Проект «Формирование представлений о космосе у детей старшего дошкольного возраста».
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Астрономия – это основа общего образования… наука о звездах и планетах… без нее человек никогда не знал, какое место он занимает во Вселенной.
Камиль Фламмарион
С древних времен люди наблюдали или просто смотрели на небо. Делая свои первые шаги по земле человек, ощущал зависимость от неба и вся его жизнь и деятельность во многом зависели от него. Наши предки хорошо разбирались и знали «повадки» неба. Небо для них было живым существом, наполненным и многообразно себя проявляющим. Вот это знание неба и любовь к нему необходимо воспитывать у дошкольников.
Не так давно проблем «дошкольной астрономии» не существовало, потому что никто не воспринимал ее всерьез и ее просто не было. Все считают, что дошкольники еще не доросли до астрономии и из окружающего их мира (комната, дом, улица, город и т.д.) Вселенная безоговорочно исключалась.
Сегодня все понимают, что детей необходимо готовить к школе. Существуют различные программы обучения и воспитания старших дошкольников, которые предусматривают ознакомление детей с окружающим миром, элементарными математическими понятиями, изобразительным искусством и экологической культурой. Между тем «Вселенная» это не добавка к и без того перегруженной программе обучения малышей. Ознакомление с увлекательнейшей наукой о природе – это своего рода интеллектуальный подарок детям, мотивация к развитию их любознательности, появлению у них устойчивого интереса к учебе.
Во-первых, возникает вопрос о том, чему учить малышей. Можно сказать, что «дошкольная астрономия» – это первое ознакомление детей с системой представлений о мире небесных тел. И мы должны постараться систематизировать уже имеющиеся у детей разрозненные представления о Солнце, Луне, звездах и т.д.
Многие малыши уже кое-что знают о космонавтах и хотят знать, что космонавты там видят, зачем летают в Космос, и т.д. Нередко от малышей можно услышать совсем недетские вопросы. Каждый ли взрослый сумеет объяснить ребенку, какие они, эти «черные дыры» или, «что кушает Солнышко»… Для того чтобы убедиться в том, что все это не выдумки, понаблюдайте за своими маленькими детьми и внуками, посмотрите, какие «мультики» им нравятся больше, прислушайтесь к их разговорам с друзьями. Многие маленькие дети с удовольствием будут слушать рассказы о Вселенной, захотят больше узнать о ней и играть в «астрономические игры».
Во-вторых, вопрос выбора методов обучения. К наиболее приемлемым видам занятий с малышами можно отнести ролевые игры (дети играют во дворе или в помещении «в Солнышко», «в Луну» и т.д.) и беседы с детьми во время прогулок. А также, через увлекательные «астрономические сказки», которые написанные в диалогической форме. Поэтому….
В-третьих, необходимо создание библиотеки доступных и интересных книжек, наглядных таблиц (картин), а возможно и компьютерных игр. Рекомендуем книги в домашнюю библиотеку:
- Е.П. Левитан «Звездные сказки». В этой книге любимый поросенок маленькой девочки горюет из-за того, что не может поднять голову и любоваться Солнышком и Луной. Задумавшись, девочка осознает, что ведь и она редко смотрит на небо и почти совсем ничего не знает о нем. Ей приходится познакомиться со светилами, которые украшают дневное и ночное небо, поговорить с ними, узнать много интересного о них.
- «Вселенная дошкольника», в содержании которой десять бесед и «астрономических игр» .
Как рассказать ребенку о бесконечности, о строении планет и звездных систем? С чего начать? Вопросов возникает множество.
С помощью изучения астрономии в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения расширяются и уточняются представления детей о природе, закрепляется умение наблюдать; формируются представления о чередовании частей суток, времен года и их характеристиках. А главное, ребенок понимает, что человек – часть природы; на него возложена важнейшая функция по бережному отношению к ней, ее охране и защите. Дети учатся понимать значение солнца и воздуха в жизни человека, животных и растений. Через призму знаний о космосе организован процесс сезонных наблюдений за природой, что позволяет дошкольнику видеть мир более целостно и научно.
Образовательная область «Познавательное развитие» программы детского сада призвана развить у детей познавательно исследовательскую и продуктивную (конструктивную) деятельность, сформировать у них целостную картину мира, расширить кругозор (наряду с задачами сенсорного развития и формирования элементарных математических представлений). Через изучение астрономии воспитывается интерес ребенка к географии. Играя в астрономию, ребенок знакомится с миром профессий, связанных с этой областью деятельности человека.
Исследовательская деятельность в наибольшей степени располагает необходимыми возможностями для усвоения базовых знаний по астрономии, является отличной информационной и экспериментальной площадкой, позволяющей создавать как индивидуальные, так и групповые проекты, а также организовывать их презентации. Дети учатся подходить к научным и культурным достижениям не только с позиций потребителя готовой информации, но в качестве маленького ученого, участника научных конференций, проводимых в игровой форме, становясь в позицию экспериментатора, исследователя, Учится задавать вопросы и находить ответы на них, ориентируясь в бездонном потоке информации.
Ребенок погружается в многообразный мир техники и науки, учится элементарно анализировать роль человека в освоении новых областей знания и оценивать влияние техногенных факторов на развитие нашей планеты и Вселенной в целом.
Через решения познавательных задач в ходе знакомства дошкольников с космосом реализуются цели воспитания, т. е. формируются основы гражданской позиции дошкольника как представителя мира («Я – гражданин мира»), его желание сопереживать планете и ее жителям (человеку и другим живым организмам) в сложных ситуациях (например, полярным медведям в результате глобального потепления или жителям региона, подвергшегося последствиям неудачного запуска космической ракеты и т.д.).
Загадки Вселенной всегда будоражат воображение с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звёзды – это одновременно так близко ив то же время так далеко. Космос – это совершенно незнакомая тема для дошкольников, у детей нет знаний о космосе, первом человеке, полетевшем в космос, об аппаратах, изучающих космическое пространство, о празднике – дне космонавтики. Всё это происходит по тому. Что при реализации дошкольных образовательных программ в ДОУ теме «Космос» отводится всего неделя. А для изучения такой обширной темы это очень мало. В эту неделю воспитатель сможет рассказать лишь общую информацию и объём её будет катастрофически мал.
Космос – это не только Солнце и звёзды. Это ещё и наша планета, на которой есть жизнь, меняются погодные условия, происходят открытия, растут растения, есть вода и металлы, живут люди и животные – и на всё это влияет космическое пространство.
До сих пор остаются открытыми вопросы о том, как и почему появилась наша планета, откуда появилась жизнь и, самый главный вопрос, есть ли во Вселенной планеты, пригодные для жизни или уже обитаемые?
Изучая тему «Космос» более широко и глубоко дети смогут получить не только ценные знания, но и, возможно, определиться с будущей профессией (вдруг, кто-нибудь из них будущий космонавт или талантливый изобретатель или учёный?).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_0.docx | 60.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 33 комбинированного вида Московского района
Проект по самообразованию
«Формирование представлений о космосе у детей старшего дошкольного возраста».
Автор Костина Екатерина Олеговна
Воспитатель, высшая квалификационная категория
Санкт-Петербург, 2021 год.
