Конструкт НОД "Путешествие в прошлое электрической лампочки"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Костромина Татьяна Николаевна

Конспект НОД по познавательному развитию

«Путешествие в прошлое электрической лампочки»

(технология «Река времени»)

 

Задачи: познакомить детей с историей лампочки; вызвать положительный эмоциональный  настрой к прошлому этого предмета; активизировать слова-названия осветительных приборов; развивать память, внимание, воображение, логическое мышление, координацию и мелкую моторику. Развивать у детей умение общаться со сверстниками, доброжелательность, получать радость от общих результатов деятельности.

Оборудование: компас, карта, картинки  осветительных приборов (свеча, лучина, электрическая лампочка, керосиновая лампа), загадки, «болото»,

 

Ход:

В.: Вы любите путешествовать? Хотите, мы сегодня с вами отправимся в путешествие? Но сначала нужно собраться в дорогу. Давайте в сумку положим самое необходимое. В первую очередь нужно взять с собой дружбу, ведь без нее нам будет очень трудно в пути. Как вы думаете, что ещё необходимо взять с собой? (знания, компас, карту, взаимовыручку, дисциплину, улыбку, хорошее настроение).

 

В.: Сумка уложена, теперь мы должны выбрать транспорт. На чем мы будем путешествовать? (путешествуем пешком). Как будем путешествовать, знаем, сумку собрали. А вот куда отправимся путешествовать, вы знаете? (нет)

 

В.: Отправимся в страну, где живут предки электрической лампочки. Для этого давайте посмотрим на карту. Сначала мы должны найти болото и попробовать его пройти. (1 слайд - картинка болота)

 

В.: Я вижу заколдованное болото. Чтобы пройти болото, нужно разделиться на три команды.

 

Дети самостоятельно делятся на три команды.

 

В.: Каждая команда должна выполнить задание и тем самым пройти это болото. Первые дети проходя с кочки на кочку называют слова, обозначающие предметы, связанные с электрической лампочкой и ее предками; вторые – называют слова, обозначающие действия предмета, связанные с электрической лампочкой и ее предками; третьи – называют слова, обозначающие признаки предметов, связанные с электрической лампочкой и ее предками. Как только выполните задания, болото сразу станет сухим и команды смогут пройти дальше.

Дети выполняют задание.

 

В.: А сейчас вновь посмотрим на карту. Как вы думаете, какое препятствие дальше у нас на пути? (это лес) – (2 слайд - картинка леса).

Действительно, это лес. Чтобы пройти лес, вам необходимо выполнить следующее задание. Вчера мы с вами читали произведение одного писателя. Кто вспомнит, как оно называется и кто его автор? (Это «Сказка про спички», а написал ее С.Я Маршак.) А теперь вспомните, кто предки у спичек. (деревья, кустарники). А теперь подумайте и скажите, кто предок у электрической лампочки? (огонь). Чем служил огонь в то далекое время для первобытных людей? (он был очагом, кухонной плитой, печкой, освещал помещение) –  (3 слайд – очаг, 4 слайд – кухонная плита, 5 слайд – освещение пещеры).

 

В.: Теперь, чтобы пройти через лес, нам нужно записать слово «свет» буквами.

 

Дети садятся за стол и записывают слово «свет» в тетрадях.

 

В.: Дальше на нашей карте обозначено неизвестное место. Чтобы увидеть, что там находится, тоже необходимо выполнить задание.

 

Каждой команде даются карточки на которых изображены: электрический фонарик, костер, электролампочка, спичка, спичечный коробок, топор, свечи, - задание: «Найди лишнее».

 

В.: Молодцы! Вы быстро и правильно справились с заданием! Но тут еще какой то конверт, давайте посмотрим, что в нем лежит!? (загадки) Отгадав загадки, мы сможем увидеть, что находится в коробке.

     Разгадав загадки, дети рассматривают предметы.

 

В.: Здесь находятся предметы, которые являются предками электролампочки. Давайте попробуем расположить их так, в какой последовательности они  появились, когда их придумали люди.

(Сначала в пещерах люди зажигали очаг. Затем придумали лучину. Лучина – это щепка, закрепленная на одном конце. Потом появились свечи, их делали из пчелиного воска, бараньего сала, затем люди научились из нефти делать керосин и появились керосиновые лампы. Много лет прошло, пока люди догадались зажигать газ, и лишь потом появились электролампочки.)(слайды)

 

- Вы  прекрасно справились с заданием. Осталось ответить на последний вопрос: где находятся все эти предметы? (в музеях)

- Правильно,  и нам пора возвращаться в детский сад, и мы с вами в детском саду организуем музей предметов, которыми пользовались первобытные люди.

