Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Чудесный песок»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Ирина Анатольевна Ходаковская

Занятие по окружающему миру с опытно - эксперементальной деятельностью

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chudesnyy_pesok.docx20.36 КБ

Предварительный просмотр:


Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Чудесный песок»

Занятие « Чудесный песок»

Цель: познакомить детей со свойствами песка, его использованием, через исследовательскую деятельность, используя опыты.

Задачи:

«Познание»

- Сформировать у детей комплекс знаний о свойствах сухого и мокрого песка, способах работы с ним.

- Развивать познавательный интерес, наблюдательность, умение анализировать, сравнивать, обобщать.

«Социализация»

- умение общаться со сверстниками во время проведения опытов

«Безопасность»

- знакомство с правилами безопасности при проведении опытов

«Коммуникация»

- развитие самостоятельности у детей в процессе опытов, умение работать в коллективе

«Художественное творчество»

- развивать творческие способности детей при рисовании на песке.

Активизация словаря: сыпучий, липкий, рыхлый, фильтрует, лупа, бархан.

Материал: тарелочки с песком, магниты, лупы, ложечки, ситечки, колбы с воронками, трубочки.

Ход занятия:

Воспитатель:

Становись скорее в круг,

Ты мой друг и я твой друг!

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Ребята, наш веселый ужик снова пришел к нам в гости со своим чудесным мешочком, Нам нужно узнать, что же он нам принес. Попробуйте на ощупь определить, что находится в мешочке.

Ответы детей (Почему ты так решил?)

Если дети затрудняются ответить - загадать загадку.

В-ль: Сегодня мы будем работать с песком.

Приготовьтесь детвора,

Заниматься нам пора,

Но не лепкой, и не чтеньем –

Ждет нас опыт, наблюденье.

Воспитатель: А скажите мне, ребята, где проводятся опыты и эксперименты?

Дети: В лаборатории.

Воспитатель: сегодня вы отправляетесь в лабораторию, для того чтоб исследовать песок, ставить опыты. Но для начала давайте повторим правила поведения в лаборатории.

Дети: Не толкаться, быть аккуратными, осторожно пользоваться приборами.

Воспитатель: В песке находится песочная пыль, поэтому мы должны защитить себя, аккуратно работать, чтобы эта пыль не попала в глаза, не тереть глаза грязными руками.

Опыт № 1 (что такое песок, из чего он состоит?) Ребята, из чего состоит песок? У вас на столах лежит оборудование, как вы думаете, какой прибор поможет рассмотреть нам песок? (Если слово незнакомое, проговорить хором и индивидуально) Возьмите лупу и посмотрите, из чего состоит песок.

Ответы детей. (Если не назовут песчинки, воспитатель называет и проговариваем хором и индивидуально)

Воспитатель: Посмотрите внимательно, чем отличаются песчинки друг от друга.

Ответы детей: ( (Цвет, размер).

В-ль: Как можно проверить, что песчинки разного размера?

Ответы детей: Просеять

В-ль: Подвиньте к себе пустые тарелочки, поставьте в тарелку ситечко и насыпьте две ложки песка, просейте. Что вы наблюдаете?

Ответы детей: ( Если затрудняются, задать вопрос: весь ли песок просеялся?)

В-ль: Вот мы с вами и убедились, что песчинки разного размера.

Воспитатель: У вас на столах лежат магниты. Что магнит к себе притягивает?

Ответы детей.

Воспитатель: Опустите магнит в песок и подвигайте им по песку. Что появилось на магнитах? Рассмотрите магниты в лупу.

Воспитатель: Ребята, какой вывод можно сделать из опытов, которые мы провели: - песок состоит из мелких камешков - песчинок, которые имеют разную окраску, размеры. В песке присутствуют частички металла.

Воспитатель: А для следующего эксперимента мы разделимся на две группы, дети этого ряда идут к этому столу, а дети этого ряда вот к этому (показать направление рукой)

Опыт № 2 Детям предлагается сделать куличики из песка, который находится в формочках. ( В формочках песок сухой и влажный)

Сначала пробуем сделать из сухого песка

Спросить почему не получается?

Сухой песок он какой? – сыпучий, рассыпчатый, рыхлый.

Затем из влажного песка: почему у вас получились?

Влажный песок он какой?- липкий, вязкий, хорошо сохраняет заданную форму.

После эксперимента возвращаемся на места.

Воспитатель: Кто знает, как называется место, где очень много песка? (Пустыня)

Показ презентации пустыня. Вопросы: Почему она так называется?