Оглавление
Актуальность выбранной темы. 3
Авторские статьи по теме «Дошкольной астрономии». 10
Перспективное планирование по проекту. 17
Список методической литературы. 26
Список художественной литературы для чтения. 27
Список дидактических игр и пособий. 29
Актуальность выбранной темы.
Астрономия – это основа общего образования… наука о звездах и планетах… без нее человек никогда не знал, какое место он занимает во Вселенной.
Камиль Фламмарион
С древних времен люди наблюдали или просто смотрели на небо. Делая свои первые шаги по земле человек, ощущал зависимость от неба и вся его жизнь и деятельность во многом зависели от него. Наши предки хорошо разбирались и знали «повадки» неба. Небо для них было живым существом, наполненным и многообразно себя проявляющим. Вот это знание неба и любовь к нему необходимо воспитывать у дошкольников.
Не так давно проблем «дошкольной астрономии» не существовало, потому что никто не воспринимал ее всерьез и ее просто не было. Все считают, что дошкольники еще не доросли до астрономии и из окружающего их мира (комната, дом, улица, город и т.д.) Вселенная безоговорочно исключалась.
Сегодня все понимают, что детей необходимо готовить к школе. Существуют различные программы обучения и воспитания старших дошкольников, которые предусматривают ознакомление детей с окружающим миром, элементарными математическими понятиями, изобразительным искусством и экологической культурой. Между тем «Вселенная» это не добавка к и без того перегруженной программе обучения малышей. Ознакомление с увлекательнейшей наукой о природе – это своего рода интеллектуальный подарок детям, мотивация к развитию их любознательности, появлению у них устойчивого интереса к учебе.
Во-первых, возникает вопрос о том, чему учить малышей. Можно сказать, что «дошкольная астрономия» – это первое ознакомление детей с системой представлений о мире небесных тел. И мы должны постараться систематизировать уже имеющиеся у детей разрозненные представления о Солнце, Луне, звездах и т.д.
Многие малыши уже кое-что знают о космонавтах и хотят знать, что космонавты там видят, зачем летают в Космос, и т.д. Нередко от малышей можно услышать совсем недетские вопросы. Каждый ли взрослый сумеет объяснить ребенку, какие они, эти «черные дыры» или, «что кушает Солнышко»… Для того чтобы убедиться в том, что все это не выдумки, понаблюдайте за своими маленькими детьми и внуками, посмотрите, какие «мультики» им нравятся больше, прислушайтесь к их разговорам с друзьями. Многие маленькие дети с удовольствием будут слушать рассказы о Вселенной, захотят больше узнать о ней и играть в «астрономические игры».
Во-вторых, вопрос выбора методов обучения. К наиболее приемлемым видам занятий с малышами можно отнести ролевые игры (дети играют во дворе или в помещении «в Солнышко», «в Луну» и т.д.) и беседы с детьми во время прогулок. А также, через увлекательные «астрономические сказки», которые написанные в диалогической форме. Поэтому….
В-третьих, необходимо создание библиотеки доступных и интересных книжек, наглядных таблиц (картин), а возможно и компьютерных игр. Рекомендуем книги в домашнюю библиотеку:
- Е.П. Левитан «Звездные сказки». В этой книге любимый поросенок маленькой девочки горюет из-за того, что не может поднять голову и любоваться Солнышком и Луной. Задумавшись, девочка осознает, что ведь и она редко смотрит на небо и почти совсем ничего не знает о нем. Ей приходится познакомиться со светилами, которые украшают дневное и ночное небо, поговорить с ними, узнать много интересного о них.
- «Вселенная дошкольника», в содержании которой десять бесед и «астрономических игр» .
Как рассказать ребенку о бесконечности, о строении планет и звездных систем? С чего начать? Вопросов возникает множество.
С помощью изучения астрономии в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения расширяются и уточняются представления детей о природе, закрепляется умение наблюдать; формируются представления о чередовании частей суток, времен года и их характеристиках. А главное, ребенок понимает, что человек – часть природы; на него возложена важнейшая функция по бережному отношению к ней, ее охране и защите. Дети учатся понимать значение солнца и воздуха в жизни человека, животных и растений. Через призму знаний о космосе организован процесс сезонных наблюдений за природой, что позволяет дошкольнику видеть мир более целостно и научно.
Образовательная область «Познавательное развитие» программы детского сада призвана развить у детей познавательно исследовательскую и продуктивную (конструктивную) деятельность, сформировать у них целостную картину мира, расширить кругозор (наряду с задачами сенсорного развития и формирования элементарных математических представлений). Через изучение астрономии воспитывается интерес ребенка к географии. Играя в астрономию, ребенок знакомится с миром профессий, связанных с этой областью деятельности человека.
Исследовательская деятельность в наибольшей степени располагает необходимыми возможностями для усвоения базовых знаний по астрономии, является отличной информационной и экспериментальной площадкой, позволяющей создавать как индивидуальные, так и групповые проекты, а также организовывать их презентации. Дети учатся подходить к научным и культурным достижениям не только с позиций потребителя готовой информации, но в качестве маленького ученого, участника научных конференций, проводимых в игровой форме, становясь в позицию экспериментатора, исследователя, Учится задавать вопросы и находить ответы на них, ориентируясь в бездонном потоке информации.
Ребенок погружается в многообразный мир техники и науки, учится элементарно анализировать роль человека в освоении новых областей знания и оценивать влияние техногенных факторов на развитие нашей планеты и Вселенной в целом.
Через решения познавательных задач в ходе знакомства дошкольников с космосом реализуются цели воспитания, т. е. формируются основы гражданской позиции дошкольника как представителя мира («Я – гражданин мира»), его желание сопереживать планете и ее жителям (человеку и другим живым организмам) в сложных ситуациях (например, полярным медведям в результате глобального потепления или жителям региона, подвергшегося последствиям неудачного запуска космической ракеты и т.д.).
Загадки Вселенной всегда будоражат воображение с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звёзды – это одновременно так близко ив то же время так далеко. Космос – это совершенно незнакомая тема для дошкольников, у детей нет знаний о космосе, первом человеке, полетевшем в космос, об аппаратах, изучающих космическое пространство, о празднике – дне космонавтики. Всё это происходит по тому. Что при реализации дошкольных образовательных программ в ДОУ теме «Космос» отводится всего неделя. А для изучения такой обширной темы это очень мало. В эту неделю воспитатель сможет рассказать лишь общую информацию и объём её будет катастрофически мал.
Космос – это не только Солнце и звёзды. Это ещё и наша планета, на которой есть жизнь, меняются погодные условия, происходят открытия, растут растения, есть вода и металлы, живут люди и животные – и на всё это влияет космическое пространство.
До сих пор остаются открытыми вопросы о том, как и почему появилась наша планета, откуда появилась жизнь и, самый главный вопрос, есть ли во Вселенной планеты, пригодные для жизни или уже обитаемые?
Изучая тему «Космос» более широко и глубоко дети смогут получить не только ценные знания, но и, возможно, определиться с будущей профессией (вдруг, кто-нибудь из них будущий космонавт или талантливый изобретатель или учёный?).
Паспорт проекта.
