Подземное царство
проект по окружающему миру (старшая группа)

Волкова Лариса Александровна

Проект по ознакомлению детей с богатствами недр Земли

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_podzemnoe_tsarstvo.docx21.66 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Подземное царство»

Старшая разновозрастная группа (5-7 лет)

Актуальность проблемы:

 

      Почва – это верхний плодородный слой земли. Эта та среда, без которой невозможно существование нашей Планеты. В нашей стране сосредоточенно большое количество мест с катастрофически деформированной природой, в которой происходит деградация почв. В почве живут живые организмы, которые, как и сама почва нуждаются в охране и заботе. Необходимо беречь почву от истощения, разрушения и загрязнения. Именно поэтому важная задача педагога экспериментальным путем показать детям всю необходимость бережного отношения к земле, ее обитателям и полезным ископаемым.

    В проекте «Тайны подземелья» предлагаются пути решения подготовки дошкольников к пониманию экологических проблем через организацию в детском саду экспериментальной деятельности. Практическое использование проекта позволяет сформировать у дошкольников реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Участники проекта: дети группы, воспитатели, родители.

Тип проекта: познавательно – исследовательский.

По методу:

1. Наглядные методы: наблюдение, рассматривание картин (виды: дидактические, репродукции, книжная графика, предметные); видео и диафильмов, слайдов, муляжей, схем и др.

2. Словесные методы: объяснение (пояснение); рассказ; беседа; чтение художественной литературы.

3. Практические методы обучения - упражнение, опыты и экспериментирование, моделирование.

По количеству участников: групповой.

По продолжительности: среднесрочный.

Цель проекта: формирование естественнонаучных основ и экологических понятий у дошкольников; формирование у детей научно-познавательного, практически-деятельного, эмоционально-нравственного отношения к окружающей действительности; ознакомление с понятием «почва» на основе опытов, ее составом и ценностью для всех обитателей растительного и животного мира Земли.

Задачи проекта:

- развивать и формировать навыки опытнической деятельности детей, посредством экспериментально - опытнической деятельности и использования информационных технологий;

- обобщать и систематизировать знания детей о свойствах почвы, песка, глины;

- воспитывать бережное отношение к природе (почве).

- развивать умение формулировать и обобщать результаты опытов, взаимодействовать друг с другом;

- развивать любознательность, активность, эмоциональную отзывчивость.

- учить общению в процессе экологической игры;

- активизировать фантазию;

- формировать умение выражать свои мысли;

- развивать бережное отношение к природе в процессе элементарной трудовой деятельности

Ожидаемые результаты. Дети дошкольного возраста научатся:

- определять проблему, которую необходимо разрешить;

- предполагать возможные решения;

- осуществлять эксперименты, опыты;

- делать выводы, обобщения;

- необходимость бережного отношения к природе;

Вид деятельности

Форма реализации

Педагог с детьми

Педагог с семьей

Познавательная деятельность

ООД: 

«Что такое подземелье»

«Растения в зимнем саду»

«Нужен ли корешкам воздух?»

«Могут ли животные жить в земле?»

« Подземные богатства»

« Уголек»

Эксперименты и опыты:

-Виды почв

-Из чего образуется почва

-Свойства почвы

-Воздух в почве

-Почва – подземное царство

Беседы:

-«Образование почвы»

-«Как сохранить почву»

- «Песок и глина»

«Кладовая Земли»

-«Свойства влажной почвы»

Наблюдения:

-«Что у нас под ногами?»

-«Для чего корешки?»

- «Где растение больше получает воду?»

Изготовление презентаций проекта, лэпбука, поливочной станции.

Чтение художественной литературы

Хайке Херманн

« Подземный мир» зачем и почему? (книга с окошками)

Стихотворение « Червячок» Анна Трофимова сборник

« Волшебная поляна»,

стихотворение

« Гостеприимный крот»

И. Пивоварова.

