"Игра-путешествие в прошлое электрической лампочки".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Шаманская Наталья Викторовна

Деятельность в виде игры-путешествия знакомит детей с предметами, которые освещали жилища людей в прошлом, предками электрической лампочки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_proshloe_elektr._lampochki.docx15.83 КБ

Предварительный просмотр:

        Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

                   «Детский сад компенсирующего вида» №110

                                                     Конспект

          «Игры – путешествия в прошлое                                    

                 электрической лампочки»

                       в подготовительной группе

                          Составила: воспитатель МБДОУ «ДСКВ» №110

                          Шаманская Н.В.

                                                       г. Братск 2010 год

Цель: Познакомить детей с историей электрической лампочки.

Развивать ретроспективный взгляд на предметы быта. Помочь детям ориентироваться прошлом и настоящем осветительных приборов, процессом их преобразования человеком.

 Закрепить правила безопасного использования электроприборов.

 Вызывать интерес к жизни людей в прошлом.

                                                   

  Ход:

-Вы сегодня так замечательно спали, а в это время нас посетила добрая Фея Света. И в подарок для вас она оставила этот симпатичный светильник.

-Ну как включим его?

Он будет светить нам долгими зимними вечерами.

Вместе с детьми вставляем штепсель в розетку и нажимаем кнопку.

Светильник не загорается, удивлённо осматриваем его

-Я совершенно уверена, он работал.

-Ну, в чём же причина, как вы думаете?

Дети выясняют, что нет лампочки.

-Куда же она делась?

Незаметно включаю фонограмму громкого и зловещего голоса:

-Я чёрная Фея Тьмы, не допущу, чтоб в вашей группе было светло. Я заточила вашу электрическую лампочку в своём замке Тьмы.

А чтоб разрушить мои чары и спасти лампочку, нужно собрать всех её предков вместе. Но сделать это не возможно, они все в далёком прошлом…

-Что же нам делать?

Дети принимают решение отправиться в прошлое электрической лампочки.

-А что же поможет нам переместиться во временном пространстве?

Вношу макет машины времени с копками: «2012», «прошлое».

Дети нажимают кнопку «прошлое» и звуки фонограммы «Прекрасное далёко» и сияние диско-шара дети медленно кружатся по группе.

Медленно подвожу кружащихся  детей к имитации пещеры.

-Куда же мы попали?

-Как вы думаете, кто здесь живёт? (первобытный человек).

Дети рассаживаются вокруг очага.

-Как вы думаете, в такой пещере было темно или светло, есть ли здесь окна?

-А что же освещало пещеру? (огонь)

-Но как же первобытные люди разводили огонь, ведь спичек ещё не было?

Дети предлагают варианты.

С помощью камней дети пытаются высечь искры.

-Получается? Да это очень трудно. Потрогайте камни, понюхайте их. Очень много времени и труда затрачивал человек, чтоб высечь одну маленькую искорку. И поэтому люди берегли огонь, постоянно поддерживая его в очаге.

-А для чего ещё использовали огонь первобытные люди? (приготовление пищи, обогрев).

-Как вы думаете, может ли огонь быть предком электрической лампочки? Почему?

Дети берут с собой символ очага, и отправляются дальше.

Звучит фонограмма, мерцает бликами шар, дети тихо кружатся, перемещаясь по прошлому.

Предлагаю детям переместиться на стульчики.

-Прошли сотни лет, и люди научились строить огромные замки, которые тоже нужно освещать.

Выставляю слайды средневековых замков, освещаемых факелами.

-Для этого придумали факелы.

Рассматриваем макет факела.

-Факелами люди освещали не только дома и замки, но и ходили с ними по тёмным улицам.

Проводится игра «Хорошо-плохо». Дети, передавая друг другу волшебную палочку называют положительные и отрицательные качества факела.

-А факел может быть предком электрической лампочки?

Берём с собой символ факела.

-Прошло ещё какое-то время и люди придумали лучину.

Это обычная щепка, заострённая на конце. Её чаще делали из берёзы, она лучше горит.

Поджигаю лучину, и наблюдаем, как она горит.

Вам нравится, как горит лучина? Почему? (мало света, коптит, быстро сгорает).

-Является ли лучина предком нашей лампочки? Почему?

Дети берут символ лучины.

-Ну что ж, отправляемся дальше. Под музыку дети тихо кружатся.

Предлагаю подойти к столу.

-Шли годы, и человек придумал более удобный предмет для освещения.

Рассматриваем свечи.

-Ими освещали огромные залы в дворцах, для этого использовали тысячи свечей в красивых подсвечниках. Свечи делали из пчелиного воска или бараньего сала.

-Что есть у свечи внутри? Для чего нужен? Из чего сделан?

Поджигаем фитиль свечки, наблюдаем за её горением.

-Удобна ли свеча для освещения? Почему? (мало света, быстро сгорает, опасна, может вызвать пожар).

-Может ли свеча быть предком электрической лампочки?

Дети берут с собой символ свечки.

-Прошло ещё много лет, и человек научился добывать нефть, а и делать из неё керосин.

Поджигаем фитиль лампы, наблюдаем за её горением.

-С такой лампой можно выходить на улицу и в дождь, и в ветер и она не погаснет. Но всё же она была не очень удобной в использовании. Почему?

-Время шло, и люди изобрели электричество. И в 19 веке русский изобретатель Александр Лодыгин изобрёл лампу накаливания с угольной нитью.

Дети рассматривают электрические лампочки.

-Из чего она сделана, что у неё внутри?

-Удобна ли электрическая лампочка?

-Чем удобней огня, факела, лучины, свечки, керосиновой лампы?

(ярко и долго светит, безопасна).

Дети берут символ лампочки.

-Вот сколько предков нашей лампочки мы собрали вместе.

Дети подходят к макету «Замок Тьмы» и выкладывают символы в хронологическом порядке (огонь в очаге - факел  - лучина – свеча - керосиновая лампа - электрическая лампочка).

Замок падает, появляется ларец. Дети открывают его, и освобождают лампочку.

-Вот мы и спасли пленницу.

-Нам пора возвращаться в наш 2012 год.

Звучит фонограмма «Прекрасное далёко», дети нажимают кнопку «2012 год», и переносятся в группу.

-А вот и наш светильник, вкрутим нашу лампу?

Но сначала давайте вспомним правила безопасного обращения с электрическими приборами. (не браться мокрыми руками, не брызгать воду, не ронять, беречь провода).

Вкручиваем лампочку, включаем и любуемся новым светильником.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Прошлое электрической лампочки"

Знакомство детей с историей электрической лампочки....

Конструкт НОД "Путешествие в прошлое электрической лампочки"

Конспект НОД по познавательному развитию«Путешествие в прошлое электрической лампочки»(технология «Река времени») Задачи: познакомить детей с историей лампочки; вызвать положительный эмоциональны...

Путешествие в прошлое электрической лампочки

Конспект занятия для детей старшей и подготовительной группы....

Конспект НОД по окружающему миру в старшей группе "Путешествие в прошлое электрической лампочки"

Знакомство детей старшей группы с историей происхождения электрической лампочки....

ФЦКМ НОД Игра-путешествие «Путешествие в прошлое электрической лампочки».

       Аннотация: Игры – путешествия в прошлое предметов окружающего мира помогают раскрыть перед детьми дошкольного возраста удивительный, многооб...