О проекте. | Содержание работы. |
Цель: | Формирование у детей представлений о космическом пространстве, Вселенной, звёздах, планетах, галактиках, небесных телах; об освоении космоса людьми, его значении в жизни людей и всего живого на планете. |
Задачи: | Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
|
Участники проекта: | Дети старше-подготовительной группы, воспитатели, родители. |
Сроки реализации: | Один учебный год. |
Этапы реализации проекта.
Название этапа. | Содержание работы. | Сроки реализации |
Аналитический |
| Сентябрь |
Основной |
| Сентябрь - май |
Заключительный |
| Май |
Авторские статьи по теме «Дошкольной астрономии».
Рождение "Дошкольной астрономии"
Е.П. Левитан,
доктор педагогических наук
"Земля и Вселенная", 2010, № 6
В недалеком прошлом проблем «дошкольной астрономии» не существовало, потому что ее просто не было и никто всерьез о ней не говорил. По умолчанию считалось, что детсадовские малыши до астрономии не доросли и из их окружающего мира (комната, дом, улица, город и т.д.) Вселенная безоговорочно исключалась. Но со временем ситуация изменилась, и, по мнению автора, сейчас не только можно, но и нужно рассматривать дошкольную астрономию как одно из перспективных направлений дидактики астрономии, предметом исследования которой традиционно являются методические, педагогические и философские проблемы астрономического образования старшеклассников.
Нужна ли дошкольная астрономия
Многолетний опыт преподавания астрономии в советской школе, где астрономия была обязательным предметом, свидетельствует о том, что недостаточно преподавать астрономию только на пороге окончания школы. Для глубокого и прочного усвоения основ астрономии необходимо терпеливо формировать важнейшие астрономические понятия, начиная с первых лет обучения в школе и даже с дошкольного возраста детей. Схема такого поэтапного процесса рассматривалась автором в его книгах «Дидактика астрономии» и «Вселенная школьника XXI века», а также в статьях, посвященных четырем ступеням детского и юношеского познания Вселенной («Вселенная дошкольника», «Вселенная младшего школьника», «Вселенная подростка», «Вселенная старшеклассника»). В основу этой «педагогической иерархии вселенных» положена именно дошкольная астрономия, которую можно считать не только своеобразным введением в школьное астрономическое образование, но и стартовой площадкой для развития школьной, любительской и профессиональной астрономии.
В XXI в. космос стал неотъемлемой частью жизни не только взрослых, но и детей. Маленькие дети, не по годам умненькие, сегодня хотят получить ответы на интересующие их вопросы, не дожидаясь, когда станут школьниками. Задача дошкольной педагогики и психологии – определить, нужно ли в дошкольном возрасте обсуждать с ними такие взрослые проблемы, как те, что связаны с устройством Вселенной и космическими полетами. Сейчас я убежден в том, что есть веские основания дать положительный ответ на этот вопрос. Речь идет не о том, чтобы каким-то образом заставлять дошкольников заниматься астрономией. Речь идет не о том, чтобы как-то искусственно перегружать детей недоступными им понятиями. Речь идет только о том, что мы можем и должны способствовать развитию естественного интереса, возникающего пусть даже не у всех малышей, а лишь у тех из них, кто больше всего интересуется космосом. Это поможет развивать их интеллект и в буквальном смысле расширять кругозор и обязательно вскоре сделает их детьми, интересными для одноклассников, потому что ученик младших классов, проявляющий определенную эрудицию в вопросах астрономии, неизменно оказывается в центре внимания детей, окружающих его в школе и дома.
Интересно ли и доступно это детям?
«Детская астрономия» стремительно молодеет, что связано с рядом факторов разной природы (акселерация, появление богатой астрономической информации в Интернете, необходимость использовать естественный интерес к астрономии как мотив учебы в школе и т.д.). Давно известно, что личность формируется в детском и юношеском возрасте, но лишь сравнительно недавно психологи выяснили, что мышление ребенка уже дошкольного возраста перестает быть только наглядно-образным, оно может быть и в какой-то мере абстрактным, позволяющим ему достаточно адекватно воспринимать то, что ранее считалось недоступным для ребенка. Этим мы и пытаемся воспользоваться, предлагая воспитателям различных детских дошкольных учреждений, родителям, бабушкам, дедушкам и просто неравнодушным к астрономии взрослым, проводить с дошкольниками занятия по астрономии (и тесно связанной с ней космонавтике). При это мы учитываем и то, что дети старшего дошкольного возраста с удовольствием наблюдают за различными природными явлениями. Следовательно, их легко заинтересовать простейшими астрономическими наблюдениями, которые, как правило, должны быть не одноразовыми, а продолжаться на протяжении довольно длительного времени. О том, что такие занятия не только доступны, но и интересны старшим дошкольникам, свидетельствуют их бесчисленные «почемучкины» вопросы, их желание читать вместе со взрослыми адресованные им книги, посещать планетарии и музеи космонавтики. В том что астрономия и космонавтика интересуют дошкольников, легко убедиться, побеседовав с детьми в детских садах или наблюдая за ними во время экскурсий. Ограничусь одним примером. 4 октября 2009 г. я был приглашен в московский Мемориальный музей космонавтики, где торжественно отмечались годовщина запуска I ИСЗ и начало учебного года в системе «музейной педагогики». Многие родители привели на этот праздник детей дошкольного возраста, и можно было наблюдать, какой интерес вызывали у малышей экспонаты Музея и рассказы экскурсоводов. Мне нередко приходится слышать от специалистов в области астрономии и космонавтики, взявших на себя труд вести кружки в различных учреждениях дополнительного образования, что число детей среднего и старшего возраста, занимающихся в этих кружках, в последнее время заметно уменьшилось, а старших дошкольников, желающих заниматься астрономией, становится больше… Занятия астрономией не только доступны и интересны дошкольникам, но и полезны им, поскольку способствуют развитию любознательности и познавательных способностей малышей, внося тем самым существенный вклад в подготовку детей к учебе в школе.
К сожалению, часто забывают о том, что учеба в школе должна быть интересной школьникам, а потому до сих пор скуку не удалось изгнать из стен школы, хотя к этому призывали великие педагоги прошлого, например, К.Д. Ушинский. Между тем вряд ли может быть что-нибудь более интересное, чем изучение астрономии. Я утверждаю это не только и не столько потому, что, еще в школьные годы увлекшись астрономией, до сих пор обожаю занятия ею. Убежден, что познание тайн Вселенной и приобщение к ним - источник постоянного и глубочайшего интеллектуального и эмоционального наслаждения, которого не должны лишать себя ни взрослые, ни дети. Вселенная весьма неохотно раскрывает свои тайны. Они глубоки и сложны, но, к счастью, суть их может быть популярно и увлекательно изложена. Благодаря этому знания о Вселенной, когда-то являвшиеся достоянием горстки посвященных, могут в наши дни стать доступными каждому. Могут, но далеко не всегда становятся, ведь не секрет, что знания по астрономии у многих взрослых людей, живущих в космической эре, остаются на уровне, очень далеком от современного. Нередко вопросы о космосе, задаваемые в наши дни маленькими «почемучками», ставят взрослых в тупик.
…Хорошо было первобытному папаше, который, нарисовав на песке семизвездие ковша Большой Медведицы, практически уже осуществил астрономическое образование своих детишек. Этот папаша нарисовал то, что видел на небе, но при всем желании он не мог рассказать детям о том, что такое звезды, что представляют собой Луна и Солнце и т.д.
