Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Чудесный песок»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Занятие по окружающему миру с опытно - эксперементальной деятельностью
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chudesnyy_pesok.docx | 20.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Чудесный песок»
Занятие « Чудесный песок»
Цель: познакомить детей со свойствами песка, его использованием, через исследовательскую деятельность, используя опыты.
Задачи:
► «Познание»
- Сформировать у детей комплекс знаний о свойствах сухого и мокрого песка, способах работы с ним.
- Развивать познавательный интерес, наблюдательность, умение анализировать, сравнивать, обобщать.
► «Социализация»
- умение общаться со сверстниками во время проведения опытов
► «Безопасность»
- знакомство с правилами безопасности при проведении опытов
► «Коммуникация»
- развитие самостоятельности у детей в процессе опытов, умение работать в коллективе
► «Художественное творчество»
- развивать творческие способности детей при рисовании на песке.
Активизация словаря: сыпучий, липкий, рыхлый, фильтрует, лупа, бархан.
Материал: тарелочки с песком, магниты, лупы, ложечки, ситечки, колбы с воронками, трубочки.
Ход занятия:
Воспитатель:
Становись скорее в круг,
Ты мой друг и я твой друг!
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Ребята, наш веселый ужик снова пришел к нам в гости со своим чудесным мешочком, Нам нужно узнать, что же он нам принес. Попробуйте на ощупь определить, что находится в мешочке.
Ответы детей (Почему ты так решил?)
Если дети затрудняются ответить - загадать загадку.
В-ль: Сегодня мы будем работать с песком.
Приготовьтесь детвора,
Заниматься нам пора,
Но не лепкой, и не чтеньем –
Ждет нас опыт, наблюденье.
Воспитатель: А скажите мне, ребята, где проводятся опыты и эксперименты?
Дети: В лаборатории.
Воспитатель: сегодня вы отправляетесь в лабораторию, для того чтоб исследовать песок, ставить опыты. Но для начала давайте повторим правила поведения в лаборатории.
Дети: Не толкаться, быть аккуратными, осторожно пользоваться приборами.
Воспитатель: В песке находится песочная пыль, поэтому мы должны защитить себя, аккуратно работать, чтобы эта пыль не попала в глаза, не тереть глаза грязными руками.
Опыт № 1 (что такое песок, из чего он состоит?) Ребята, из чего состоит песок? У вас на столах лежит оборудование, как вы думаете, какой прибор поможет рассмотреть нам песок? (Если слово незнакомое, проговорить хором и индивидуально) Возьмите лупу и посмотрите, из чего состоит песок.
Ответы детей. (Если не назовут песчинки, воспитатель называет и проговариваем хором и индивидуально)
Воспитатель: Посмотрите внимательно, чем отличаются песчинки друг от друга.
Ответы детей: ( (Цвет, размер).
В-ль: Как можно проверить, что песчинки разного размера?
Ответы детей: Просеять
В-ль: Подвиньте к себе пустые тарелочки, поставьте в тарелку ситечко и насыпьте две ложки песка, просейте. Что вы наблюдаете?
Ответы детей: ( Если затрудняются, задать вопрос: весь ли песок просеялся?)
В-ль: Вот мы с вами и убедились, что песчинки разного размера.
Воспитатель: У вас на столах лежат магниты. Что магнит к себе притягивает?
Ответы детей.
Воспитатель: Опустите магнит в песок и подвигайте им по песку. Что появилось на магнитах? Рассмотрите магниты в лупу.
Воспитатель: Ребята, какой вывод можно сделать из опытов, которые мы провели: - песок состоит из мелких камешков - песчинок, которые имеют разную окраску, размеры. В песке присутствуют частички металла.
Воспитатель: А для следующего эксперимента мы разделимся на две группы, дети этого ряда идут к этому столу, а дети этого ряда вот к этому (показать направление рукой)
Опыт № 2 Детям предлагается сделать куличики из песка, который находится в формочках. ( В формочках песок сухой и влажный)
Сначала пробуем сделать из сухого песка
Спросить почему не получается?
Сухой песок он какой? – сыпучий, рассыпчатый, рыхлый.
Затем из влажного песка: почему у вас получились?
Влажный песок он какой?- липкий, вязкий, хорошо сохраняет заданную форму.
После эксперимента возвращаемся на места.
Воспитатель: Кто знает, как называется место, где очень много песка? (Пустыня)
Показ презентации пустыня. Вопросы: Почему она так называется?
