Методическая разработка «Формирование представлений о родном городе детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий»
методическая разработка на тему
Методическая разработка
«Формирование представлений о родном городе детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Формирование представлений о родном городе детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий»
Выполнила
Ковалева Татьяна Геннадьевна
воспитатель,
МБДОУ № 181 г.о.Самара
Кировского района
Самара, 2013г.
- Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы
- Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности
На современном этапе развития общества, особенно остро возникает проблема в воспитании морально устойчивого подрастающего поколения.
Современный мир полон пороков и соблазнов. Быстрыми темпами растет преступность, наркомания и алкоголизм. Средства массовой информации пропагандируют жесткость, безграничную власть денег, асоциальный образ жизни.
Большинство современных компьютерных игр, мультфильмов и кинофильмов содержат сцены насилия, учат тому, что главное в жизни сила и деньги, и если ты обладаешь этими атрибутами, то ты можешь жить в свое удовольствие, унижая слабых и беззащитных.
Социально-личностное развитие индивида необходимо начинать ещё в дошкольном возрасте, и далее непрерывно во время всего образовательного процесса, несвоевременность включения ребенка в социальную жизнь общества может стать причиной девиантного поведения (совершения поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе).
В последние годы в педагогической практике появился новый тип социально ориентирующих игр, в которые взрослые и дети играют вместе, используя их для решения очень важных для всех проблем совместного существования.
В этих играх создаются ситуации выбора, когда дошкольник выбирает способ не только своего участия в игре, но и достижения цели. Он может идти к цели один, или со своим другом, или с большой группой детей.
Главный педагогический смысл этих игр - создание условий для социальных проб дошкольников в имитируемой социальной деятельности, т.е. создание ситуаций выбора, в которых ребенок должен найти способ решения той или иной социальной проблемы на основе сформированных у него ценностей, нравственных установок и своего социального опыта.
Социально – личностное развитие ребенка процесс достаточно сложный, долговременный и требует от педагога немало профессиональных знаний и усилий.
В процессе социализации у ребенка могут возникать трудности во взаимоотношении со взрослыми и сверстниками, в отношении к самому себе, в понимании нравственных норм и правил поведения, в понимании проявления чувств и переживаний других людей.
На основе опыта работы в МБДОУ № 181, можно сделать вывод о том, что около 35% детей имеют проблемы во взаимоотношениях со взрослыми, 17% со сверстниками. Это проявляется в первую очередь в неумении наладить контакт с окружающими из-за отсутствия коммуникативных навыков.
Около 83% детей незнакомы с нравственными нормами и правилами поведения в обществе, а проявляют сопереживание к проблемам других людей только 59% дошкольников.
Для улучшения взаимоотношений со взрослыми и сверстниками на базе МБДОУ № 181 проводятся занятия на тему «Я умею слушаться», «Комплименты», «Научи ребят делать то, что умеешь делать ты».
Для знакомства дошкольников с нравственными нормами и правилами поведения в обществе проводятся игры на тему «Что хорошо, а что плохо».
Для формирования у дошкольников чувства сопереживания чужому горю воспитанниками МБДОУ № 181 была собрана посылка с рисунками больной девочке.
Недостатки в результатах:
-дети имеют недостаточное представление о семье, обществе и государстве;
-отсутствует чувство патриотизма, гордости за свою Родину. Дети очень мало знают об истории и культурных ценностях своего города, края, России, и если раньше в играх военной направленности дошкольники стремились защитить свою страну от захватчиков, то в настоящее время, под влиянием средств массовой информации данные ценности изменились;
-дошкольники не имеют представления о культурных ценностях. Мир культуры богат и разнообразен, и необходимо воспитывать любовь к нему с раннего детства. Около 13% детей обучающихся в МБДОУ № 181 никогда не были в театре, музее, не посещали выставок для детей и выставок детского творчества;
-дошкольники имеют слабые представления о моральных и этических нормах, плохо разбираются в вопросах поведения в обществе;
-недостаточно развито эмоциональное сопереживание окружающим.
Недостатки в процессе:
-отсутствие у педагогов знаний в области психологии личности. Работа по социально – личностному развитию ребенка требует о педагога немало усилий, а для получения наиболее эффективного результата необходимы знания в области возрастной психологии и психологии личности. В процессе работы в МБДОУ № 181 педагоги столкнулись с рядом трудностей: незнание основ психического развития ребенка, недостаточная осведомленность об основных психологических новообразованиях, незнание особенностей кризиса дошкольного детства;
-программы по социализации дошкольников содержат в основном только общие задачи;
-недостаточно внимания уделяется патриотическому воспитанию детей. В течение последних пяти лет на базе МБДОУ № 181 игровые занятия патриотической направленности не проводятся. Обновленный молодой педагогический состав не уделяет этой проблеме должного внимания;
-нет единства требований к дошкольнику со стороны педагогов и родителей;
-недостаточное моделирование жизненных ситуаций социальной направленности.