Сегодня трудно себе вообразить, что всего 500 лет назад Н. Коперник открыл, что Земля – одна из планет Солнечной системы. За столетия, прошедшие со времени открытия Коперника, астрономы узнали много важного и интересного о природе Солнца, планет, астероидов и комет, то есть небесных тел, входящих в Солнечную систему. Во времена Коперника еще не был изобретен телескоп, а сейчас в распоряжении астрономов огромные наземные и космические телескопы, которые позволяют заново открыть и Солнечную систему, и Галактику, и, наконец, необъятную Вселенную, крошечной частью которой являются Солнечная система, наша Земля и мы все, живущие на ней.
Вселенная XXI в. поражает воображение. За красивым «занавесом» из наблюдаемых нами созвездий телескопы позволяют увидеть грандиозный Мир звезд и галактик, удаленных от нас на невообразимые расстояния и обладающих поистине удивительными свойствами. Этот Мир «населяют» звезды-гиганты и звезды-карлики, в нем есть множество чудовищных черных дыр, в нем встречаются самые разнообразные галактики (в том числе «галактики-каннибалы»)… Уже давно стало известно, из-за чего происходят затмения Солнца и Луны, почему Луна меняет свой вид, появляются «падающие звезды» и кометы. И, конечно, не только это, ведь мы, например, поняли, как велика Вселенная, какое место в ней занимают наша Солнечная система и наша Галактика. Мы узнали, что наша Вселенная, несмотря на весьма почтенный возраст (ей примерно 14 млрд лет), остается вечно молодой.
На наших глазах осуществляется многовековая мечта человечества – полеты в космос. Люди могут работать пока только в околоземном космическом пространстве, и лишь несколько человек летали на Луну. В недалеком будущем облет Луны смогут совершать космические туристы, которые уже выстроились в очередь. Вначале это будет, конечно, шоу для богачей, но со временем все большее число людей сможет участвовать в подобных развлечениях. Космические туристы будут развлекаться, а космонавтам и астронавтам предстоят полеты на Луну и Марс с пользой для науки.
Людей в космосе опережают роботы. Именно такими, по сути, являются автоматизированные искусственные спутники Земли и автоматические межпланетные станции, которые уже сейчас успешно летают к близким и далеким планетам, астероидам и кометам.
Незаметно освоение космоса вошло в нашу жизнь, ведь без искусственных спутников Земли сейчас невозможно представить себе, например, современные теле- и радиовещание, метеорологию, навигацию и т.д. И, конечно, не случайно именно космические сюжеты положены в основу современных фантастических фильмов, мультфильмов и многих литературных произведений. Не случайно потому, что просто ничего не может быть интереснее. Однако было бы преувеличением, если бы мы утверждали, что астрономией и космонавтикой легко заинтересовать всех детей, тем более дошкольников. Дело в том, что все дети разные, а потому не только воспитатели детских садов, но и родители прекрасно понимают, что одним детям интересно узнавать о звездах и космонавтах, а другим – о цветах и бабочках. Поэтому, предлагая заниматься с дошкольниками астрономией и космонавтикой, мы, по сути, предлагаем проводить своеобразные дошкольные факультативы, которые должны предназначаться не для всех детей, а лишь для тех любознательных старших дошкольников, которые интересуются Космосом.
Можно ли включить занятия астрономией и космонавтикой в систему развития дошкольников
Теперь попытаемся выяснить, насколько вписываются занятия астрономией и космонавтикой в современную систему развития детей старшего дошкольного возраста, очень важного для формирования личности ребенка. Теоретические основы российской системы воспитания и образования дошкольников сформулированы в соответствующих концепциях («Концепция дошкольного воспитания», 1989; «Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)», 2003). В них, в частности, подчеркивается «недопустимость искусственной акселерации развития ребенка, излишнего увлечения школьными технологиями, а также игнорирования или недооценки игровой деятельности в дошкольный период детства». Именно поэтому автор предлагает постараться отойти от привычной классно-урочной системы, проводя менее формально занятия с дошкольниками по астрономии и космонавтике. Само понятие «дошкольная астрономия», как правило, включает в себя и дошкольную космонавтику, что отражает объективную взаимосвязь современной астрономии и современной космонавтики.
Сейчас принято считать, что важно воспитывать у дошкольников качества личности, необходимые для успешной учебы в школе, а не изучать с ними учебный материал I класса школы. В настоящее время система дошкольного образования представляет собой многофункциональную сеть дошкольных образовательных учреждений (различные детские сады, центры развития ребенка, образовательные учреждения «Начальная школа – детский сад», группы кратковременного пребывания детей в детском саду, а также в некоторых учреждениях дополнительного образования, например при Домах детского и юношеского технического творчества). Кроме того, все чаще появляются семейные детские сады, а некоторые родители находят возможность развивать и воспитывать своих детей дома. Можно утверждать, что занятия астрономией с дошкольниками уместны при всех перечисленных организационных формах работы с ними. Эти занятия разнообразят и наполнят радостью жизнь ребенка в дошкольных учреждениях, будут способствовать укреплению интеллектуальной связи между родителями и «домашними» детьми, позволяя заполнить досуг увлекательным делом, интересным не только детям, но и их родителям. В содержательной стороне дошкольного образования мы придерживаемся курса на личностно-ориентированный стиль общения с детьми, присущий гуманистической педагогике. Это тоже имеет прямое отношение к занятиям с дошкольниками астрономией, потому что только при таком подходе можно начать воспитывать у ребенка осознание того, что он является частью огромного окружающего его мира («сыном Солнца», «сыном Солнечной системы» и т.д.). Занятия астрономией и космонавтикой настолько интересны, что незаметно для ребенка становятся мотивом к учебе в школе, где, как мы ему объясним, он узнáет о Вселенной значительно больше, чем знает сейчас. Как известно, ребенку присуще стремление постоянно узнавать новое. Ролевые игры способствуют познанию действительности и делают доступным ребенку понимание совсем не простых астрономических явлений и устройства таких систем небесных тел, как Земля – Луна и Солнечная система. Итак, занятия астрономией и космонавтикой с дошкольниками могут естественным образом включаться в развитие их познавательных способностей. Хочется надеяться, что занятия по астрономии и космонавтике будут включены в базисное содержание воспитания и обучения старших дошкольников (или появятся в виде «дошкольных факультативов»). Однако следует отдавать себе отчет в том, что занятия астрономией и космонавтикой с дошкольниками – дело новое, у него наверняка будут противники и в его необходимости придется еще долго убеждать тех, кто формирует содержание работы по воспитанию и образованию дошкольников.
Здесь хотелось бы упомянуть еще об одном обстоятельстве, важном для обсуждаемой проблемы. Дело в том, что в Москве (и, возможно, не только в ней) планируется оборудовать в школьных зданиях помещения для подготовительных групп старших дошкольников (это связано с происходящим сейчас сокращением числа школьников). В целом такая ситуация довольно печальна, но перевод старших групп детских садов в школы будет способствовать осуществлению необходимой преемственности между детским садом и начальной школой, в частности формированию астрономических понятий у дошкольников и младших школьников.