Фольклорный материал – пословицы и поговорки о Земле.

В.Н. Танасийчук « Слепые землекопы».

Чтение сказок о почве Т.И. Попова.

Н.Павлова « Большое чудо»

Сказка Г.Х. Андерсана «Дюймовочка»

Е.А. Алябьева «Природа»

Милер Зденек

« Приключения Кротика»

Игровая деятельность

-Игра-моделирование «Слои земли».

-Игра-викторина «Отгадай загадку».

-Игры эксперименты «Песчаные бури», «Сыпучий песок»

Эстафета «Мы дождевые черви».

Д/игра «Удивительный песок», «Да-нет»

П/игра «Цветы на лугу»

Продуктивная деятельность

«Лепка дождевых червей»

«Рисование на камнях»

Рисование «Подземные жители»

Рисование «Экологические знаки»

«Придумай и нарисуй животное, живущие в почве»

Аппликация «Драгоценные камни»

Лепка «Крот»

Аппликация «Цветы на грядке»

Рекомендации по теме проекта в родительском уголке.

Выставка книг «Почемучка»

Консультации:

«Как провести простейшие эксперименты с детьми»

«Развивающая среда в семье»

Анкетирование родителей по теме проекта

Индивидуальные беседы:

«Как читать познавательную литературу»

«Как вести познавательную беседу»

«Как смотреть познавательные мультики».

Содержание итоговых мероприятий проекта:

  • Анкетирование родителей.
  • Анализ достигнутых и полученных результатов.
  • Обобщение практического опыта.
  • Презентация проекта: создание лэпбука «Тайны подземелья», поливочной станции из конструктора «Лего»

Дальнейшие перспективы:

- Дети узнают, что почва – верхний плодородный слой земли, необходимый для нормального роста и жизнедеятельности растений;

- Дети научатся определять проблему, ставить цели и стремиться к их достижению.

- Дети научатся предлагать различные решения проблемной ситуации, осуществлять опыты и эксперименты, делать выводы, обобщать.

- У детей формируется бережное отношение к природе.

Литература:

1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Познавательное развитие в дошкольном детстве». Учебное пособие. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2012 г.

2. Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром. 4-7лет

3. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: опыты и эксперименты для дошкольников – М.: ТЦ Сфера, 2011г. (стр.75-78)

4. Павлова Л.Ю. «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром для занятий с детьми 4-7 лет» - М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015

5.Рыжова Н.А. «Наш дом - природа» - М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2005г.

6.Шорыгина «В подземном царстве» (стр.80) Беседы о воде в природе. Методические рекомендации. /Творческий центр. – М., 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по формированию целостной картины мира "Путешествие в Подземное царство"

Конспект знакомит с особенностями почвы и некоторыми обитателями почвы...

Интегрированное занятие с элементами исследовательской деятельности в старшей группе "Подземное царство"

В занятие включены беседа для детей старшего дошкольного возраста "Кто живёт в подземном царстве?" с использованием опорных картинок и исследовательская работа с почвой....

«Знакомство с подземным царством»

«Знакомство с подземным царством»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности. Область "Познание". Путешествие в Подземное царство.

Знакомство с подземным миром, его обитателями прходило на экологической трапе. Этим путешествие хотелось рассказать и показать детям красоту этого мира. Прививать детям любовь и ответственность за мир...

«В подземном царстве».

Экспериментирование и опыты для детей всегда интересно. А тут еще и необычно....

НОД по изодеятельгости: "Путешествие в подземное царство"(подготовительная группа)

Конспект НОД  по изобразительной деятельности  в подготовительной группе. Главный герой Лесной гном, который летом  ходит по лесу  и следит за порядком, а зимой в подземелье отдыха...

«Знакомство с подземным царством»

Тема «Знакомство с подземным царством».Программное содержание.;Дать детям представление о почве как компоненте природы, продолжать знакомить с особенностями строения и поведения подземных жителей: дож...