Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Чудесное путешествие"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Миловзорова Елена Александровна

Этот конспект был разработан для конкурса "Педагогический дебют" (г.Рязань).

Занятие рассчитано на детей старшего дошкольного возраста и познакомит их с профессией "археолог"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_na_temu.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

на тему:

«Чудесное путешествие»

Воспитателя МБДОУ

«Детский сад №12»

Миловзоровой Е.А.

Рязань

Конспект занятия на тему «Чудесное путешествие»

Цели:

Образовательные:

- познакомить детей с профессией «археолог»;
- формировать умение проводить опыты, размышлять, обобщать результаты;

- закреплять знания детей об истории родного города, его названии; некоторых предметах русского быта, народного искусства.


Развивающие:

- развивать у детей наблюдательность, изобретательность, познавательную активность, внимание;

- продолжать формировать умение детей отвечать полным ответом;

- активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

Воспитательные:

- развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою точку зрения;

- воспитывать аккуратность при работе с сыпучим материалом, осторожность.

Оборудование и материалы: проектор (с изображениями древнерусского города, изображение татаро-монгольских воинов), экран, доска, ящички с сыпучим материалом (в нем закопаны браслеты, бусы с подвесками, бубенчиками), кисти, картинки с изображением инструментов археолога, разрезанное изображение глиняного кувшина, глиняный кувшин, сундучок.

Ход занятия:

- Здравствуйте ребята! Многие люди очень любят путешествовать.

-Куда можно отправится в путешествие? (на море, в лес и т.д.).

-Молодцы! А есть люди, которые умеют путешествовать в далекое прошлое. Кто-нибудь догадался, кто это? (дети высказывают предположения: супер-герои и т.д. если дети сразу не догадаются, подсказать: это люди очень умные, они много знают, делают разные открытия- ученые). Правильно, ребята, это ученые. Как вы думаете, как же ученые могут путешествовать в далекое прошлое?  (они изучают старинные книги, рисунки, ищут в земле старинные предметы и рассказывают об этом людям). Ученый, который ищет древние предметы, называется археолог.

Археолог - это очень важная профессия. Люди этой профессии открывают человечеству целые миры. Археологи обнаруживают таинственные цивилизации, проводят раскопки городов. Предметы, которые они находят, помогают узнать, как жили люди в давние времена.

А хотите сами прямо сейчас побыть настоящими археологами? (да)

Ребята, один мой знакомый археолог, профессор Находкин, прислал нам письмо.

(Воспитатель читает письмо: Дорогие ребята! Я давно ищу себе будущих помощников:  умных, внимательных, аккуратных а главное- дружных. Я слышал про вас много хорошего и приготовил вам несколько интересных заданий. Те, кто сможет их выполнить, получит почетное звание юного археолога. Я верю, что вы справитесь! С уважением Знаменитый Археолог профессор Находкин)

А еще профессор прислал нам сундучок, в который мы будем складывать наши находки.

Ну что, ребята, выполним задания профессора, станем настоящими археологами? Главное помните, что мы - команда, а что значит работать в команде? (все вместе, сообща, дружно).

Правильно. Удача и успех одного человека- это удача всей команды! Тогда вот первое задание профессора:

Воспитатель подводит ребят к доске, на которой расположены карточки с изображением инструментов (лопата, совочек, кисточка, экскаватор)

- Чтобы достать из земли старинный предмет, археологи используют разные инструменты. Многие предметы лежали в земле много сотен и даже тысяч лет, со временем они могли стать хрупкими, сломаться или рассыпаться от одного неосторожного прикосновения. Давайте с вами выберем инструменты, которые возьмет с собой археолог, чтобы выкопать такие маленькие, хрупкие предметы

Дети выбирают предметы, объясняют свой выбор. (если дети выбирают лопату,  стоит оговорить, что эти инструменты используют, когда раскапывают что то очень большое- город, например, или чтобы убрать верхний слой земли, в котором нет никаких древностей)

Молодцы! А вот и наши первые находки!- воспитатель под правильными карточками находит  «осколоки», которые складываются в сундучок. А теперь Профессор задает вам такой вопрос:

- Какими качествами должен обладать настоящий археолог? (аккуратность, терпение, внимательность, у него должна быть хорошая память и т.д.)

Молодцы, правильно ответили!

А теперь профессор приглашает  вас в стародавние времена.. Давайте пройдем и сядем на стульчики (воспитатель приглашает детей к  экрану)

-Ребята, в каком городе вы живете? (Рязань) Профессор  приглашает вас в старую Рязань. Это случилось почти восемьсот лет назад…

Закроем глаза и представим, что мы настоящие археологи- внимательные, любознательные, терпеливые.

