Проект по организации сюжетно - ролевой игры "Библиотека"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Ищенко Евгения Федоровна

Дошкольное детство, важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает познавать окружающий мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_s.r._igra_biblioteka.docx20.04 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по организации сюжетно-ролевой игры «Библиотека».

(подготовила воспитатель Ищенко Е. Ф.)

Вид проекта: познавательно-творческий.

Продолжительность: среднесрочный

                                           

Участники: дети подготовительной группы, родители, воспитатели; работники детской библиотеки.

Обоснование проекта:

Дошкольное детство, важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает познавать окружающий мир.

Проблема: Кто такой библиотекарь и чем он занимается? Что такое библиотека?                      

- недостаточные знания детей о профессии библиотекарь;

- мало внимания уделяется чтению художественной литературы родителями детям;

 - поверхностный интерес родителей к ознакомлению детей с художественной литературой;

  - замена книги на мультфильмы и компьютер.

Актуальность:

               Проблема нравственно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста, недостаточная информированность детей о профессии библиотекарь является одной из важных в современном обществе. Таким образом, актуальность проекта обусловлена недостаточными знаниями детей о значении и роли библиотек, профессии библиотекарь. Дошкольникам проще понять важность труда библиотекаря с помощью сюжетно-ролевой игры «Библиотека».

              Сюжетно – ролевые игры развивают творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ, играть определенную роль. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружескую атмосферу.

                В настоящее время учителя школ отмечают, что дети не стремятся посещать библиотеку и читать книги, не умеют анализировать произведения художественной литературы, испытывают трудности при написании сочинений. Необходимую информацию в готовом виде все чаще берут из интернета, не оценивая ее содержание.

              Привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем становится приобщение детей к миру книг через организацию сюжетно-ролевой игры «Библиотека». 

Цель: способствовать расширению игрового взаимодействия детей по теме «Библиотека» с помощью вовлечения в сюжетно-ролевую игру.

Задачи:

- формировать у детей реальные представления о профессии «Библиотекарь», показать значимость библиотеки;

- уточнить представление детей о библиотеке, с умением реализовывать и развивать сюжет игры, побуждая к активной связной речи;

- формировать положительные взаимоотношения между детьми, умение налаживать и регулировать конфликты, договариваться, мириться, убеждать, действовать;

- продолжать знакомить с правилами поведения в общественных местах;

- воспитывать интерес, любовь и бережное отношение к книге; трудовые навыки

самостоятельного ухода за книгой; уважение к труду библиотекаря;

- совершенствовать организаторские способности, самостоятельность, активность, увлеченность, инициативу, воображение, творчество.

Приемы и методы руководства:

- включение педагога в игру, принятие на себя роли (главной или второстепенной) – по необходимости (показ речевого образца, коллективное обсуждение ролевого поведения играющих после игры);

- обогащение социального опыта детей через все виды деятельности (наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, просмотр детских телепередач, беседы);

- привлечение детей к изготовлению атрибутов;

- создание предметно - игровой среды (тематические игровые уголки);

- расположение разнообразного игрового материала;

- пополнение и обогащение игровой среды в соответствии с полученными на занятиях знаниями.

Взаимодействия педагога с детьми:

- вспомнить более подходящие для игры события, установить их последовательность;

- спланировать ход игры, последовательность действий, распределить роли, согласовать замысел;

- поддержание познавательного интереса в игре;

- наблюдение за игрой детей, направление замысла и действий (совет, подсказка, вопрос, изменение игровой среды);

- создание проблемных ситуаций (гибкое воздействие на замысел игры, развитие сюжета, усложнение способов отображения действительности);

- индивидуальная работа (ребенок не владеет игровыми способами, можно использовать опыт хорошо играющих детей).

Ожидаемые результаты:

- возникновение самостоятельной сюжетно – ролевой игры «Библиотека»;

- более широкий спектр игровых действий детей, полученных в результате личного опыта (в ходе экскурсий, наблюдений, бесед, занятий);

Примерный объем знаний детей в игре «Библиотека»         

     В библиотеке много книг, они стоят на стеллажах-полках. Книги надо беречь. Библиотекарь выдает книги читателям, заполняет формуляр. Библиотекарь и читатель уважают друг друга, вежливо общаются. В читательском зале читатель выбирает книги, библиотекарь выдает ему по читательскому билету. В читательском зале соблюдают тишину. Библиотекарь заботится о том, чтобы читатели получили интересные книги.

Предварительная работа:

Сотрудничество детского сада и библиотеки Пожарского муниципального округа.

- Экскурсии в районную библиотеку по предлагаемой тематике.

- Ситуативные разговоры: «Что делать, если ты порвал книгу?»; «Если б не было книг». «Правила поведения в общественных местах»; «Откуда пришла книга».

- Чтение сказок и рассказов по желанию детей из книжного уголка; знакомство с произведениями С.Жупанина «Я – библиотекарь»; В.Берестова «Как хорошо уметь читать»; рассматривание иллюстраций по известным произведениям.

- Выставка рисунков по мотивам прочитанных произведений.

- Открытие «Книжной мастерской» по ремонту книг.

- Изготовление формуляров, атрибутов к игре совместно с родителями и детьми;

- Оформление игровой зоны; подбор атрибутов: телефон; книги; журналы; книжки-малышки; книжные формуляры; кармашки для книг; закладки для книг; скотч, клей, бумага для ремонта книг; абонементы-формуляры читателей; билеты читателя; компьютер детский; портреты писателей; модуль «Гардероб»; вешалки для одежды; картинки-номерки для гардероба.

Предполагаемые роли: руководитель библиотеки; гардеробщик; водитель-курьер; библиотекари; читатели; продавец магазина, склада; члены семьи.  

