План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) «Озеро Байкал-жемчужина Сибири».
план-конспект занятия по окружающему миру
«Озеро Байкал-жемчужина Сибири».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) «Озеро Байкал-жемчужина Сибири». | 840.35 КБ |
Предварительный просмотр:
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
«Озеро Байкал-жемчужина Сибири».
Составила: Швайкова Ю.Д
Цель: Познакомить с озером Байкал, его обитателями, дать некоторые исторические знания о Байкале; расширять словарный запас; воспитывать бережное отношение к природному наследию Сибири (самое глубокое и чистое озеро с пресной водой).
Задачи:
- Систематизировать и закрепить знания детей об озере Байкал, о многообразии рыбного богатства озера, об эндемиках Байкала – голомянке и нерпе: особенностях внешнего вида, способах передвижения, питания.
- Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, мышление, речь, через коммуникативные формы общения.
- Воспитывать бережное отношение к природному наследию Сибири.
Ход занятия:
-Сегодня мы продолжаем разговор о нашем родном крае. Вспомните, как называется край, в котором мы живём? (Сибирь). Как называют людей, которые живут в Сибири? (Сибиряки). Ребята в Сибири очень много озер. Сегодня мы с вами поговорим о самом красивом, большом и знаменитом озере. Оно похоже на море. Может кто – нибудь догадался, что это за озеро, как оно называется?
Послушайте стих, и вы поймете, о каком озере Сибири мы сегодня будем беседовать.
Под звуки шума моря и крика чаек воспитатель читает стихотворение:
А что это такое?
Такое голубое,
Холодное, как льдинка,
Прозрачно, как стекло?
Быть может, это небо
За склоны зацепилось
И на землю стекло?
А что это такое?
Всё время в не покое,
Быть может, это туча,
Застряла среди скал?
А это и не туча,
А это и не небо,
А это и не солнце,
А озеро Байкал!
М.Сергеев.
Если дети затрудняются ответить, воспитатель помогает. Размещает макет озера Байкал и предлагает детям назвать это озеро.
- Байкал – это гордость нашего края, очень большое озеро с пресной водой, такое большое, что его сравнивают с морем. Но в море вода солёная, а в Байкале пресная, т. е. не солёная, очень чистая и вкусная, её можно пить. А сейчас давайте познакомимся с жителями Байкала.
Байкальская нерпа Истинный символ легендарного озера. Нерпа встречается только на Байкале. Из-за браконьеров животное находится под угрозой исчезновения. Мех, мясо и жир этого млекопитающего высоко ценятся, однако по закону охота на него не карается. Нерпа, как и тюлени, любит плавать в воде и выбираться наберег для отдыха. Байкальский хариус
Рыба среднего размера, достигающая в длину 60 см, а в весе – 1,5 кг. Предпочитает жить на мелководье с каменистым грунтом. Отличается ярким оттенком, бросающимся в глаза. Спинка всегда темнее брюшка.
Омуль
В Байкале обитают пять популяций омуля: селенгинская, посольская, северобайкальская, чивыркуйская, баргузинская
Ондатра
Полуводный грызун, средний вес которого редко превышает 1,5 кг. Постоянно находится в воде и безупречно защищен от холода особым мехом. Ондатры совершенно не промокают, отличаются светлым цветом брюшка и более темным мехом сверху. На каждой конечности расположены перепонки, благодаря которым ондатры быстро передвигаются под водой. Также для плаванья звери используют хвост специальной формы. Живут ондатры до 8 лет и выбирают зоны, хорошо покрытые растительностью. Ондатры обладают удивительным природным чутьем – умеют строить 2-х уровневые жилища и кладовые для хранения добытой еды.
Язь
Известный представитель Байкальской фауны. У язя крупное, высокое туловище темного оттенка, сочетающееся с серебристыми и белыми боками, брюшком. В длину достигает 27 см, при этом самки гораздо крупнее – до 35 см. Весит язь от 700 до 900 г.
Обыкновенный таймень
Рыба постоянно меняет оттенок чешуи. Так, молодые таймени имеют черные точки, а более взрослые – светлые и темные полосы. У половозрелых особей спина почти черная, а брюшко белое, с овальными точками. В весе к 10 годам достигает 10 кг, а в длине – 1 м.
Осетр – древний обитатель подводного мира, деликатес. Крупная рыба – одинокий представитель хрящевых в озере, у которого отсутствует костный скелет. Живет на глубине 30-40 метров, зимовать отправляется в устья рек.
Голомянка
Она самая многочисленная в Байкале. Общая численность и биомасса в два раза больше, чем всех остальных рыб, живущих в озере, и составляет около 150 тыс. тонн. Особенностью голомянки является то, что она не мечет икру, а рождает живых личинок, поэтому и называют её живородящей рыбой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект комплексного занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме: "Чудо - морковка"
Познакомить детей с полезными свойствами моркови, историей ее выращивания. Продолжать учить детей наклеивать готовые формы на заданную плоскость, не нарушая композицию. ...
План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме: Интегрированная ООД «Познавательное развитие». Ознакомление с миром природы с использованием ИКТ в группе детей старшего возраста на тему «Волшебница вода»
Интегрированная ООД «Познавательное развитие».Ознакомление с миром природы с использованием ИКТ в группе детей старшего возраста на тему «Волшебница вода» Програмное содержание: Познав...
План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме: Конспект занятия: летит ракета к звездам
Программное содержание:1.Расширить знание детей о космосе и о космических полётах.2.Учить отвечать на вопросы, используя различные виды простых и сложных предложений.3.Активизировать словарь: космос, ...
План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме: "Прогулка на луг"беседа о цветах, лекарственных растениях. для старшей группы
Продолжать знакомить детей с окружающей средой....
Занятие по экологическому воспитанию детей в старшей группе Тема: «Весна в лесу». план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Занятие по экологическому воспитанию детей в старшей группе Тема: «Весна в лесу».Тема: «Весна в лесу» Занятие по экологическому воспитанию детей в старшей группе....