Авторский вариант цикла занятий
Возможны разные варианты организации и проведения занятий с дошкольниками по астрономии и космонавтике. Один из них автор предлагает в своей еще не опубликованной книге «Занятия с дошкольниками астрономией и космонавтикой». Перечислим темы занятий, включенных в этот цикл.
1. У нас необычный праздник (здесь под «праздником» понимается первая встреча детей с астрономией).
2. Рисуем Вселенную.
3. Всегда ли небо такое, как сегодня.
4. Что выше неба?
5. Все мы – почти космонавты.
6. Играем в «небесную карусель».
7. Любимая подружка нашей Земли.
8. Секреты Луны.
9. Как зовут братьев и сестру Земли.
10. Другие «родственники» нашей Земли.
11. Солнышко совсем не такое, как Луна.
12. Мы живем в семье Солнышка.
13. Живут ли инопланетяне в семье Солнца.
14. Начинаем знакомиться со звездным небом.
15. Живет ли кто-нибудь вдали от Солнечной системы.
16. Заключительное занятие (здесь подводится итог проведенному циклу занятий и вспоминают вместе с детьми, что нового они узнали на этих занятиях).
Подчеркнем, это темы не уроков астрономии для малышей, а темы именно занятий с ними. В книге раскрывается основное содержание предложенной системы занятий. Конспект каждого занятия состоит из двух разделов. В первом речь идет о тех вопросах, которые нужно будет в форме свободной беседы обсудить с детьми. Во втором разделе каждого конспекта для чтения вслух и комментирования приведены тексты, взятые из книг по астрономии и космонавтике. Деятельность детей включает ролевые игры, рассматривание рисунков в книгах, создание собственных рисунков, моделирование и конструирование, а также, разумеется, выполнение самых простых астрономических наблюдений.
Педагогам дополнительного образования предоставляется возможность убедиться в том, что само понятие «занятие» довольно условно: каждая из предложенных тем занятий может раскрываться во время не одной, а двух и более встреч с детьми, бесед с ними, игр, простейших астрономических наблюдений, чтения и комментирования текстов из книг по астрономии и космонавтике. Поэтому в конспектах занятий вместо слов «Рассказ учителя», «Изложение нового материала» и т.д., обычно встречающихся в методических руководствах, «методические тексты» предваряются рекомендациями «Беседуем, наблюдаем, моделируем, рисуем», а тексты из книг для детей – рекомендациями «Читаем, комментируем, рисуем». Воспитатель может решить, надо ли читать и комментировать включенные в каждое занятие тексты из детских книг по астрономии или вместо этого (а возможно, в дополнение к этому) предлагать детям астрономические загадки, пословицы, поговорки, которые можно найти в имеющейся литературе и Интернете.
Что надо постараться сделать
Рождение дошкольной астрономии не одномоментное явление, а довольно длительный процесс, продолжающийся несколько десятилетий и еще не завершенный в наши дни. Развитие детской астрономии представляется делом перспективным. Появились некоторые идеи, сделаны первые практические шаги, но это только начало. Ученым, методистам и творчески работающим педагогам, заинтересовавшимся дошкольной астрономией, придется решить ряд задач, к числу которых можно отнести следующие:
– надо оперативно обмениваться опытом работы, проводимой с дошкольниками по астрономии и космонавтике. Это наиболее реально осуществить с помощью Интернета, где уже есть сайты, относящиеся не только к школьной, но и к дошкольной астрономии. Возможно, появятся специальные сайты по проблемам дошкольной астрономии. Это поможет не только обмениваться опытом, но и обобщать его;
– надо создавать книги по астрономии и космонавтике, специально предназначенные для школьников, и переиздавать те из имеющихся, которые детям нравятся. Хочу еще раз подчеркнуть, что писать для малышей – дело трудное. Я убедился в этом, когда работал еще над своей первой книгой для маленьких читателей – «Малышам о звездах и планетах». Первые издания этой книги появились в начале 80-х гг. К этому времени уже вышли в свет мои совсем «недетские» книги – «Природа солнечных пятен» (1964); «Методика преподавания астрономии в средней школе» (1965, эта книга на протяжении нескольких десятилетий использовалась учителями астрономии в качестве основного методического пособия при подготовке уроков и преподавателями пединститутов – при обучении будущих учителей); «Физика Вселенной» (1976) и подготавливался к печати пробный альтернативный учебник астрономии. Но для написания книги, адресованной малышам, пришлось, как говорится, перевоплотиться и придумать совсем иную форму изложения – диалог реальных и сказочных персонажей, из бесед которых юный читатель черпает определенную информацию о Земле, Луне, планетах, Солнце и звездах. В результате получился не пересказ учебника астрономии, а то, что можно условно назвать научно-художественным жанром, позволяющим вести ребенка через сказку к науке. В этом же жанре написаны и другие мои книги для дошкольников: «Звездные сказки» (1994) и «Беседы с малышами о Вселенной» (2009). Разумеется, книги для дошкольников могут быть написаны и в иных жанрах, но главное, чтобы они были доступны и интересны детям. Это, например, такие книги: Б. Левин,
Л. Радлова. «Астрономия в картинках» (1967); В. Кащенко. «Найди созвездие» (1974); П. Клушанцев. «Станция Луна» (1974); А. Гурштейн. «Люди и звезды» (1980) и «Космос в картинках», написанная Э. Бомонт и воспитательницей детского сада М.-Р. Пимонт, перевод с французского был сделан в 1994 г. в издательстве «Скорпион». Будем надеяться, что со временем число таких книг будет расти и мы узнаем имена их авторов;
– надо создавать наглядные пособия и простейшие модели для проведения занятий по астрономии и космонавтике с дошкольниками. В частности, необходимы наглядные пособия на печатной основе (например, настенные астрономические картины) и мультимедийные произведения, опять же специально созданные для малышей. Сейчас их очень мало, а потому педагоги, проводящие занятия с малышами, вынуждены пользоваться пособиями для старшеклассников, например известными настенными таблицами по астрономии (они переиздаются до сих пор, и новую серию выпускает издательство «Дрофа»);
– надо уделять особое внимание работе с дошкольниками в планетариях. Это успешно делается, например, в Нижегородском, Ярославском и некоторых других планетариях России. К началу 2011 г. намечено открыть главный планетарий нашей страны – Московский планетарий, в котором будут самое современное оборудование для Звездного зала, музеи и астроплощадка с двумя обсерваториями. Как член Ученого совета Московского планетария и председатель Комиссии в помощь школе, я предполагаю внести на рассмотрение Ученого совета проект «Планетарий – дошкольникам». В нем речь пойдет о необходимости разработать специально для дошкольников нескольких лекций (программ) и бесед, а также небольшой цикл лекций (программ) с общей темой «Сказочная Вселенная». Для реализации этого Проекта понадобятся лекторы и экскурсоводы, умеющие работать с детьми дошкольного возраста. Об этом надо позаботиться заблаговременно;
– надо создавать научно-методические руководства в помощь тем, кто возьмет на себя труд заниматься с дошкольниками астрономией и космонавтикой.
Все это позволит создать научно-методический фундамент дошкольной астрономии.
Перспективное планирование по проекту.
