Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по экспериментированию «Песок и глина»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Задачи:
1. Познакомить детей со свойствами песка (сыпучесть, прочность, рыхлость, проводимость воды). Познакомить детей с природным материалом – глиной, её свойствами (липкость, проводимость воды, прочность) и её применением. Может ли растение расти на глинистой почве. Может ли песок двигаться.
2. Развивать умение анализировать объект и представлять его в системе взаимосвязей: строение, функционирование, назначение.
3. Развивать умение планировать свою деятельность, добиваться результатов в ходе экспериментирования.
4. Расширять кругозор, словарный запас: сыпучий, рыхлый, исследование, эксперимент, лаборатория.
Материалы и оборудование: глина, песок, одноразовые ёмкости для песка и глины, подложки, одноразовые ложки, крышки с трубочками, лупы, магниты, вода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 509.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия с детьми
старшего дошкольного возраста
по экспериментированию «Песок и глина»
Подготовила:
Воспитатель :Салихова Е.В
Конспект занятия с детьми
старшего дошкольного возраста
по экспериментированию «Песок и глина»
Задачи:
1. Познакомить детей со свойствами песка (сыпучесть, прочность, рыхлость, проводимость воды). Познакомить детей с природным материалом – глиной, её свойствами (липкость, проводимость воды, прочность) и её применением. Может ли растение расти на глинистой почве. Может ли песок двигаться.
2. Развивать умение анализировать объект и представлять его в системе взаимосвязей: строение, функционирование, назначение.
3. Развивать умение планировать свою деятельность, добиваться результатов в ходе экспериментирования.
4. Расширять кругозор, словарный запас: сыпучий, рыхлый, исследование, эксперимент, лаборатория.
Материалы и оборудование: глина, песок, одноразовые ёмкости для песка и глины, подложки, одноразовые ложки, крышки с трубочками, лупы, магниты, вода.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты).
Раз, два, три. Покрутись и в исследователей превратись. (Дети крутятся вокруг себя).
А что же мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав загадки. Слушайте внимательно:
«В руках у вас лопата, ведёрко и совок,
Вы любите, ребята, пересыпать…» (песок).
Воспитатель: О чем эта загадка? Правильно, ребята, эта загадка о песке. (Изображение песка на картинке)
«Белая, красная и голубая,
Когда я сухая, как камень тверда я,
Размочишь водой, буду влажной и мягкой» (Глина)
Воспитатель: Конечно, ребята, это глина. (Изображение на картинке)
Давайте, сегодня мы с вами превратимся в учёных и будем проводить опыты. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются по два человека за один стол.)
Скажите, с чем нам предстоит сегодня работать? (Дети перечисляют всё, что стоит на столе.) Итак, приступаем к первому исследованию.
Первый эксперимент. Что такое песок и из чего он состоит?
- Обследовать сухой песок пальцами.
- Рассмотреть в лупу.
- Опустить в песок магнит, появившиеся кусочки металла рассмотреть через лупу.
Вывод: песок – очень мелкие камушки разного цвета, разной формы, разного размера, в песке можно найти мелкие частички металла.
Песок состоит из зёрнышек-песчинок. Зёрнышки бывают разной величины: одни покрупнее, другие помельче. Песчинки ничем не скреплены между собой. Песок сыпуч.
Чаще всего встречается песок желтый. Его можно увидеть на обрывистом берегу реки, в овраге. Им посыпают дорожки садов, парков, бульваров. Но бывает песок и другого цвета: белого, розового, серого и даже чёрного.
Второй эксперимент. Что такое глина?
Рассмотреть кусочки глины.
Глина – это вторичный продукт земной коры, осадочная горная порода, образовавшаяся в результате разрушения скальных пород в процессе выветривания.
Глина может быть разного цвета: коричневого, жёлтого, белого, красного, серого, чёрного. Чаще всего встречается светло-коричневая глина. Её можно увидеть в канаве, яме, на обрывистом берегу реки, в овраге.
