КонспектНОД для детей старшей группы" Озеро Байкал-жемчужина Сибири"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Познакомить детей с природой Байкал.

Формировать обобщённое представления о водоёмах,находить на карте.

Познакомить с особенностями строения озера Байкал,его обитателями.

Воспитывать бережное отношение к природе родного края.

Скачать:


Предварительный просмотр:

         Конспект НОД для детей старшей группы

               «Озеро Байкал – жемчужина Сибири».

Цель: познакомить детей с природой озера Байкал

Задачи:

        Формировать обобщенное представление о водоемах, находить их на карте; познакомить с особенностями строения оз. Байкал, его обитателями; учить выделять признаки приспособления животных к определенной среде обитания (рыбы); устанавливать простые причинно – следственные связи;

        Развивать логическое мышление, внимание, диалоговую речь; мелкую моторику рук; расширять словарный запас;

        Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края, развивать природоохранную деятельность.

Ход:

Работа с картой

-Посмотрите на карту. Что отмечено синим цветом? (реки, озера).

-Отгадайте загадки.

1.     Мы говорим – она течет.

            Мы говорим – она играет.

            Она бежит всегда вперед,

            И никуда не убегает                    РЕКА

2.     Шириною широкою                                                                                                                                                  

Глубиною глубоко.

День и ночь о берег бьется.

Из него вода не пьется.

Потому что невкусна,

И горька, и солона.

Кругом вода, а с питьем беда.                МОРЕ

3.     Под осоку на песок

Уронили поясок.

И лежит – да не поднять,

И бежит – да не поймать.                      РУЧЕЙ

4.     Посреди поля лежит зеркало.

Стекло голубое, рама зеленая.

Молодые березки свои перед ним

поправляют прически.

И месяц, и звезды в нем отражаются.

Как это зеркало называется?                  ОЗЕРО

-Река, море, ручей, озеро – как одним словом объединить эти понятия? (водоем)

-Что такое водоем? (скопление воды в углублении - природном или искусственном).

-Найдите на карте самый большой водоем нашего края (озеро Байкал)

-Что означает слово «Байкал»? (тюрк. «Бай-куль» - богатое озеро, бур. «Байгал» - огненное озеро).

Показ фото с пейзажами Байкала

-Как хороши закаты на Байкале,

Вода и небо золотом горят!

Все стихло, и лишь только птичьи стаи

Над озером задумчиво кружат.

И тот, кто на Байкале побывает,

Не позабудет больше никогда

Как солнце, опускаясь, запылает,

Как тихая  на воду ляжет мгла.

-Ребята, о чем мы будем говорить? (о Байкале)

-Сколько ему лет? (>26 млн. лет)

Байкал – самое древнее озеро на планете. Оно не только самое древнее, но и самое глубокое. (схема сравнения).

-Его глубина 1642 м. Ученые говорят, что Байкал – это зарождающийся океан. Только в океане вода соленая. А в Байкале? (пресная)

-В Байкале очень большие запасы пресной воды. Что помогает ему пополнять свои запасы? (подземные источники, реки, осадки)

-Именно реки являются основным источником пополнения пресной воды.

-Сколько рек впадает в озеро? (>336)

-Назовите некоторые из них (Турка, Снежная, Баргузин, Иркут, Селенга, Похабиха)

-В ода в озере очень холодная. Даже летом не каждый рискнет искупаться в холодной воде

-Почему она такая холодная? (потому что озеро глубокое и вода не прогревается полностью).

Однако, несмотря на это в озере обитает более 1000 видов разнообразных животных и растений, которые приспособились к жизни в холодной воде. Их так и называют – холодолюбивые.

-Кто является основным обитателем водной среды? (рыбы, моллюски, рачки, водоросли).

-Посмотрите, какие разнообразные животные обитают в Байкале. Какая рыба наиболее на Байкале? (омуль)

-Омуль – рыба, которая обитает только в Байкале. Именно она по-настоящему прославила озеро. Одним из символов Байкала является омулевая бочка – та самая, из-за которой поссорились ветры-великаны Култук и Баргузин.

-Омуль означает «странствующий сиг». И  недаром его так прозвали. В конце лета омуль собирается в косяки и идет на нерест, т.е. откладывать икру. При этом он может пройти против течения довольно большие расстояния.

-Почему омуль уходи в реки на нерест? (потому что в реках вода теплее, чем в озере)

-Когда из икры появятся мальки, они начинают путь обратно в озеро. Большинство мальков погибает во время путешествия. Те же, которые благополучно вернулись, растут и развиваются, чтобы затем самим дать потомство.

-Рассмотрите фото и назовите признаки приспособленности рыб к водной среде обитания.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

«Заселим Байкал»

-Перед вами макет Байкала. Какой он пустой и безжизненный.

-Что мы можем сделать, чтобы он не был таким пустым(заселить животными)

-Каких байкальских рыб вы знаете? (омуль, карась, осетр, голомянка, налим, таймень)

-Сегодня вы будете заселять озеро рыбами, вылепленными вами из соленого теста. Подумайте и выберете рыбу, которую вы будете лепить.

Ребята, что мы можем сделать, чтобы в Байкале не перестали водиться  различные животные, рыбы и растения? Чтобы природа всегда радовала нас своей красотой?

-Выберете карточки,  на которых изображены ситуации, которые нельзя делать.