Месяц | Познавательное развитие | Чтение художественной литературы | Художественно-эстетическое развитие | Социально-коммуникативное развитие (игры, досуги) | Наблюдения, эксперименты |
Ноябрь | «Что такое астрономия?» «Неизвестная Вселенная». | Е. Левитан «Мир, в котором живут звёзды» (главы «Вселенная больше Солнечной системы», «Что думали о Вселенной в древности», «Когда Вселенная была ещё совсем-совсем молодой», «Какой будет Вселенная, когда совсем-совсем состарится», «Какое нам дело до звёзд, галактик и вообще до Вселенной»), Дерягина Л. Б. «Зачем нужно изучать космос?» («Дошкольникам о российских покорителях космоса»); из книги П. Крушанцева «О чём рассказал телескоп?». | Рисование «Моя вселенная» | Дидактическая игра «Разрезные картинки», «Назови одним словом», «Собери разные слова из задуманного слова «космос», сюжетно-ролевая игра «Путешествие во Вселенной». | Изготовление телескопа, Просмотр презентации и познавательного видео про то, что такое Вселенная. |
«Звёзды и созвездия» (беседа), (интегрированное занятие «Сколько звёзд на небе»). | Е. Левитан «Мир, в котором живут звёзды» (главы «Как побывать в стране Тысяч Солнц», «Звёздная «кастрюля» и Большая Медведица», «Можно ли долететь до Большой медведицы», «Где на небе «звезда-компас», «Две звёздные медведицы» и др.), Кнушевицкая Н. А. «Звёзды», «Большая и Малая Медведица», «Полярная звезда», Сказка народов Сибири «Небесный олень», П. В. Клушанцев «О чём рассказал телескоп?», Л. Б. Дерягина «Дошкольникам о российских покорителях космоса» («Звёзды»), Е. Левитан «Звёздные сказки» (глава «Как мудрая сова учила Машу читать звёздную книгу», «Солнышкины сёстры»),Л. Талимонова «Сказки о созвездиях», И. Холи «Я тоже к звёздам полечу». | Рисование «Ночное небо», творческое задание «Нарисуй свои небесные фигуры». | Сюжетно-ролевая игра «К звёздам», дидактическая игра «Звёзды на небе», «Звёздный путь», «Подбери созвездие», складывание созвездий из мозаики. | Наблюдения за ночным небом и звёздами, созвездиями (яркость, цвет, Полярная звезда, созвездия), Просмотр презентации и познавательного видео про звёзды, опыт «Дневные звёзды». | |
«Галактики». | Е. Левитан «Мир, в котором живут звёзды» (глава «Туманное пятнышко в Андромеде», «Наша разбегающаяся Вселенная»). | Коллективная работа «Создание Вселенной». | Сюжетно-ролевая игра «Космический корабль». | Наблюдение за ночным небом в телескоп (по возможности), Просмотр презентации и познавательного видео про галактики. | |
«Наша галактика – Млечный путь». | Е. Левитан «Мир, в котором живут звёзды» (глава «Млечный путь – наша галактика»), Кнушевицкая Н. А. «Млечный путь». | Рисование «Спиральная галактика». | Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на астролёте». | Опыт «Звёзды светят постоянно», Просмотр презентации и познавательного видео про Млечный путь. | |
Декабрь | «Солнечная система» (познавательная беседа), (беседа «Семья планет»). | А. Богдарин «Космические приключения» (глава «Как появилась солнечная система», «Несколько слов о Плутоне», «О тепле газовых гигантов», «парады планет», «Музыка планет и Солнца»), Л. Б. Дерягина «Дошкольникам о российских покорителях космоса» («Планеты»). | Рисование «Среди планет». | Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на астролёте», дидактическая игра «Найди ошибку», «Восстанови порядок в Солнечной системе». | Моделирование планетария, Просмотр презентации и познавательного видео про Солнечную систему. |
«Солнце».. | А. Богдарин «Космические приключения» (глава «Что у Солнца на поверхности и внутри», «Появление солнца», «Появление планет»). | Пластилинография «Солнце». | Досуг «Солнечный круг». | Наблюдение «Путь Солнца по небосводу», Просмотр презентации и познавательного видео про Солнце. | |
«Солнце и планеты» (влияние Солнца на планеты). | Н. А. Кнушевицкая «Планета», А. Богдарин «Космические приключения» (глава «Как и куда крутятся планеты», «О названии планет»). | Лепка «Солнце и планеты». | Подвижная игра «Планеты, стройся!». | Просмотр познавательного видео «Солнце и планеты». | |
«Кометы, астероиды, метеориты». | Н. А. Кнушевицкая «Астероид», «Комета», «Метеорит», «Чёрная дыра», А. Богдарин «Космические приключения» (глава «Пояс астероидов»). | Пластилинография «Комета». | Дидактическая игра «Что лишнее?», «Разрезные картинки». | Опыт «Из воды в лёд», «Разные камешки». | |
Январь | «Меркурий». | Н. А. Кнушевицкая «Меркурий», А. Богдарин «Космические приключения» (глава «Меркурий»). | Рисование «Меркурий». | Дидактическая игра «Что лишнее?», «Сложи картинку». | Просмотр презентации и познавательного видео про Меркурий. |
«Венера». | Н. А. Кнушевицкая «Венера», А. Богдарин «Космические приключения» (глава «Венера»). | Лепка «Венера». | Дидактическая игра «Узоры», «Сложи картинку». | Просмотр презентации и познавательного видео про Венеру. | |
«Земля» (эвристическая беседа «Земля – какая она?»), («Кто первым догадался, что Земля – шар?»). | Н. А. Кнушевицкая «Земля», А. Богдарин «Космические приключения» (Глава «О Земле»). | Рисование «Наша планета Земля. Вид из космоса». | Дидактическая игра «Посмотри и назови», «Что лишнее?». | Эксперимент «Земля-это шар», просмотр презентации и познавательного видео про Землю. | |
«Марс». | Н. А. Кнушевицкая «Марс», А. Богдарин «Космические приключения» (глава «Марс». | Рисование «Красная планета», «Марсианин», «Марсоход». | Сюжетно-ролевая игра «Марсиане». | Просмотр презентации и познавательного видео про Марс. | |
Февраль | «Юпитер». | Н. А. Кнушевицкая «Юпитер», А. Богдарин «Космические приключения» (глава «Юпитер»). | Рисование «Юпитер». | Дидактическая игра «Что лишнее?», «Разрезные картинки», «Узоры». | Эксперимент «Сила ветра», просмотр презентации и познавательного видео про Юпитер. |
«Сатурн». | Н. А. Кнушевицкая «Сатурн», А. Богдарин «Космические приключения» (глава «Сатурн»). | Рисование с элементами аппликации «Сатурн и его кольца». | Дидактическая игра «Посмотри и назови», «Узоры». | Просмотр презентации и познавательного видео про Сатурн. | |
«Уран». | Н. А. Кнушевицкая «Уран», А. Богдарин «Космические приключения» (глава «Уран»). | Рисование «Планета, которая лежит на боку». | Дидактическая игра «Посмотри и назови», «Разрезные картинки». | Просмотр презентации и познавательного видео про Уран. | |
«Нептун». | Н. А. Кнушевицкая «Нептун», А. Богдарин «Космические приключения» (глава «Нептун»). | Лепка «Нептун». | Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по Солнечной системе». | Просмотр презентации и познавательного видео про Нептун. | |
