, которые побуждали детей к речевой деятельности. Дети получили знания о разных народных игрушках, узнали особенности разных видов декоративной росписи, научились создавать узор. Материал для образовательной деятельности был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим и возрастным особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно я считаю, в процессе образовательной деятельности удалось создать положительный эмоциональный настрой детей на работу, атмосферу доброжелательности. Создание нужного эмоционального настроя, мотивация, смена видов деятельности, использование физкультурной паузы, пальчиковой гимнастики позволили не допустить физической и эмоциональной перегрузки детей.
Третья часть – заключительная включала в себя рефлексию и подведение итогов. Ребята остались довольны, что побывали на ярмарке мастеров, дети приобрели знания о народной игрушке – русской матрешке, дымковской и гжельской игрушке, научились различать разные виды росписи, научились создавать узор используя цветовые сочетания, закрепляли количественный счет до 4 и умение соотносить цифру с количеством предметов, закрепляли умение расставлять предметы по величине.
3.Методы и приёмы обучения.
Основной метод – игровой, также использовались и другие методы: наглядный, словесный, дидактическая игра, использование художественной литературы, практическая деятельность детей, беседа, игровая ситуация, вопросы-ответы, показ, объяснение. Приемы здоровьесберегающих технологий: смена видов деятельности, физминутки, музыкальные динамические паузы. Образовательная деятельность представляла собой целостную систему; выбранные и использованные методы и приемы соответствовали её задачам и материалу, были направлены на познавательное развитие детей и явились эффективными в достижении поставленных целей.
4. Результативность по образовательной деятельности
Задания, поставленные детям, были посильны, и задания выполнены. В ходе занятия я чувствовала, что ребята ориентированы на общение, они слышат меня, удерживают словесную инструкцию, работают с интересом. Считаю, что занятие получилось интересным, логичным, последовательным.
Вывод: поставленные задачи реализованы, цель достигнута.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе. «Мы живем в России»
Подготовила Воспитатель 1 квалификационной категорииЕлизарова Татьяна Кронидовна Казань.2015...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «История денег».
Знакомство детей с историей денег....
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе на тему: "Путешествие в страну геометрических фигур"
Конспект по математике в средней группе на закрепление у детей знаний по геометрическим фигурам....
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе детского сада по теме"Форма, цвет, звукоподражание".
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе детского сада по теме"Форма, цвет, звукоподражание"....
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Путешествие в царство цветов» .
Цели и задачи:- Расширить представления детей о цветах, поддерживать интерес к жизни растений, желание наблюдать за ними.- Воспитывать бережное отношение к цветам.-Уточнить и обобщить представления де...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе на тему «Путешествие в сказку»
Выявить знания детей:умение соотносить цифру с количеством предметов;знания о геометрических фигура;знания о временах года (зима, весна, лето, осень);умение ориентироваться на листе бумаги; конст...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе "Фрукты".
Занятие помогает закреплять знания детей о фруктах, умение различать их по внешнему виду и вкусу....