Организованная образовательная деятельность для детей подготовительной группы по ознакомлению с окружающим миром "Мы - изобретатели".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Елена Викторовна Жигулова

Организованная деятельность напрвлена на создание условий для обогащения детей знаниями о мире открытий и изобретений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_my_-_izobretateli.docx25.19 КБ

Предварительный просмотр:

ООД В подготовительной группе по ознакомлению с окружающим

«Мы – изобретатели»

Цель: Создание условий для обогащения детей знаниями о мире открытий и изобретений.

Задачи:

 1. Закрепить у детей понятие «человек – изобретатель»: это человек, обладающий такими качествами, как наблюдательность, целеустремлённость, любознательность, изобретательность.

2. Познакомить детей с жизнедеятельностью изобретателя – самоучки Ивана Петровича Кулибина.

3. Развивать у детей конструкторско – технические умения.

Ход ООД:

Приветствие:

Встанем мы в кружочек дружно, поздороваться нам нужно.

Говорю тебе привет, улыбнись скорей в ответ.

 Здравствуй правая рука, здравствуй левая рука.

Здравствуй друг, здравствуй друг, здравствуй весь наш дружный круг.

В.: - Ребята, сегодня пойдет речь об юных изобретателях и их изобретениях.

- Знаете ли вы, кто такие изобретатели? (Это творцы, умельцы, люди, которые создают новые вещи и улучшают уже существующие предметы).

- Верно, а какими качествами должен обладать изобретатель? (Он должен быть умным, наблюдательным, трудолюбивым).

В.: - Посмотрите вокруг. Все, что вы видите, кем-то изобретено. Оказывается, не все привычные для нас вещи, которые делают нашу жизнь проще и интереснее, были изобретены взрослыми людьми.

- Изобретателями становятся даже дети.

Существует международный праздник «День детских изобретений». Он отмечается в январе.

Каждый год дети изобретают различные гаджеты, игры, создают роботов и технику.

В.: - Давным-давно человек был очень близок к природе. Люди как-то заметили, что есть животные, которые гораздо лучше человека видят, лучше слышат, лучше охотятся, и стали использовать эти преимущества.

- Например, человек заметил, что у животных (волка, кабана) очень острые клыки, и решил себе сделать такие же: он изобрел... (нож).

— Вот этот человек, который впервые догадался изобрести очень нужные и полезные предметы для себя и для других людей, и был изобретателем!

Изобретатель был очень любознательным, любил наблюдать за природой.

- Как-то, поранив руку о колючки растений, он решил и себе сделать такие, чтобы использовать их в качестве... (иголок, наконечников для стрел, рыболовных крючков).

Изобретатель - такой же человек, как и мы с вами, но только более любознательный и наблюдательный. Он самый первый делает интересные, полезные и нужные предметы, он их изобретает.

-  Как можно иначе, по-другому еще назвать изобретателя, как вы думаете?

- Действительно, изобретателя можно иначе назвать творческим человеком или человеком-творцом, его можно назвать умелым человеком или умельцем, мастером своего дела, человеком - «золотые руки».

- О человеке-изобретателе сложено много пословиц и поговорок:

Каков мастер - такова и работа.

Дерево дорого плодами, а человек - делами.

Умелые руки не знают скуки.

Дело мастера боится.

В.: - У кого же учился человек? Кто был его главным учителем? (Природа.)

- Чему мог научиться человек, глядя налетающих птиц?

- Да, человеку тоже очень хотелось летать.

- Сначала он решил сделать себе крылья, как у птицы.

-  Забирался на вершину горы и прыгал с такими крыльями вниз. Но в результате только ломал себе руки и ноги.

- Однако пытливый человек не успокаивался и придумал-таки диковинную птицу с неподвижными крыльями.

- Как называется эта чудо-птица? (Самолет).

Самолет — это хорошо, но есть у него один недостаток: чтобы взлететь, ему нужна большая взлетная полоса. Это не всегда удобно.

В.: - Однажды присмотрелся человек к стрекозе.

- Сидит она на цветке и вдруг сразу без разбега взлетает вверх.

- И придумал человек машину, которая сразу поднимается вверх и летит по небу.

Что же это за машина, похожая на стрекозу? (Вертолет)

(Воспитатель предлагает детям иллюстрации: птица, самолет, стрекоза, вертолет и т.д.).

В.:  - А что изобрел человек, глядя вот на это растение? (Показывает одуванчик.)

- Если подуть на такой пушистый белый цветок, что получится? (Полетят пушинки, как парашютики.)

- Как хорошо, когда человек наблюдательный.

В.: - Посмотрите, что еще придумал человек, наблюдая за цветами (Колокольчик и колокол).

-  Вы слышали когда-нибудь, как звонят колокола?

Давайте послушаем колокольный перезвон. (Слушают в аудиозаписи).

-  А колокольчик-цветок не звенит. Даже загадка про это есть.

Эй, звоночек, синий цвет,

С язычком, а звона нет.

Или:

Колокол колышется,

А звона не слышится.

В.: - Как вы думаете, что человек придумал, наблюдая за рыбами?

