Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Чудесное путешествие"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Этот конспект был разработан для конкурса "Педагогический дебют" (г.Рязань).
Занятие рассчитано на детей старшего дошкольного возраста и познакомит их с профессией "археолог"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_na_temu.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
на тему:
«Чудесное путешествие»
Воспитателя МБДОУ
«Детский сад №12»
Миловзоровой Е.А.
Рязань
Конспект занятия на тему «Чудесное путешествие»
Цели:
Образовательные:
- познакомить детей с профессией «археолог»;
- формировать умение проводить опыты, размышлять, обобщать результаты;
- закреплять знания детей об истории родного города, его названии; некоторых предметах русского быта, народного искусства.
Развивающие:
- развивать у детей наблюдательность, изобретательность, познавательную активность, внимание;
- продолжать формировать умение детей отвечать полным ответом;
- активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
Воспитательные:
- развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою точку зрения;
- воспитывать аккуратность при работе с сыпучим материалом, осторожность.
Оборудование и материалы: проектор (с изображениями древнерусского города, изображение татаро-монгольских воинов), экран, доска, ящички с сыпучим материалом (в нем закопаны браслеты, бусы с подвесками, бубенчиками), кисти, картинки с изображением инструментов археолога, разрезанное изображение глиняного кувшина, глиняный кувшин, сундучок.
Ход занятия:
- Здравствуйте ребята! Многие люди очень любят путешествовать.
-Куда можно отправится в путешествие? (на море, в лес и т.д.).
-Молодцы! А есть люди, которые умеют путешествовать в далекое прошлое. Кто-нибудь догадался, кто это? (дети высказывают предположения: супер-герои и т.д. если дети сразу не догадаются, подсказать: это люди очень умные, они много знают, делают разные открытия- ученые). Правильно, ребята, это ученые. Как вы думаете, как же ученые могут путешествовать в далекое прошлое? (они изучают старинные книги, рисунки, ищут в земле старинные предметы и рассказывают об этом людям). Ученый, который ищет древние предметы, называется археолог.
Археолог - это очень важная профессия. Люди этой профессии открывают человечеству целые миры. Археологи обнаруживают таинственные цивилизации, проводят раскопки городов. Предметы, которые они находят, помогают узнать, как жили люди в давние времена.
А хотите сами прямо сейчас побыть настоящими археологами? (да)
Ребята, один мой знакомый археолог, профессор Находкин, прислал нам письмо.
(Воспитатель читает письмо: Дорогие ребята! Я давно ищу себе будущих помощников: умных, внимательных, аккуратных а главное- дружных. Я слышал про вас много хорошего и приготовил вам несколько интересных заданий. Те, кто сможет их выполнить, получит почетное звание юного археолога. Я верю, что вы справитесь! С уважением Знаменитый Археолог профессор Находкин)
А еще профессор прислал нам сундучок, в который мы будем складывать наши находки.
Ну что, ребята, выполним задания профессора, станем настоящими археологами? Главное помните, что мы - команда, а что значит работать в команде? (все вместе, сообща, дружно).
Правильно. Удача и успех одного человека- это удача всей команды! Тогда вот первое задание профессора:
Воспитатель подводит ребят к доске, на которой расположены карточки с изображением инструментов (лопата, совочек, кисточка, экскаватор)
- Чтобы достать из земли старинный предмет, археологи используют разные инструменты. Многие предметы лежали в земле много сотен и даже тысяч лет, со временем они могли стать хрупкими, сломаться или рассыпаться от одного неосторожного прикосновения. Давайте с вами выберем инструменты, которые возьмет с собой археолог, чтобы выкопать такие маленькие, хрупкие предметы
Дети выбирают предметы, объясняют свой выбор. (если дети выбирают лопату, стоит оговорить, что эти инструменты используют, когда раскапывают что то очень большое- город, например, или чтобы убрать верхний слой земли, в котором нет никаких древностей)
Молодцы! А вот и наши первые находки!- воспитатель под правильными карточками находит «осколоки», которые складываются в сундучок. А теперь Профессор задает вам такой вопрос:
- Какими качествами должен обладать настоящий археолог? (аккуратность, терпение, внимательность, у него должна быть хорошая память и т.д.)
Молодцы, правильно ответили!
А теперь профессор приглашает вас в стародавние времена.. Давайте пройдем и сядем на стульчики (воспитатель приглашает детей к экрану)
-Ребята, в каком городе вы живете? (Рязань) Профессор приглашает вас в старую Рязань. Это случилось почти восемьсот лет назад…
Закроем глаза и представим, что мы настоящие археологи- внимательные, любознательные, терпеливые.
(на экране появляется изображение крепости)
- Что перед нами, ребята? (Крепость, город, древняя Рязань) Вот так выглядел наш город давным- давно. Крепость- давайте все вместе произнесем это слово (крепость)- почему древние Русские города так называли? (город окружали высокие крепкие стены) - как выдумаете, зачем? (защищаться от врагов).
