Методическая разработка по познавательному развитию в рамках «Клуба орнитологов» детей старшего дошкольного возраста на тему: «Перелетные птицы»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Романова Елена Владимировна

Данная методическая разработка позволяет в игровой форме закрепить знания и дать новые представление о перелётных птицах (внешний вид, среда обитания, питание, повадки, перелёт), о профессии орнитолога, развивая у детей познавательный интерес, экологическое мышление. Воспитывает у детей интерес к пернатым обитателям живой природы, бережное отношение к ним.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_v_ramkah_kluba_ornitologov.docx19.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по познавательному развитию в рамках «Клуба орнитологов» детей старшего дошкольного возраста на тему: «Перелетные птицы» 

Подготовила: воспитатель Романова Е.В.

Цель: формирование элементарных представлений о жизни птиц в весенний период.
Задачи:
- закрепить знания и дать новые представление о перелётных птицах (внешний вид, среда обитания, питание, повадки, перелёт);
- дать сведения о звуковых сигналах птиц, о видах гнезд и их размещении;
- дать представление о профессии орнитолога, вызвать интерес к труду взрослых;
- развивать у детей познавательный интерес, экологическое мышление;
- продолжить формирование навыков звукового анализа слова, составления предложений по схеме;
- закрепить умение делить птиц на перелётных и зимующих, на основе связи между характером корма и способом его добывания;
- развивать связную речь, зрительную память, внимание, мелкую моторику;
- воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям живой природы, бережное отношение к ним.

Оборудование:
Проектор, ноутбук, презентация «Перелетные птицы (в рамках «Клуба орнитологов»)», магнитная доска, демонстрационные картинки по лексической теме, демонстрационные картины, имитирующие размещение перелетных птиц в природе, макеты деревьев: елка (2 шт.), береза (1 шт.), конверты с карточками букв и кругов (зеленого, синего, красного цвета по 2 шт.), схема предложения, состоящего из трех слов, магниты.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Приветствие: дети приветствуют гостей и встают в круг.
Собрались все дети в круг.
Я- твой друг и ты – мой друг!
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Воспитатель:
-
Ребята, мы сегодня собрались в клубе орнитологов. Вы знаете кто такие орнитологи? (Ответы детей)
- Совершенно верно! Орнитологи – это люди,
 занимающиеся птицами — именно птицами как организмами. Интерес к птицам возник давно, первые описания мы видим еще у Аристотеля, который интересовался миграциями птиц. Он хотел понять, куда улетают ласточки в зимнее время, и, наблюдая их на берегу моря, предположил, что они падают на дно морское, зимуют там и потом, весной, всплывают и летят обратно.
- Хотите тоже стать орнитологами и изучать птиц? (Ответы детей). Тогда, добро пожаловать в клуб орнитологов. (Дети садятся на стулья).

  1. Основная часть.

