Технологическая карта занятия "Знакомая незнакомка – электрическая лампочка"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Ландина Ирина Владимировна

Цель занятия: составление описательного рассказа об электрической лампочке посредством просмотра презентации «Путешествие в прошлое электрической лампочки», исследования предметов (факел, лучина, свеча, керосиновая лампа, электрическая лампочка), алгоритма описания предмета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_lampochka.docx24.2 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.

Тема занятия: Знакомая незнакомка – электрическая лампочка.

Возрастная группа: старшая группа.

Цель занятия: составление описательного рассказа об электрической лампочке посредством просмотра презентации «Путешествие в прошлое электрической лампочки», исследования предметов (факел, лучина, свеча, керосиновая лампа, электрическая лампочка), алгоритма описания предмета.

Задачи занятия:

Обучающая задача: посмотреть презентацию о том, как человек придумал электрическую лампочку.

Развивающая задача: запомнить цепочку развития от факела до электрической лампочки, посредством исследования предметов.

Воспитательная задача: внимательно слушать, высказываться по очереди.

Словарная работа: лучина, свеча, керосиновая лампа, факел, стеклянная колба, цоколь, нить накала.

Планируемые результаты занятия:

Составят описательный рассказ об электрической лампочке по алгоритму описания предмета.

Будут отвечать на вопросы в ходе просмотра презентации «Путешествие в прошлое электрической лампочки».

Расскажут цепочку развития от факела до электрической лапочки.

Будут внимательно слушать, высказываться по очереди.

Подготовительная работа: Составить презентацию с иллюстрациями (факел, лучина, свеча, керосиновая лампа, электрическая лампочка, светильник). Подобрать предметы: факел, лучина, свеча, керосиновая лампа, электрическая лампочка, светильник.

Материалы и оборудование:  ноутбук, телевизор, Демонстрационный материал: коробка, в ней разновидности  электрических ламп; предметы: лучина, факел, керосиновая лампа, свеча, электрическая лампочка, светильник.

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1

Организационно – мотивационный этап

Заинтересовать детей предстоящей деятельностью

Воспитатель собирает детей, показывает красивую коробку, предлагает отгадать загадку и узнать, что находиться в коробке. 

Дом — стеклянный пузырек,

А живет в нем огонек.

Днем он спит, а как проснется,

Ярким пламенем зажжется.

 Задаю вопросы: «Как вы думаете, для чего людям нужна лампочки?  Потрогайте их и определите, из чего они сделаны? Есть ли у нас в группе лампочки? Чем наши лампы отличаются от тех, что в коробке? (Размером, формой).

Игровой: коробка с сюрпризом.

Словесный: художественное слово,  указание, вопрос, объяснение.

Наглядный: показ.

Внимательно слушают воспитателя, отгадывают загадку, отвечают на вопрос, рассуждают.

Рассматривают содержимое коробки, исследуют на ощупь.

Замотивированы на дальнейшую деятельность.

2

Основной этап

2.1

Постановка проблемы

Задать вопросы?

Задаю вопросы: «Как вы думаете, а лампочки всегда были? Чем освещал своё жилище человек в прошлом?

Чтобы узнать, чем освещал человек своё жилище, предлагаю отправиться в прошлое электрической лампочки, при помощи волшебных слов: «Раз, два повернись, в прошлом очутись».

Словесный: проблемный вопрос.

Игровой: волшебное слово.

Внимательно слушают педагога, отвечают на проблемный вопрос. Выполняют действия под волшебные слова.  

Дети предложат свои варианты ответов.

2.2

Ознакомление с новым материалом

Посмотреть презентацию о том, как человек придумал электрическую лампочку.

Предлагаю посмотреть презентацию, перелистываю слайды, задаю вопросы: «Как вы думаете, что это за предмет? (факел, лучина, свеча, керосиновая лампа, электрические лампочки, светильники)?  Предположите, из чего сделан этот предмет? Скажите,  как люди пользовались им в прошлом? Дополняю ответы детей.

Задаю вопрос: «Хотите посмотреть, как выглядят эти предметы по настоящему? »

Предлагаю пройти к столам, рассмотреть и исследовать настоящие предметы.  

Наглядный: обучающая презентация, предметы (факел, лучина, свеча, керосиновая лампа, электрическая лампочка, светильники)

Словесный:

Проблемный вопрос, рассказ, объяснение.

Смотрят, внимательно слушают, отвечают на вопросы, рассуждают, предполагают.

Просмотрят презентацию «Путешествие в прошлое электрической лампочки».

 Ответят на вопросы.

2.3

Практическое решение проблемы

Запомнить цепочку развития от лучины до электрической лампочки посредством исследования предметов.

Составить описательный рассказ об электрической лампочке по алгоритму описания предмета.

Убираю ширму, предлагаю рассмотреть предметы на столе. Задаю вопросы.

Вспомните, какой первый предмет придумал человек для освещения жилища? (Факел)

Что придумал человек, после факела? (Лучину). Вспомните, что это такое? (Щепка, заостренная на конце).

Почему было неудобно освещать дом лучиной? (Она быстро сгорала, дымила, мог случиться пожар).

Найдите здесь свечу.  Вспомните, из чего она сделана? Почему человеку свеча понравилась больше чем лучина? (Она дольше горит, выделяет меньше дыма, её можно переносить по дому).

Скажите, какой предмет для освещения, придумал человек после свечи? (Керосиновая лампа).

Расскажите, как она работала? Какие у неё были хорошие качества? А какие у неё были недостатки?

Какие лампы мы ещё не рассмотрели? У кого дома есть такие же? При помощи чего они работают?  Предлагаю расставить предметы на демонстрационном столе в правильной последовательности (от факела до электрической лампочки).

Как вы думаете, чем лучше всего освещать дом в наше время, и почему?

Предлагаю составить описательный рассказ об электрической лампочке по алгоритму.

Практический: исследование предмета.

Словесный: вопрос, беседа, умозаключение, высказывание, рассказ.

Наглядный: рассматривание, алгоритм.

Исследуют, расставляют предметы в правильной последовательности.

Отвечают на вопросы, рассуждают, делают умозаключения, предполагают.

Составляют рассказ по алгоритму описания предмета.

Исследуют предметы и расставят на демонстрационном столе в правильной последовательности от факела до электрической лампочки.

Ответят на вопросы.

Сделают умозаключения.

Составят описательный рассказ по алгоритму.

3

Заключительный этап

Подвести итоги занятия

Предлагаю вернуться в настоящее время с помощь волшебных слов: «Раз, два повернись, в настоящем очутись».

Что нового вы узнали на занятии?

Что вас удивило больше всего?

Что вы расскажите дома об истории возникновения электрической лампочки?

Что было бы если б не было электрической лампочки?

Словесный: вопрос, высказывание.

Внимательно слушают, отвечают на вопросы, выражают собственное мнение.

Подведены итоги занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Прошлое электрической лампочки"

Знакомство детей с историей электрической лампочки....

"Игра-путешествие в прошлое электрической лампочки".

Деятельность в виде игры-путешествия знакомит детей с предметами, которые освещали жилища людей в прошлом, предками электрической лампочки....

Конструкт НОД "Путешествие в прошлое электрической лампочки"

Конспект НОД по познавательному развитию«Путешествие в прошлое электрической лампочки»(технология «Река времени») Задачи: познакомить детей с историей лампочки; вызвать положительный эмоциональны...

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "История электрической лампочки"

Конспект составлен на основе технологии Коротковой Н.А. "Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста". Дети вместе с воспитателем совершают увлекательное путешествие в прошло...