Недостатки в условиях:
-недостаточно инновационного методического и информационного материала по вопросам гуманного отношения в обществе, патриотизма, гражданской принадлежности;
-недостаточно грамотно разработанных игр и дидактических пособий социальной направленности;
-нет необходимого количества мультимедийных пособий по воспитанию культуры поведения у детей.
- Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа
На основе анализа социально – личностного развития детей была выделена профессиональная проблема - формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу происходит на недостаточном уровне.
Большое внимание в педагогическом процессе уделяется развитию моральных, нравственных и этических качеств, а патриотическое воспитание отходит на второй план.
У большинства дошкольников отсутствует чувство гордости за свой город, край, страну. Дети с восхищением говорят о зарубежных странах, порой не имея представления о необъятных просторах, природной красоте и культурных ценностях России.
Не ощущая себя гражданами своей страны, дети не осознают потребности творить на благо Родины. У них отсутствует стремление защищать свою семью, свой дом, свою страну.
Как отмечалось ранее, игровые занятия патриотической направленности на базе МБДОУ № 181 в последнее время не проводятся.
В целях развития чувства патриотизма, формирования гражданской принадлежности и принадлежности к мировому сообществу педагогами МБДОУ № 181 задумана разработка ряда электронных дидактических игр: «Вокруг света за 30 минут», «Я гражданин России», «Ты, я, он, она», «Я узнаю Самару».
- Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся
В результате дошкольного образования в области социально – личностного развития детей формируются следующие интегративные качества:
- эмоционально отзывчивый: откликается на эмоции близких людей и друзей; сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов; эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;
-овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками: ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве); способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;
- способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения: поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо»; соблюдает правила поведения в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.);
-способный решать интеллектуальные и личностные проблемы, адекватные возрасту;
-имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе: ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.
Для наиболее эффективного социально – личностного развития ребенка необходимы определенные условия: атмосфера любви и доброжелательности, взаимное доверие и уважение к старшему поколению, положительные эмоциональные контакты с окружающими, признание другими детьми и взрослыми достижений ребенка.
Успешному социально – личностному развитию дошкольника способствуют: активное познание окружающего мира, самоутверждение, самореализация, саморазвитие.
- Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля)
В процессе социализации огромную роль играет личный опыт ребенка, который достигается с помощью доступных и понятных дошкольнику видов деятельности, и способствует развитию моральных и этических качеств, культуре общения, отзывчивости, самостоятельности.
Наиболее доступный и понятный дошкольникам вид деятельности - игра, который является не только средством самопознания, развлечения, отдыха, но и средством социального воспитания.
В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют свое представление об изображаемых событиях, о жизни.
Педагогу необходимо:
-создать благоприятный психологический климат в группе;
-организовать личностно-ориентированное взаимодействие с дошкольниками;
-в процессе игровой деятельности моделировать реальные жизненные ситуации социальной направленности, способствующие формированию ценностных ориентаций, положительного опыта социального взаимодействия, культуре общения.
Социально – личностное развитие ребенка должно происходить при тесном взаимодействии с семьёй дошкольника, в рамках доверия, понимания и принятия общих целей и методов социального воспитания.
Содержание образования должно в первую очередь ориентироваться на адаптацию личности к жизни в обществе, на обеспечение самоопределения личности и создание условий для её самореализации.
В целях успешной социализации необходимо:
-применять игровые технологии социальной направленности, в которых отражаются нравственные, этические, моральные составляющие общественной жизни.
Игровые технологии социальной направленности могут включать: игры-имитации, дидактические и сюжетно-ролевые игры, игры-эксперименты, игры – тренинги, беседы, чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов и кинофильмов, викторины, конкурсы, моделирование;
-моделировать реальные жизненные ситуации социальной направленности, для обогащения личного опыта дошкольников.
Жизненные ситуации, предложенные ребенку должны быть доступны для его понимания, найти эмоциональный отклик, побуждать к активным действиям. В процессе моделирования должна быть поставлена проблема близкая ребенку, предложены готовые варианты её решения или осуществлен поиск самостоятельных вариантов выхода из сложившейся ситуации, произведено обсуждение результатов;
-осуществлять тесное взаимодействие с семьёй дошкольника. ФГТ определяет единство требований к выпускнику детского сада для педагогов дошкольного образования, родителей и учителей начальной школы.
Средствами обучения и воспитания выступают:
- проведение сюжетно – ролевых игр на темы: «Я помощником расту», «Давай знакомиться», «Земля наш общий дом», «Есть много профессий хороших и важных», «Я иду в гости», «Маленькое путешествие», «Вежливый покупатель»;
-проведение дидактических игр на темы: «Моя Россия»,«У природы нет плохой погоды», «Добрые слова»;
- проведение фольклорного праздника «Проводы русской зимы»;
- проведение игры-тренинга «Я хороший»;
- проведение игры - эксперимента «Шкатулка добрых дел»;
- проведение викторины по мотивам сказок народов мира на тему «Добро всегда побеждает зло»;
- чтение художественной литературы: Н. Чуб «Азбука вежливости», С.Я. Маршака «О вежливости», Л. В. Гангнус « Азбука вежливости», А.Усачева «Уроки вежливости», А. Житинского «Визит вежливости», В.Осеевой «Волшебное слово»;
-проведение беседы на тему «Уроки вежливости»;
-проведение конкурса рисунков на темы: «Я горжусь своей семьёй», «Мои друзья», «Мои добрые дела», «Я хороший – я плохой», «Когда я вырасту то стану…», «Мои домашние животные»;
-просмотр и обсуждение мультфильмов: «Подарок для самого слабого», «Ивашка из дворца пионеров», «Баранкин, будь человеком», «Цветик - семицветик».
