Методическая разработка занятия по развитию речи в логопедической группе детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему
Методическая разработка занятия по развитию речи в логопедической группе
по теме «Весна шагает к нам быстрыми ногами»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе
по теме «Весна шагает к нам быстрыми ногами»
Цель: уточнить и расширить знания детей по теме «Весна»; расширить и активизировать словарь детей по данной теме;
Задачи:
- закрепить навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными; существительных с глаголами; подбирать прилагательные к сущ.; развивать связную речь; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;
- совершенствовать фонематическое восприятие; упражнять в правильном дыхании; развивать мелкую моторику, память, внимание, мышление;
- воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе, учить правильному поведению в природе.
- развитие координации речи с движением, самомассаж, су-джоко терапия.
Оборудование: картинки с изображением времён года, картинки с изображением признаков весны, предметные картинки: мяч, солнышко, звуковые символы, рисунки цветов для раскрашивания, карандаши.
Предварительная работа: наблюдения за весенними изменениями в природе на прогулке, чтение и заучивание стихов о весне.
Ход занятия.
I. Организационный момент: (на столе лежит игрушка «солнце»)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости?
Дети: Солнышко.
Воспитатель: давайте поприветствуем солнышко и друг друга.
Здравствуй солнце золотое, (Дети раскрывают ладони в сторону солнца)
Здравствуй небо голубое, (Поднимают руки вверх)
Здравствуй матушка земля, (Наклон руки вниз)
Здравствуй все мои друзья. (Руки вниз - стороны, касаясь друг друга ладонями)
Воспитатель: А вот о чём мы будем говорить на занятии, вы узнаете из стихотворения-загадки, которое нам сейчас прочитает Артем.
(ребенок читает загадку)
Рыхлый снег
На солнце тает,
ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла...
(дети договаривают хором: весна).
Догадались, о каком времени года мы будем говорить?
Дети: о весне
Воспитатель: Все рады весне, ждут её с нетерпением. В старину считали, что весна не приходит сама. Раньше весну зазывали в гости и говорили такие слова... Весна красна!
В гости просим!
Приди скорей!
Принеси с собой...
Давайте каждый из вас попросит что-нибудь у весны.
{Логопед передаёт «солнышко», определяя очерёдность ответов. Дети просят весну принести: хорошую погоду, тёплое солнышко, зелёную травку, тёплый ветерок, поющих птиц, подснежники, звонкий ручеек и т.д.).
II. Основная часть.
Воспитатель: Ребята, посмотрите. Перед вами картинки с изображением времён года.
Слайд №1 (изображение времен года)
Определите, на какой по счёту картинке изображена весна. И докажите, почему вы так думаете? Давайте назовём признаки весны. (Ответы детей. Называют признаки весны.)
Воспитатель: Молодцы, вы правильно подобрали слова.
Воспитатель: На землю вернулась красавица весна. Давайте ощутим её прикосновение.
1. (Проводится массаж лица).
Светит яркое весеннее солнышко. - поглаживание и ласкает нам лицо.
Дождик ещё холодный. - постукивание подушечками пальцев
По утрам ещё иногда пощипывает морозец. - пощипывание
А всё-таки солнышко светит сильнее. - снова поглаживание
2. Дидактическая игра «Хлопни в ладоши»
Воспитатель: Ребята, а теперь будьте внимательны. Я назову слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите слово, относящееся к весне.
Слова: пригревает, листопад, тает, вьюга, журчит, тёплое, ярче, холодно, набухают, снежинки, прилетают, проталины, мороз, капель, ледоход, метель, снегопад, солнышко.
Ребята, а теперь вспомните и назовите, какие весенние слова вы запомнили.
(Воспитатель просит объяснить слова: проталины, капель, ледоход)
А сейчас давайте составим предложения с этими словами.
Воспитатель: И вот весной оживает природа, и просыпаются звери, проснулся и Ёжик, он решил попутешествовать.
(Воспитатель обращает внимание детей на су-джок)
3.Су-Джок-терапия «Сказка про Ёжика». Я начинаю рассказывать, а вы мне помогаете, договариваете предложения.
В сказочном лесу в маленьком уютном домике… жил-был маленький Ежик. Показать шарик в открытой ладони.