-Если мы будем беречь и охранять природу, то она будет радовать нас красотой растений и животных, чистотой неба, прозрачностью вод.

 

 



Предварительный просмотр:

         Конспект НОД для детей старшей группы

               «Озеро Байкал – жемчужина Сибири».

Цель: познакомить детей с природой озера Байкал

Задачи:

        Формировать обобщенное представление о водоемах, находить их на карте; познакомить с особенностями строения оз. Байкал, его обитателями; учить выделять признаки приспособления животных к определенной среде обитания (рыбы); устанавливать простые причинно – следственные связи;

        Развивать логическое мышление, внимание, диалоговую речь; мелкую моторику рук; расширять словарный запас;

        Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края, развивать природоохранную деятельность.

Ход:

Работа с картой

-Посмотрите на карту. Что отмечено синим цветом? (реки, озера).

-Отгадайте загадки.

1.     Мы говорим – она течет.

            Мы говорим – она играет.

            Она бежит всегда вперед,

            И никуда не убегает                    РЕКА

2.     Шириною широкою                                                                                                                                                  

Глубиною глубоко.

День и ночь о берег бьется.

Из него вода не пьется.

Потому что невкусна,

И горька, и солона.

Кругом вода, а с питьем беда.                МОРЕ

3.     Под осоку на песок

Уронили поясок.

И лежит – да не поднять,

И бежит – да не поймать.                      РУЧЕЙ

4.     Посреди поля лежит зеркало.

Стекло голубое, рама зеленая.

Молодые березки свои перед ним

поправляют прически.

И месяц, и звезды в нем отражаются.

Как это зеркало называется?                  ОЗЕРО

-Река, море, ручей, озеро – как одним словом объединить эти понятия? (водоем)

-Что такое водоем? (скопление воды в углублении - природном или искусственном).

-Найдите на карте самый большой водоем нашего края (озеро Байкал)

-Что означает слово «Байкал»? (тюрк. «Бай-куль» - богатое озеро, бур. «Байгал» - огненное озеро).

Показ фото с пейзажами Байкала

-Как хороши закаты на Байкале,

Вода и небо золотом горят!

Все стихло, и лишь только птичьи стаи

Над озером задумчиво кружат.

И тот, кто на Байкале побывает,

Не позабудет больше никогда

Как солнце, опускаясь, запылает,

Как тихая  на воду ляжет мгла.

-Ребята, о чем мы будем говорить? (о Байкале)

-Сколько ему лет? (>26 млн. лет)

Байкал – самое древнее озеро на планете. Оно не только самое древнее, но и самое глубокое. (схема сравнения).

-Его глубина 1642 м. Ученые говорят, что Байкал – это зарождающийся океан. Только в океане вода соленая. А в Байкале? (пресная)

-В Байкале очень большие запасы пресной воды. Что помогает ему пополнять свои запасы? (подземные источники, реки, осадки)

-Именно реки являются основным источником пополнения пресной воды.

-Сколько рек впадает в озеро? (>336)

-Назовите некоторые из них (Турка, Снежная, Баргузин, Иркут, Селенга, Похабиха)

-В ода в озере очень холодная. Даже летом не каждый рискнет искупаться в холодной воде

-Почему она такая холодная? (потому что озеро глубокое и вода не прогревается полностью).

Однако, несмотря на это в озере обитает более 1000 видов разнообразных животных и растений, которые приспособились к жизни в холодной воде. Их так и называют – холодолюбивые.

-Кто является основным обитателем водной среды? (рыбы, моллюски, рачки, водоросли).

-Посмотрите, какие разнообразные животные обитают в Байкале. Какая рыба наиболее на Байкале? (омуль)

-Омуль – рыба, которая обитает только в Байкале. Именно она по-настоящему прославила озеро. Одним из символов Байкала является омулевая бочка – та самая, из-за которой поссорились ветры-великаны Култук и Баргузин.

-Омуль означает «странствующий сиг». И  недаром его так прозвали. В конце лета омуль собирается в косяки и идет на нерест, т.е. откладывать икру. При этом он может пройти против течения довольно большие расстояния.

-Почему омуль уходи в реки на нерест? (потому что в реках вода теплее, чем в озере)

-Когда из икры появятся мальки, они начинают путь обратно в озеро. Большинство мальков погибает во время путешествия. Те же, которые благополучно вернулись, растут и развиваются, чтобы затем самим дать потомство.

-Рассмотрите фото и назовите признаки приспособленности рыб к водной среде обитания.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

«Заселим Байкал»

-Перед вами макет Байкала. Какой он пустой и безжизненный.

-Что мы можем сделать, чтобы он не был таким пустым(заселить животными)

-Каких байкальских рыб вы знаете? (омуль, карась, осетр, голомянка, налим, таймень)

-Сегодня вы будете заселять озеро рыбами, вылепленными вами из соленого теста. Подумайте и выберете рыбу, которую вы будете лепить.

Ребята, что мы можем сделать, чтобы в Байкале не перестали водиться  различные животные, рыбы и растения? Чтобы природа всегда радовала нас своей красотой?

-Выберете карточки,  на которых изображены ситуации, которые нельзя делать.

-Если мы будем беречь и охранять природу, то она будет радовать нас красотой растений и животных, чистотой неба, прозрачностью вод.