Обратите внимание, песок там лежит не ровно, а образует волны и холмы. Кто знает, как называются песчаные холмы? Это барханы. Показ презентации.
Воспитатель: Кто знает, как образуется бархан? Сейчас мы попробуем сами устроить бархан. У вас на столах лежат трубочки, очень медленно и аккуратно подуйте в трубочку на песок.
Опыт № 4 Подуть в трубочку. Что происходит с песчинками? Под действием чего они двигаются?
Вывод: песок может двигаться под воздействием ветра.
Показ видео – барханы. Ребята, посмотрите, какой сильный ветер бывает в пустыне, он поднимает большое количество песка в воздух и получается песчаная буря, когда буря утихнет и песок осядет, образуется бархан.
Воспитатель: Правильно песок может двигаться. Давайте и мы с вами отдохнем и подвигаемся.
Физминутка
Воспитатель: отдохнули, ну а теперь возвращаемся в лабораторию и продолжаем исследовать песок, подойдите все к этому столу.
Опыт № 5 Как вы думаете песок пропускает воду? В воронки с песком наливаем воду, Обратить внимание, что в воронке с сухим песком вода некоторое время держится на поверхности, затем она постепенно уходит вглубь. А через влажный песок вода просачивается гораздо быстрее. Это происходит потому, что в сухом песке между песчинками находится воздух, когда вода просачивается, она вытесняет воздух, а во влажном песке воздуха между песчинками уже нет и вода просачивается быстрее.
Воспитатель: Ребята, а еще песок может фильтровать воду, т.е. чистить её. Вот посмотрите. (Воспитатель берёт окрашенную воду и пропускает её через песок).
Воспитатель: Что произошло с окрашенной водой, которую я налила в песок? Как она изменилась?
Дети: Стала чище, прозрачнее.
Воспитатель: Песок – это природный фильтр, он очищает воду. Это свойство песка используется в нашей жизни.
Возвращаемся на места.
Воспитатель: Ребята, сегодня, «наш герой» – это песок. А где можно его встретить в нашей жизни, где его можно использовать (Варианты ответов детей): Посмотрите на эти картинки.
Показ слайдов.
в строительстве, для изготовления бетона, цементного раствора, для изготовления стекла, при тушении пожара, в гололед, для игр,
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам поиграть.
Д/И да-нет Ребята, если вы согласны с моим высказыванием, то хлопните в ладоши, если нет, то ничего не делайте.
#1055;есок состоит из песчинок.
#1042; песке есть частички металла.
3. Песчинки все одинакового размера.
4. В пустыне много песка.
#1055;есок в пустыне лежит ровно.
#1055;есок может двигаться.
7. Песок очищает воду.
Воспитатель: Ребята, понравилось вам занятие? Что нового вы узнали? Что понравилось больше всего? Мне тоже понравилось, как вы работали сегодня, вы все молодцы!
Наше занятие окончено, спасибо вам за работу, а сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и порисовать на нашем пескографе.
Далее, воспитатель с детьми рисуют коллективную картину песком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями по формированию фонематического восприятия.
У детей 5-7 лет с речевыми нарушениями часто отмечается несформированность фонематического восприятия. Раннее выявление отставания в развитии фонематического слуха у детей дошкольного возраста являетс...
План-конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию и коррекции коммуникативной сферы с использование метода анималотерапии «Кошкины истории»
План-конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию и коррекции коммуникативной сферы методом анималотерапии "Кошкины истории", цель: развитие и коррекция навыков общения в детско...
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с использованием Лего-конструктора
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием конструктора ЛЕГО. Детям любого возраста нравится строить....
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Мой веселый звонкий мяч"
Занятие с использованием словенского оборудования ENSIKO, СОСТАВЛЕНО С СОВРЕМЕННЫМ ТРЕБОВАНИЕМ ФГТ...
Конспект развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Волшебный песок"
Цель: развитие эмоционально-волевой сферы воспитанников старшего дошкольного возраста через использование песочной терапии.Задачи:Снизить эмоциональное напряжение; создать положительное эмоционал...
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Чудесное путешествие"
Этот конспект был разработан для конкурса "Педагогический дебют" (г.Рязань).Занятие рассчитано на детей старшего дошкольного возраста и познакомит их с профессией "археолог"...
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Чудесное шахматное королевство»
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Чудесное шахматное королевство» Цель:- вызвать у детей интерес к игре в шахматы, вовлечь в чудесный мир сказок и превращений ...