Март | «Спутники планет» | Е. Левитан «Звёздные сказки» (глава «В гостях у Солнышка»). | Лепка «Необычный спутник». | Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по Солнечной системе». | Просмотр презентации и познавательного видео про спутники планет. |
«Луна – спутник Земли» . | Албанская сказка «Как Солнце и Луна друг к другу в гости ходили». А. Богдарин «Космическое путешествие (главы»Луна стареет, Луна растёт», «Луна рассказывает о месяцах», «Лунные сутки», «Где встаёт Луна», «Когда Луна просыпается», «Луна рассказывает о затмениях», «Новый опыт с лампой», «Откуда взялась Луна и как она устроена», «На что похож реголит», «Подарок Луны», «Приливы и отливы», «До скорой встречи, Луна»), Л. Б. Дерягина «Дошкольникам о российских покорителях космоса» («Российские исследования Луны»), Е. Левитан «Звёздные сказки» (глава «Почему Луну иногда месяцем называют?»), Н. Носов «Незнайка на Луне». | Конструирование «Луноход», Рисование с элементами аппликации «Луна». | Сюжетно-ролевая игра «На Луне». | Наблюдение за Луной, эксперимент с лампой (А. Богдарин «Космические приключения»), «Почему Луна не падает на Землю?». | |
«Земля – наша планета» (познавательная беседа «Земля – планета, на которой мы живём»), (беседы «Представление о Земле и небесах», «Голубая планета – Земля). | А. Богдарин «Космическое путешествие» (Главы «Гравитация», «О Земле»), Е. Левитан «Мир, в котором живут звёзды» (глава «В царстве великого Хроноса», «»Когда неспокойно течёт Река Времени»), рассматривание энциклопедий «Планета Земля», «География». | Рисование «Океаны на планете», «Земля из космоса», «Какой увидел Землю космонавт?». | Дидактическая игра «Сложи по порядку», «Чего не стало?», «Что ближе, что дальше?», дидактическая игра с мячом «Хорошо – плохо». | Эксперимент «Почему всё падает на Землю?». | |
«Земля и Солнце» (интегрированное занятие «Почему бывает день и ночь, лето и зима»), (интегрированное занятие «Времена года»), (беседа «Солнце – источник жизни на Земле»). | В. Танасийчук «Удивительная прогулка», А. Богдарин «Космические приключения» (глава «Солнечный ветер и что от него защищает Землю»), Е. Левитан «Звёздные сказки» (глава «Что интересного узнала Маша про Солнышко»). | Рисование «День и ночь» | Дидактическая игра «Когда это бывает?», «Какое время года?» | Моделирование солнечных часов, наблюдение за частями суток | |
Апрель | «Жители Земли». | Сказка «Звездочёт и обезьянка Микки», рассматривание энциклопедий «Планета Земля», «Животные», «Динозавры», «Человек». | Рисование «Жители Земли – растения, животные и люди». | Дидактическая игра «Волны», конкурс плакатов «Защитим Землю», экологический досуг «Земля – наш дом родной». | Наблюдения «Что необходимо для жизни на Земле». |
«Человек и космос» (познавательная беседа «Первооткрыватели космоса»), (беседа «Освоение космоса»). | Про Юрия Гагарина «В школу», «Звездолётчики», «Дорога в космос», стихи о покорителях космоса, Л. Б. Дерягина «Дошкольникам о российских покорителях космоса» («Константин Эдуардович Циолковский – основоположник современной космонавтики»), М. Пегов «Первые в космосе». | Рисование «Портрет Ю. А. Гагарина». | Дидактическая игра «Найди лишнее», конкурс рисунков ко Дню космонавтики. | Просмотр презентации и познавательного видео про освоение космоса людьми. | |
«Искусственные спутники Земли». | Л. Б. Дерягина «Дошкольникам о российских покорителях космоса» («Искусственные спутники Земли. Первый российский искусственный спутник»). | Конструирование «Искусственный спутник». | Просмотр презентации и познавательного видео про искусственные спутники. | ||
«Ракеты и космодромы». | Н. А. Кнушевицкая «Космодром», «Ракета», Л. Б. Дерягина «Дошкольникам о российских покорителях космоса» («Российские конструкторы космических кораблей», «Российские станции на Венере и на Марсе»). | Конструирование «Готовим ракету к полёту», аппликация «Ракета». | Конкурс «Собери космический корабль», сюжетно-ролевая игра «Космодром», развлечение «Приглашаем на космодром», дидактическая игра «Куда летят ракеты?». | Просмотр презентации и познавательного видео про космодромы, ракеты и космические корабли. | |
Май | «Космонавты» (тематическая беседа «Человек поднялся в небо»). | «Как мальчик стал космонавтом» (рассказы о Юрии Гагарине), стихи о покорителях космоса, Н. А. Кнушевицкая «Космонавт», Л. Б. Дерягина «Дошкольникам о российских покорителях космоса» («Российские конструкторы космических кораблей»), Л. Б. Дерягина «Дошкольникам о российских покорителях космоса» («Животные в космосе», «Первый полёт человека в космосе. Космонавт № 1 Юрий Алексеевич Гагарин», «Второй космонавт Герман Степанович Титов», «Женщины в космосе», «Корабль «Восход». Первый выход человека в открытый космос. Космонавт Алексей Архипович Леонов»). | Оригами «Космонавт». | Подвижная игра «Космонавты», конкурс «Кто быстрее», сюжетно-ролевая «Юные исследователи космоса», дидактическая игра «Подбери одежду космонавту». | Просмотр презентации и познавательного видео про космонавтов, про животных в космосе. |
«Орбитальные станции». | Н. А. Кнушевицкая «Межпланетная станция», Л. Б. Дерягина «Дошкольникам о российских покорителях космоса» («Орбитальная станция – дом на орбите) | Рисование «Человек в невесомости». | Развлечение «Юные космонавты», викторина «Космос». | Просмотр презентации и познавательного видео про орбитальные станции. | |
«Космическое будущее». | А. Богдарин «Космические приключения» (глава «Как попасть домой»), Л. Б. Дерягина «Дошкольникам о российских покорителях космоса» («Настоящее и будущее российской космонавтики»). | Рисование «Космический корабль будущего» (Конструирование, моделирование). | Спортивный досуг «Большое космическое путешествие», комплексное итоговое занятие «Космические дали, где мы ещё не бывали». | ||
«Есть ли жизнь на других планетах». | Е. Левитан «Мир, в котором живут звёзды» (глава «Кто и где, кроме нас, живёт во Вселенной», «Какое нам дело до звёзд, галактик и вообще до Вселенной», «Что думает гном Недоучкин о Вселенной и жизни в ней»). | Рисование, лепка, аппликация «Новая обитаемая планета», лепка «Инопланетяне». | КВН «Знатоки космоса», математический досуг «Полёт на космическом корабле». |
Список методической литературы.
- Дерягина Л. Б. Дошкольникам о российских покорителях космоса. ФГОС. – СПб.: Детство-Пресс, 2015.
