Конспект НОД познавательное развитие во второй младшей группе «Знакомство с матрешкой»
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Цель: Знакомство детей с русской деревянной игрушкой - матрешкой, как символом русского народного искусства.

Задачи:

- познакомить детей с особенностями народной игрушки, характерные элементы росписи (платочек, сарафан), материал (деревянная), обратить внимание на характер игрушки (народная игрушка);

- закрепить умение различать матрешки по величине: большие, маленькие;

- вызвать интерес к образу игрушки, желание украшать матрешку;

- способствовать возникновению эмоциональной привязанности к матрешке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД познавательное развитие во второй младшей группе

«Знакомство с матрешкой»

Цель: Знакомство детей с русской деревянной игрушкой – матрешкой, как символом русского народного искусства.

Задачи:

- познакомить детей с особенностями народной игрушки, характерные элементы росписи (платочек, сарафан), материал (деревянная), обратить внимание на характер игрушки (народная игрушка);

- закрепить умение различать матрешки по величине: большие, маленькие;

- вызвать интерес к образу игрушки, желание украшать матрёшку;

- способствовать возникновению эмоциональной привязанности к матрешке.

Предварительная работа: чтение произведений устного народного творчества (потешки, загадки) слушание музыкальных фольклорных композиций: колыбельных песен, хороводов, танцев про матрешек, беседы и занятия.

Планируемые результаты, целевые ориентиры дошкольного образования: имеет представление о народной игрушке России - матрешке, с желанием принимает участие в описании игрушки, активно отвечает на вопросы, считает, сравнивает матрешек, проявляет интерес к участию в подвижной игре.

Оборудование: коробка с матрешкой, плоскостные матрешки (большие, маленькие), 2 обруча, аудиозапись русской народной мелодии, ковролинограф (настольный, напольный).

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, игровая, двигательная, музыкальная.

Методы: словесные, наглядные, игровые, практические.

Приемы: сюрпризный момент (появление коробки с матрешкой).

Активизация словаря (подбор слов определений, знакомство с новым словом, проговаривание хором), рассматривание игрушки, художественное слово, проблемная ситуация.

Новое знание: знакомство со словами: деревянная, сувенир.

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, смотрите, какую я интересную коробку нашла. Как вы думаете, что там внутри? (Ответы детей) Посмотрим, что там лежит? (Ответы детей) Садитесь на стульчики, что бы всем было хорошо видно.

Воспитатель открывает коробку.

Воспитатель: Как вы думаете, что это? (Ответы детей) Посмотрите, какая она красивая. Матрешка - старинная народная игрушка. Её зовут Матрёша. «Здравствуйте, ребята» – говорит Матреша (дети здороваются). Её неслучайно называют народной, потому, что она сделана добрыми руками русских людей. Её все любят. Посмотрите внимательно на Матрёшу. Из чего она сделана? (Ответы детей) (из дерева) (можно дать потрогать).

Воспитатель: Значит, какая она? (Ответы детей)

Воспитатель: Во что одел мастер матрешку? (Ответы детей).

А что подвязал сверху сарафана (Ответы детей).

Что повязал на голову? (Ответы детей).

Что нарисовано на фартуке, платочке? (Ответы детей).

Эта игрушка особенная, с секретом. Как вы думаете, какой секрет у Матреши? (Ответы детей) Матрешка раскрывается.

Воспитатель открывает большую матрешку, удивляется: «Ой, здесь ещё одна матрёшка Она ставит матрёшек рядом и обращает внимание:

Воспитатель: Посмотрите одна матрёшка большая, а другая какая? (Ответы детей).

Достает еще одну и ставит рядом с предыдущей.

Воспитатель: А это какая матрешка? (Ответы детей). Достает еще матрешку.

Воспитатель: А про эту матрешку как можно сказать (Ответы детей).

Достает последнюю матрешку.

Воспитатель: А это какая матрешка (Ответы детей).

Давайте с вами посмотрим, не спрятался ли кто в самой маленькой матрешке (дать ребенку попробовать открыть). Матрешка – матрешка, откройся немножко.

Открывает матрешку и показывает, что там пусто.

Воспитатель: Маленькая матрешка пустая

Затем вместе с детьми любуется матрёшками.

Воспитатель: Вот какие наши матрёшки хорошенькие. Посмотрите, они похожи друг на друга, как сестренки. Чем они похожи (Ответы детей).