Еж был маленький и поэтому… всего боялся. Он то выглядывал из своего домика,… то прятался. Несколько раз сжать и разжать ладонь с шариком Су-Джок
Однажды ранним весенним утром… захотел Ежик погулять. Он вышел из своего домика, огляделся и… побежал по дорожке своими маленькими ножками. Дорожка была узенькая, извилистая. Катать шарик по ладони вперед- назад.
Долго бежал Еж. И вдруг очутился около… большой бурлящей реки. А через реку был переброшен… тонкий мостик. Круговые движения шариком по ладони — сначала по часовой стрелке, потом против.
Аккуратно ступил он своими маленькими ножками на узкий мостик — сделал шажок, …потом второй, третий, четвертый, пятый — и перебрался на другой берег! Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого.
А там поляна — большая, круглая, красивая! Круговые движения шариком по ладони.
На поляне… видимо-невидимо первоцветов: и подснежники, и крокусы, и мать -и- мачеха, и медуница, и тюльпаны! Красиво, как в сказке! Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого, на каждое название цветка.
Воспитатель: Ребята ежик побывал на поляне, а вы хотите там побывать?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте ненадолго отправимся в путешествие на весеннюю полянку. (Воспитатель просит закрыть глаза ).
Глазки закрывайте,
Немного помечтайте.
С ветерком я подружусь,
На полянке окажусь.
(Пока у детей закрыты глаза, появляются картинки весенних цветов)
Слайд №2 (первые весенние цветы)
Воспитатель: Посмотрите, какая замечательная весенняя полянка нам открылась. Какие первоцветы вы видите?
Дети: Подснежники, тюльпаны, одуванчик, мать – и - мачеха, калужница, ландыш, крокус и т. д.
Воспитатель: Не только листья распускаются на деревьях, но и раскрываются первоцветы. Я предлагаю вам сделать дых. упражнение, которое называется «Цветочек».
4. Дыхательное упражнение «Цветочек»
Воспитатель: Соберём лепестки в бутоны (дети соединяют пальцы, имитируя бутон), понюхаем их. Сделайте глубокий вдох носом, на выдохе произнесите «Ах!!!» с восклицательной интонацией, и раскройте бутон. (Дети размыкают пальцы. Упражнение повторяется 3-4 раза, логопед следит за правильностью вдоха и выдоха).
(звучит музыка…..Звуки природы…. «Подснежник»)
Воспитатель: А сейчас ребята я предлагаю вам раскрасить весенние цветы и создать свою весеннюю полянку. (Логопед раздаёт детям нарисованные, но не раскрашенные цветы: подснежники, ландыши, нарциссы, мимозы, одуванчики, тюльпаны. Дети их раскрашивают).
Воспитатель: Ребята, какая замечательная весенняя полянка у нас получилась. Здорово!
III. Итог занятия
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы. Занятие сегодня было интересным. И поэтому я хочу подарить вам в это солнышко, чтобы вы всегда улыбались, были добрыми и весёлыми.
Конец занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия по теме Лягушка и экскаватор для детей старшего дошкольного возраста с заиканием
Данная методическая разработка предназначена для учителей - логопедов....
Интегрированное занятие по развитию речи в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста "Страна улыбок, планета радости"
[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"6222433","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]] [[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fi...
Конспект занятия по развитию речи "Страна вежливости" для детей старшего дошкольного возраста
Занятие учит детей правилам этикета, вежливым словам. Воспитывает дружелюбие, уважение ко взрослым и друг к другу....
Методическая разработка НОД по развитию фонетико-фонематических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР. Дифференциация звуков «Р-Л».
Материал предназначен для учителей-логопедов логопункта ДОУ...
Методическая разработка НОД по развитию фонетико-фонематических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР. Дифференциация звуков Ш-С на лексическом материале "одежда и обувь"
Для учителей-логопедов логопункта ДОУ...
Методическая разработка НОД по развитию фонетико-фонематических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР. Постановка звука «Р». Знакомство с Буквой «Р»
Материал для учителей-логопедов, родителей....
методическая разработка занятий по физической культуре "Детский фитнес" для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
методическая разработка занятий по физической культуре "Детский фитнес" для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)....