Предлагаю детям нарисовать для музея понравившийся экспонат.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkamicrosoft_office_word.docx13.18 КБ
Файл zagadki_microsoft_office_word.docx10.91 КБ

Предварительный просмотр:

Сказка про спички

Маршак Самуил Яковлевич

У всех вещей, как у людей,

Дурные есть привычки.

Гордились знатностью своей,

Живя на кухне, спички.

Необычайной вышины

У спичек были предки:

Они громаднейшей сосны

Когда-то были ветки.

- Росли мы в северном лесу,

Рассказывали спички,

Мы пили сладкую росу,

Нам слух ласкали птички.

Но в тихий лес проник топор

И приступил к работе.

И стал наш дедушка с тех пор

Грот-мачтою во флоте!

Немало знали мы невзгод,

Но сделали карьеру.

Попав на спичечный завод,

Мы окунулись в серу.

И стали светочами мы,

Таим в душе мы пламя,

Ведем войну мы с царством тьмы,

Шутить опасно с нами!

Услышав чванный их рассказ,

Им котелок ответил:

- Пожалуй, я не хуже вас,

И я, как пламя, светел.

Нехорошо хвалить себя,

Но без меня нет пищи.

Служанка трет меня, скребя,

И с каждым днем я чище.

Я мирный, скромный домосед,

К чему бродить без толку?

Сварив хозяевам обед,

Взбираюсь я на полку!

- А я должно ходить во двор

Во всякую погоду!

Ведро вступило в разговор

И выплеснуло воду.

- Все ваши речи - ерунда!

Заметила корзинка.

Кто без меня вам, господа,

Носил бы вести с рынка?

Сказать по совести, в стране

Не вижу я порядка!

Когда бы власть досталась мне,

То все пошло бы гладко.

- Вы слишком бойки на язык,

Вы будите в нас страсти!

Сказал горшок. - Я не привык

К таким речам о власти.

- Эх, замолчите, мудрецы,

Конца нет спорам вашим!

Сказали медные щипцы.

Давайте-ка попляшем!

И вот щипцы пустились в пляс,

Гремели и стучали,

И за искусство их тотчас

Петрушкой увенчали.

Ухват промолвил: - Самовар,

Теперь вы спойте соло,

У вас большой природный дар

И недурная школа!

Но отказался самовар,

Сказав, что петь не хочет.

Что он поет, когда пожар

В груди его клокочет.

- Давайте все тогда споем!

Воскликнула лоханка.

Тут грянул грохот, звон и гром...

Но вдруг вошла служанка.

Как только в дверь она вошла,

Все смолкли по привычке,

И первым делом со стола

Взяла служанка спички.

Она взяла не котелок,

Не чайник, не корзинку,

А серных спичек коробок,

Чтобы зажечь лучинку.

Взглянули спички с торжеством

На всех друзей при этом:

- Мы озаряем целый дом

Своим волшебным светом!

Наш яркий блеск неугасим,

Он служит высшей цели!

Чирк! Никогда мы не сгорим!..

Тут спички и сгорели.



Предварительный просмотр:

Дом – стеклянный пузырек,

А живет в нем огонек,

Днем он спит, а как проснется,

Ярким пламенем зажжется.

Чудеса на потолке –

Повисло солнце на шнуре.

Висит без дела днем,

А ночью освещает дом.

Стоит столб, гори  свет,

А углей нет.

Накормишь – живет,

Напоишь – умрет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Прошлое электрической лампочки"

Знакомство детей с историей электрической лампочки....

"Игра-путешествие в прошлое электрической лампочки".

Деятельность в виде игры-путешествия знакомит детей с предметами, которые освещали жилища людей в прошлом, предками электрической лампочки....

Путешествие в прошлое электрической лампочки

Конспект занятия для детей старшей и подготовительной группы....

Конспект НОД по окружающему миру в старшей группе "Путешествие в прошлое электрической лампочки"

Знакомство детей старшей группы с историей происхождения электрической лампочки....

Конструкт НОД «Путешествие в прошлое электрической лампочки»

Задачи: познакомить с историей электрической лампочки; развивать у детей интерес к развитию цивилизации; уточнить и расширить представления детей об источниках света; показать роль взрослых в преобраз...