Вывод: Глина тоже бывает разного цвета, как и песок.
Третий эксперимент. Может ли перемещаться песок и глина?
Показать картинку с изображением пустыни.
Воспитатель: В пустыне не бывает зимы, там очень жарко, мало воды, почти нет растений. Насекомые, чтобы спастись от жары, зарываются вглубь песка, а когда наступает ночь, выползают целыми и невредимыми. В пустыне бывают песочные бури. Сейчас я вам покажу, как это происходит.
Возьмите стакан с песком, в крышку которого вставлена пластмассовая трубочка. Через нее с силой вдуть в стакан воздух.
Воспитатель: Что создаётся внутри?
Дети: Ветер.
Воспитатель: Внутри создается ветер. (Звучит музыка, шум ветра)
Воспитатель: Что происходит с песчинками?
Дети: Они быстро перемещаются.
Воспитатель: Почему?
Дети: Они легкие и никак не скреплены друг с другом.
Воспитатель: Давайте попробуем сделать бурю в стаканчике с глиной. Получается?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему?
Дети: Глина тяжелая.
Вывод: песок – сыпучий, с помощью ветра легко перемещается в пространстве, в отличие от глины, которая не сыпучая, тяжелая.
Физкультминутка
Воспитатель: Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и немного разомнёмся. (Дети располагаются около столов и выполняют движения под слова.)
«Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули – это ветер сбивает росу.
Руки в стороны, плавно помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем – крылья сложим назад.
Раз, два – выше голова.
Три, четыре – руки шире.
Пять, шесть – тихо сесть.
Семь, восемь – лень отбросим.»
От разминки польза есть. Что ж, пора на место сесть.
Опыт №4.
Возьмите тарелочки с глиной. Давайте ее рассмотрим через лупу. Вы крупинки глины видите? (крупинок не видно) Они отдельно друг от друга лежат? (Нет) Если потрогать пальцем глину, отделяются ли крупинки друг от друга как у песка? А почему не отделяются? А ты, Кирилл, как думаешь?
- Правильно, крупинок не видно. Они очень маленькие, их не видно даже через лупу. Крупинки прижались друг к другу очень крепко, и поэтому мы их не видим, не различаем. Нам кажется, что это целый комочек глины. Значит, какой вывод мы можем сделать? (Что глина не рассыпается, крупинки крепко держатся друг за друга).
Попробуйте помять ее руками - А можно слепить из глины?
Почему? (Да, посуда рассыпаться не будет, крупинки глины крепко держатся друг за друга) (Вытрите руки салфеткой)
- А сейчас я превращаю вас в маленькие-маленькие крупинки глины. Они очень малы и боятся потеряться, поэтому взялись крепко-крепко за руки, прижались друг к другу плечиками. Их не разорвать. Ветерок подул, а крупинки крепко держатся и не разлетаются как песчинки.
- Вот посмотрите, шарик из глины высох. Попробуем его взять, какой он? (твердый, не разламывается, не рассыпается). Почему? А как ты думаешь?
- Вспомните шарик из песка Что с ним стало? (рассыпался) Почему из песка шарик рассыпался?
- Давайте сделаем вывод. Какой становится глина, когда высохнет? (твердой, не рассыпчатой) почему? (потому что крупинки глины крепко держатся друг за друга)
- А песок, когда высохнет, каким становится? (рассыпчатым, мягким)
эксперимент. Что быстрее пропустит воду через себя песок или глина?
Полить песок и глину одновременно водой. Что происходит?
Воспитатель: Кто был самый внимательный? Что увидели?
Ответы детей.
Вода проходит сквозь песок быстрее. Глина намокает медленнее. Меняет цвет. Вода быстрее пробегает сквозь песок, просачивается между песчинками и стекает на дно.
Глина же не пускает воду: ее частички слиплись, и вода не может найти себе места среди них. Вода дольше остается на поверхности воронки и капает медленней.