Воспитатель: А чем отличаются? (Ответы детей).

Воспитатель: Матрешку знают не только в нашей стране России, но и далеко за ее пределами. С матрешкой не только играют, а так же люди дарят друг другу как сувенир. Вы знаете, что такое сувенир? (Ответы детей) Это маленький подарок из России. Скажем хором – сувенир.

Арина и Рома соберите Матрешку.

Воспитатель: Я знаю, что Матреша пришла к нам в гости не одна, а со своими подружками. Хотите с ними поиграть? (плоскостные изображения больших и маленьких матрешек). Выбирайте себе матрешку. ( Выбирают себе матрешек).

Посмотрите, в синем обруче лежит большая матрешка, а в красном – маленькая. Пока звучит музыка, вы со своими матрешками можете передвигаться по группе, танцевать. Но как только музыка стихнет вам необходимо подойти к тому обручу, где лежит матрешка такая же по размеру как у вас. Вам понятны правила?

Когда дети разбегутся по местам, воспитатель проверяет правильность нахождения детьми домиков.

При повторном проведении игры надо поменять местами матрешек, лежащих внутри обручей.

Воспитатель: Молодцы. Положите матрешек в обручи.

Подойдите ко мне. Посмотрите, у нас в гостях еще матрешки. Присаживайтесь за столы. Перед вами матрешки, но какие они, что у них с лицом? (грустные) А почему они грустные, как вы считаете? Посмотрите на большую матрешку, как вы думаете, почему она грустная? (не раскрашен фартук). Что нужно сделать, чтобы она стала веселой? (украсить фартук). Посмотрите на подсказку, чем нужно украсить фартук? (геометрическими фигурами) (по образцу).

А что со средней матрешкой? (сарафан с дырками). И что нужно сделать? (подобрать заплатки к сарафану). А где вы возьмете заплатки? (должны показать).

Хорошо. А как же нам развеселить самую маленькую матрешку? Что нужно сделать? (ответы) Повязать ей платочек, но такого же цвета что и сарафан.

Ребята, Вы готовы развеселить своих матрешек? Приступайте.

(индивидуальная работа)

Моя матрешка перестала грустить и у нее на лице появилась улыбка (перевернуть улыбку). А ваши матрешки стали веселыми (дети переворачивают улыбку).

Я предлагаю оставить ваших матрешек на столе, пройти на ковер и рассказать Матреше о том, что вы делали на сегодняшнем занятии (дети садятся на подушки).

Воспитатель берет матрешку в руки (показ образца) Матреша, мне на занятии понравилось, как дети украшали фартуки для матрешек на ковролинографе. У них получились веселые сувениры.

Обращаясь к ребенку предложить «Кира, что тебе понравилось на занятии? Возьми Матрешу в руки и расскажи ей» (спросить всех)

Вы все молодцы. Мне очень понравилось сегодня с вами узнавать много нового и интересного. Вы весело играли с матрешками, правильно выполняли задания, даже очень сложные. А сейчас, если хотите, можете выбрать других матрешек на ковролинографе и поиграть с ними.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ННОД (познавательное развитие) во второй младшей группе. Тема: “ Знакомимся с первоцветом ”.

Цель: Развивать у дошкольников желание познавать природные объекты. Дать знания о первоцвете  (одуванчике), о характерных признаках весны.Задачи:Познавательные.  Дать знания об одуванчике. В...

Конспект НОД по познавательному развитию во второй младшей группе «Мы веселые матрешки».

·        развивать речь,  внимание, память.·        учить различать матрешек по размеру: больше — меньше·...

Конспект по познавательному развитию во второй младшей группе Посадка гороха

Конспект по познавательному развитию во второй младшей группе Посадка гороха...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию во второй младшей группе «Знакомство с улицей»

Представленный материал поможет в ознакомлении детей с правилами дорожного движения; научит различать проезжую часть дороги, тротуар, понимать значение зеленого, желтого и красного сигналов свето...

Конспект занятия по познавательному развитию во второй младшей группе "Знакомство со снегом"

Данная разработка предназначена для формирования первичных представлений детей младшего возраста со снегом, обучения воспитанников азам экспериментирования....

Конспект по познавательному развитию в первой младшей группе «Знакомство с мебелью»

Цель: расширение представлений детей о мебели, ее назначении.Задачи:Образовательные:- формировать элементарные представления детей о том, какая бывает мебель.- активизировать в речи детей обобщающее п...