Обратите внимание, песок там лежит не ровно, а образует волны и холмы. Кто знает, как называются песчаные холмы? Это барханы. Показ презентации.

Воспитатель: Кто знает, как образуется бархан? Сейчас мы попробуем сами устроить бархан. У вас на столах лежат трубочки, очень медленно и аккуратно подуйте в трубочку на песок.

Опыт № 4 Подуть в трубочку. Что происходит с песчинками? Под действием чего они двигаются?

Вывод: песок может двигаться под воздействием ветра.

Показ видео – барханы. Ребята, посмотрите, какой сильный ветер бывает в пустыне, он поднимает большое количество песка в воздух и получается песчаная буря, когда буря утихнет и песок осядет, образуется бархан.

Воспитатель: Правильно песок может двигаться. Давайте и мы с вами отдохнем и подвигаемся.

Физминутка

Воспитатель: отдохнули, ну а теперь возвращаемся в лабораторию и продолжаем исследовать песок, подойдите все к этому столу.

Опыт № 5 Как вы думаете песок пропускает воду? В воронки с песком наливаем воду, Обратить внимание, что в воронке с сухим песком вода некоторое время держится на поверхности, затем она постепенно уходит вглубь. А через влажный песок вода просачивается гораздо быстрее. Это происходит потому, что в сухом песке между песчинками находится воздух, когда вода просачивается, она вытесняет воздух, а во влажном песке воздуха между песчинками уже нет и вода просачивается быстрее.

Воспитатель: Ребята, а еще песок может фильтровать воду, т.е. чистить её. Вот посмотрите. (Воспитатель берёт окрашенную воду и пропускает её через песок).

Воспитатель: Что произошло с окрашенной водой, которую я налила в песок? Как она изменилась?

Дети: Стала чище, прозрачнее.

Воспитатель: Песок – это природный фильтр, он очищает воду. Это свойство песка используется в нашей жизни.

Возвращаемся на места.

Воспитатель: Ребята, сегодня, «наш герой» – это песок. А где можно его встретить в нашей жизни, где его можно использовать (Варианты ответов детей): Посмотрите на эти картинки.

Показ слайдов.

в строительстве, для изготовления бетона, цементного раствора, для изготовления стекла, при тушении пожара, в гололед, для игр,

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам поиграть.

Д/И да-нет Ребята, если вы согласны с моим высказыванием, то хлопните в ладоши, если нет, то ничего не делайте.

#1055;есок состоит из песчинок.

#1042; песке есть частички металла.

3. Песчинки все одинакового размера.

4. В пустыне много песка.

#1055;есок в пустыне лежит ровно.

#1055;есок может двигаться.

7. Песок очищает воду.

Воспитатель: Ребята, понравилось вам занятие? Что нового вы узнали? Что понравилось больше всего? Мне тоже понравилось, как вы работали сегодня, вы все молодцы!

Наше занятие окончено, спасибо вам за работу, а сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и порисовать на нашем пескографе.

Далее, воспитатель с детьми рисуют коллективную картину песком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями по формированию фонематического восприятия.

У детей 5-7 лет с речевыми нарушениями часто отмечается несформированность фонематического восприятия. Раннее выявление отставания в развитии фонематического слуха у детей дошкольного возраста являетс...

План-конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию и коррекции коммуникативной сферы с использование метода анималотерапии «Кошкины истории»

План-конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию и коррекции коммуникативной сферы методом анималотерапии "Кошкины истории", цель: развитие и коррекция навыков общения в детско...

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с использованием Лего-конструктора

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием конструктора ЛЕГО. Детям любого возраста нравится  строить....

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Мой веселый звонкий мяч"

Занятие с использованием словенского оборудования ENSIKO, СОСТАВЛЕНО С СОВРЕМЕННЫМ ТРЕБОВАНИЕМ ФГТ...

Конспект развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Волшебный песок"

Цель: развитие эмоционально-волевой сферы воспитанников старшего дошкольного возраста через использование песочной терапии.Задачи:Снизить эмоциональное напряжение; создать положительное эмоционал...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Чудесное путешествие"

Этот конспект был разработан для конкурса "Педагогический дебют" (г.Рязань).Занятие рассчитано на детей старшего дошкольного возраста и познакомит их с профессией "археолог"...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Чудесное шахматное королевство»

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Чудесное шахматное королевство» Цель:- вызвать у детей интерес к игре в шахматы, вовлечь в чудесный мир сказок и превращений ...