Вывод: Песок быстрей пропускает воду, а глина медленней.
Пятый эксперимент. Что тяжелее: песок или песочная пыль?
В баночку с водой опустить ложечку песка. Не размешивать. Что происходит?
Песок оседает. На поверхности воды можно увидеть песочную пыль. Если размешать, пыль осядет, окрашивая воду.
Тоже самое проделать с глиной. Оставить на некоторое время.
Вывод: Песок тяжёлый – он опускается на дно баночки, пыль лёгкая, она осталась на поверхности. При намокании песок меняет цвет.
Пальчиковая гимнастика
Дружба
Дружат в нашей группе (Хлопают в ладоши).
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим (Стучат кулачками друг об друга).
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца).
Будем снова мы считать.
Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца, на др. руке).
Мы закончили считать.
Шестой эксперимент. Что будет после высыхания слепленной поделки из песка и глины?
Намочите песок. Слепите из него что-нибудь. Как вы думаете, можно ли будет им играть ими после высыхания песка? Почему?
Возьмите глину, слепите любую поделку, игрушку. Какая на ощупь глина? После высыхания можно будет играть вашими поделками? Почему?
Вывод: Песчаные поделки распались, а глиняные стали крепкими. Влажная глина обладает таким свойством, как пластичность.
Воспитатель: Итак, ребята мы провели с вами ряд опытов с глиной и песком. Как вы думаете песок или глина нужней для природы?
Ответы детей.
Воспитатель: В природе песок с глиной дружат. Песок рыхлит землю, а глина служит для удержания воды в почве. Это очень важно для роста и развития растений. А значит, глина и песок полезны для природы одинаково.
Итог занятия: Что на занятии для вас оказалось самым интересным? Что нового узнали, чего раньше не знали?
Список используемой литературы:
- Веракса Н.Е., Галимов О.Р. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников». Для занятий с детьми 4-7 лет. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2015г.
- Рыжова Н.А. «Что у нас под ногами?», блок занятий «Песок. Глина. Камни». М., ООО Карапуз – Дидактика, 2005г. (программа «Наш дом –природа»).
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом», занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. ТЦ СФЕРА, М.,2005г.
- Иванова А.И. «Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду», Человек. ТЦ СФЕРА. М., 2004г.
- Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. «Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст». М., Педагогическое общество России,2005г.
- Прохорова Л.Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников», методические рекомендации, под редакцией. 2-е изд. испр. и допол. М., АРКТИ, 2004г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мои верные помощники» Конспект занятия по валеологии с элементами экспериментирования для детей старшего дошкольного возраста..
Цель: • продолжать формировать элементарные представления о роли органов чувств: глаза, уши, нос в жизни человека;• обсудить вопросы гигиены органов слуха, зрения, дыхания;• работать над совершенствов...

«Мои верные помощники» Конспект занятия по валеологии с элементами экспериментирования для детей старшего дошкольного возраста.
Цель:• продолжать формировать элементарные представления о роли органов чувств: глаза, уши, нос в жизни человека;• обсудить вопросы гигиены органов слуха, зрения, дыхания;• работать над совершен...

Конспект занятия по валеологии с элементами экспериментирования на тему"Мои верные помощники" для детей среднего дошкольного возраста
Дети экспериментируют со своими органами чувств, обсуждают вопросы гигиены органов слуха, зрения, обоняния....

Конспект занятия в подготовительной группе по экспериментированию «Песок и глина»
Программное содержание:• Продолжать знакомить детей с особенностями песка и глины, их свойствами (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду – песок; пластичность, вязкость,...

Конспект занятия в разновозрастной группе по экспериментированию «Знакомство с песком и глиной»
Конспект занятияв разновозрастной группе по экспериментированию«Знакомство с песком и глиной»...
Конспект по позновательному развитую с элементами экспериментирования "Песок и его свойства"
Конспект по позновательному развитую с элементами экспериментирования "Песок и его свойства"...