(на экране появляется изображение крепости)

- Что перед нами, ребята? (Крепость, город, древняя Рязань) Вот так выглядел наш город давным- давно. Крепость- давайте все вместе произнесем это слово (крепость)- почему древние Русские города так называли? (город окружали высокие крепкие стены) - как выдумаете, зачем? (защищаться от врагов).

 А врагов в те далекие времена у Рязани было много.

 (включается запись и демонстрируются изображения: татаро- монгольские воины, сцена осады города, разоренный город)

 Вот татаро- монголы из соседних степей – хитрые, жестокие и коварные –захотели завоевать, покорить Русскую землю. Огромным было вражеское войско, монгольские воины были умелыми, и оружия у них было много, и лошадей. С малых  лет учили они своих детей на лошадях скакать и стрелять из лука. Подошла могучая татаро- монгольская армия к границам Руси, к Рязани. Долго Рязань врагу сопротивлялась, но велика была армия татаро- монгольская и захватили враги наш город. Разорили его, сожгли, кого убили, кого в полон увели. (картинка горящего города)

Проектор выключается

- Вот такие дела творились на земле Рязанской во времена стародавние. Сожгли город, а в земле о нем память осталась. Что же могло сохраниться? (камни, посула, вещи древние)

- До сих пор находят люди вещи на том месте, где стояли города старые. Надеялись люди вернуться в город свой после того, как враги уйдут, вот и прятали ценные для них предметы. Как вы думаете, что люди могли спрятать? (украшения, одежду, деньги)

-А теперь профессор приготовил для нас самое сложное задание. Но прежде чем к нему приступить, приглашаю вас сделать особенную гимнастику для пальчиков.

Пальцы делают зарядку  (сжимать-разжимать кулачки)
 
Чтобы меньше уставать  (пошевелить пальчиками)
нужно очень постараться 

Археологами стать!  (к большому пальчику указательный, средний, безымянный, мизинчик и наоборот)

В руки кисточку возьмем  (сжать кулачки)

И раскопки проведем!  («подмести» пальчиками)

(воспитатель проводит ребят к столам с ящиками)

Мы становимся настоящими археологами и будем проводить археологические раскопки. Нам надо быть внимательными, аккуратными и, главное, помнить, что мы команда.

-Что вы видите на столах? (ящики, кисточки).

-Как вы думаете, что мы можем там найти?

-А вот что там может быть, мы с вами и узнаем вместе. Может быть  мы там ничего не найдем, и такое бывает: работают археологи, стараются, но ничего найти не могут.

По моей команде вы возьмете кисточку и будем аккуратно искать. И помните, что находку нельзя трогать руками. Когда  найдете и откопаете предмет- поднимайте руку.

Приступим! (воспитатель контролирует работу детей) Воспитатель контролирует ход работы. Дети показывают свои находки и воспитатель выкладывает из на столик.

-ребята, что мы нашли? (браслеты, бусы) а как это можно назвать одним словом? (украшения)

Вот какие вы молодцы! Аккуратные, внимательные! За такое сложное задание профессор вам приготовил еще 2 осколочка. Давайте теперь сложим наши осколочки и посмотрим, что у нас получится. Для настоящего археолога любой осколок может быть драгоценным, он раскрывает тайны прошлого.

Дети складывают кувшин.

Что у вас получилось? (кувшин) Ай да профессор! Он приготовил нам сюрприз. Посмотрите внимательно, где-то в комнате, рядом с нами, стоит похожий кувшин. Кто его увидит - поднимает ручку. (дети находят стоящий на полке кувшин)

Какие вы молодцы!

- Ребята, с какой профессией мы с вами познакомились? (археолог)

- Чем занимаются археологи? (ищут древние вещи, города, изучают историю)

- Какой город мы с вами посетили? (старую Рязань)

- Чем мы с вами сегодня занимались? (проводили археологические раскопки, искали древние предметы)

- Мне очень понравилось с вами работать! Вы настоящая команда юных археологов. Я обязательно расскажу профессору про ваши успехи. Ой! Кувшин стал тяжелее. Ребята, в нем что-то появилось.


Воспитатель достает медали из кувшина и раздает их.

- Это вам приготовил профессор.

До свидания, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА "ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ОЛИМПИЮ".

Конспект занятия разработан к проекту "Мы будущие олимпийские чемпионы!"...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в страну Олимпию"

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста  "Путешествие в страну Олимпию" ....

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в страну Олимпию" .

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста  "Путешествие в страну Олимпию" ....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА "ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ОЛИМПИЮ"

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ  ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА   "ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ОЛИМПИЮ"...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в пустыню»

Задачи:1.Систематизировать и дополнить знания детей о природной зоне «Песчаная пустыня», её природных условиях, животном и растительном мире. Содействовать расширению знаний детей о свойствах песка. О...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие Деда Мороза"

Конспект составлен с использованием интерактивной игры на СМАРТ оборудовании. Направлен на развитие познавательных способностей детей....