Игровые роли и их взаимодействия: 

- руководитель библиотеки – прием и заказ новых книг с применением детского компьютера;

- гардеробщик – прием одежды, выдача номерков;

- водитель-курьер – доставка книг в библиотеку со склада, магазина; доставка читателей в библиотеку и из библиотеки; 

- библиотекари – оформление формуляров; приём заявок на книги; подбор и выдача книг читателям; работа с картотекой читателей; систематизация новых книг по темам; оформление книжных выставок;

- читатели - посещение читательского зала; просмотр журналов; рисование картинок по прочитанных книгам;

- продавец магазина, склада - договаривается о продаже книг, предлагает новые книги; 

- члены семьи – подготовка в семье к посещению библиотеки, совместный поход в библиотеку с членами семьи.

Логика изложения:

Воспитатель: - Ребята, хотите сегодня узнать и поговорить о том, во что мы будем играть? Дети: - Да.

Воспитатель: - отгадайте загадку, слушайте ее внимательно.

Не куст, а с листочками. Не рубашка, а сшита. Не человек, а рассказывает. Что это? Дети: - Книга.

Воспитатель: - вам нравится, когда вам читают книги, где можно взять книгу, чтобы почитать ее? Дети: - да, в библиотеке.

Воспитатель: - предлагаю поиграть в игру «Библиотека». Чтобы узнать кто работает в библиотеке, предлагаю отгадать загадку.

Таблетку и микстуру вам продает аптекарь, учебники и книги найдет вам ... Дети: - библиотекарь.

Воспитатель: - следующая загадка:

Если книгу написал, значит ты писатель, если книгу прочитал, значит ты.

Дети: - читатель.

Воспитатель: - молодцы! Как вы считаете, в библиотеке должны быть читатели? Дети: - да.

Воспитатель: - кто хочет быть читателем? (дети распределяют роли).

Воспитатель: - кто желает быть в игре библиотекарем (дети предлагают).

Воспитатель: - какие отделы есть в библиотеке?

Дети: - читальный зал, абонемент.

Воспитатель: — значит, нам нужен еще один библиотекарь.

Дети: - кто еще желает быть библиотекарем?

Воспитатель: - хорошо. Теперь договоритесь, кто из вас будет на абонементе, а кто в читальном зале (дети распределяются)

Кто желает работать на абонементе. Что нужно там делать? (Заполнять формуляр, рассказывать о новых книгах).

Кто желает работать в читальном зале? Что делает там библиотекарь? (дети ищут книги, а библиотекарь выдает им то, что они искали).

Воспитатель: - ребята, как вы думаете откуда поступают книги в библиотеку?

Дети: - люди приносят, заказывают из магазинов.

Воспитатель: - библиотека заказывает книги из книжных магазинов. Воспитатель: - кто же привозит, доставляет книги в библиотеку?

Дети: - водитель.

Воспитатель: - ребята, кто нас первой встречает в библиотеке?

Дети: - гардеробщик.

Воспитатель: - конечно! А теперь распределяем роли. Кто будет водителем и гардеробщиком? (дети договариваются сами)

Воспитатель: - Ребята, а как вы думаете кто еще работает в библиотеке? Кто смотрит за персоналом? Кто заказывает книги? Кто самый главный?

Дети: - руководитель библиотеки.

Воспитатель: - молодцы! А вы не против если я буду руководить библиотекой?

Все роли распределены, можно поиграть в библиотеку!

Использованная литература: 

1. Зимина А. «Хранитель культуры и добра»: (профессия - библиотекарь) 2007г теоретический и научно-методический журнал с.31-40

2. Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2011 г.

3. Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они? Изд. «Гном и Д», 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект. Тема: "Организация сюжетно-ролевых игр во второй младшей группе"

Игра как основной вид деятельность детей дошкольного возраста является ведущим средством их воспитания. Именно в игре у дошкольников формируются личностные образования, необходимые для дальнейшего шко...

Тематический контроль по теме: "Использование метода проекта для организации сюжетно-ролевой игры в средних группах"

Тематический контроль по теме: "Использование метода проекта для организации сюжетно-ролевой игры в средних группах" (план, арты контроля и аналитическая справка об итогах)...

Методика руководства сюжетно/ролевыми играми детей младшего возраста. Планирование игр. Включение инновационных технологий в организацию сюжетно/ролевых игр.

На примере сюжетно/ролевой игры «Знакомство с улицей» младшей группы, предложены игровые ситуации с их задачами. Указаны педагогические мероприятия в организации сюжетно-ролевой игры. Информация о стр...

Методические рекомендации к проведению сюжетно-ролевой игры "Деревня" (для детей старшего дошкольного возраста). Сборник "Организация сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста на прогулке" Орёл, 2012 г.

Цель и задачи: Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Формирование представления о жизни в сельской местности. Закрепление и обогащение знаний о домашних животных и птицах, об их внешнем...

Конспект организации сюжетно-ролевой игры для воспитанников старшей группы Тема: сюжетно-ролевая игра «Ветеринарная клиника»

Цель:Формирование  у детей представлений о труде работников ветеринарной клиники с помощью организации сюжетно-ролевой игрыЗадачи:1. Формирование у детей умения самостоятельно развивать сюжет игр...

Презентация проекта по организации сюжетно - ролевой игры "Студия красоты"

Сюжетно-ролевая игра — это своеобразная общественная модель. В ней дети представляют себя взрослыми. Такая игра дает возможность детям старшего возраста нашего детского сада осознать мотивы и цели дея...

Проект по организации сюжетно - ролевой игры "Студия красоты"

Сюжетно-ролевая игра — это своеобразная общественная модель. В ней дети представляют себя взрослыми. Такая игра дает возможность детям старшего возраста нашего детского сада осознать мотивы и це...