Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы по ознакомлению с окружающим миром Тема: «Зимушка-зима».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Абдульманова Жулдыз Сагитовна

Обобщить и систематизировать знания детей о живой и неживой природе зимой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsekt_nod_v_podgotovitelnoy_gr.zimushka.docx377.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Рябинушка»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы по ознакомлению с окружающим миром

Тема: «Зимушка-зима».

Подготовила:

воспитатель Абдульманова Ж.С.

2023г

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о живой и неживой природе зимой.

Задачи:

  • расширять представления о зимних природных явлениях (образование снега);
  • закрепить явления неживой природы (морозы, сильные ветры, идет снег, метут метели.);
  • уточнять знания об образе жизни диких животных зимой (заяц, лиса, волк, медведь и белка).
  • расширять представления о разнообразии птиц (снегири, синицы, воробьи, способах добывания пищи, приспособлении к зимним условиям жизни.
  • развивать познавательные способности детей;
  • развивать эстетическое восприятие, эстетические эмоции и чувства, эмоциональный отклик на проявление красоты зимней природы в окружающем мире;
  • вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу.

Методические приемы:

1. Наглядные (слайд-презентация).

2. Словесные (объяснение, вопрос) .

3. Практические (игровые упражнения)

Предварительная работа: беседа о зиме, рассматривание картин и иллюстраций о зиме, зимних явлениях, чтение стихов и пословиц, наблюдение за погодой на прогулках.

Материалы и оборудование: компьютер, презентация, аудиозапись с песенкой «Мы пойдем сначала влево», снежинки.

Ход НОД:

Доброе утро улыбчивым лицам!

Доброе утро солнцу и птицам

Пусть каждый становиться добрым, доверчивым

Пусть доброе утро продлиться до вечера!

Воспитатель: Ребята, кто из вас любит путешествовать? Ответы детей.

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в чудесное царство. Давайте закроим глаза и произнесем слова.

Раз, два, три, четыре, пять.

Все, кто хочет погулять,

Оглянитесь, повернитесь,

В чудесном царстве очутитесь!

(Слайд 1 зимний пейзаж)

Воспитатель: Ребята, в каком времени года мы с вами очутились?

Воспитатель: Да, ребята, мы с вами очутились в гостях у Зимушки-зимы.

Воспитатель: Какие признаки зимы вы знаете?

(Слайд 2 Приметы зимы: Снег, сугробы, снегопад, метель, мороз, лед на реках и озерах, и т. д.)

Воспитатель: Совершенно верно.

Воспитатель: Но чтобы оказаться в ее снежных владениях, надо вспомнить зимние месяцы. Ребята, давайте вместе вспомним, как называются зимние месяцы? Я буду называть месяцы всех времен года, а вы громко хлопните в ладоши, когда услышите зимний месяц.

Игровое упражнение «Угадай месяц».

Воспитатель: Молодцы, что вы вспомнили названия зимних месяцев, каких?

Дети: Декабрь, январь, февраль.

Воспитатель: Ребята, для того чтобы отправиться дальше в путешествие, нам нужно выполнить следующее задание. Надо отгадать загадки.

1. Невидимкой, осторожно

Он является ко мне

И рисует, как художник,

Он узоры на окне… (мороз). Слайд 3

2. В белом бархате деревья –

И заборы и деревья.

А как ветер нападет,

Этот бархат опадет … (иней). Слайд 4

3. Бел, да не сахар.

Ног нет, а идёт.

На всех садится,

Никого не боится… (снег). Слайд 5

4. Явилась вслед за осенью

Я по календарю.

Я самый лучший праздник вам

На радость подарю!

А землю белым снегом я

Укутала сама.

Ребята, отгадайте-ка,

Ну, кто же я? (Зима). Слайд 6

Воспитатель: Молодцы! Совершенно верно. Вы справились с заданием.

Физкультминутка

Логоритмическое упражнение «Мы пойдем сначала вправо».

Воспитатель: Вот мы с вами пришли в чудесный зимний лес. Посмотрите, какая красота! (Слайд 7)

Воспитатель: Ребята, а что вы слышите, когда идете зимой по снегу?
(Слайд 8)

Дети: хруст снега.

Воспитатель: Ребята, а откуда же берется снег?

Дети: Он подает из тучи.

Воспитатель: Снежинки образуются из мелких ледяных кристалликов в облаках. Внутри облака ледяные кристаллики растут за счет перехода пара в твердые кристаллы льда. Вовремя очень сильных морозов ледяные кристаллики выпадают на землю в виде "сверкающей алмазной пыли». И на земле образуется слой очень пушистого снега, состоящего из тоненьких ледяных иголочек. (Слайд 9)

Воспитатель: Оказывается, двух одинаковых снежинок не бывает. Ребята, а что общего у всех снежинок (Слайд 10)

Воспитатель: Совершенно верно, у всех снежинок шесть лучиков, но похожих нет, мороз постарался.