Воспитатель:
-
Ну, а чтобы быть внимательными и умными, предлагаю Вам следующее упражнение: «Думающая шляпа»:
- Взяли ушки за макушки (
дети берут большим и указательным пальцами с обеих сторон;
несильно потянуть вверх; несильные нажимы пальцами, с постепенным продвижением вниз);
Потянули… Пощипали… (пощипывание в такт речи); Вниз до мочек добежали (приятным движением разминаем между пальцами); Мочки надо пощипать, пальцами скорей размять… (провести по краю уха, слегка сжимая большим и указательным пальцами); Вверх по ушкам проведём и к макушкам вновь придём.
Воспитатель:
-
Ребята, а кто такие птицы? (Ответы детей)
- Птицы, это животные с перьями и крыльями. Давайте вспомним их строение
. (Слайд 2) 
(Ответы детей по слайду)
- Если у пальцев птиц есть перепонки, то это птица какая? (Водоплавающая)
- По наблюдениям за птицами на какие две группы можно их разделить? (Зимующие и перелетные)
- Молодцы! И сегодня мы с вами продолжим изучать перелетных птиц.
(Слад 3)
Воспитатель: Каких перелетных птиц вы знаете? (Дети: грачи, ласточки, аисты, соловьи, кукушки, чижи; скворцы; белая трясогузка; черные стрижи).
Воспитатель просит детей взглянуть на экран и назвать следующую птицу:
- Какие птицы питаются только насекомыми и ловят их на лету? (Ласточка и стриж)
Молодцы! Отличаются эти птицы окрасом и длиной хвоста.
- Какая птица прилетает самой первой? (Грач)
- Правильно, грач прилетает самым первым в 20-х числах марта. А чем он питается? (Ответы детей)
- Грач питается червями и личинками насекомых, которые он находит в земле.
- Какая птица не устраивает гнездо, а отдает свое потомство другим птицам на воспитание? (Кукушка)
- Какая птица поет до середины, а иногда до конца июня?
Дети приглашаются в орнитологическую экспедицию.
Воспитатель:
- Ребята, а как мы можем помочь птицам? (Ответы детей. Нельзя громко кричать, чтобы не спугнуть птиц. Нельзя разорять гнезда. Нельзя трогать яйца. Больше развешивать для птиц скворечников. В начале весны, когда возможен еще снегопад, мороз, и для перелетных птиц сыпать корм в кормушки.
Проводится физкультминутка: «Стали дети ровно в круг»
Стали дети ровно в круг,
А затем присели вдруг.
Дружно сделали прыжок,
И над головой - хлопок.
А теперь все дружно
Прыгнем через лужу!
А сейчас идем по кругу,
Улыбаемся друг другу.
Воспитатель включает поочередно звуковые сигналы птиц. Дети должны по звуку определить, какая птица поет, и показать, где она находится (на дереве, в поле, у водоема и т.д.). Идет совместное обсуждение с воспитателем мест обитания. Детям демонстрируется гнездо черного дрозда с кладкой яиц. Дети узнают о разнице между самкой и самцом черного дрозда, о том, в чем его отличие от скворца. А также получают ответ на вопрос: «Почему некоторые птицы откладывают яйца голубого цвета?».

Дети делятся на две команды по возвращению с экспедиции.
1. Задание: Каждой команде выдается конверт с заданием, в котором находятся 4 буквы. Из них нужно составить название перелетной птицы, и составить схему слова.
2. Задание: На магнитной доске расположена схема предложения из трех слов. Детям необходимо составить предложение по схеме с названием перелетной птицы.

  1. Заключительная часть. Проводиться игра «Кто лишний?» (Слайд 4)

Педагог поздравляет юных орнитологов с прохождением практики. Выясняет, понравилась ли новая профессия, с которой они познакомились? Что было самым интересным? С какими перелетными птицами дети хотели подробней познакомиться. Благодарит всех за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему "Перелетные птицы"

Конспект непосредственной образовательной деятельностив подготовительной группетема: « Составление рассказа о перелетных птицах, с использованием мнемотаблиц»  Приоритетная образовательная о...

Методическая разработка занятия по развитию речи в логопедической группе детей старшего дошкольного возраста

Методическая разработка занятия по развитию речи в логопедической группе по теме «Весна шагает к нам быстрыми ногами»...

Методическая разработка по познавательному развитию. Конспект интегрированной НОД для детей среднего дошкольного возраста с использованием игровых, здоровьесберегающих и исследовательских технологий «Морское путешествие на остров».

Аннотация: в методической разработке представлена интегрированная непосредственно образовательная деятельность, разработанная с учётом задач основной общеобразовательной программы дошкольного образова...

Методическая разработка по познавательному развитию. Конспект интегрированной НОД для детей среднего дошкольного возраста с использованием игровых, здоровьесберегающих и исследовательских технологий «Путешествие»

Аннотация:  в методической разаработке представлена интегрированная непосредственно образовательная деятельность, разработанная с учётом задач основной общеобразовательной программы дошкольного о...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Перелетные птицы».

Конспект разработан для старшего дошкольного возраста -  представлены игры и упражнения по развитию речи и пополнению словаря детей на тему "Перелетные птицы"...