В условиях детского сада педагогу необходимо проводить ежегодный мониторинг социального развития ребенка, в динамике на начало и конец года. По результатам мониторинга составляется «Индивидуальная карта социального развития ребенка», которая отражает особенности взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, умение принимать решения и действовать самостоятельно, контролировать свое поведение, сопереживать проблемам других, бережно относиться к растениям, животным, книгам и игрушкам [Гребенникова Г. Н. «Игра как ведущая деятельность в социально-личностном развитии детей в ДОУ», 2011].
Обобщенные результаты характеризуют динамику и уровень социального развития детей в группе.
- Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные)
Для достижения новых образовательных результатов в образовательной области «Социализация» необходимо изменений следующих условий:
1.Кадровых:
-повышение квалификации на курсах «Мониторинг социального развития ребенка»,
-обмен опытом с коллегами из других детских садов в области «Социализация»;
- педагогические советы на тему «Социальное развитие детей в группе»;
-тесное взаимодействие с психологом в области социальной адаптации ребенка, и в первую очередь в выявлении проблем социального характера в семье.
2.Научно – методических:
-составление годового и квартальных планов в области «Социализация»;
-изучение и подбор новых форм диагностики социального развития ребенка;
-применение в работе методических разработок «Уроки вежливости», «Я хороший».
3. Материально – технических:
-обновление и поддержание в актуальном состоянии материально - технических ресурсов в сфере информационных технологий: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная сенсорная доска;
- наглядное сопровождение по темам: «Мой любимый город», «Край родной», «Я горжусь своей страной».
4.Нормативно – правовых:
Руководство в работе следующими нормативными документами:
-Указом Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей» на 2012 – 2017г.;
-Приказом Минобрнауки России № 655 от 23.11.2009г. «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;
-Приказом Минобрнауки России № 2151 от 20.07.2011г. «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
5.Информационных:
-размещение на сайте детского сада информации о динамике социального развития детей в группе;
-размещение на сайте детского сада под персональным паролем для родителей «Индивидуальной карты социального развития ребенка»;
-размещение на сайте информации о культуре поведения в обществе;
-подборка информационно – методической литературы для родителей по вопросам социализации;
-информационные стенды о правилах этикета;
-информационное пособие С. А. Насонкиной «Учимся вежливости. Дошкольникам об этикете»;
-видеотека мультфильмов на тему «Добрые дела»;
-электронные дидактические игры.
6.Организационных:
- консультации для родителей по вопросам социальной адаптации детей;
- организация сотворчества родителей и детей ( конкурсы рисунков, сюжетно – ролевые игры, спектакли);
- сотрудничество с психологом.
- Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе
Тема пособия:
электронная дидактическая игра «Я узнаю Самару».
Возраст целевой группы:
дети старшего дошкольного возраста
Цель пособия:
Формирование представлений о родном городе, истории, архитектурных особенностях, развитие словесно-логического мышления.
Задачи пособия:
- расширить представление детей о Самаре;
- рассказать об истории и архитектурных особенностях города;
-способствовать социально-личностному развитию ребенка, путем формирования позитивного отношения к родному городу;
- воспитывать умение замечать красоту архитектурных ансамблей;
- обогатить словарный запас;
- развить логическое мышление;
- развить связную речь.
Мультимедийное оснащение для электронного пособия:
1.Компьютер
2.Мультимедийный проектор
3.Интерактивная сенсорная доска
Алгоритм работы со слайдами:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Формирование представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста"
Знакомство детей с временным эталоном 1 минута....
методическая разработка : ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Методическая разработка...
педагогический проект с родителями «Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий»
laquo;Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упуститьслучая, сделать его немного занимательным»Б. Паскаль...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР»
Данная методическая разработка может быть использована педагогами ДОУ при работе с детьми старшего дошкольного возраста, показывает, что одним из средств формирования знаний у старших дошкольник...
Формирование элементарных логико-математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий.
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста-одна из актуальных задач современности....
Индивидуальный план работы по самообразованию Тема: «Формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой технологии»
План работы по теме самообразования «Формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста» на 2023-2024 учебный год.Цель: повышение своего т...
Сборник методических материалов «Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством современных игровых образовательных технологий»
Использование игровых педагогических технологий с применением игрового комплекта «Коврограф.Ларчик», «МиниЛарчик», «Игровизоры», игрового...