Все снежинки одинаковы на цвет –

Но близнецов, поверьте, нет.

Найти похожих здесь нельзя –

Мороз старался, и не зря.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите знать, почему снег хрустит под ногами? (Ответы детей).

Тогда я приглашаю вас в свою лабораторию «Снеговичок».

Опыт “Почему снег хрустит?”

Воспитатель: Возьмем крупную соль. Её кристаллики очень напоминают снежинки. Насыпаем соль в тарелку.

Берем столовую ложку (железную) и надавливаем ею на соль (несколько раз).

Результат. Слышен скрипящий или хрустящий звук (ломаются кристаллики соли). Такой же звук слышен, когда мы идём по снегу в морозный день.

Вывод: Снег состоит из, снежинок. Хотя эти кристаллики очень маленькие, когда они ломаются, слышен треск. Конечно, когда ломается одна снежинка звук услышать невозможно, но когда вы в морозный день идёте по заснеженной улице, под вашими ногами ломаются сотни тысяч снежинок. Тогда вы и замечаете, что снег скрипит.

Воспитатель: ребята, скажите мне еще раз, почему мы слышим хруст снега?

В поле, в лесу расстелила зима по земле белый ковер и спрятала от морозов зверей. Вспомните, как зимуют лесные жители, как живут звери зимой? (Слайд 11)

Дети: Некоторые животные зимой спят. Это медведь, еж, барсук, бурундук. Другие животные заняты зимой добычей корма? (заяц, лиса, волк, кабан)

Воспитатель: У нас зимуют не только звери, но и птицы. Каких зимующих птиц вы знаете? (Слайд 12) Давайте послушаем их голоса

Как вы думаете, о чем могут думать, вести беседы зимой птицы.

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Ребята, так как зимой кругом лежит снег птицам очень сложно найти себе корм. Как можно помочь птицам?

Дети: Мы делаем для птиц кормушки и вывешиваем их на улицу. В кормушку мы кладем корм.

Воспитатель; Чем можно покормить птиц? (Слайд 13)

Дети: Птиц можно покормить зернами, семенами, семечками, крошками хлеба. Воспитатель: Молодцы! Да, ребята, зимой птицам не так страшен холод, как голод. Голод – самый страшный враг для лесных жителей. Поэтому прилетают птицы зимой за помощью, поближе к человеку. Люди – добрые. Они пожалеют несчастных пташек и покормят их.

Воспитатель читает стихотворение «Покормите птиц». (Слайд 14)

Покормите птиц зимой

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма

Горсть зерна нужна,

Горсть одна - и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело,

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Разве можно забывать

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц зимой

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

- Вот и папа Ислама сделал нам кормушку. Давайте мы с вами вернемся сейчас в детский сад, а когда выйдем на прогулку, мы ее повесим и положим в нее корм для птиц. Птички будут очень рады. Закройте глаза и повторите:

Раз, два, три, четыре, пять.

Все, кто хочет погулять,

Оглянитесь, повернитесь,

В детском саду очутитесь!

Воспитатель: Скажите, ребята, вам понравилось путешествовать? (ответы детей). А что нового для себя вы услышали? (Ответы детей)

Ребята, кому было интересно путешествовать поднимите снежинку, кому не понравилось, не поднимайте снежинку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно – образовательной деятельности с детьми младшей группы по ознакомлению с окружающим миром и рисованию (с показами слайдов на ноутбуке)

Цель: диагностика знаний, умений, навыков детей в разделах «Животный мир», «Растительный мир», «Техника рисования» Задачи:  Образовательные: - закреплять и уточнять знания и представле...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы по ознакомлению с окружающим миром по теме "Волшебница вода"

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы по ознакомлению с окружающим миром по теме "Волшебница вода"...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной группы по нравственно-патриотическому воспитанию на тему: «Россия – родина моя!»

Нравственно – патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени.   Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период вс...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы по ознакомлению с окружающим миром «Пришла зима-снег и радость принесла»

Конспект будет полезен для воспитателей старших групп при плантровании непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в первой младшей группе по ознакомлению с окружающим миром с элементами рисования.

Дать детям представления о весенних изменениях в природе. Формировать интерес к явлениям природы. Учить передавать образ солнца в рисунке. Развивать навыки внимательного слушания, обогащать и активизи...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми младшей группы по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования на тему «Знакомство со свойствами и качествами бумаги и ткани»

Вызвать интерес к экспериментальной деятельности, познакомить детей со свойствами бумаги (непрочная, рвётся, мнётся, в воде размокает, то есть становится мягкой) , и ткани (прочная, её трудно порвать,...

Организованная образовательная деятельность для детей подготовительной группы по ознакомлению с окружающим миром "Мы - изобретатели".

Организованная деятельность напрвлена на создание условий для обогащения детей знаниями о мире открытий и изобретений....