- Ивинская С. Задачки на логику. Полёт в космосе. Книжка-гармошка. – Феникс, 2019.
- Котовская М. Полёты в космос. Квесты с Чевостиком. – Манн, Иванов и Фербер, 2021.
- Кнушевицкая Н. А, Стихи и речевые упражнения по теме «Космос». Развитие речи и логического мышления у детей. – Гном, 2017.
- Лыкова И. А. Аппликация из бумаги «Далёкий космос». Наглядно-методическое пособие по обучению аппликации детей 5-8 лет. – Издательство «Карапуз», 2020.
- Лыкова И. А. Лепка из пластилина. Космос. – Издательство «Карапуз», 2018.
- Лыкова И. А. Лепим космос. Азбука лепки. – Издательство «Карапуз», 2018.
- Паникова Е. А., Инкина В. Беседы о космосе. Методически рекомендации. – Сфера, 2020.
- Скорлупова О. А. Покорение космоса. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста. – М.: Скрипторий, 2005.
- Шорыгина Т. А. Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли: беседы, досуги, рассказы. – Сфера, 2021.
- Юлия Фишер Рабочая тетрадь для детей от 3х лет. Космос. – Издательский дом Юлии Фишер, 2019.
Список художественной литературы для чтения.
- Ананьев Г. С., Берлянт А. М., Бондарев Л. Г. Планета Земля. Детская энциклопедия. – М.: РОСМЭН, 2014.
- Барсотти Элеонора Детская энциклопедия «Окошко в мир». Как устроен космос. – ND Play, 2020.
- Барсотти Элеонора Детская энциклопедия «Окошко в мир». Как устроена Земля. – ND Play, 2020.
- Бнковска Каролина Загадки Вселенной. Невероятные факты о космосе. – Манн, Иванов и Фербер, 2021.
- Вайнберг А. Детская энциклопедия астрономии. Перевод с франц. Алиевой Т. И. – М.: РОСМЭН, 2007.
- Гальцева С. Н. Мир и человек. Мой любимый географический атлас. – М.: РОСМЭН, 2020.
- Ерофеева Н. Энциклопедия с развивающими заданиями «Космос» - М.: СИМБАТ, 2021.
- Качур Е. Полёты в космос. – Манн, Иванов и Фербер, 2021.
- Колин Кинг, Джейн Эллиот Детская энциклопедия. Перевод с англ. Коржева Е. П. – М.: РОСМЭН, 2018.
- Космос. Комплект репринтов. 10 выпусков. – Изд. Комсомольская правда, 2020.
- Космос. Энциклопедия, перевод с английского Авдеева А. – Издательство Манн, Иванов и Фербер, 2021.
- Крабейлс К. Лайка-космонавт. – М.: РОСМЭН, 2019.
- Кэрол Варли, Лиза Майлз Энциклопедия «География», перевод с англ. Румянцевой Л. А. – М.: РОСМЭН, 1994.
- Левитан Е.Звёздные сказки. Моя первая книга по астрономии.- «Феникс-Премьер», 2018.
- Левитан Е. Мир, в котором живут звёзды. – Издательский дом Мещерякова, 2015.
- Левитан Е. Сказочные приключения маленького астронома. – Изд. Качели, 2021.
- Левитан Е. Солнышкино королевство. - Изд. Качели, 2021.
- Левитан Е. Тайны нашего солнышка. - Изд. Качели, 2021.
- Лесли Колвин, Эмма Спиэр. Энциклопедия «Живой мир». Перевод с англ. Корзун Л. П. – М.: РОСМЭН, 1994.
- Логунова Е. Энциклопедия с окошками. Космос. – Умка, 2020.
- Маканулти Стейси Земля! Мои 4,5 миллиарда лет. – Манн, Иванов и Фербер, 2021.
- Маканулти Стейси Солнце! Одна звезда на миллиард. – Манн, Иванов и Фербер, 2021.
- Минеев В. Б., Никитина А. А. Земля. Большая энциклопедия. – М.: РОСМЭН, 2019.
- Пегов М. Первые в космосе.- Качели, 2021.
- Розмари Моско Космос. Научный комикс. - Манн, Иванов и Фербер, 2019.
- Саймонс Рут Как устроен космос. – Манн, Иванов и Фербер, 2020.
- Секреты космоса. – Изд. Робинс, 2020.
- Травина И. В. Динозавры. Первая энциклопедия. – М.: РОСМЭН, 2020.
- Ульева Е. А. Космические сказки. Земля и Луна. – CLEVER, 2020.
- Ульева Е. А. Космические сказки. Котёнок и мышонок летят в космос. – CLEVER, 2020.
- Фидлер Хайди Путеводитель по космосу. Потрясающий гид по Вселенной. – CLEVER, 2018.
- Цветов В. И. Космос. Полная энциклопедия. – ЭКСМО, 2015.
- Черенцов – Рождественский С. Г. Космос. Первая энциклопедия. – М.: РОСМЭН, 2020.
Список дидактических игр и пособий.
- Нескучные игры. Обучающая игра МЕМО «Космос».
- Обучающая большая раскраска «Космос».
- Опыты и эксперименты для детей. Набор «Космический».
- Настольная игра-бродилка «Космическое путешествие».
- Настольная игра-бродилка «Полёт в космос».
- Магнитная игра Десятое королевство «Космос».
- Развивающая игра Спирограф для рисования «Космос», набор деревянных трафаретов с цифрами.
- Майоров В. Космос. Созвездия и планеты. Обучающий плакат (+ 50 наклеек). – Стрекоза, 2017.
- Коврик настольный «Космос».
- Фото-мемо «Космос».
Конспекты НОД.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексно-тематическое планирование работы с родителями по формированию представлений о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста
Данный перспективный план работы с родителями по формированию представлений о ЗОЖ построен с учетом принципа комплексно-тематического планирования. Темы месяца соответствуют содержательным компонентам...
Методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме: "Безопасный город: формирование представлений о безопасности у детей старшего дошкольного возраста"
Главная задача цивилизованного общества и его основная цель - это обеспечение здоровья детей.Сформировать у детей старшего дошкольного возраста представления о безопасном поведении при переходе дороги...
Методическая разработка «Формирование представлений о родном городе детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий»
Методическая разработка «Формирование представлений о родном городе детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий»...
ПРОЕКТ «Профориентационные игры как средство формирования представлений о мире у детей старшего дошкольного возраста
представлен проект профориентационные игры для детей дошкольного возраста...
План взаимодействия с родителями в соответствии с темой: «Использование методов проектов в формировании представления экосистемы «Лес» у детей старшего дошкольного возраста».
Взаимодействие с семьями воспитанников в реализации задач экологического воспитания. В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Потребитель...
Проект по самообразованию воспитателя "Формирование представлений о космосе у детей старшего дошкольного возраста"
Работа представляет собой проект по самообразованию воспитателя.Тема: "Формирование представлений о космосе у детей старшего дошкольного возраста".Долгосрочный проект. Сроки реализации: сент...
Презентация «Формирование понятий о космосе у детей старшего дошкольного возраста ».
Цель: Формирование у детей представлений об окружающем мире.Задачи:Обогатить и расширить представления и знания детей о науке, о космосе, о планете Земля как общем доме людей.Развивать поз...