А врагов в те далекие времена у Рязани было много.
(включается запись и демонстрируются изображения: татаро- монгольские воины, сцена осады города, разоренный город)
Вот татаро- монголы из соседних степей – хитрые, жестокие и коварные –захотели завоевать, покорить Русскую землю. Огромным было вражеское войско, монгольские воины были умелыми, и оружия у них было много, и лошадей. С малых лет учили они своих детей на лошадях скакать и стрелять из лука. Подошла могучая татаро- монгольская армия к границам Руси, к Рязани. Долго Рязань врагу сопротивлялась, но велика была армия татаро- монгольская и захватили враги наш город. Разорили его, сожгли, кого убили, кого в полон увели. (картинка горящего города)
Проектор выключается
- Вот такие дела творились на земле Рязанской во времена стародавние. Сожгли город, а в земле о нем память осталась. Что же могло сохраниться? (камни, посула, вещи древние)
- До сих пор находят люди вещи на том месте, где стояли города старые. Надеялись люди вернуться в город свой после того, как враги уйдут, вот и прятали ценные для них предметы. Как вы думаете, что люди могли спрятать? (украшения, одежду, деньги)
-А теперь профессор приготовил для нас самое сложное задание. Но прежде чем к нему приступить, приглашаю вас сделать особенную гимнастику для пальчиков.
Пальцы делают зарядку (сжимать-разжимать кулачки)
Чтобы меньше уставать (пошевелить пальчиками)
нужно очень постараться
Археологами стать! (к большому пальчику указательный, средний, безымянный, мизинчик и наоборот)
В руки кисточку возьмем (сжать кулачки)
И раскопки проведем! («подмести» пальчиками)
(воспитатель проводит ребят к столам с ящиками)
Мы становимся настоящими археологами и будем проводить археологические раскопки. Нам надо быть внимательными, аккуратными и, главное, помнить, что мы команда.
-Что вы видите на столах? (ящики, кисточки).
-Как вы думаете, что мы можем там найти?
-А вот что там может быть, мы с вами и узнаем вместе. Может быть мы там ничего не найдем, и такое бывает: работают археологи, стараются, но ничего найти не могут.
По моей команде вы возьмете кисточку и будем аккуратно искать. И помните, что находку нельзя трогать руками. Когда найдете и откопаете предмет- поднимайте руку.
Приступим! (воспитатель контролирует работу детей) Воспитатель контролирует ход работы. Дети показывают свои находки и воспитатель выкладывает из на столик.
-ребята, что мы нашли? (браслеты, бусы) а как это можно назвать одним словом? (украшения)
Вот какие вы молодцы! Аккуратные, внимательные! За такое сложное задание профессор вам приготовил еще 2 осколочка. Давайте теперь сложим наши осколочки и посмотрим, что у нас получится. Для настоящего археолога любой осколок может быть драгоценным, он раскрывает тайны прошлого.
Дети складывают кувшин.
Что у вас получилось? (кувшин) Ай да профессор! Он приготовил нам сюрприз. Посмотрите внимательно, где-то в комнате, рядом с нами, стоит похожий кувшин. Кто его увидит - поднимает ручку. (дети находят стоящий на полке кувшин)
Какие вы молодцы!
- Ребята, с какой профессией мы с вами познакомились? (археолог)
- Чем занимаются археологи? (ищут древние вещи, города, изучают историю)
- Какой город мы с вами посетили? (старую Рязань)
- Чем мы с вами сегодня занимались? (проводили археологические раскопки, искали древние предметы)
- Мне очень понравилось с вами работать! Вы настоящая команда юных археологов. Я обязательно расскажу профессору про ваши успехи. Ой! Кувшин стал тяжелее. Ребята, в нем что-то появилось.
Воспитатель достает медали из кувшина и раздает их.
- Это вам приготовил профессор.
До свидания, ребята!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА "ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ОЛИМПИЮ".
Конспект занятия разработан к проекту "Мы будущие олимпийские чемпионы!"...
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в страну Олимпию"
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в страну Олимпию" ....
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в страну Олимпию" .
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в страну Олимпию" ....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА "ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ОЛИМПИЮ"
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА "ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ОЛИМПИЮ"...
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие на воздушном шаре»
Конспект занятия по развитию эмоционально-волевой сферы....
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в пустыню»
Задачи:1.Систематизировать и дополнить знания детей о природной зоне «Песчаная пустыня», её природных условиях, животном и растительном мире. Содействовать расширению знаний детей о свойствах песка. О...
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие Деда Мороза"
Конспект составлен с использованием интерактивной игры на СМАРТ оборудовании. Направлен на развитие познавательных способностей детей....