-  Их обтекаемая форма помогла создать подводные лодки.

Наблюдая за рыбьим хвостом, человек сделал ласты.

Тело рыбы покрыто чешуей - человек стал покрывать крыши домов черепицей. (Предлагаются иллюстрации – ласты, подводная лодка, черепица)

В.: - И таких примеров очень много. В природе можно найти много интересного, она остается первым мудрым учителем для человека.

- Природу надо любить, беречь и очень внимательно наблюдать, и изучать.

-  Если кто-нибудь из вас еще найдет сходство чего-либо в природе с изобретениями человека, обязательно расскажет об этом всем нам.

  • Русская пословица гласит: «Жизнь дана на добрые дела».

 Среди таких добрых дел - великие открытия и изобретения для всех людей.

Как птицы и растения,

С тобою там и тут

Живут изобретения.

Открытия живут.

Не то чтоб скучно, серо.

Без них иначе б жил,

И был бы дом пещерой,

А стол бы камнем был.

И днем бы на охоту

Ты безоружным брел:

Копье ведь тоже кто-то

Когда-то изобрел.

Игла, горшок и парус,

Да что там ни возьми,

Компьютер и гитара

Придуманы людьми.

Стул, двери, ложка, вилка,

Ракета и кино,

Гамак, сенокосилка,

Автобус и окно.

Пусть чуда нет теперь в них,

Но мир не позабыл

Людей тех самых, первых,

Кто чудо сотворил (Е. Ефимовский).

В.: -   Когда-то в нашей стране жил знаменитый мастер, умелец и изобретатель по фамилии Кулибин. Он изобрел много умных технических устройств, механизмов. И хотя это было 200 лет тому назад, мы помним об этом человеке. В школе вы подробно познакомитесь с его изобретениями.

Иван Кулибин был трудолюбивым, аккуратным, целеустремленным человеком. Над некоторыми своими изобретениями он трудился в течение всей своей жизни. Старался сделать их лучше и полезнее для людей. Он много знал, много умел, всему учился самостоятельно, обращался за советами к ученым. Он оставил после себя добрую память и много замечательных изобретений.

В.: - Найдя правильные ответы на загадки, мы с вами узнаем, какие изобретения принадлежат И. Кулибину.

Этот конь не ест овса.

Вместо ног - два колеса.

Сядь верхом и мчись на нем,

Только лучше правь рулем (велосипед)

 

Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит,

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька (автомашина)

 

Грянул гром, веселый гром,

Засверкало все кругом,

Рвутся в небе неустанно

Разноцветные фонтаны.

Брызги света всюду льют,

Это праздничный ...   (салют)

 

Я весь день жужжу-жужжу,

Ветерком тебя стужу (вентилятор)

 

То снизу вверх, то сверху вниз

Он целый день послушно ходит.

Ты только к кнопке прикоснись –

Он тут же сам к тебе подходит (лифт).

3. Итог занятия:

В: - А вы хотите быть изобретателями?

Детям предлагается игра «Моё изобретение». 

Изобретения — это основа нашей жизни - быта, работы, учебы. Они тесно связаны с умением находить решения. Талантливые изобретатели отличаются незаурядным интеллектом и неуёмной фантазией.

В нашей группе, детская фантазия проявляется в изобретениях, которые вы воплощаете в постройках из различного конструктора, кубиков, мозаики. Самый популярный строительный материал – это конструктор Lego.

  • «Лего» – умная игра,

        Завлекательна, хитра.

        Интересно здесь играть,

Строить, составлять, искать!

  • ЛЕГО руки развивает

        И мечтать нам не мешает.

        И скажу про ЛЕГО я

        Это лучшая игра!

Практическая деятельность «Моё изобретение».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект обучающей образовательной деятельности в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром «Земноводные и пресмыкающиеся».

Цель: познакомить детей с земноводными и пресмыкающимися животными. Задачи:- закрепить знания ребёнка о земноводных и пресмыкающихся животных;- формировать представления о внешнем виде и особенно...

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим и обучение грамоте.Тема: Подготовка к полёту в космос.

1.Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе.                                 ...

Конспект воспитательно-образовательного мероприятия в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром тема: «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА – г. Сергиев Посад»

Конспект воспитательно-образовательного мероприятия в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром тема: «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА – ;г. Сергиев Посад»...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром с элементами легоконструирования «Путешествие в Лего-страну»

Цель: Создание условий для формирования творческой познавательной деятельности детей посредством конструктора.Образовательные задачи:Вызвать интерес к конструктору лего. Способствовать обучению д...

Организация непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром «Воздух вокруг нас»

Закепить представление детей о роли воздуха через опыты, о некоторых свойствах воздуха. Учить устанавливать связи между различными явлениями, делать выводы. Систематизировать знания о значении воздуха...

Организованная образовательная деятельность в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Дикие животные нашего края»

Цели: расширять представления детей о диких животных (лиса, медведь,заяц, белка, волк, ёж, их образе жизни.Задачи:1. Обучающие: Закрепить названия диких животных и их детенышей.Познаком...